Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 16:32, курсовая работа
Курсовая ставит своей целью изучить факторы внутренней и внешней среды организации, дать их подробный анализ.
Цель предусматривает решение следующих задач:
1) Охарактеризовать факторы внешней среды, воздействующие на предприятие.
2) Выделить факторы внутренней среды организации.
3) Рассмотреть SWOT-матрицу как метод исследования факторов внешней и внутренней среды организации.
4) Провести анализ внешней и внутренней среды, воздействующей на ООО "Кижмола".
Введение………………………………………………………………………………...3
1.Теоретические и методические основы внутренней и внешней среды организации…………………………………………………………………………….6
1.1. Понятие и структура среды организации………………………………………..6
1.2. Факторы внутренней среды организации………………………………………..7
1.3. Факторы внешней среды организации…………………………………………...9
1.4. SWOT-матрица как метод исследования факторов внешней и внутренней среды организации……………………………………………………………………15
2. Краткая организационно-экономическая характеристика ООО "Кижмола"…..17
3. Анализ основных производственных и экономических показателей ООО «Кижмола»…………………………………………………………………………….19
3.1. Внутренняя среда организации…………………………………………………26
3.2. Внешняя среда организации…………………………………………………….29
3.3. SWOT-анализ ООО «Кижмола»…………………………………………………32
3.4. Возможные пути совершенствования ООО «Кижмола»……………………...36
Заключение…………………………………………………………………………….38
Библиографический список ………………………………………………………….41
В ООО "Кижмола" преобладает центральный - человеческий фактор. Это значит, что каждый работник представляет собой личность, директор старается учитывать интересы каждого сотрудника. Если возникают проблемы, то решение
обсуждается коллективом. Люди, работающие в организации, очень сильно отличаются друг от друга по многим параметрам: пол, возраст, образование, семейное положение, его способности и т.п. Все эти отличия могут оказывать серьезное влияние как на характеристики работы и поведение отдельного работника, так и на действия и поведение других членов организации. В связи с этим директор строит свою работу с кадрами таким образом, чтобы
способствовать развитию
положительных результатов
3.2 Внешняя среда организации
Внешняя среда организации включает такие элементы как потребители,
конкуренты, правительственные
учреждения, поставщики и источники
трудовых ресурсов. Один из способов определения
окружения и облегчения ее влияния
на организацию состоит в
Среда прямого воздействия включает факторы, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое же влияние организации. К таким факторам относят следующие:
1) Поставщики.
Поставщики обеспечивают ООО "Кижмола" различными видами
продовольственных и непродовольственных товаров, оборудованием, техникой. Для успешной деятельности магазинам требуется непрерывный поток товара.
Основными поставщиками ООО "Кижмола":
• алкогольной продукции являются ООО "Экстра", ООО "Фокстрот", ООО "Винный погребок" г. Сыктывкар, ООО "Союзалкоголь" г. Котлас;
• текстильной продукции - ООО "Престиж" г. Иваново;
• мясной и рыбной продукции - ООО "Мясной двор", "Сыктывкаррыбпром";
• кондитерских изделий - ЗАО "Ассорти", ООО "Фантазия" г. Сыктывкар;
• продукции материально - технического назначения - Торговый дом "Метстрой Инвест" г. Череповец, ПО "Хозторг" г. Сыктывкар;
• парфюмерии, хозтоваров - ООО "Трим" г. Сыктывкар.
Успешность деятельности ООО "Кижмола" напрямую зависит от поставщиков, которые обеспечивают ввод материалов, оборудования, энергии.
2) Законы и
учреждения государственного
Организация действует согласно
Трудовому законодательству, Гражданскому
кодексу РФ, Налоговому кодексу РФ,
постановлению Правительства №
администрации Ленского района Архангельской области Маслова В.Л.
ООО "Кижмола" раз в три года проходит проверки Межрайонной Инспекции по Налогам и Сборам №2 по Архангельской области и Ненецкому - Автономному округу. Она выявляет правильность начисления и выдачи заработной платы, начисления и оплаты налогов, оформления документации, расчетов с
поставщиками и подотчетными лицами.
