Государство и предприятие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 22:30, курсовая работа

Краткое описание

Проблема становления гражданского общества - это, в первую очередь, проблема создания инфраструктуры взаимодействия государства, бизнеса и общества в решении задач социально - экономического роста. Формирование и укрепление институтов гражданского общества должно осуществляться на всех уровнях - от местного самоуправления до федерального масштаба и в рамках целостной концепции государственного строительства. К сожалению, на сегодняшний день она в данной области отсутствует.

Вложенные файлы: 1 файл

взаимодействие государства и предприятия.docx

— 33.82 Кб (Скачать файл)

 

* социальная политика, прежде  всего,-- это определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособий по безработице и т.д.).

 

Для создания нормальных условий  для предпринимательской деятельности, стабилизации и подъема экономики  государство должно проводить соответствующую  экономическую политику, которая складывается из фискальной, научно-технической, инвестиционной, ценовой, амортизационной, кредитно-денежной и других видов политики, при реализации которых оно в комплексе использует как экономические, так и административные методы.

 

Фискальная (бюджетная) политика государства. Это регулирование  государственным бюджетом и налогообложением с целью стабилизации и оживления  экономики. Механизм воздействия государства  на предпринимательскую деятельность и экономику страны при помощи этих рычагов в общем плане  заключается в следующем.

 

Во время спада производства для увеличения совокупного спроса государство увеличивает свои расходы  на организацию общественных работ (строительство дорог, мостов и других объектов) и на реализацию различных  государственных программ, тем самым  оживляя многие отрасли и фирмы. На подъем экономики государство  может воздействовать, сокращая свои доходы, т.е. уменьшая налоги с населения  и предприятий. У населения повышается спрос на потребительские товары, а у предприятий появляется больше возможностей для инвестирования, что  в конечном итоге должно привести к оживлению экономики. Государственная  система налогообложения самым  существенным образом влияет на предпринимательскую  деятельность. Ведь налоговое бремя  может быть таким, что даже у хорошо работающего предприятия не будет  оставаться достаточно средств не только для расширенного воспроизводства, но и простого воспроизводства. Оно  должно предусматривать определенные льготы в налогообложении для  предприятий, которые функционируют  в желательных для государства  сферах экономики; для стимулирования малого бизнеса; для предприятий, значительную часть своих доходов направляющих на реконструкцию, техническое перевооружение и расширение действующего производства. Налоговая политика государства  должна стимулировать предпринимательскую  деятельность в наращивании выпуска  продукции и оказании всевозможных услуг.

 

Снижение государственных  расходов в определенных случаях  приводит к снижению дефицита государственного бюджета, а следовательно, замедлению инфляционных процессов.

 

Однако макрорегулирование не ограничивается только непосредственными действиями государства в лице его органов управления, поскольку государство может запаздывать в своих действиях.

 

В рыночной экономике существуют определенные механизмы самоорганизации и саморегулирования, которые вступают в действие немедленно, как только обнаруживаются негативные процессы в экономике. В экономической литературе их называют встроенными стабилизаторами. Они позволяют автоматически осуществлять изменения налоговых поступлений, выплаты социальных пособий и др. Таким стабилизатором может быть прогрессивная система налогообложения, которая определяет налог в зависимости от доходов. С повышением дохода прогрессивно увеличиваются налоговые ставки, утверждаемые правительством заранее.

 

Фискальная (бюджетная) политика государства направлена, в первую очередь, на сглаживание экономических  колебаний. Осуществляя только эту  политику, государство не может выполнять  свои функции без соответствующей  кредитно-денежной политики, особенно в условиях глубокого экономического кризиса.

 

 Кредитно-денежная политика -- это целенаправленное управление государства банковским процентом, денежной массой и кредитами. В отличие от бюджетной, кредитно-денежная политика позволяет справиться и со спадом производства и с инфляцией. Суть этой политики состоит в том, что государство воздействует на денежную массу и процентную ставку, а они в свою очередь - на потребительский и инвестиционный спрос.

 

Главную роль в реализации кредитно-денежной политики играет Центральный  Банк России. Регулируя процентную ставку в зависимости от сложившейся  экономической ситуации, он тем самым  расширяет или сужает возможности  выдачи кредитов коммерческим банкам.

