Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 15:56, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность понятия организационное проектирование, изучить историю развития и становления организационного проектирования. В связи с целью работы я определила ряд задач:
- раскрыть понятие и сущность организационного проектирования;
- рассмотреть стадии и этапы организационного проектирования;
- рассмотреть основные подходы и школы управления.
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Организационное проектирование и его факторы ……………….…6
1.1. Понятие и сущность организационного проектирования………………..6
Глава 2. История развития организационного проектирования……………...12
2.1. Основные подходы к управлению…………………………………………12
Заключение………………………………………………………………………22
Список использованной литературы……………………………………………25
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
государственный университет
ИНСТИТУТ БИЗНЕС-КОММУНИКАЦИЙ
Специальность 032001.65
КАФЕДРА БИЗНЕС-ТЕХНОЛОГИЙ
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ
по дисциплине «Организационное проектирование»
на тему: «История развития и становления организационного проектирования»
Исполнитель студентка учебной группы
Петрова А.Г. группа 4-СЗ-10с
Оценка ______________________________
Санкт-Петербург
2012
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Организационное проектирование и его факторы ……………….…6
1.1. Понятие и сущность организационного проектирования………………..6
Глава 2. История развития организационного проектирования……………...12
2.1. Основные подходы к управлению…………………………………………12
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы……………………………………………25
Введение
Выбранная мной тема «История развития и становления организационного проектирования» актуальна в настоящее время.
Рыночные отношения создаются в России уже более десяти лет. Многое уже состоялось: приватизация, либерализация цен, налоговая реформа, законодательные инициативы и так далее. Не задумываются только, пожалуй, о ситуации с рабочей силой, так как в России всегда исходили из того, что работников хватает.
Главный просчет проводимых
реформ, который сейчас исправляется,
- отказ государства и
Научно обоснованное формирование организационных структур управления — актуальная задача современного этапа адаптации хозяйствующих субъектов к рыночной экономике. В новых условиях необходимо широко использовать принципы и методы проектирования организации управления на основе системного подхода. Без развития методов проектирования структур управления затрудняются совершенствование управления и повышение эффективности производства в силу ряда причин: в новых условиях в целом ряде случаев нельзя оперировать старыми организационными формами, которые не удовлетворяют требованиям рыночных отношений, создают опасность деформации самих задач управления; в сферу хозяйственного управления невозможно переносить закономерности управления техническими системами.
Комплексный подход к совершенствованию организационного механизма во многом был подменен внедрением и использованием автоматизированных систем управления (АСУ) — работой исключительно важной, но не единственной в развитии управления на всех уровнях. Создание АСУ нередко ведется в отрыве от улучшения структуры управления, недостаточно связано с организационными факторами; создание структуры должно опираться не только на опыт, аналогию, привычные схемы и, наконец, интуицию, но и на научные методы организационного проектирования; проектирование сложнейшего механизма — механизма управления — должно возлагаться на специалистов, владеющих методологией формирования организационных систем.
Организационное проектирование достаточно широко рассмотрено в литературе. Данную тему изучают такие российские ученые как: Т.А. Акимова, В.Г. Алиева, Б.З. Мильнер, М.Г. Миронов, В.И. Подлесных, С.В. Рогожин, Т.В.Рогожина, В.Н. Родионова, Э.А. Смирнов, В.Л. Семиков, О.Г.Туровец и другие. История развития организационного проектирования на предприятиях нашли свое отражение в работах ряда отечественных и зарубежных ученых, среди которых можно выделить О.С. Виханского, А.И. Наумова, Н.А. Соломатина, И.Н. Герчикову, В.И. Некрасова, А.Л. Кузнецова, П.Дракера, И.О. Боткина, А.А. Радугина, И.Т. Владимирову.
Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность понятия организационное проектирование, изучить историю развития и становления организационного проектирования.
Предмет моего исследования – организационное проектирование системы управления персоналом.
Объектом работы является история развития и становления организационного проектирования.
В связи с целью работы я определила ряд задач:
- раскрыть понятие и сущность организационного проектирования;
- рассмотреть стадии
и этапы организационного проек
- рассмотреть основные подходы и школы управления.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе работы рассмотрены материалы, касающиеся изучения эволюции развития подходов к проектированию системы управления персоналом, понятие и сущность организационного проектирования.
Во второй главе курсовой работы рассмотрены подходы к управлению и основные школы управления.
При выполнении работы мною обобщены материалы периодической печати. В качестве информационной базы привлекались теоретические материалы различных авторов, монографии, учебные пособия, аналитические статьи отраслевых журналов, а также базы данных «Интернет».
Глава 1. Организационное проектирование и его факторы
1.1. Понятие и сущность организационного проектирования
Существует огромное количество компаний, выросших из мелкого семейного бизнеса и достигших внушающих размеров. Собственники, а зачастую, они же и руководители, стоявшие у истоков бизнеса и привыкшие полагаться только на себя, не всегда «отходят» от оперативного управления, часто не замечают ухудшающиеся условия функционирования организации и не задумываются о совершенствовании и оптимизации системы управления. На начальной стадии развития бизнеса интуитивность в управлении, семейственность и отсутствие формализации являются конкурентными преимуществами организации, но чем дальше она развивается, тем существенней отсутствие системы управления сдерживает перспективное развитие организации.
