Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 15:52, курсовая работа
Основная цель работы изучить особенности дискриминации на рынке труда по национальному признаку.
В связи с поставленной целью выдвинуты следующие задачи:
1. Определить понятие и виды рыночной дискриминации, а также проанализировать существующие теории, объясняющие дискриминационные различия.
2. Выявить причины возникновения и последствия дискриминации на примере одного из видов – дискриминации по национальному признаку. Оценить масштабы дискриминации по национальному признаку на рынке труда в России и странах СНГ.
3. Рассмотреть основные мероприятия, проводимые государством, направленные на устранение дискриминации на рынке труда и оценить их эффективность.
Введение
1. История возникновения проблемы дискриминации
1.1 Современный тип экономики и его основные негативные стороны
1.2 Описание теорий дискриминации в условиях рыночной экономической системы
2. Характеристика дискриминации по национальному признаку в России
2.1 Оценка дискриминации по национальному признаку в сфере обучения и образования
2.2 Рынок труда и национальная структуризация на нем
3. Пути улучшения ситуации на рынке труда
3.1 Сотрудничество мирового сообщества в сфере борьбы с дискриминацией
3.2 Пути улучшения ситуации на рынке труда в Российской Федерации
Заключение
Список литературы
Рассмотрим
модель склонности к дискриминации
или модель дискриминации Г. Беккера.
Суть данной теории заключается в
том, что работодатель или коллеги
по работе или же потребители имеют
определенные предубеждения или
предпочтения. В связи с этим они
не желают взаимодействовать с
Важный вывод из теории Г. Беккера – дискриминация экономически не эффективна. Используя общие характеристики социальной группы, работодатель жертвует своими прибылями ради своих предубеждений, максимизируя полезность. Но, к сожалению данная теория не может объяснить, почему экономически невыгодная работодателю дискриминация продолжает существовать.
Одно из объяснений дискриминационных различий в заработной плате дает модель дискриминирующей монопсонии на рынке труда. Предпосылками этой модели являются различная эластичность предложения труда у различных групп работников и отсутствие мобильности между группами.
Являясь единственным работодателем на рынке труда, монопсонист использует разные условия для различных групп работников. При этом заработная плата работников первой группы с более высокой эластичностью предложения труда будет выше заработной платы, которая могла быть установлена без дискриминации, а работников с низкой эластичностью предложения труда – ниже. Усредняя заработок работников, монопсонист повышает заработную плату для одних и понижает для других работников, дискриминируя их.
Одной из форм дискриминации является профессиональная сегрегация, ее объясняет модель переполненного рынка. Как ранее отмечалось, профессиональная сегрегация представляет собой разделение профессий на группы: только для работников – местного населения или только для работников – мигрантов. Подробные ситуации объясняются тем, что при выборе своей будущей профессии молодые люди инвестируют в образование, если знают, что смогут в дальнейшем найти себе работу по специальности. В трудовой карьере женщины возможны перерывы из-за воспитания детей, поэтому и предпочтения женщин в выборе профессий также очевидны.
Кроме того, довольно часто на выбор будущей профессии оказывает влияние и семейные традиции. В России многие дети выбирают профессию родителей или прислушиваются к их мнению при выборе работы. Вследствие вышесказанного и происходит четкое разделение на мужские и женские профессии. Модель «переполненного рынка» объясняет не саму профессиональную сегрегацию, а тот факт, что заработная плата дискриминируемой группы работников в этом случае ниже.
В случае, когда работодатель принимает решение о найме или продвижении по службе работника, основываясь на средних характеристиках, присущих группе, к которой принадлежит работник, имеет место быть модель статистической дискриминации. В условиях несовершенства информации работодатель опирается на ряд косвенных признаков: образование, опыт, возраст, пол и т.д. Он может не принять на работу женщину, зная, что она находится в возрасте, когда возможность рождения ребенка и ухода в декретный отпуск максимальна. При этом, он может лишиться ценного работника.
С разнообразными проявлениями дискриминации на рынке труда в большинстве стран ведется борьба, но она осложняется устойчивым характером общественных традиций, нравов предубеждений. А предубеждение, как правило, является очень существенной одной из основных причин для отказа потенциальному работнику.
Существующие
экономические теории, объясняющие
явление дискриминации
2. Характеристика дискриминации по национальному признаку в России
2.1 Оценка дискриминации по национальному признаку в сфере обучения и образования
На сегодняшний день образование рассматривается как одна из основных ценностей, без которых невозможно дальнейшее развитие. В современном мире право на образование рассматривается как одно из фундаментальных естественных основных прав человека. Такое понимание права на образование закреплено Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией о борьбе с дискриминацией в области образования, Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и рядом других международных документов. ЮНЕСКО рекомендует рассматривать право на образование как элемент права на жизнь, права на развитие, права на непрерывное образование, которое должно реализовываться в течение всей жизни человека.
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования установила равенство в получении образования не зависимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и других убеждений, национального или социального происхождения, экономического положения или рождения.