 

Центральный банк может воздействовать и нормируя обязательные резервы. Снижение этой нормы создает больше возможностей коммерческим банкам для выдачи кредитов, и наоборот.

 

Государство может существенно  влиять на экономический рост и инфляцию скупкой или продажей своих ценных бумаг. При скупке ценных бумаг у  их держателей появляются свои денежные средства, что может стимулировать экономический рост. Если государство борется с инфляцией, то оно продает свои ценные бумаги, тем самым уменьшая в обороте денежную массу.

 

Как показала мировая практика, бюджетная и кредитно-денежная политика должны проводиться государством совместно  и сбалансированно, ибо только в  этом случае оно может эффективно влиять на предпринимательскую деятельность и экономику страны.

 

Научно-техническая политика. Ускорение научно-технического прогресса (НТП) является важнейшим фактором подъема  экономики и превращения страны в мощное индустриальное государство. Так, например, выход Японии на самые передовые позиции в мире за сравнительно короткий срок обусловлен в первую очередь тем, что в послевоенный период эта страна правильно сориентировалась и стала целенаправленно проводить государственную политику, направленную на ускорение НТП.

 

Под единой научно-технической  политикой государства понимается система целенаправленных мер, обеспечивающих комплексное развитие науки и  техники, внедрение их результатов  в народное хозяйство.

 

Единая государственная  научно-техническая политика предполагает выбор приоритетных направлений  в развитии науки и техники  и всяческую поддержку государства  в их развитии. Общепризнаны следующие  приоритетные направления в развитии науки и техники: комплексная  автоматизация производства, электронизация народного хозяйства, разработка новых  материалов и технологий, биотехнология.

 

Выбор приоритетов необходим  не только в направлениях НТП, но и  среди отраслей народного хозяйства. Известно, что такие отрасли промышленности, как машиностроение, химическая, электроэнергетика  ускоряют НТП во всех остальных отраслях народного хозяйства. Поэтому эти  отрасли всегда должны быть в центре внимания государства.

 

Для осуществления единой научно-технической политики государство использует целый ряд средств, основными из которых являются: достаточное и разумное финансирование сферы образования и академической науки; осуществление прогрессивной амортизационной и инвестиционной политики; совершенствование системы оплаты труда научных работников; защита конкуренции; создание таких условий, когда все субъекты рыночной экономики будут заинтересованы во внедрении всего нового и передового; активное участие в международном научно-техническом сотрудничестве и др.

 

Эффективная научно-техническая  политика не может быть осуществлена без соответствующей поддержки  государством на достаточно высоком  уровне средней и высшей школы, а  также академической науки.

 

* Амортизационная политика -- составная часть общей научно-технической политики государства. Устанавливая нормы амортизации, порядок ее начисления и использования, государство тем самым регулирует темпы и характер воспроизводства и, в первую очередь, скорость обновления основных фондов.

 

При разработке амортизационной  политики государство должно придерживаться следующих принципов:

 

* своевременное осуществление  переоценки основных фондов, особенно  в условиях инфляции;

 

* нормы амортизации должны  быть достаточными для простого  и расширенного воспроизводства  основных фондов;

 

* амортизационные отчисления  на предприятиях должны использовать  только исходя из функционального  назначения;

 

* нормы амортизации должны  быть дифференцированы в зависимости  от функционального назначения  основных фондов, а также с  учетом срока их морального  и физического износа;

 

* возможное осуществление  предприятиями ускоренной амортизации;

 

* амортизационная политика  должна способствовать обновлению  основных фондов и ускорению  НТП.

 

С 1991 г. амортизационная политика государства существенно изменилась: амортизационные отчисления стали  производиться только на полное восстановление (реновацию) основных фондов, а на капитальный  ремонт они были отменены; амортизация  стала начисляться в пределах нормативного (а не фактического как  раньше) срока службы средств труда; амортизационные отчисления предприятий  полностью остаются в его распоряжении; разрешена ускоренная амортизация  основных фондов.