По мере развития в любой организации возникает необходимость в появлении дополнительных обслуживающих функций, которые, как правило, на первых порах замыкаются на собственниках (административно-хозяйственное обслуживание бизнеса, управление персоналом, маркетинг и реклама, юридическое сопровождение основной деятельности), не говоря уже о том, что основные управленческие функции (планирование, организация, мотивация, контроль и координация) должны выполняться ими в полном объеме.
Собственники осознают всю критичность ситуации только тогда, когда ухудшаются финансовые показатели функционирования организации, а очень часто определить необходимость принятия мер можно гораздо раньше, замечая симптомы и определяя причины имеющихся в организации проблем.
Как правило, все проблемные зоны в организации выявляются в результате проведения диагностики: экспресс или комплексной.
Возможна ситуация, когда собственники бизнеса замечают имеющиеся в организации проблемы, осознают причины их возникновения и даже догадываются о способах их разрешения, но не разрешают их.
Таким образом, только упорядочиванием системы управления можно обеспечить внутреннюю эффективность работ организации, ее стабильность и маневренность в условиях быстро меняющейся внешней среды.
Организационное проектирование системы управления персоналом (ОПСУП) - процесс разработки проектов организации систем управления персоналом.
О. п. с. у. п. нельзя отделить
от проектирования системы управления
организацией в целом, т. к. система
управления персоналом включает наряду
с функциональными подразделени
Проектирование рассматривается как процесс составления
описания, необходимого для создания еще
не существующего объекта, алгоритма его
функционирования или алгоритма процесса.
Однако следует иметь в виду, что проектирование
не сводится только к созданию идеи построения
объекта, оно предполагает также необходимость
предвидеть последствия, к которым приведет
появление объекта, и определить меры
по реализации проекта.
Цель проектирования — положить начало
изменениям в окружающей человека искусственной
среде. Результатом же проектирования
является описание будущего объекта и
тех изменений, которые возникнут в мире
после его появления.
Системный подход к разработке проектов систем управления позволяет комплексно подойти к решению данной проблемы.
Проектируются подсистема общего и линейного руководства, все функциональные и целевые подсистемы, подсистемы обеспечения управления, все составляющие их элементы: функции, оргструктура и технология управления, кадры, информация, технические средства управления, методы организации управления, управленческие решения. Проектируются их взаимосвязи между собой внутри системы, а также с внешней средой.
Проектные документы системы управления организации в зависимости от назначения и формы изложения подразделяются на типы. Тип и содержание документа определяются стадией проектирования и характером конкретного объекта, на который данный документ распространяется.
В общем виде проект системы
управления организации состоит
из технико-экономического обоснования
(ТЭО) целесообразности и необходимости
совершенствования системы
Появление понятия "персонал" в современном смысле следует отнести к концу XIX - началу XX века, когда произошли качественные изменения в общественном осознании места и роли работников в структуре производства и, как следствие, появилась наука управления персоналом.
Зарождение функции управления персоналом происходило в Средние века в условиях ремесленного производства и роста мануфактур. Уже тогда в гильдиях и цехах каменщиков, кожевников, плотников проявлялась забота об улучшении условий труда, оплаты и жизни работников, об обучении пополнения, а также регулировалось продвижение по ступенькам цеховой иерархии.
Промышленная революция XIX столетия вызвала невиданный рост производительности труда и потребовала изменения самой организации производства: на смену мануфактурам пришли фабрики с большей численностью работников.
Становление управления
персоналом как профессиональной деятельности
завершается в промышленно
В 90-е годы XX века за рубежом начали внедряться новые методы кадровой работы, обеспечивающие учет интересов как предпринимателей, так и персонала. Одним из инновационных направлений стала концепция "обучающейся организации"1, однако только в начале XXI века на ее основе возникает общепринятая модель кардинальной перестройки организации на основе обучения для поддержания ее конкурентоспособности.
Любой продукт выпускают не абстрактные рабочие, а конкретные люди. Если руководство - отдельные менеджеры - не признает, что каждый работник представляет собою личность с ее неповторимыми переживаниями и запросами, способность организации достигнуть высокого уровня конкурентоспособности ничтожно мала.
Развитие рыночной экономики связано с переходом к системе современного менеджмента, главным объектом которого становится организация (предприятие), а внутри ее - человек труда, работник во всей своей многомерности.
В связи с этим становится
необходимым принципиально
Коренной перелом в отношении ценности человеческого ресурса и необходимости его всестороннего развития происходит в 70-е годы XX века, когда возникает мысль о возможности развития творческого потенциала человека, о гуманистической направленности его устремлений, происходит переоценка движущих сил экономики, - "человеческий фактор" выдвигается на первый план, возникает теория человеческого капитала (ЧК), разработанная американским экономистом Г. Беккером.
Информация о работе История развития и становления организационного проектирования