Дискриминация на рынке труда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 15:52, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель работы изучить особенности дискриминации на рынке труда по национальному признаку.
В связи с поставленной целью выдвинуты следующие задачи:
1. Определить понятие и виды рыночной дискриминации, а также проанализировать существующие теории, объясняющие дискриминационные различия.
2. Выявить причины возникновения и последствия дискриминации на примере одного из видов – дискриминации по национальному признаку. Оценить масштабы дискриминации по национальному признаку на рынке труда в России и странах СНГ.
3. Рассмотреть основные мероприятия, проводимые государством, направленные на устранение дискриминации на рынке труда и оценить их эффективность.

Содержание

Введение
1. История возникновения проблемы дискриминации
1.1 Современный тип экономики и его основные негативные стороны
1.2 Описание теорий дискриминации в условиях рыночной экономической системы
2. Характеристика дискриминации по национальному признаку в России
2.1 Оценка дискриминации по национальному признаку в сфере обучения и образования
2.2 Рынок труда и национальная структуризация на нем
3. Пути улучшения ситуации на рынке труда
3.1 Сотрудничество мирового сообщества в сфере борьбы с дискриминацией
3.2 Пути улучшения ситуации на рынке труда в Российской Федерации
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Дискриминация на рынке труда.docx

— 55.06 Кб (Скачать файл)

Таким образом, в советский период законы предусматривали  запрет дискриминации в сфере  трудовых отношений. Кроме того, Советский  Союз был многонациональным государством, в котором равенство и дружба народов были основными идеологическим лозунгами. О том, что существует дискриминация на рынке труда  по признаку принадлежности к тому или иному этносу вообще не могло  быть и речи.

Наблюдается преемственность законодательства постсоветского периода, так конституция  Российской Федерации, пункт 3, статья 37 гласит, о том, что каждый имеет  право на труд в условиях, отвечающих требовании безопасности и гигиены  на вознаграждение за труд, без какой  бы то ни было дискриминации.

Трудовой  кодекс, принятый в 2002 году, выделяет запрещение дискриминации в сфере труда  в отдельную статью 3. Этим подчеркивается значение одного из основополагающих принципов трудовых отношений – недопущение дискриминации в области труда и занятий, закрепленного в декларации МОТ об основополагающих принципах и правах в сфере труда.

Запрещение  дискриминации в сфере труда  направлено на то, чтобы все граждане имели равные возможности в осуществлении  своих способностей к труду. Только деловые качества работника должны учитываться как при заключении трудового договора, так и при  оплате труда. Трудовой кодекс не содержит исчерпывающего перечня обстоятельств, влияющих на неравенство возможностей в сфере труда. Любой мотив, не указанный в статье 3 является нарушением равенства возможности в сфере  труда, если он не относится к деловым  качествам работника. Нарушение  правила о запрещении дискриминации  в сфере труда является основанием для обращения в органы системы  федеральной инспекции труда  и в суд с заявлением об устранении дискриминации. Материальный ущерб, причиненный  дискриминацией, подлежит возмещению. Статья 3 гарантирует компенсацию  морального труда причиненного нарушением той или иной статьи о запрещении дискриминации. При определении  его размера учитывается степень  физических и нравственных страданий, причиненных дискриминацией, а так  же иные обстоятельства.

В Постановлении  Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2009 № 2 «О применении судами РФ трудового  кодекса РФ», в статье 10 поясняется, что следует понимать под деловыми качествами работника.

Итак, под  деловыми качествами работника следует  понимать способности физического  лица выполнять определенную трудовую функцию с учетом имеющихся у  него профессионально-квалификационных качеств (например, наличие определенной профессии, специальности, квалификации), личных качеств работника (например, состояние здоровья, наличие определенного  уровня образования, опыт работы по данной специальности, в данной области).

Таким образом, принципы государственной политики в области предоставления защиты и гарантий от дискриминаций в  сфере труда и занятий были закреплены в законодательстве в  советский период, а ныне - в нормативно-правовых актах Российской Федерации. Проблема дискриминации является острой, для  многих категорий населения, о чем  свидетельствует существование  специальных законов, предусматривающих  обеспечение их занятости путем  проведения различных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности  в сфере труда.