 

Важный момент в амортизационной  политике -- своевременность переоценки основных фондов, особенно в условиях инфляции. Согласно Постановлению Правительства РФ от 19 августа 1994 г. № 967 всем предприятиям независимо от форм собственности разрешено осуществлять переоценку основных фондов путем индексации их балансовой стоимости в соответствии с действующими ценами и условиями воспроизводства, а также проводить индексацию амортизационных отчислений путем применения поправочного коэффициента, соответствующего индексу инфляции, опубликованному органами государственной статистики. Этим же Постановлением всем предприятиям разрешено начиная с 1 июля 1994 г. принимать понижающие коэффициенты к амортизационным отчислениям в размере до 0,5 в случаях, когда финансово-экономические показатели предприятия и организации после переоценки основных фондов существенно ухудшаются. Подобные переоценки и индексации осуществляются ежегодно. Все эти меры Правительства должны привести к созданию благоприятных условий для активного обновления основных фондов и ускорению научно-технического прогресса. Проводя правильную амортизационную политику, государство тем самым позволяет предприятиям иметь достаточные средства в виде амортизационных отчислений на простое и расширенное воспроизводство основных фондов.

 

Инвестиционная политика. Важными рычагами воздействия на предпринимательскую деятельность и экономику страны является инвестиционная политика государства.

 

При помощи инвестиционной политики государство непосредственно может  воздействовать на темпы объема производства, на ускорение НТП, на изменение структуры  общественного производства и решение  многих социальных проблем.

 

Существенный спад производства за период 1991-1994 гг, т.е. за период проведения реформ, в значительной степени был обусловлен существенным сокращением капитальных вложений в материальное производство. За этот период капитальные вложения сократились в три раза, а их доля в национальном доходе снизилась до 15%, что не обеспечивало даже простое воспроизводство общественного капитала. В промышленно развитых странах доля инвестиций в национальном доходе составляет до 40% и более.

 

В условиях перехода к рыночной экономике основной задачей является освобождение государства от функции  основного инвестора и создание таких условий, чтобы частный  сектор в экономике был заинтересован  в инвестиционной деятельности. Для  этого оно должно в первую очередь  обеспечить стабильность экономики  и ее предсказуемость в развитии. В условиях инфляции, а следовательно, и высоких ставок процента банковского кредита объемы инвестиций, особенно в среднесрочные и долгосрочные проекты, резко сокращаются, так как известна теоретическая зависимость объема инвестиций от величины ставки процента, в соответствии с которой чем выше процент ставки, тем ниже объем вложений инвестиций.

 

В общем плане государство  может влиять на инвестиционную активность при помощи самых различных рычагов:

 

* кредитно-финансовой и  налоговой политикой;

 

* предоставлением  самых различных льгот предприятиям, вкладывающим инвестиции на реконструкцию  и техническое перевооружение  производства;

 

* амортизационной политикой;

 

* созданием благоприятных  условий для привлечения иностранных  инвестиций;

 

* научно-технической политикой  и др. Будущее экономики страны  в значительной степени зависит  от инвестиционной политики, проводимой  государством.

 

* Государственное предпринимательство.  Одно из важнейших форм прямого  вторжения государства в экономику -- государственное предпринимательство. Оно образует особый вид предпринимательской деятельности, которая осуществляется в рамках государственного сектора и связана с участием государственных предприятий в производстве и сбыте товаров и услуг.

 

Государство выступает самостоятельным  субъектом хозяйствования, реализуя определенные общенациональные цели: структурную перестройку производства, смягчение отраслевых и территориальных  диспропорций, стимулирование научно-технического прогресса, повышение эффективности  экономики.

 

Государственное предпринимательство  является прямым вмешательством государства  в воспроизводственный процесс. Оно особенно необходимо в малорентабельных отраслях, которые традиционно не представляют интерес для частного капитала, но развитие которых определяет общие условия воспроизводства. Это прежде всего отрасли экономической инфраструктуры (транспорт, связь, энергетика).

 

Какова должна быть доля государственного сектора в экономике нашей  страны?

 

До недавнего времени  степень огосударствления в нашей  стране была по мировым меркам чрезвычайно  высокой, что негативно влияло на развитие экономики. В результате осуществления  реформ, и в частности приватизации, доля государственного сектора стала  заметно снижаться, но еще остается достаточно высокой. Поэтому процесс  дальнейшего осуществления приватизации для нашей страны весьма актуален -- необходимо довести долю государственного сектора до оптимального уровня.

Информация о работе Государство и предприятие