Камеральная проверка Фонда социального страхования (раз в три года) определяет правильность начисления пособий и оформления больничных
листков. Банк проверяет кассовую дисциплину раз в год, Пенсионный фонд - предоставление индивидуальных сведений о работниках. Аудит в данной
организации не предусмотрен согласно Положению "Об Обществе с
Ограниченной Ответственностью"
Также проводятся проверки по соответствию правил торговли Федеральной службой "По надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека" по Архангельской области.
3) Потребители.
Основная масса потребителей - это население Ленского района Архангельской области; различные бюджетные организации - школы, детские сады – могут
закупать продукты питания и стройматериалы.
Для организации важно, чтобы благосостояние населения регулярно росло, в связи с этим возрастет спрос на товары народного потребления, а, следовательно, увеличится прирост капитала. Удовлетворить потребности покупателя - одна из главных задач ООО "Кижмола". Вследствие этого внимательно изучается
покупательский спрос на те или иные виды товаров, учитываются замечания со стороны покупателей, проводятся опросы.
4) Конкуренты.
Основными конкурентами ООО
"Кижмола" являются ПО "Яренское"
и индивидуальные предприниматели.
В населенных пунктах, где находятся
торговые точки данного предприятия,
имеются два и более
Индивидуальные
конкуренции, т.к. в их владении
находится достаточное
точек. Населению выгодно, что в районе существует конкуренция между
торговыми организациями, потому
как можно сделать выбор
Помимо местных конкурентов в Ленском районе есть и конкуренты с
Республики Коми - это
ООО "Дорснаб", "Винная лавка",
которые также стремятся
Исходя из этого работники ООО "Кижмола" производят закуп товаров на
более выгодных условиях и по низким ценам, стараются снижать затраты на доставку и реализацию продукции.
Факторы среды косвенного воздействия обычно не влияют на операции
организации также заметно, как факторы среды прямого воздействия, но, тем не менее, их необходимо учитывать. К ним относят:
• технологию.
Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой товары можно продавать быстрее и качественнее. Это новое оборудование, машины.
• состояние экономики.
Оно влияет на стоимость ввозимых ресурсов и способность потребителей покупать определенные товары и услуги. В связи с ростом цен ООО "Кижмола" должно регулировать процент надбавки. Таким образом, на скоропортящиеся товары делается наценка от 10% до 15%, а на непродовольственные товары от 30% до 35%.
• социокультурные факторы.
Любая организация функционирует, по меньшей мере, в одной культурной среде, поэтому социокультурные факторы, в числе которых преобладают установки, жизненные ценности и традиции, влияют на организацию. ООО "Кижмола" зарекомендовало себя как успешное, проверенное, процветающее предприятие, достаточно долго находящееся на рынке товаров и услуг, "сделало себе Имя", поэтому многие потребители приходят в магазины именно этой организации.
• политические факторы.
Большое значение для ООО "Кижмола" имеет фактор политической стабильности. Важна деятельность законодательных органов, администрации в области налогообложения, установления налоговых льгот, законодательства по защите прав потребителей, стандартной безопасности, контроля цен и заработной платы.
3.3 SWOT-анализ ООО "Кижмола"
Для того чтобы получить ясную оценку сил предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ. SWOT-анализ - это наиболее простой и доступный метод, позволяющий проинтегрировать различные аспекты внешней и внутренней среды и способный реально помочь в выборе оптимальной стратегии.
В курсовой работе проанализированы факторы внешней и внутренней среды, оказывающие влияние на ООО "Кижмола". Как установлено, сильными сторонами выступают: уровень учетной политики, качество материальной базы, широкий ассортимент товаров, хорошая репутация предприятия на рынке. Сила также заключается в имеющемся опыте, наличии передовой технологии и
современного оборудования, высоком качестве выпускаемой продукции.