Проблемы, связанные с дискриминацией по национальному  признаку приводят к социально-политической нестабильности. В некоторых регионах России, вставших на путь конструктивного  решения национального вопроса, достигнуты немалые успехи. Накоплен большой позитивный опыт проведения национальной политики: разработки нормативной  базы, институционального и финансового  ее обеспечения, взаимодействия органов  государственной власти с организациями  и объединениями национальных меньшинств.

Подобный  опыт должен учитываться не только органами государственной власти и  местного самоуправления, но и организациями  национальных меньшинств, для того чтобы нарабатывать процедуры и  механизмы согласования интересов  большинства и меньшинства. К  сожалению, довольно часто проводимая и декларируемая политика в области  устранения дискриминации на рынке  труда различаются, недостаточно внимания уделяется действенности правовых и судебных процедур, продуманных  механизмов обеспечения прав лиц, принадлежащих  к этническим меньшинствам.

Приведем  некоторую статистику того, что в  России ежегодно возбуждается несколько  десятков дел по статье 282 («Возбуждение национальной и религиозной вражды») и только единицы из них доходят до судебного разбирательства. Например, в 2000 году из 37 дел, возбужденных по статье 282 до суда дошло 6, ни одного приговора вынесено не было, а в 2003 году из 60-ти возбужденных дел 20 было направлено в суд, вынесено 17 приговоров.

Многочисленные  нарушения прав представителей национальных меньшинств в сфере труда не находят отражения в судебной практике, что является не только следствием декларативности и неэффективности законодательства, которое должно пресекать попытки дискриминации по признаку национальности, расы, вероисповедания, но и тем, что дискриминация осуществляется, формально не нарушая закона, в связи со слабостью судебной власти.

Таким образом, можно сделать вывод, что нормативно-правовые акты, документы, закрепленные международным  законодательством и РФ, запрещающие  проявление дискриминации и утверждающие принципы равенства, являются необходимыми, но недостаточными условиями. Дискриминация  в области труда не исчезнет, даже если она запрещена законом. Необходимо также эффективное действие правоприменительных  механизмов, позитивные действия, беспристрастная  система образования, услуги по профессиональному  обучению и последующему трудоустройству. Такое сочетание политики и инструментов ее реализации является необходимой  предпосылкой для организации борьбы с дискриминацией в любой ее форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Итак, рассмотрев понятие, виды, причины дискриминации  на основе принадлежности работника  к той или иной национальности в трудовых отношениях, а так же законодательство, затрагивающее данную проблему, следует сделать следующие  выводы.

Дискриминация на рынке труда проявляется в  тех случаях, когда группа работников, при равных способностях, выполняющие  одинаковую трудовую функцию, имеют  неравные возможности в трудовой сфере (различия в заработной плате, ущемление при продвижении по карьерной лестнице, при приеме на работу и т.д.). Анализ существующих теорий рыночной дискриминации показал, что совершенной модели нет. Каждая из них проявляется на рынке труда  в определенных условиях. Все существующие модели взаимосвязаны и в ряде случаев приносят ущерб не только работнику, но и работодателю.

Следует отметить, что дискриминация по национальному  признаку является актуальной проблемой  в Росси и в странах СНГ. К сожалению, в некоторых странах  на постсоветском пространстве дискриминация  национальных меньшинств является распространенным явлением. И, несмотря на гарантии, закрепленные в международных документах, эта  проблема носит очень острый характер и фактически не имеет никакого решения. Как выяснилось, национальность работника  чаще всего определяет его статус и заработную плату на рынке труда.

