Внешняя среда организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Сентября 2012 в 09:34, доклад

Краткое описание

Определение факторов внешней среды и степени их воздействия на организацию не играли значительной роли в российской социально-экономической и политической истории. Это объясняется тем, что в течение семи десятилетий, предшествующих происходящему рыночному переходу, предпринимательская деятельности была запрещена законом и подавлялась коммунистической идеологией.

Вложенные файлы: 1 файл

Внешняя среда организации(рита).docx

— 35.63 Кб (Скачать файл)

 

 

 

     Внешняя среда организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: Чуркина Маргарита     гр.425        

        гр.425        

Введение.

 

Определение факторов внешней среды  и степени их воздействия на организацию  не играли значительной роли в российской социально-экономической и политической истории. Это объясняется тем, что  в течение семи десятилетий, предшествующих происходящему рыночному переходу, предпринимательская деятельности была запрещена законом и подавлялась  коммунистической идеологией.

Вообще в годы СССР этого и  не надо было делать, так как наша страна являлась почти закрытой системой. Все предприятия работали только по госплану , который «сбрасывался» сверху.

Но сейчас эта тема более чем  актуальна, так как после перехода России к рыночным отношениям, стало  образовываться большое количество предприятий. И основной задачей  этих организаций стало выживание  в такой среде, которая наблюдается  у нас в стране. Эта среда  стала очень подвижной и неопределённой. И теперь, чтобы выжить организациям приходится обращать внимание и считаться  с всеми факторами внешней  среды. Но нашим менеджерам и руководителям  российских компаний трудно справиться с этой задачей. А объясняется  это тем, что история современного предпринимательства и переходного  периода российской экономики по сравнению со стабильной ситуацией  в других странах ( например – США) наиболее короткая.

В настоящее время у нас стали  вплотную подходить к проблеме выживания  организаций во внешней среде  и смягчению воздействия факторов внешней среды,В современном мире происходит потрясающие, гигантские по своим масштабам и долгосрочные  по воздействию перемены, исследование которых предполагает идентификацию, определение и тщательный анализ основных компонентов внешней среды.

К характеристикам внешней среды  могут быть отнесены:

1. Взаимосвязанность  факторов.

2. Разнообразие  факторов.

3. Высокая  динамичность изменений факторов.

4. Неопределенность  как во времени воздействия,  так и по силе воздействия

Внешняя организационная  среда включает находящиеся вне пределов компании, но оказывающее на нее существенные воздействия элементы: конкурентов, ресурсы, технологии и экономические условия. Внешнюю среду организации обычно подразделяют на два уровня: общую(генеральную)среду и среду задач.

Общая (генеральная)среда представляет собой внешний слой разнообразных ,но оказывающих лишь косвенное влияние на деятельность организации элементов. Она включает ,примерно в равной степени, воздействующие на все компании социальные, демографические и экономические факторы. Такие события не влияют  на деятельность фирмы напрямую, но так или иначе воздействуют на функционирование всех организаций.(Например: увеличение темпов инфляции.)Окружение ,в котором непосредственно оперирует организация, или среда задач, а именно функциональная среда, воздействует  на большинство её повседневных функций, связанных с основными видами деятельности(поставщики, потребители и конкуренты).

Общая(генеральная) среда является наиболее удалённый от компании внешний слой элементов организационной среды, ктр так или иначе влияют на фирму, не оказывая непосредственного влияния на её текущие операции. Обычно выделяют пять основных измерений генеральной среды:международное,технологическое,социокультурное,экономическое и законодательное(политическое).

Международное измерение  внешней среды- события, происходящие за рубежами страны, так же как и возможности развития бизнеса компании в др странах. Из международной среды появляются новые конкуренты, покупатели и поставщики, она же формирует новые социальные, технологические и экономические тенденции. К примеру, существенным изменениям международного измерения внешней среды является вступление Китая во Всемирную торговую организацию. КНР, численность населения ктр превышает 1.3 млрд человек ,-весьма привлекательный рынок , а членство в ВТО будет только способствовать экономическому росту. Для американских  строительных  компаний , например для Caterpillar,и их торговых представителей Китай с его огромным потенциалом для строительства автомагистралей, дамб , зданий - рынок мечта . Однако бизнес на этом новом рынке связан со многими сложностями ( необходимость организации цепочки распределения , сервис- центров, дилерских сетей и т .д.)

