Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 10:51, реферат
Сгруппировав существующие в правоведении взгляды на понятие юридической практики, можно выделить три их группы. Одни авторы отождествляют практику с юридической деятельностью (И. Я. Дюрягин, В. П. Казимирчук, Ю. И. Гревцов). Вторая группа авторов, стремясь отграничить юридическую практику от юридической деятельности и представить ее в качестве относительно самостоятельного явления, относит к ней лишь определенные итоги, объективированный опыт правовой деятельности (С. С. Алексеев, С. И. Вильнянский и др.).
Введение.
1. Понятие юридической практики.
2. Структура юридической практики.
3. Виды юридической практики.
4. Функции юридической практики.
5. Задачи и проблемы юридической практики в области законотворчества.
5.1. Понятие законотворчества.
5.2. Стадии и структура правотворческого процесса.
5.3. Законотворческий процесс.
5.4. Федеральное законотворчество: некоторые тенденции развития.
5.5. Проблемы регионального правотворчества.
5.6. Законотворчество в сфере Internet.
6. Основные тенденции развития Российской правовой системы на рубеже
тысячелетий.
Заключение.
Список использованной литературы.
Динамизм экономических,
политических и социально культурных
потребностей современного общества выдвигает
все новые и новые задачи правового
опосредствования соответствующих
общественных отношений. Многогранность
и глубокая социальная обусловленность
этих задач наглядно обнаруживается
уже простым перечислением
- исследования различных
социальных факторов, обусловливающих
потребность в нормативно-
- выявления и тщательного
учета при формировании
- использования в процессе
создания закона
- проведения сравнительного
анализа проектируемого закона
не только с аналогичными
- постановки в целесообразных
и возможных случаях
- определения связи,
- совершенствования организационных форм, процедуры создания закона и т.д.
Столь объемные и трудоемкие задачи не могут быть успешно осуществлены без творческого подхода и решения их законодателем.
Законотворчество
Именно поэтому предпосылкой
создания закона является познание тех
сложных условий, факторов и обстоятельств,
тех развивающихся общественных
отношений, правовое регулирование
которых диктуется нуждами
Однако ограничение
Если познание в законотворчестве
является процессом преобразования
объективной действительности в
факт законодательного сознания и принятия
соответствующего решения, то реализация
этого решения в
Изучение действия закона позволяет определить его эффективность, целесообразность, научную обоснованность и т. д., что в свою очередь, воздействует в порядке обратной связи на законотворческий процесс, позволяет уточнить, откорректировать, дополнить существующее законодательство, повысить его уровень, обогатить его практическим опытом.
5.2. Стадии и
структура правотворческого
Право, как любое социальное
явление, имеет свою функцию. Рожденное
общественными отношениями, т.е. определенными
социальными связями, которые по
своей природе хаотичны, право
естественно выступает
Обращаясь к проблеме социальной обусловленности правовых явлений, ученые вводят в оборот науки понятие "факторный анализ". При этом отмечается, что социальная эффективность реализации права зависит от полноты и точности выявления, изменения и учета факторов, отражающих потребности в правовой регламентации. Это указывает на важную взаимосвязь, на общественную обусловленность правовых норм, первичность экономических и иных общественных отношений по сравнению с правовыми нормами.
Имре считает, "что общество в определенный момент своего развития с неизбежностью приходит к необходимости посредством общего правила внести порядок и устойчивость в повторяющиеся общественные отношения. Здесь, возникает вопрос, все ли отношения могут быть урегулированы государством через право? Правовая деятельность государства в этой связи может быть названа трансформирующей деятельностью: экономические и иные общественные отношения она преобразует в правовые отношения, которые затем фиксируются в правовых нормах".[4]
С точки зрения некоторых авторов, сфера правового регулирования - это то социальное пространство, которое подвержено действию права.
- сфера возможного /потенциально/ регулирования;
- сфера необходимого
- сфера законодательного регулирования;
- сфера правореализующего регулирования.
