Государство и предприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Проблема становления гражданского общества - это, в первую очередь, проблема создания инфраструктуры взаимодействия государства, бизнеса и общества в решении задач социально - экономического роста. Формирование и укрепление институтов гражданского общества должно осуществляться на всех уровнях - от местного самоуправления до федерального масштаба и в рамках целостной концепции государственного строительства. К сожалению, на сегодняшний день она в данной области отсутствует.

Вложенные файлы: 1 файл

взаимодействие государства и предприятия.docx

— 33.82 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Гражданское общество в России, наряду со свободной рыночной экономикой, является необходимым условием достижения социальной и политической стабильности.

 

Проблема становления гражданского общества  - это, в первую очередь, проблема создания инфраструктуры взаимодействия государства, бизнеса и общества в решении задач социально - экономического роста. Формирование и укрепление институтов гражданского общества должно осуществляться на всех уровнях - от местного самоуправления до федерального масштаба и в рамках целостной концепции государственного строительства. К сожалению, на сегодняшний день она в данной области отсутствует. В первую очередь это сказывается на одном из наиболее динамично развивающихся институтов гражданского общества - некоммерческих организациях или предприятиях. Инфраструктурный дефицит наиболее лимитирует развитие среды предприятия, заполняемой разного рода маргинальными, внесистемными, бюрократическими и иными негативными факторами. Отражая практически весь спектр интересов и ценностей, существующих в обществе, предприятие служат связующим звеном между различными слоями общества и государством, механизмом для определения приоритетных задач и важнейших направлений деятельности, без чего невозможно эффективное управление общественными процессами. Сегодня государство, испытывая трудности в решении многих стоящих перед ним задач, может и должно опереться на кадровые, экспертные и другие ресурсы общественности. Гражданское общество проявляет и способность, и готовность к добровольной концентрации своих ресурсов - "интеллектуальной мобилизации" для решения общенациональных задач

 

При написании работы ставилась  цель - раскрыть сущность проблемы взаимодействия государства и предприятий. Для  выполнения поставленной цели в работе решаются следующие задачи: раскрытие  спектра проблем взаимодействия государства и организаций, вырабатываются пути решения указанных проблем, посредством применения мер экономического и правового взаимодействия.

 

 

1. Государственное регулирование  и поддержка предприятий

 

Рыночная экономика, несмотря на ее многие положительные черты, не способна автоматически регулировать все экономические и социальные процессы в интересах всего общества и каждого гражданина. Она не обеспечивает социально справедливое распределение дохода, не гарантирует право на труд социально, не нацеливает на охрану окружающей среды и не поддерживает незащищенные слои населения.

 

Частный бизнес не заинтересован  вкладывать капитал в такие отрасли  и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для  общества и государства они просто жизненно необходимы. Рыночная экономика  не решает и многие другие актуальные проблемы. И обо всем этом должно позаботиться государство.

 

Прерогатива государства -- обеспечение надежного правопорядка в стране, национальной безопасности, а это, в свою очередь, является основой для развития предпринимательства и экономики.

 

Таким образом, экономика  в любой стране не может нормально  развиваться, если государство не обеспечило соответствующих условий для  этого.

 

Затянувшийся экономический  кризис в нашей стране, характеризующийся  спадом производства, инфляцией, социальной напряженностью в обществе и совпавшей  по времени с переходом на рыночную экономику, во многом обусловлен слабым, а порой и некомпетентным вмешательством государства в происходящие экономические  процессы; тем самым государство не выполняет важнейшие свои функции, которые на него возлагаются.

 

На государство возлагаются  следующие основные функции:

 

1. Создание правовой основы. Известно, что без правовой основы  экономика, да и общество в  целом, не могут нормально развиваться.  Государство разрабатывает и  принимает законы, определяющие  права собственности, регулирующие  предпринимательскую деятельность, обеспечивающие качество продукции  и т.д. При помощи правовой  основы государство обеспечивает  законные "правила игры", регулирующие  отношения между субъектами предпринимательской  деятельности.

 

2. Обеспечение надлежащего  правопорядка в стране и национальной  безопасности. Государство должно  обеспечить права и безопасность  каждого гражданина, общества в  целом и всех субъектов рыночной  экономики. Если государство должным  образом не выполняет эту функцию,  то в стране создаются условия  для развития криминальной обстановки: уголовной преступности, мафии, коррупции,  взяточничества и других негативных  явлений, что пагубно влияет  на предпринимательскую деятельность  и экономику страны в целом.