      Сегодня  каждой компании приходится конкурировать  в глобальном масштабе. А для  сохранения конкурентоспособности  в новой глобальной экономике  многим компаниям приходится  снижать цены. Возникающие в других  частях света проблемы могут  оказывать существенное влияние  на американские фирмы . Например , азиатский кризис больно ударил  по компании Coca-Cola,значительный объём продаж который сосредоточен именно в странах Азии .А экономические потрясения в России ? К примеру, одна небольшая фирма-дистрибьютор витаминов и спортивного питания из Нэшвилла  , штат Теннеси, поставляла в Россию 20% всей продукции. Резкое падение курса рубля(август 1998г.)привело к тому, что U.S.A. Laboratories приходилось прилагать огромные усилия для того, чтобы получить оплату хотя бы за часть поставленных товаров.

 В итоге, хочется  добавить, что менеджеры, привыкшие   мыслить только в масштабах  внутренней среды, обязаны научиться  новым правилам глобального оборота  товаров и услуг и идей, так  как без этих навыков выход  на международный рынок будет  неэффективным.

Технологическое измерение. Технологическое измерение включает научные и технологические нововведения в отдельной отрасли и в обществе в целом. В последние годы в этой области произошли многочисленные, имеющие далеко идущие последствия перемены. Двадцать лет назад во многих организациях не было даже персональных компьютеров. Сегодня компьютерные сети ,доступ в интернет ,видеоконференции ,сотовые телефоны, факсимильные аппараты, пейджеры, портативные компьютеры считаются необходимым минимумом, без ктр невозможно вести дела. Доступность интернета всем и каждому изменила характер конкуренции, и взаимоотношений между организациями и покупателями. Определённое влияние на деятельность организаций и менеджеров оказывает и другие технологические факторы. Не так давно был полностью расшифрован геном человека, что неизбежно повлечёт  за собой появление принципиально новых лекарственных препаратов. В то же время нектр технологии (например, клонирование, исследования в области стволовых клеток) неоднозначно воспринимаются как широкой общественностью, так и самими учёными. Изучение секретов материи ведётся уже на уровне атомов, в результате чего на свет появляются потрясающие материалы. Например «смарт-гели» , способные принимать любую форму.

Социокультурное измерение.  Социокультурное измерение генеральной среды образуют  демографические характеристики , нормы, обычаи и ценности населения страны, в ктр оперирует организация. Важными социокультурными характеристиками  являются географическое распределение и плотность населения, его средний возраст, уровень образования. Текущая структура населения определяет состав рабочей силы и потребителей завтра. Согласно прогнозам, в будущем ожидается глобализация как потребительских рынков, так и рынка рабочей силы(что мы можем наблюдать уже сейчас). При этом как потребители, так и члены организаций отличаются всё большим многообразием.

К социокультурному измерению  также относятся нормы и ценности населения. Например в США с середины 1990-ых гг. наблюдается постоянно  возрастающий интерес населения  к духовным проблемам, что не может  не отразиться и на организациях. В 1999 г. 78% американцев ощущали потребность  в духовном росте, тогда как всего  пять лет назад нечто подобное испытывало лишь 20% населения. Книги  и другие материалы по вопросам религии  и духовности продаются в огромных количествах, а некоторые внедряют духовные ценности и идеи в повседневную жизнь. На организации воздействуют и другие тенденции социокультурного характера. Так, фирмам- огнестрельного оружия пришлось очень нелегко после  серии трагических событий в  нескольких американских школах, когда  спрос на оружие со стороны населения  резко упал. Однако после 11 сентября 2001 г. Потребность американцев в  средствах самозащиты вновь возросла. Страх перед холестерином и жиром  в продуктах питания заметно  снизился, что не могло не повлиять на прибыль производителей «полезных  для здоровья» продуктов питания.

Экономическое измерение. Экономическое измерение отражает общую экономическую ситуацию в стране или регионе, в котором осуществляет свою деятельность организация. Покупательская способность потребителей, уровень безработицы, процентные ставки – всё это элементы экономической среды. С глобализацией экономики сложность и неопределённость экономической среды многократно возрастают. Взаимосвязи между экономиками разных стран стали намного теснее. Например, начавшийся в США после 11 сентября 2001 г. Экономический спад оказал воздействие на организации всего мира, а экономические неурядицы в Европе и Азии заметно повлияли на состояние фондового рынка в США.

 В настоящее время  одной из главных тенденций  экономического измерения является  тенденция к слияниям и поглощениям  компаний, значительно изменяющим  корпоративный «ландшафт».Компании  Citibank и Travelers объединились в Citigroup, компания Glaxo Wellcome приобрела SmithKline Beecham, а американская сеть магазинов Wal-Mart на корню скупила британскую ASDA Group. На рынке детских игрушек компании Hasbro, Mattel и Tyco за несколько лет «подмяли под себя» как минимум дюжину небольших производителей. Но что интересно, все эти слияния и поглощения сопровождаются ростом жизнеспособности малых предприятий! Малый бизнес- один из наиболее значительных аспектов современной американской экономики.

