МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО
Уральский государственный
экономический университет
Кафедра менеджмента
РЕФЕРАТ
По дисциплине «Теория
организации»
Тема: Интеллектуальные
организации.
Исполнитель: |
|
студент гр. ГМС-13
Подоксёнов М.С. |
Руководитель: |
|
Мельчекова О.Г.
|
Екатеринбург
2013
Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические
аспекты интеллектуальной организации
1.1 Характеристика интеллектуальной организации
1.2 Условия построения интеллектуальной
организации
Глава 2. Анализ особенностей обучающихся организаций
2.1 Сущность и особенности обучающихся
организаций
2.2 Принципы обучающихся организаций
Заключение
Список используемой
литературы
Введение
Актуальность темы данной
работы обусловлена тем, что исследование широкого круга научно-технических,
интеллектуальных, трудовых и иных факторов,
оказывающих воздействие на изменение
организационных систем, позволяет в определенной
мере предвидеть их основные черты, свойства
и характер функционирования в предстоящие
десятилетия. Одной из таких разновидностей
является интеллектуальная организация.
В исследованиях специалистов
по управлению отмечается, что интеллектуальная
организация будет формироваться
из большого числа мелких взаимодействующих
предприятий по принципу скорее «свободного общества»,
чем «тоталитарного государства». По своей
природе такие организации должны быть
полностью плюралистическими, т. е. допускающими
столкновение конкурирующих точек зрения
и борьбу соперничающих поставщиков, что
отличает их от затратных организаций,
широко практикующих административный
контроль. Рассматривая права работников
такой организации, ученые в области управления,
прежде всего, называют свободу слова,
право свободной коммуникации с другими
работниками независимо от их ранга и
границ структурных подразделений. Опыт
наделения каждого работника полномочиями
и получения отдачи от возможности выбора
и широкого партнерства превратит рабочие
группы в информационные учебные лаборатории.
Такого рода новые
организационные формы будут в большей степени опираться на
рабочие группы, ориентированные на результат,
а не на правила, на выбор, а не команды,
поступающие сверху. Рабочие группы будут
формироваться вокруг предпринимательской
идеи: стремиться к построению оптимальной
формы управления предприятием и созданию
потока взаимозаменяемых ценностей. Они
могут быть относительно независимыми
от иерархии, поскольку их деятельность
является существенным вкладом в процесс
обслуживания потребителей. Это будет
совместное сотрудничество, при котором
все участники работают вместе, преследуя
цель удовлетворения запросов потребителей,
однако их внимание сосредоточено на интересах
предприятия в целом.
Архитектура интеллектуальных
организаций будет гибкой, способной
изменяться в зависимости от новых задач и реагировать на местные условия.
Ее проектировщики организации, находящиеся
на самом ее верху, а решения работников
среднего и нижнего уровней управления,
которые свободно выбирают способы координации
работы группы с работой организации в
целом, сделают организацию дееспособной
и адаптивной. Такие гибкие системы требуют
новых форм дисциплины труда и контроля
с широким вовлечением работников в процесс
принятия решений для того, чтобы лучше
определить, какие связи и группы связей
работают и становятся выгодными, а какие
являются неэффективными. Этим системам
также нужны гарантии того, что свобода
выбора не будет ограничена, чтобы каждый
работник мог проявить на практике свои
таланты и навыки, свой интеллект.
К значительной части
знаний, накопленных в организации, нет широкого доступа. Управление
знаниями - это процесс определения того,
какие знания необходимы внутри организации,
какие существуют проблемы и какие требуются
навыки для разрешения проблемы или завершения
проекта. Карта эффективных знаний определяет
коллективное мнение о том, какие нужны
знания и опыт для успешного выполнения
каждого этапа в процессе выработки решения.
Ключевым моментом в этом процессе является
структура, применяемая компанией для
организации знаний таким образом, чтобы
при необходимости их можно было идентифицировать
и выделить.
Цель данной работы: охарактеризовать
особенности интеллектуальной и
обучающихся организаций.
Для реализации поставленной
цели, необходимо решить следующие
задачи:
- определить понятие
и условия построения интеллектуальной организации;
- рассмотреть сущность
и особенности обучающихся организаций;
- проанализировать принципы
обучающихся организаций.
Предмет исследования: процесс
построения интеллектуальной и обучающихся
организаций.
Объект исследования: интеллектуальные и обучающиеся организации.
