Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Мая 2013 в 22:39, курсовая работа
Актуальность данной курсовой работы, на тему «Взаимодействия человека и организации в теории управления» состоит в том, что изложенную здесь информацию можно применять и в повседневной жизни при взаимодействии с организацией и с целью ознакомления. Она помогает разобраться и учит поведению как при вхождении в новую организацию, так и в организации, в которой вы уже работаете сравнительно давно. Это теоретический материал, который полезно изучить, и применять на практике. Цель работы - выявить проблемы взаимодействия между человеком и организацией и предложить методы их решения.
Введение 3
Глава 1. Взаимодействие человека и организации 6
1.1. Модель взаимодействия человека и организационного окружения 6
1.2. Проблема установления взаимодействия человека и организационного окружения 10
Глава 2. Процесс взаимодействия человека и организации 17
2.1. Вхождение человека в организацию 17
2.2. Адаптация человека к организационному окружению и изменение его поведения 21
Глава 3. Взаимодействие человека и организации в системе государственного и муниципального управления 26
Заключение 31
Библиографический список 33
Как бы человек и организация ни стремились свести своё взаимодействие только к выполнению определённых работ на определённом рабочем месте, у них этого никогда не получится. Взаимодействие человека с организацией всегда шире, так как человек не может быть низведён до состояния машины, а организационное окружение - до рабочего места.
В каждой конкретной ситуации возникновения трудностей и проблем взаимодействия человека с организационным окружением могут быть найдены конкретные, соответствующие данной ситуации причины, породившие эти проблемы. Однако, несмотря на ситуационность этих проблем, можно указать на два основополагающих момента, лежащих в основе большинства причин, вызывающих непонимание, противодействия и конфликты во взаимодействии человека с организационным окружением. Данными моментами являются:
- ожидания и представления индивида об организационном окружении и его месте в нем;
- ожидания организации в отношении индивида и его роли в ней.
Имея определенное представление о себе самом и своих возможностях, обладая определенными знаниями об организации, имея определенные намерения в отношении организации и, наконец, исходя из своих целей и текущих возможностей, индивид вступает во взаимодействие с организацией, предполагая занять в ней определенное место, выполнять определенную работу и получать определенное вознаграждение. Организация в соответствии со своими целями, организационной структурой, спецификацией и содержанием работы предполагает взять работника, обладающего соответствующими квалификационными и личностными характеристиками, чтобы он играл определенную роль в организации, выполняя определенную работу, давая требуемый результат, за который полагается определенное вознаграждение (рис. 3).[2, с. 66]
Рис. 3. Основа конфликта во взаимодействии индивида и организации
Свести, сделать соответствующими друг другу ожидания человека и ожидания организации очень трудно, так как они складываются из множества отдельных ожиданий, для стыковки которых нужно обладать искусством управления высокого класса.
Группу основных ожиданий индивида составляют ожидания по поводу:
1) содержания, смысла и значимости работы;
2) оригинальности и творческого характера работы;
3) увлекательности и интенсивности работы;
4) степени независимости, прав и власти на работе;
5) степени ответственности и риска;
6) престижности и статусности работы;
7) степени включенности работы в более широкий деятельный процесс;
8) безопасности и комфортности условий на работе;
9) признания и поощрения хорошей работы;
10) заработной платы и премий;
11) социальной защищенности и других социальных благ, предоставляемых организацией;
12) гарантий роста и развития;
13) дисциплины и других нормативных аспектов, регламентирующих поведение на работе;
14) отношений между членами организации;
15) конкретных лиц, работающих в организации.[2, с. 67]
Для каждого индивида комбинация этих отдельных ожиданий, формирующая его обобщенное ожидание по отношению к организации, различна. Причем и структура ожидания, и относительная степень значимости отдельных ожиданий для индивида сами зависят от множества таких факторов, как его личностные характеристики, цели, конкретная ситуация, в которой он находится, характеристики организации и т. п.
Организация ожидает от человека, что он проявляет себя как:
Комбинация ожиданий организации по отношению к человеку, а также степень значимости для организации каждого отдельного ожидания могут отличаться у различных организаций. Более того, и в рамках одной и той же организации по отношению к различным индивидам могут складываться различные комбинации ожиданий. Поэтому нельзя предложить единой универсальной модели ожидания организации по отношению к человеку, так же как нельзя предложить аналогичной модели ожидания человека по отношению к организации.
Для того чтобы стыковать
ожидания человека и организации
по отношению друг к другу и
тем самым устранить или
Возможны два подхода к установлению соответствия роли и места. Первый подход состоит из того, что роль является основополагающей в установлении этого соответствия, при втором подходе исходной точкой является место, на которое претендует человек, и его потенциал исполнения ролей.