 

3. Стабилизация экономики, то есть устойчивое развитие экономики, когда достигаются и поддерживаются на оптимальном уровне основные макроэкономические показатели: объем валового национального продукта, национальный доход, уровень инфляции и безработицы, дефицит бюджета и др. Для обеспечения стабилизации экономики государство обязано использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и методы посредством проведения соответствующей фискальной, финансово-кредитной, научно-технической и инвестиционной политики.

 

Если государство не будет  добиваться стабилизации экономики, то это самым существенным образом  и в негативном плане может  повлиять на предпринимательскую деятельность, экономику страны в целом, социальную обстановку и другие процессы.

 

Так, например, если государство не будет бороться с инфляцией, то она вообще может парализовать экономику страны. Инфляция приводит к следующим негативным последствиям:

 

национальным товарам  трудно конкурировать с импортными. В свою очередь это приводит к дефициту платежного баланса, упадку промышленного производства, росту безработицы; началу валютной спекуляции;

 

оттоку денег из страны, особенно иностранной валюты; девальвации  валюты, а следовательно, повышению цен на импортные товары и общему росту цен; обесценению сбережений граждан;

 

снижению инвестиционной активности и другим негативным последствиям.

 

4. Обеспечение социальной  защиты и социальной гарантии. Государство обязано проводить  активную социальную политику, суть  которой в гарантированном обеспечении  всех работающих минимумом заработной  платы, пенсиями по старости  и инвалидности, пособиями по  безработице; в обеспечении различных  видов помощи малоимущим; в осуществлении  индексации фиксированных доходов  в связи с инфляцией и т.д.

 

Проводя эту политику, государство  тем самым обеспечивает минимальный  прожиточный уровень для всех граждан своей страны и не допускает социальной напряженности в обществе.

 

5. Защита конкуренции.  В рыночной экономике конкуренция - один из основных регулирующих инструментов. Конкуренция - основа прогресса во всех сферах экономики, она заставляет производителей товаров и услуг внедрять все новое и передовое, улучшать качество продукции и снижать издержки на ее производство. Поэтому одна из функций государства - защита конкуренции. При конкуренции покупатели ~ это хозяин, рынок -  их агент, а предприятие - их слуга. При монополии ситуация резко изменяется и покупатель из хозяина превращается в слугу.

 

Для России проблема создания конкурентной сферы и ее защита особенно важны на современном этапе, поскольку  среда для настоящей конкуренции  в стране еще не создана и экономика  в значительной степени монополизирована.

 

Выход из создавшегося положения  очевиден: демонополизация экономики - создание конкурентной среды - защита конкуренции. Для выполнения этих и других функций государство должно использовать все имеющиеся в его распоряжении рычаги и средства.

 

2. Условия и предпосылки  государственного вмешательства

 

Только при наличии  определенных условий и предпосылок  государство должно вмешиваться  в экономику. Условия могут быть и позитивными, и негативными.

 

Негативные условия ~ это  всякого рода негативные явления  и тенденции в различных сферах человеческой деятельности, которые  могут отрицательно повлиять на предпринимательскую  деятельность и экономику страны в целом. Эти тенденции и явления  очень разнообразны как по сущности, так и по силе отрицательного влияния  на экономику. Роль государства заключается  в своевременном обнаружении  этих тенденций и явлений, причин их возникновения и принятии соответствующих  мер по их устранению.

 

Такими условиями для  вмешательства государства могут  быть: требования национальной безопасности, социальная напряженность в обществе, негативные явления в экономике (спад производства, инфляция, высокий  уровень безработицы, структурная  несбалансированность, дефицит бюджета, неконкурентность отечественной продукции на мировом рынке, инвестиционный спад и другие), ухудшение окружающей среды.

 

Одна из серьезнейших функций государства - своевременное выявление и устранение предпосылок, то есть не очевидных проявлений негативных условий и тенденций в экономике и других сферах человеческой деятельности.

 

Под позитивными условиями  понимаются различные позитивные явления  и процессы в различных сферах человеческой деятельности, которые  положительно влияют на предпринимательскую  деятельность и экономику страны в целом. Роль государства в этом случае заключается в своевременном  их выявлении и принятии определенных мер по их поддержанию.

