Законы теории организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Мая 2013 в 10:27, курсовая работа

Краткое описание

Зависимости могут быть объективными (формируются независимо от воли исознания людей) и субъективными (формируются людьми для реализацииглобальных целей организации или страны); кратковременными(например,зависимость выбора вариантов решения оперативного планирования от имеющегосявремени) и долговременными (например, зависимость заработной платыработника от его производительности); моральными (связаны с соблюдениемв обществе норм повеления человека, идеалов добра и зла) и аморальными (связаны с обычаями и традициями, так или иначе нарушающих права человека.Этизависимости проявляются в незаконных общественных формированиях или ворганизациях, находящихся в неестественных условиях существования).

Содержание

Введение 3
Законы организации 5
Глава 1. Основополагающие законы организации 6
1.1. Закон синергии 6
1.2. Закон самосохранения 7
1.3. Закон развития 9
Глава 2. Законы организации второго уровня 12
2.1. Закон информативности-упорядоченности 12
2.2. Закон единства анализа и синтеза 13
2.3. Закон композиции и пропорциональности 14
2.4. Специфические законы социальной организации 15
Взаимосвязь законов организации 17
Заключение 19
Список использованной литературы 20

Вложенные файлы: 1 файл

Законы теории организации.docx

— 56.29 Кб (Скачать файл)

Успешное развитие и рост организации могут привести к  синдрому большого бизнеса, который характеризуют следующие признаки:

  • крайне централизованный и разбухший аппарат управления;
  • всеохватывающая система специальных форм и процедур для принятия повседневных решений;
  • рост числа всякого рода совещаний для выработки таких решений;
  • передача решений и ответственности из одного отдела в другой.

Снять синдром большого бизнеса  позволяют методы регрессивного  развития путем движения назад к более простым структурам.

Бизнес-план - это основа эффективной реализации закона развития. Он является правопреемником известного среди многих поколений экономистов бывшего СССР промфинтехплана (промышленно-финансового технологического плана). Бизнес-план – это соединение фоновой (пояснительной) информации  со строгой системой расчетов промфинтехплана. Он рассчитан на широкий круг специалистов, каждый из которых найдет в нем интересующую его информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Законы организации второго уровня

 

    1. Закон информированности-упорядоченности

 

Все коммуникации в организации  основаны на получении, обработке, передаче и хранении данных. Данные – это сообщения, результаты мыслительной деятельности, сведения любого происхождения, вида и назначения.

Управленческая информация – это данные, несущие в себе новизну и полезность для работника, принимающего решение. Информация здесь рассматривается как часть данных.

Обычно информацию разделяют  на 2 больших класса: объективную (овеществленную в товаре ( например о работнике – диплом об образовании, трудовая книжка)) и субъективную (отраженную, организованную людьми).

Категория «информация» имеет  смысл лишь тогда, когда есть источник (информатор) и ее получатель (информант).

Информация обладает такими характеристиками как объем, достоверность, ценность, насыщенность и открытость.

Информатизация управления вносит коррективы в существующие формы управленческого труда и расширяет их состав. Она способствует усилению позитивного действия законов и принципов управления, в первую очередь законов, свойственных управлению в целом. К таким законам относятся: закон единства систем управления, закон  соотносительности  управляющей и управляемой систем, закон пропорциональности производства и управления, закон экономии времени, закон экономии интеллектуальной энергии, закон перехода от административных к организационным методам управления.

Информационная среда, ввиду  ее важности, является объектом управления, наряду с персоналом, финансами и т п. Информационная  среда управления подчиняется закону информированности-упорядоченности.

Формулировка  закона: чем большей информацией располагает организация о внутренней и внешней среде, тем она имеет большую вероятность устойчивого функционирования (самосохранения).

Следствие: информированность  работника после достижения ею критического уровня переходит в его компетентность.

Поэтому, руководитель должен создать работникам условия для  получения информации.

Самым важным приложением  закона информированности-упорядоченности  является рекламная деятельность. Реклама – это информация о потребительских свойствах товаров и услуг с целью их реализации и создания спроса на них.

 

 

    1. Закон единства анализа и синтеза

 

Суть анализа - в разделении целого на части, в представлении  сложного в виде простых составляющих. Суть синтеза – в соединении простых составляющих объекта в единое целое. Анализ и синтез в человеческом мышлении сильно переплетаются и не могут существовать друг без друга, поэтому, говоря об единстве анализа и синтеза, мы подразумеваем их неразрывность и взаимодействие в процессе любой мыслительной деятельности.

Формулировка  закона: каждая материал система (живой организм, социальная организация и др.) стремится настроиться на наиболее экономный режим функционирования в результате постоянного изменения своей структуры или функций. Эти изменения идут в следующем цикле.

 

Рис. 1 «Схема структуры  закона единства анализа и синтеза».

 

Скорость и результат  преобразования зависят от диапазона  изменения внешней и внутренней среды.

Практический подход к  анализу и синтезу организаций  может быть реализован с помощью метода постепенного приближения, который включает 4 уровня:

  1. предварит анализ с позиций стороннего наблюдателя;
  2. проведение «мозговой атаки» на совещании основных специалистов организации;
  3. создание группы развития организации и формирование ее стратегии развития;
  4. постоянная работа группы развития в рамках нового структурного подразделения организации.