Европейская
конвенция о защите прав человека
и основных свобод гласит, что никому
не может быть отказано в праве
на образование. Данной формулировкой
Европейская конвенция
Как уже упоминалось, дискриминация в образовании определяется ограничением доступа к нему по принадлежности человека к определенной группе (этнической, гендерной, религиозной и т.п.). Нас интересует доступность высшего образования для национальных меньшинств, поскольку нередко получение престижной профессии определяет положение на рынке труда, социальный статус индивидуума в обществе и дальнейшую его жизнь.
Довольно часто представители этнических меньшинств испытывают языковые и психологические трудности в процессе школьного обучения, понижающие затем доступность высшего образования.
Постановка проблемы о влиянии языка обучения в школе на доступность высшего образования в широком смысле, учитывающем выбор конкретного ВУЗа, специальности, возможности горизонтальной мобильности, включенность в социальные сети определенного типа, актуальна как с точки зрения общих проблем российской системы образования, так и с позиций произошедших в новейшей истории России этнополитических изменений. Во многих бывших республиках Советского Союза и в Республиках входящих в состав РФ язык стал национальным символом, особой этнической ценностью. В этих условиях задачей национальной системы образования является перевод языка из этнического символа в реально действующий инструмент познания окружающего мира, истории народа, его духовных ценностей.
Однако
следует помнить, что целенаправленная
политика создания преимуществ в
получении высшего образования
для определенных групп населения
может приводить к
Например,
в Эстонии, после проведения социологического
исследования было выяснено, что если
брать все население
Подобная ситуация имеет место быть и в соседнем нам Казахстане, а также в «дружественной» Украине. На сегодня Казахстан, являющийся Родиной для большинства русских и других этнических групп, выступает фактически как национальное государство казахов, где доминируют экономические, социальные, культурные и иные проблемы титульной нации. Высшие учебные заведения в Казахстане, как правило, заканчивают «национальные кадры» и, следовательно, имеют больше возможностей для самореализации и, как правило, занимают ведущие вакансии на рынке труда.
Исследования, проведенные в Республике Бурятия и в Республике Татарстан (там проживают представители более 100 национальностей) свидетельствуют, что язык, на котором ведется преподавание в школе и ВУЗе является существенно менее значимым дифференцирующим фактором в сфере доступности высшего образования, чем социальный капитал, уровень доходов и образование родителей.
Говоря
о доступности высшего
Мигрантам на пути к высшему образованию приходится преодолевать помимо общих трудностей еще и специфическое давление со стороны государства, направленное на то, чтобы удержать мигрантов в пределах отведенной им ниши. Тот факт, что в экономике страны мигранты занимают в основном низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места, не требующие высшего образования, негативно влияет на ориентацию детей мигрантов на получение высшего образования. Недостаточное владение русским языком является фактором, порождающим неравенство в доступе к высшему образованию.
Возможность получения престижного элитного образования определяется не столько способностью абитуриентов (знаниями, умениями и навыками), сколько материальным положением семей, их национальностью в ряде стран СНГ, неформальными связями родителей и местом их проживания. Языковой барьер, как фактор доступности образования может быть легко устраним. В системе среднего и профессионального образования могут реализовываться специальные языковые программы для потенциальных абитуриентов, чтобы ликвидировать языковые трудности (сейчас таких программ единицы в России и в странах СНГ).
В качестве барьеров, воздвигнутых на пути к престижной профессии, могут выступать не только национальность школьника, но и качество среднего образования, язык, на котором идет обучение в школе, социальное положение родителей. Человеку, родившемуся в бедной семье, может просто не хватить денег для продолжения обучения. Социологические исследования показывают, что иммигранты имеют и низкие заработки, следовательно, инвестировать в образование им сложнее.
Доступность престижного образования во многом определяет будущее молодых людей. В современном мире часто встречается формальное ограничение доступа человека к образованию по причине его национальности. Если говорить о неравенстве прав для титульных и нетитульных национальностей, то принадлежность к определенной этнической группе является непреодолимым барьером для получения престижного образования, что затрудняет доступ представителей этой группы к высокооплачиваемым профессиям, чем снижает уровень доходов и укрепляет профессиональную сегрегацию. Модель переполненного рынка четко проявляется и такая ситуация может воспроизводиться из поколения в поколение, потому что русским в Казахстане (или в Эстонии, например) невыгодно вкладывать в образование деньги, если они знают, что никогда не будут работать по полученной специальности, сфера их деятельности определена изначально. Молодежь проявляет пассивность в сфере образования, не стремится к получению престижных профессий, что может навсегда закрыть им дорогу к вершине социальной лестницы.
2.2 Рынок труда и национальная структуризация на нем
Дискриминация является настолько распространённым фактом в современном обществе, что не может быть никаких сомнений в её существовании. Дискриминация является не единичным случаем, а представляет собой комплекс родственных форм человеческого поведения, что затрудняет не только её определение но, зачастую, и полное понимание.
Профессиональная сегрегация проявляется в устойчивом разделении профессий и должностей между разными группами работников и является одной из форм дискриминации на рынке труда.
Нас интересует
деление профессий между
В бывших республиках Советского Союза наши соотечественники испытывают некоторые трудности, касающиеся не только гражданства.
По словам известного в Эстонии социолога Алексея Семенова Рамочная конвенция по защите национальных меньшинств для Эстонии далеко не роскошь, потому что в стране действительно существуют проблемы с положением национальных меньшинств и очень серьезные.