Законодательно (политическое) измерение. Законодательное измерение включает в себя федеральные и местные законодательные акты, а также политические действия, направленные на установление контроля за действиями компании. Например, политическая система США поощряет капитализм, государство старается не допускать чрезмерного регулирования бизнеса. В тоже время именно государственные законы определяют правила ведения «деловых игр». Для некоторых компаний судебные споры и государственное регулирование создают большие проблемы . Взять хотя бы длительный , утомительный и дорогостоящий процесс по антимонопольному делу корпорации  Microsoft. Менеджерам компании пришлось на собственном опыте осознать, насколько сильным может быть влияние данного измерения внешней среды. Проблемы государственно-законодательного характера возникают и в других странах. В связи с произошедшими в Европе скандалами под пристальное внимание регулирующих органов попала компания Coca-Cola. Решение General Electric  о приобретении за $41 млрд компании Honeywell было одобрено соответствующими инстанциями в США, но не нашло понимания в Европейском союзе. По мнению руководящих органов последнего, подобная сделка привела бы к заметному ограничению конкуренции и росту потребительских цен в Европе.

Менеджерам необходимо учитывать  и существование разнообразных  групп влияния, представители которых  тесно связаны с законодательными или политическими кругами и  заинтересованы в том, чтобы деятельность компаний не выходила за приемлемые для  общества рамки. Наибольшую известность  получили, пожалуй, борцы с курением, за безопасность автомобилей, авиаперелётов, экологическое движение. С  последним  фактором тесно связаны два других, ставших в последе время одним  из самых существенных: протесты против биотехнологий и глобализации. Борцы за экологию и права человека осложняют деятельность всемирной торговой организации. Международного банка и Международного валютного фонда. Активисты – общественники протестуют против свободного перемещения товаров, людей и капиталов по всему миру.                                                                                                                                                                                                            

А так же немаловажную роль играют отношения с местным населением. А именно почти для всех организаций преобладающее отношение к ней местной общины, в которой та или иная организация функционирует, имеет первостепенное значение как фактор косвенного воздействия, если не говорить о факторе действий федеральных властей. Почти в каждой общине существуют конкретные законы и установки по отношению к бизнесу, определяющие, где можно развернуть деятельность того или иного предприятия. Некоторые города, к примеру, не жалеют усилий для создания стимулов, привлекающих промышленные предприятия в черту города. Другие, напротив, годами бьются в суде, чтобы не допустить в город промышленное предприятие.

Многие организации прилагают  целенаправленные усилия для поддержания  хороших отношений с общинами, в которых они функционируют. Эти усилия могут выражаться в  форме финансирования местных школ, благотворительной деятельности или  поддержке молодых дарований  в управлении вместо подношений сообществу наличными.

 

Среда задач. Среда задач, или функциональная среда, включает элементы, непосредственно связанные с операциями организации: потребителей, конкурентов, поставщиков и рынок труда, материалы и капитал.

Потребители.Многие принимают точку зрения известного специалиста по управлению Питера Ф. Друкера, согласно которой подлинная цель бизнеса – создавать потребителя. Под этим понимается следующее: само выживание и оправдание существования организации зависит от её способности находить потребителя результатов её деятельности и удовлетворять его запросы.

Анализ потребителей, как  компоненты непосредственного окружения  организации, в первую очередь имеет  своей задачей составление профиля  тех, кто покупает продукт, реализуемый  организацией. Изучение покупателей  позволяет организации лучше  уяснить то, какой продукт в  наибольшей мере будет приниматься  покупателями, на какой объём продаж может рассчитывать организация, в  какой мере покупатели привержены продукту именно данной организации, насколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.

Профиль покупателя может  быть составлен по следующим характеристикам:

Географическое месторасположение  покупателя;

Демографические характеристики покупателя, такие, как возраст, образование, сфера деятельности;

Социально-психологические  характеристики покупателя, отражающие его положение в обществе, стиль  поведения, вкусы привычки;

Отношение покупателя к продукту, отражающие то, почему он покупает данный продукт, является ли он сам пользователем  продукта, как оценивает продукт.

Изучая потребителя, фирма  также уясняет для себя, насколько  сильны его позиции по отношению  к ней в процессе торга. Если, например, покупатель имеет ограниченную возможность  в выборе продавца нужного ему  товара, то его сила торговаться  существенно ослаблена. Если же наоборот, то продавец должен искать замену данному  покупателю другим, который имел бы меньше возможности в выборе продавца. Торговая сила покупателя зависит, например, также от того насколько существенно  для него качество покупаемой продукции. Существует целый ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые  обязательно должны быть вскрыты  и изучены в процессе анализа  потребителя. К числу таких факторов относятся следующие:

Информация о работе Внешняя среда организации