Границы государственного воздействия могут быть рассмотрены с двух сторон: его возможности и его необходимости. Верхний предел правового регулирования общественных отношений является пределом возможного. Отношения, находящиеся за ним, находятся вне досягаемости государственной власти, и регулируются иными, не правовыми нормами /природные факторы, закономерности общественного развития, уровень экономики и т.д./.
Нижняя граница /необходимость вмешательства/ определяется важностью для государства тех или иных общественных отношений. Этот предел является наиболее шатким. Существует множество общественных отношений, эффективность которых поддерживается путем саморегуляции, посредством взаимодействия норм морали, обычаев и других не правовых регуляторов. Следует иметь в виду, что нарушение государством границ, пределов правового регулирования приводит, в конечном счете, к нарушению эквивалентного характера отношений, равенства их участников.
Говоря о правотворческой
деятельности государства, следует
обратить внимание на то, что она
является частью процесса правообразования.
Характеризуя этот процесс, следует
отметить, что есть, прежде всего, перевод
объективных законов
Закономерно было бы рассматривать
правотворчество как часть
Существуют факторы, которые оказывают воздействие на формирование права и которые находятся вне каждого отдельного закона и предшествуют ему. Есть некий источник, лежащий вне понятийного права, как совокупность факторов, которые, будучи внешними, по отношению к правовой деятельности, ориентируют, не ограничивая деятельность законодателя определенными рамками, придают ей научный характер. "Комплексный подход к правотворчеству требует развития реальных связей между различными явлениями, участвующими в формировании права, осуществляющих переход от материальных факторов к сознанию и от него - к правовым нормам",[6]- считает А.Нашиц. Правотворчество - основное, начальное звено механизма правового регулирования. Оно начинается тогда, когда необходимость нововведений уже назрела и их направление уже определено общественным развитием. На этом этапе в процесс правообразования вступают компетентные государственные органы. Согласно традиционной точке зрения, правотворчество - это деятельность государства, направленная на создание юридических норм. Р.Лукич определяет "правотворчество как комплексную деятельность, состоящую из операций, которые являются разновидностью умственной деятельности, и каждая из которых, выполняется различными способами и методами".[7] В этом случае правотворчество толкуется как юридически неформализованная деятельность человеческого разума, т.к. она так или иначе, направлена на создание юридических законов. По определению А.С.Пиголкина правотворческий процесс представляет собой "порядок осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативного акта, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер".[8]
На основании изложенного
попытаемся дать определение правотворчества.
На мой взгляд, это организационно-
Любой процесс, в том числе, и правотворческий, протекает в определенных формах и может быть разбит на стадии /этапы/.
Становление правовой системы - это длительный процесс, который происходит поступательно, т.е. через создание отдельных нормативных актов. Нормативный акт - это завершающее звено и непосредственный результат правотворческой деятельности. Соответственно, правотворческий процесс есть порядок последовательных операций, в результате которых в правовую систему вливается новый элемент.
Логично было бы сделать вывод
о том, что в процесс правотворчества
не следует включать организационные
действия, содействующие непосредственной
правовой работе над нормативным
актом. В частности к правотворчеству
не относится деятельность по учету,
анализу и обобщению
Как любая процессуальная
деятельность правотворчество представляет
собой официальный порядок
Как любая процессуальная деятельность правотворчество возникает лишь при наличии определенного юридического факта. Основанием возникновения правотворческого процесса является принятие официального решения о подготовке проекта нормативного акта.
В какой бы форме это
решение не выражалось, оно является
юридическим актом, который создает
права и обязанности. Необходимо
ограничить действия, предшествующие
правотворческой деятельности от процессуального
начала этой деятельности, так как
материалы печати, высказывания политических
деятелей и научных работников, предложения
государственных и общественных
организаций о
Именно с момента принятия официального решения о подготовке проекта нормативного акта возникает определенное правоотношение, и с этого момента все действия по созданию нормативного акта качественно отличаются от действий, совершавшихся ранее и представляющих собой не процесс правотворчества, а предшествующие ему условия и предпосылки.
Информация о работе Юридическая практика: виды и эффективность