2. СИСТЕМА ПРИНЦИПОВ
ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ
В литературе по теории организации (и управления организацией) существуют
различные классификации принципов организации,
каждая из которых использует тот или
иной признак классификации.
2.1 Первая классификация
принципов организации (по уровню абстракции
и количеству)
Принципы организации можно, подразделить на четыре группы:
1) общие принципы организации
структур;
2) общие принципы организации
процессов;
3) принципы рационализации
структур;
4) принципы рационализации
процессов.
Недостаток подобного
деления принципов организации
заключается в том, что иногда трудно отнести
принцип к той или иной группе, так как
некоторые из них начинают реализовываться
при проектировании систем, а продолжают
— при их функционировании и развитии.
Преимущество этой классификации заключается
в том, что принципы подразделяются по
уровню абстракции и количеству. Общие
принципы более абстрактны и их меньше,
чем принципов рационализации. Сущность
и приоритетная область проявления общих
принципов организации структур и процессов
по данной классификации следующие:
- системный подход (системный принцип организации) при формировании, функционировании и развитии любых объектов (систем);
- принцип относительности — система бывает таковою не вообще, не универсально, а лишь по отношению к каким-либо определенным активностям, сопротивлениям, энергиям. Область проявления принципа — любые системы;
- принцип слабого звена является следствием закона наименьших, в соответствии с которым структурная устойчивость целого определяется наименьшей его частичной устойчивостью. Проявляется и учитывается при проектировании структур, решении любых вопросов;
- принцип непрерывности — мир рассматривается как находящийся в непрерывном изменении, в нем нет ничего постоянного, все суть изменения, действия и противодействия. Проявляется при организации процессов, функционировании и развитии любых систем;
- принцип цепной связи — всякое соединение комплексов (систем) происходит через общие звенья, образующие цепную связь. Проявляется при проектировании структур;
- принцип ориентации любой деятельности на потребителя (маркетинговый подход) — сначала необходимо обеспечить удовлетворение потребностей потребителей, а потом — своих. Проявляется при проектировании структур, их функционировании и развитии; 1
- принцип стандартизации любых объектов — целесообразной упорядочение и унификация любых видов деятельности, документа-' ции, терминов, системы мер и измерений, информационных систем, технических систем, систем управления и т. д. Проявляется при проектировании, функционировании и развитии любых систем;
- принцип автоматизации производства и управления — причиной проявления объективной глобальной тенденции к увеличению доли сферы услуг в структуре общественного производства, доли свободного времени в структуре дня работника является комплексная системная автоматизация. Проявляется при проектировании, функционировании и развитии любых систем;
- принцип глобализации развития систем — ориентация социальных и производственных систем на глобальную (международную) конкуренцию, развитие транснациональных и международных компаний, ужесточение международной конкуренции.
2.2
Вторая классификация принципов
организации
В литературе принципы организации
разделяют на три группы.
Структурные принципы (разделение труда,
единство цели и руководства, соотношение
централизации и децентрализации,
власть и ответственность) обеспечивают
четкое взаимодействие между общими целями
и задачами, с одной стороны, и их разделение
на более частные и мелкие — с другой,
способствуя правильному подбору и назначению
руководителей подразделений, закреплению
за ними соответствующих полномочий и
ответственности, а также объединению
подразделений цепью целевых команд.
- Принципы процесса (справедливость, дисциплина, вознаграждение персонала, корпоративный дух, единство команд, подчинение главному интересу) предопределяют характер и содержание деятельности руководителей, их взаимоотношения с подчиненными, особенно это относится к принципам справедливости и вознаграждения персонала. Принцип дисциплины обусловливает установление стабильных отношений между организацией и различными группами сотрудников. При нарушении последними дисциплины вступают в силу определенные санкции. В соответствии с принципами единства команд у подчиненного должен быть только один начальник. Такую связь и взаимодействие необходимо учитывать при проектировании организационных структур.
- Принципы конечного результата (порядок, стабильность, инициатива) определяют оптимальные характеристики организации. Правильно сформированная и целеустремленно направленная организация должна характеризоваться порядком и стабильностью, а ее сотрудники должны проявлять инициативу и добросовестность при выполнении своих обязанностей. Такие результаты по Файолю могут быть достигнуты при использовании всей системы принципов.
Проводя общие принципы
организации, предложенными Файолем,
авторы книги «Системология организации»
предлагают следующую классификацию
принципов организации. По их мнению,
принципы организации можно разделить на общие, частные и ситуационные.
Все они связаны между собой, и только
их комплексное применение обеспечивает
успех функционирования и развития организации
как целостной системы.
Общие принципы организации
(действуют во всех материальных системах):
- принцип обратной связи: независимо от природы управляемых объектов (механических, биологических, социальных) их регулирование возможно благодаря принципу обратной связи. Обратная связь может быть положительной, усиливающей действие сигнала рассогласования (двух подсистем — управляющей и управляемой), и отрицательной, при которой действие нежелательного рассогласования должно быть нейтрализовано. Этот принцип нельзя понимать однобоко, как результат функционирования системы в одном режиме (либо положительная, либо отрицательная обратная связь). Оценка информации субъектом управления должна быть оперативной и достоверной — только в этом случае не произойдет потери качества управления;
- принцип развития — мы рассмотрели этот принцип в качестве одного из законов организации в предыдущей части данной книги;
- принцип соревновательности, конкуренции: жизнеспособность социальной системы зависит от степени развития соревновательных, конкурентных начал. Конкуренция выявляет наиболее результативные, эффективные пути социально-экономического развития, что выражается в сравнении, отборе и внедрении наиболее эффективных методов хозяйствования и управления. Принцип здоровой конкуренции — это двигатель социально-экономической системы, развитие которой необходимо стимулировать;
- принцип дополнительности. В организационных системах соче- | таются, с одной стороны, объективные, устойчивые тенденции, запрограммированные, равновесные, прогнозируемые начала, с другой — случайные, неустойчивые, неравновесные, стихийные, самопроизвольные, вероятностные, непрогнозируемые начал<span class="dash041e_0431_044b_0447_04