Глава 1. Теоретические
аспекты интеллектуальной организации
1.1 Характеристика интеллектуальной
организации
Главной качественной
характеристикой интеллектуальной
организации становится переход
от административного контроля и координации
к прямой ответственности и контролю исполнителей,
работающих во взаимосвязанных группах,
состоящих из равных по рангу людей. В
любых организациях исполнителям необходим,
с одной стороны, высокий уровень индивидуальной
и групповой автономии для стимулирования
их личной инициативы Мильнер Б.З. Теория
организации. - М.: БЕК, 2009. - С.112.. С другой
же стороны, они нуждаются в широких связях
внутри группы и вне ее, чтобы иметь необходимую
информацию для принятия решений.
Наиболее
важные факторы, определяющие
интеллектуальную организацию, взаимосвязаны.
Вот почему во взаимоотношениях любого
плана следует одновременно учитывать
необходимость, как свободы, так и взаимозависимости.
Интеллект наиболее эффективен, если имеется
надежная информация. Бюрократические
организации, не доверяющие компетентности
и доброй воле своих сотрудников, нередко
утаивают от них информацию. Сотрудники
же, которым отказывают в информации, становятся
безразличными к успехам организации,
потому что им не хватает сведений для
разумного выбора решения. Руководство
интеллектуальной организации информирует
сотрудников по следующим вопросам: полный
финансовый отчет; текущие мероприятия
по эффективности труда; потребности и
пожелания потребителей; доля фирмы на
рынке и информация о конкуренции; стратегия
организации; соотношение стратегии с
местными приоритетами; показатели качества;
данные об удовлетворении запросов потребителя;
новая продукция и услуги, находящиеся
в разработке; загрязнение окружающей
среды, отходы и стоимость использованной
энергии (ресурсов).
Открытость
управленческой информации - это только
предпосылка. Информационный поток
от руководства усиливается информационным
потоком, связанным с общением равных
по рангу сотрудников и взаимодействием
всех подразделений организации. Кожухар
В.М. Основы теории организации. - М.: Дашков
и К, 2008. - С.143.. Свободный поток информации,
необходимый для формирования интеллектуального
потенциала организации, не возникнет,
если уровни иерархической лестницы сохраняют
право блокировать доступ к информации.
По этой причине сотрудникам организации
должны быть гарантированы права обмена
информацией друг с другом и свободного
перемещения для сбора необходимой информации.
Если сотрудники не имеют права высказываться
и обсуждать вопросы со своими коллегами
и партнерами, система перестает отвечать
реальности, совершает грубейшие и дорогостоящие
ошибки.
Важно исходить
из того, что работа в современных
условиях не может выполняться механически.
Люди должны иметь право локального, децентрализованного принятия
решений. В интеллектуальной организации
каждый работник использует личный интеллект,
чтобы установить, какие проблемы и с кем
надо решать, как выполнять работу, и должен
иметь возможность проявить свой талант,
знания и опыт. В определенном смысле фактически
вся работа, основанная на знаниях, заключается
в том, чтобы сделать выбор - где найти
информацию, какие методы применить, какому
источнику информации можно доверять.
Человек без свободы действий не может
применить в полной мере свою интуицию,
разум или опыт. Без свободы выбора и принятия
совместных решений, без права действовать
на основании этих решений рабочие группы
также оказываются непродуктивными. Не
имея гарантированных прав, группы оказываются
в ситуации, когда бюрократия и руководители
постепенно захватывают контроль над
каждым аспектом деятельности. Таким образом,
интеллектуальные организации защищают
свободу предпринимательства каждого
участника, создавая системы, в которых
работники знают, что необходимо делать,
всегда смогут найти способ добиться исполнения
необходимого.
Выбор, который
делается рядовыми работниками, включая
то, за какими лидерами идти, какие проекты
поддерживать и какие связи и
взаимоотношения помогут им выполнить
работу, создает структуру неформальных связей внутри организации.
Считается, что подобные права и свободы
станут фундаментом интеллектуальной
организации будущего, где наряду с высоким
уровнем исполнения и взаимоотношении
развивается ответственность и стремление
к обучению. Самоуправление внутри групп
и коллективов обеспечивает постоянную
обратную связь, информирующую о последствиях
предпринятых действий. Если работники
будут знать о последствиях своих действий,
они будут извлекать из этого уроки и становиться
более ответственными.