При первом подходе человек подбирается для выполнения определенной работы, осуществления определенной функции, т. е. для исполнения определенной роли в организации.
При втором подходе работа
подбирается человеку таким образом,
чтобы она лучше всего
|
Рис. 3. Два подхода к установлению
взаимодействия человека и организации
На основе исследованного материала можно сделать вывод, что первый подход является более традиционным и он наиболее распространен в современной практике менеджмента. Второй подход также имеет практическую реализацию, но преимущественно в рамках японского типа управления. При этом, несмотря на повышенную сложность реализации, наблюдается тенденция к расширению использования в мировой практике менеджмента если и не полностью второго подхода, то ряда его идей и элементов практического осуществления. Однако на применении данных подходов процесс установления баланса интересов и ожиданий организации и человека, ее работника, не исчерпывается, он расширяется и перерастает в кадровую политику.
Выбор одного из этих двух подходов является предметом стратегического решения, т.к. он задает основы стратегии управления человеческим потенциалом организации.
Глава 2. Процесс взаимодействия человека и организации
2.1. Вхождение человека в организацию
Вхождение человека в организацию - это особый, очень сложный и чрезвычайно важный процесс, в успехе которого заинтересованы как сам человек, так и организация. Быть членом организации совсем не одно и то же, что входить в организацию, становиться ее членом. Процессу вхождения человека в организацию всегда сопутствует решение нескольких проблем. Во-первых, это проблема адаптации человека к новому окружению, решение которой не всегда проходит успешно, так как требуется правильное взаимодействие обеих сторон: человека и организационного окружения. Во-вторых, это проблема коррекции или изменения поведения человека, без которых во многих случаях невозможно войти в организацию. В-третьих, это проблема изменений и модификаций в организации, которые происходят даже тогда, когда организация уже имеет свободное "место" для человека и сама принимает человека на это место в соответствии с ее потребностями и критериями отбора. От решения данных проблем зависит не только то, сможет ли человек войти в организацию, но и то, как человек будет функционировать в организации, как будет строиться его взаимодействие с организационным окружением, а следовательно то, насколько успешно будет осуществляться стратегия.[2, с. 226]
Каждый человек является членом большого количества групп. Субъективно членство в группе реализуется через отношение к ней (нравится - не нравится, интересно - неинтересно, значимо - незначимо).
Отношение человека к группе
зависит от многих факторов, но прежде
всего тем, каким образом он стал
ее членом. Исследователи пришли к
выводу, что членство в группе ценится
больше, если оно досталось с трудом.
Вступив в группу, человек стремится
вписаться в систему
Анализируя поведение работников и характер их отношения к группе и организации в целом, следует стремиться использовать положительные особенности и нейтрализовать отрицательные.
Вхождение человека в организацию всегда сопряжено с решением нескольких проблем, сопутствующих ему. Это очень сложный и многоплановый процесс, являющийся исключительно важным и болезненным для обоих сторон. Каждый человек, входя в организацию, проходит адаптацию к новому окружению, также происходит коррекция или изменение его поведения. Одновременно коллизии возникают и в организационном окружении, так как оно обязательно претерпевает деформации, связанные с появлением нового члена. От решения данных проблем зависит, как человек будет функционировать в организации и как будет строиться его взаимодействие с членами компании.
Необходимым условием успешного
вхождения в организацию для
каждого ее нового члена является
изучение системы ценностей, норм, правил
и поведенческих стереотипов, характерных
для данной фирмы. При этом нет
необходимости изучать всю
• миссия и основные цели организации;
• допустимые и предпочтительные средства, которые могут быть использованы для достижения целей организации;
• имидж и отличительный образ, который имеет и создает компания;
• принципы, правила и нормы, обеспечивающие отличительные особенности и существование организации как единого целого;
• обязанности, которые должен будет взять на себя человек, вступив в определенную роль в организации;
• поведенческие стандарты, которым должен будет следовать человек, выполняя роль.
Отобрав человека для работы, организация исходила из того, что этот человек ей нужен и будет полезен. Поэтому удержание нового сотрудника и его адаптация к условиям труда в компании является исключительно важной задачей. Успех вхождения человека в организацию зависит от того, насколько он смотивирован на данный процесс и способна ли фирма удержать его. Для этого могут быть применены различные приемы, например: долгосрочная материальная поддержка, выходящая за рамки зарплаты, обещания в будущем продвижения по службе или предоставления интересных мест работы и пр. На этапе вхождения нового работника в организационное окружение компания должна решать одновременно три задачи: разрушать старые поведенческие нормы данного сотрудника ; заинтересовывать его в работе организации ; прививать ему новые нормы поведения.
Очень благоприятным с
точки зрения вовлечения работника
в жизнедеятельность фирмы