 

 

    1. Закон композиции и пропорциональности

 

В окружающем нас мире все  приспособлено для совместного  сосуществования. Все лишнее, избыточное постепенно уходит, а недостаточное постепенно развивается, достигая некоторого временного равновесия – гармонии. Гармония – это естественный эволюционный процесс, происходящий на всех уровнях мировой цивилизации: государств, отраслей, организаций, семьи и даже одного человека. Гармония предполагает наличие совокупности элементов, процессов и их соотносительности (пропорциональности).

Формулировка  закона: каждая материальная система стремится сохранить в своей структуре все необходимые элементы (композицию), находящиеся в заданной соотносительности или в заданном подчинении (пропорции).

Этот закон рассматривается  на уровне организации и на уровне внешней среды, в которой организация является одним из элементов.

Реализация закона в организации  требует обязательного использования  набора принципов.

  • Принцип планирования: Каждая организация должна иметь обоснованный план деятельности и развития.
  • Принцип координации:  Каждая организация должна следить за стратегическими, тактическими и оперативными изменениями и вносить соответствующие коррективы в механизм выполнения.
  • Принцип полноты: каждая организация должна выполнять весь набор функций производства и управления на своем участке деятельности либо своими силами, либо с помощью привлеченных организаций.
  • Практика использования закона   состоит в обоснованном выборе необходимых элементов организации и обеспечение требуемой их пропорции.

 

 

    1. Специфические законы социальной организации

 

Каждая организация представляет собой маленькое общество со своими населением и территорией, экономикой и целями, материал ценностями и финансами, коммуникациями и иерархией. Она имеет свою историю, культуру, технологию и персонал. Существуют формализованные коммуникации и неформальные отношения человека с другими людьми, их соотношение должно заранее определяться руководителем.

Среди элементов, влияющих на формализованные коммуникации и  неформальные отношения можно выделить общее и особенное.  Общее в отношениях людей в организации можно прогнозировать и на этой базе создавать различные виды нормативной документации. Особенное – это колорит отношений, который в отдельных случаях может иметь решающее значение в деятельности организации.

Сочетание общего и особенного в отношениях людей существенно  влияет на общее и особенное в деятельности самой социальной организации, ее реакции на действие того или иного закона.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Взаимосвязь законов  организации

 

Профессиональное использование  законов организации - законов синергии, информированности, упорядоченности, самосохранения, единства анализа и  синтеза, развития, композиции и пропорциональности -способствует установлению устойчивых количественных и качественных соотношений между управляющей и управляемой системами. Они являются составной частью управленческой технологии организации.

Перечисленные выше законы организации  и законы для организаций будут  эффективно работать на организацию, если руководитель сумеет найти их разумное сочетание, выделить главный на текущий  момент закон и обеспечить подчинение ему всех других для достижения глобальной цели организации.

Закон информированности-упорядоченности, закон самосохранения и закон  развития - это функциональные законы, связанные с организацией как процессом. Закон синергии, закон единства анализа и синтеза и закон композиции и пропорциональности - это структурные законы, связанные с организацией как явлением.

Законы оказывают друг на друга  как положительное, так и отрицательное  влияние, например:

  • по закону синергии путем увеличения до известных пределов численности персонала можно добиться резкого увеличения потенциала организации, что соответствует закону развития, однако закон композиции и пропорциональности и закон единства анализа и синтеза будут тормозить такое расширение;
  • выполнение руководителем требований закона композиции и пропорциональности обеспечивает стабильность организации, однако это противоречит закону самосохранения, который требует быстрой перестройки в условиях рыночной экономики.

Принцип единства дает подход для  эффективного использования приведенного набора законов. Невыполнение принципа единства приводит к ухудшению показателей  производственно-хозяйственной деятельности.

В социальной организации, центром  которой является человек, объективно выполняется ряд общих и особенных  законов и принципов, которые  представляют единое целое в мире организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Профессиональное использование  законов организации способствует установлению устойчивых количественных и качественных соотношений между управляющей и управляемой системами. Они составляют часть управленческой технологии организации.

Законы имеют объективный характер и поэтому будут выполняться независимо от нашего желания, т. е. набор элементов уже задан. Задачи руководителя:

  • из списка целей организации выявить основную (на месяц, квартал, год);
  • выбрать из набора главенствующий закон, которому следует уделить основное внимание; подчинить реализацию остальных законов главенствующему;
  • добиться соответствия законов друг другу путем установления пропорций, приоритетов и сроков их выполнения.

В социальной организации, центром  которой является человек, объективно выполняется ряд общих и особенных  законов и принципов, которые  представляют единое целое в мире организаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. – М., 2011.
  2. Волкова В.Н., Денисов А.А. Основы теории систем и системного анализа.  Изд-во - СПбГТУ, 2012.
  3. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2010.
  4. Лагоша Б.А., Емельянов А.А. Основы системного анализа. Изд-во - МЭСИ, 7. 2012.
  5. Леванков В.А. Теория организации. Опорный конспект лекций и методических рекомендаций к изучению курса. – СПб, 2011.
  6. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 2011.
  7. Мильнер Б.З. Теория организации. – М.: ИНФРА-М, 2010.
  8. Парахина В.Н., Федоренко Т.М. Теория организации: Учебное пособие. - 4-е изд. стер. Москва: Кнорус, 2012.
  9. Смирнов Э.А. Основы теории организации. Учебное пособие для вузов. М.: Юнити, 2010.

Информация о работе Законы теории организации