Устранение  дискриминации по национальному  признаку - важнейшая предпосылка  для того, чтобы люди были способны избирать свою профессиональную стезю, развивать свои таланты и способности  и получать вознаграждение в соответствии со своими заслугами и достижениями, не взирая на цвет кожи и этническую принадлежность. Дискриминация приводит к возникновению неравенства на рынке труда и появлению несправедливых преимуществ. Справедливый и честный характер трудовых отношений способствует укреплению чувства самоуважения работника, его морали и мотивации. Более производительная и лояльная рабочая сила в сочетании с эффективными ресурсами способствует росту производительности и конкурентоспособности предприятия. Дискриминация же создает стрессовые состояния, снижает мотивацию к труду, затрагивает самоуважение и укрепляет еще более существующие предрассудки.

Таким образом, устранение дискриминации в области  труда - это стратегически важный шаг в направлении борьбы за искоренение  дискриминации во всех других сферах, который поможет создать более  демократические рынки труда, сделать  таковым все общество в целом, а так же снизить опасность  конфликтов, повысить производительность труда и ускорить рост экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.   Абдуманалов Р. Трудовая миграция // Территория согласия – 2005. – № 2(7). С. 22-24

2.   Большой экономический словарь / Под. ред. А.Н. Азриляна. М.: Институт новой экономики, 2002. – 1280 с.

3.   Большой российский энциклопедический словарь / Москва. Большая российская энциклопедия. Изд-во «Дрофа» 2003 г. – 1888с.

4.   Высшее образование в России. // http:/ www. socpol.ru

5.   Всеобщая декларация прав человека // Дискриминация вне закона: сборник документов / Отв. Ред. А.Я. Капустин. – М.: Юристъ, 2003. – 383с.

6.   Гендер и экономика: мировой опыт и экспертиза российской практики // Отв. редактор и составитель, к.э.н. Е.Б. Мезенцева. – М.: ИСЭПН РАН – МЦГИ – «Русская панорама», 2002. – 352с.

7.   Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии и убедеждений. // Дискриминация вне закона: сборник документов / Отв. Ред. А.Я. Капустин. – М.: Юристъ, 2003. – 383с.

8.   Декларация ЮНЕСКО о расе и расовых предрассудках // Дискриминация вне закона: сборник документов / Отв. Ред. А.Я. Капустин. – М.: Юристъ, 2003. – 383с.

9.   Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // Дискриминация вне закона: сборник документов / Отв. Ред. А.Я. Капустин. – М.: Юристъ, 2003. – 383с.

10.       Доступность высшего образования в России // Отв. ред. О.В. Шишкин. Независимый институт социальной политики. – М., 2009. – 500с.

11.       Исупова О. недостаточно оплачиваемая работа: почему мы соглашаемся? // Социс. 2002. №3. С. 62-71

12.       Конвенция 97 МОТ «О работниках-мигрантах (пересмотренная в 1949г.)// Дискриминация вне закона: сборник документов / Отв. Ред. А.Я. Капустин. – М.: Юристъ, 2003. – 383с.

13.       Конвенция 111. Конвенция о дискриминации в области труда и занятий // Дискриминация вне закона: сборник документов / Отв. Ред. А.Я. Капустин. – М.: Юристъ, 2003. – 383с.

14.       Конвенция ЮНЕСКО о борьбе с дискриминацией в области образования// Дискриминация вне закона: сборник документов / Отв. Ред. А.Я. Капустин. – М.: Юристъ, 2003. – 383с.

15.       Конституция Российской Федерации. Ст. 37, п. 3 (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.)

16.       Кодекс законов о труде РСФСР от 09.12.1971г гл. 3; ст. 16. (в ред. от 25.09.1992г)

17.       Колосницына М.Г. Экономика труда: Учебное пособие для студентов. – М. 2009

18.       Костин Л. Миграция и мигранты // Человек и труд. 2001. №8. С.62

19.       Мазин А.Л. Трудовая дискриминация и управление персоналом // Управление персоналом. – 2002. – № 12. С. 19-24

20.       Мазин А.Л. Трудовая дискриминация: болезнь, которую нужно лечить // Человек и труд. 2003. №4. С.28-32.

21.       Меркин В. Дискриминация – установленный факт (по данным социологических опросов). // Институт стратегических оценок. // http://www. russedina.ru (04.10.2005)


Информация о работе Дискриминация на рынке труда