Свободные рынки, однако, не возникают
сами по себе. Подобные системы должны
создаваться в течение длительного времени,
прежде чем будут достигнуты ощутимые
положительные результаты. Организациям
требуется время на практическое развитие,
чтобы свободное интрапренерство стало
более эффективным Кабушкин Н.И. Основы
менеджмента. - Минск: БГЭУ, 2009. - С.144.. Внутри
организаций необходимы новые системы
бухгалтерского учета, охватывающие всех
участников закупок и продаж на "внутреннем
рынке". Рынки функционируют неэффективно,
если нет выбора продавцов и потребителей.
Постоянно в поле зрения должно быть решение
вопросов о том, как можно разукрупнить
внутреннюю бюрократическую монополию,
выделить более мелких независимых поставщиков,
обеспечить внутри организации достаточный
уровень свободы. Важно и то, каким образом
вовлечь каждого работника в систему обучения
и соучастия, вооружить его знанием того,
как свободный рынок и свобода предпринимательства
внутри корпораций и некоммерческих организаций
могут приносить пользу.
Обобщение накопленного опыта
позволяет выявить ключевые условия деятельности
интеллектуальной организации. Данные
условия взаимозависимы: пользование
преимуществами высокой степени свободы
и правами осуществляется наряду с устойчивой
общностью и разумной управляемостью.
1.2 Условия построения интеллектуальной
организации
Условия построения
интеллектуальной организации следующие:
1. Свобода
выбора;
2. Общая ответственность;
3. Широкий
доступ к информации;
4. Свобода предпринимательства
Либерализация рабочих групп;
5. Равенство и разнообразие;
6. Система добровольного
обучения;
7. Демократическое самоуправление;
8. Ограниченное корпоративное
управление.
Преобразования, происходящие
в процессе реорганизации компаний,
введения новых рабочих систем или
переобучения кадров, имеют определенные
общие основы: осуществляется переход
от вертикальной иерархической командной
системы к сотрудничеству внутри рабочих
групп и между ними. Группы работают как
автономный элемент системы, подобно клеткам
в биологическом организме. Рабочая группа
представляет собой формирование, обладающее
более весомой репутацией и значимостью,
чем отдельные личности, входящие в эту
группу.
Самоуправляющиеся рабочие
группы используют интеллектуальный потенциал
каждого работника для получения
результатов, демонстрирующих принцип
"мы все - это больше, чем каждый из нас".
Мильнер Б.З. Теория организации. - М.: БЕК,
2009. - С.125. Интеллектуальные организации
предоставляют рабочим группам информацию,
знакомят с процессами и проводят обучение
работников, необходимое для становления
самоуправления. А группы, в свою очередь,
предоставляют возможности для индивидуального
развития, заменяя относительную монотонность
и изнурительность работы, основанной
на иерархии, на удовлетворенность от
совместного обучения работников и их
общих достижений. Опыт принятия решений
и разделения ответственности за значительный
объем деятельности дает исполнителям
правдивую обратную информацию. Обучение
происходит благодаря обилию информации,
общению внутри группы и с другими группами,
с поставщиками и потребителями. Такое
сотрудничество, основанное на знаниях,
общих задачах и ценностях, высокой степени
ответственности и предполагающее развитие
самоуправления, превращается в систему
контроля наивысшего уровня Поиск практического
пути перехода от укоренившихся структур
бюрократического контроля к конфедерации
групп, наделенных полномочиями, является
организационной задачей будущего.
Важно подчеркнуть, что
достоверность информации, наделение
необходимыми полномочиями работников
и свобода предпринимательства высвобождают
энергию отдельных личностей и рабочих
групп и сосредоточивают их внимание на
потребителях. Эти факторы содействуют
осуществлению надежной связи, сотрудничества,
информационной поддержки, особенно при
выполнении сложной, требующей широких
знаний работе.
Равенство людей и уважение
их права на выражение своей индивидуальности
являются фундаментальной ценностью
организации. Для того чтобы члены
организации осуществляли свободный
выбор при принятии решений, который
удовлетворял бы всех, каждый работник
должен верить в справедливость системы
и чувствовать себя в определенной безопасности.
Предубеждения руководителей и фаворитизм
не дают развиваться инициативе и новаторству.
Для того чтобы использовать интеллектуальный
потенциал всех членов организации, необходимо
стремиться к равенству для всех. Однако
равенство не означает, что все работники
будут получать одинаковую оплату. При
попытке это сделать люди с выдающимися
способностями уйдут из организации в
поиске лучших вариантов.