 

Знание условий и предпосылок  еще не достаточно для государственного вмешательства, государство должно знать их критерии, то есть признаки, на основании которых можно было бы произвести оценку их количественного соотношения. Например, к негативным явлениям относятся инфляция, безработица, спад промышленного производства, дефицит бюджета, спад инвестиционной деятельности и др. Для государственного вмешательства необходимо знать их критерии, чтобы можно было выбрать адекватные меры воздействия для их устранения.

 

Безработица ~ это неотъемлемый элемент рыночной экономики. Определенный ее уровень  - 4-6% численности рабочей силы - считается нормальным, или оправданным и называется естественным уровнем. Естественной считается фрикционная и структурная безработица. Эта безработица связана с поиском более выгодной работы, сезонными перерывами, а также с изменениями спроса на те, или иные профессии.

 

Поэтому государство должно регулировать безработицу только в  том случае, если она начинает превышать  естественный уровень (4-6%), то есть когда начинается циклическая безработица, связанная со спадом производства. Таким образом, критерием для безработицы является ее уровень, скорректированный на уровне естественной безработицы.

 

Инфляция - это повышение общего уровня цен на товары и услуги, и как явление более сложное чем, безработица. Инфляция характерна для всех стран мира, так как цены на товары и услуги не являются постоянными величинами, находятся в движении. Поэтому до определенного уровня инфляция не представляет серьезной опасности, а более высокий ее уровень может принести много бед для экономики и общества в целом. Ибо по силе негативного влияния вряд ли можно еще найти подобное явление. Поэтому государство должно отслеживать этот процесс, чтобы инфляция не могла выйти из-под его контроля. Меры, принимаемые государством, зависят от уровня инфляции. Поэтому различают умеренную, галопирующую и гиперинфляцию. Умеренной считается инфляция, когда цены растут менее 10% в год, галопирующая характеризуется ростом цен от 10 до 200% в год, а при гиперинфляции цены растут еще быстрее.

 

Противоинфляционные меры государства зависят не только от уровня инфляции, но и причин ее породивших. Исходя из этого, различают инфляцию двух типов: инфляцию спроса и инфляцию предложения. Каждая из них имеет свои особенности, поэтому "лекарства" для их лечения тоже свои.

 

Дефицит бюджета - это превышение расходов государства над его доходами. Государство должно стремиться, как показывает опыт разных стран, не к сбалансированности бюджета, а к тому, чтобы он не превышал конкурентную величину. В качестве этого критерия выступают доля дефицита в валовом национальном продукте и внутренний валовой продукт. Поэтому задача государства заключается в том, чтобы не превысить заранее определенную и допустимую величину этого критерия.

 

3. Механизм государственного  воздействия на предпринимательскую  деятельность

 

Государство для выполнения своих функций и регулирования  экономики использует как экономические (косвенные), так и административные (прямые) методы воздействия на предпринимательскую  деятельность и экономику страны, принимая и корректируя соответствующие  законодательные акты и постановления, а также проводя определенную экономическую политику. Мировой  опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что в условиях реформирования экономики, в кризисных ситуациях  роль государства возрастает; в условиях стабильности и оживления - снижается. Но во всех случаях государство должно придерживаться основного правила - так воздействовать на предпринимательскую деятельность и экономику страны, чтобы не разрушить рыночной основы и не допустить кризисных явлений.

 

Экономические методы воздействия государства на предпринимательскую деятельность в большей степени подходят для реализации этого правила, чем административные, хотя иногда их трудно разграничить.

 

Экономические рычаги, используемые государством для регулирования  экономики, довольно разнообразны, но основные из них: налоги, перераспределение  доходов и ресурсов, ценообразование, государственная предпринимательская  деятельность, кредитно-финансовые механизмы и другие.

 

Административные методы, т.е. методы прямого действия, должны использоваться государством в том  случае, когда экономические методы неприемлемы или недостаточно эффективны при решении той или иной задачи. Как показала мировая практика, административные методы наиболее эффективно используются в следующих областях:

 

* естественная государственная  монополия (железнодорожный транспорт,  связь, фундаментальная наука);

 

* охрана окружающей среды  и использование ресурсов;

 

* сертификация, стандартизация, метрология;

Информация о работе Государство и предприятие