Слабые стороны предприятия - это отсутствие чего-то важного для
функционирования предприятия или что-то, что пока не удается по сравнению с другими компаниями и ставит предприятие в неблагоприятное положение. К слабым сторонам можно отнести недостаток финансирования, низкий уровень сервиса, финансы как доступность инвестиционных ресурсов (кредиты,
размещение ценных бумаг и т.д.), финансы как состояние текущего баланса, инновации как способность к реализации на рынке новых продуктов.
Рыночные угрозы - события,
наступление которых может
неблагоприятное воздействие на предприятие. Возможными угрозами можно
считать изменение уровня цен, рост темпов инфляции, рост налогов и пошлин, рост безработицы, ужесточение законодательства, появление новых фирм-
конкурентов на рынке, изменение вкусов покупателей.
Рыночные возможности - это благоприятные обстоятельства, которые
предприятие может использовать для получения преимущества. К возможностям ООО "Кижмола" отнесены: предложения о сотрудничестве со стороны
отечественных предпринимателей, снижение налогов и пошлин, появление новых поставщиков, ухудшение позиций конкурентов, резкий рост спроса, появление новых технологий производства продукции, рост уровня доходов населения. Следует отметить, что возможностями с точки зрения SWOT-анализа являются не все возможности, которые существуют на рынке, а только те, которые можно использовать.
Таблица 9 - Определение сильных и слабых сторон ООО "Кижмола"
Параметры оценки |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
1. Организация |
Высокий уровень квалификации руководящих сотрудников предприятия, хорошая репутация на рынке |
Низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия |
2. Производство |
Высокое качество выпускаемых товаров |
Высокая степень износа оборудования |
3. Финансы |
Качественная материальная база, высокий уровень учетной политики |
Высокие издержки производства, доступность капитала затруднена |
4. Инновации |
Наличие передовой технологии и современного оборудования |
сроки окупаемости средств, вложенных в разработку новинок. |
5. Маркетинг |
Доступный уровень цен, эффективность рекламы, репутация предприятия, ассортимент предлагаемых дополнительных услуг |
Невысокая квалификация обслуживающего персонала, неэффективность применяемой модели сбыта, низкий уровень сервиса. |
Таблица 10 - Определение рыночных возможностей и угроз предприятия.
Параметры оценки |
Возможности |
Угрозы |
1.Конкуренция |
Повысились барьеры входа на рынок: необходимо получать лицензию на занятие данным видом деятельности на вино-водочные изделия |
достаточно большое количество данных видов услуг |
2.Экономические факторы |
Устойчивый курс рубля |
Уровень инфляции может возрасти, изменение уровня доходов населения, налоговая политика государства |
3.Политические факторы |
уровень политической стабильности в стране, уровень правовой грамотности населения, уровень законопослушности |
уровень коррумпированности власти |
4.Социально-культурные факторы |
традиции и система ценностей общества, существующая культура потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей |
Для сопоставления возможностей предприятия условиям рынка применяется видоизмененная матрица SWOT-анализа.
Таблица 11 - Матрица SWOT-анализа.
Возможности 1.Появление новой розничной сети 2. и т.д. |
Угрозы 1.Появление крупного конкурента 2. и т.д. | |
Сильные стороны 1. Высокое качество продукции 2. 3. и т.д. |
1.Как воспользоваться возможностями Попытаться войти в число поставщиков новой сети, сделав акцент на качестве нашей продукции |
2.За счет чего можно снизить угрозы Удержать наших покупателей от перехода к конкуренту, проинформировав их о высоком качестве нашей продукции |
Слабые стороны 1. Высокая себестоимость продукции 2. 3. и т.д. |
3.Что может помешать воспользоваться возможностями Новая сеть может отказаться от закупок нашей продукции, так как наши оптовые цены выше, чем у конкурентов |
4.Самые большие опасности для фирмы Появившийся конкурент может предложить рынку продукцию, аналогичную нашей, по более низким ценам |