Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 13:50, курсовая работа
Организация - сложный организм. В нем переплетаются и уживаются интересы личности и групп, стимулы и ограничения, жесткая технология и инновации, безусловная дисциплина и свободное творчество, нормативные требования и неформальные инициативы. У организаций есть свой облик, культура, традиции и репутация. Они уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы. Они перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям. Они погибают, когда оказываются неспособными выполнить свои задачи.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. Теория научного управления ……………………………………….6
ГЛАВА 2. Административная теория организации и управления ……….....12
ГЛАВА 3. Бюрократическая теория организации ………………………….16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………………..25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ………
• к регламентированию поведения работников правилами и процедурами;
• к рутинности процесса принятия управленческих решений, что снижает потребность в поиске новых альтернатив.
Все это ведет к следующим последствиям :
• затруднению в контакте с переменными окружающей среды организации;
• потребности в защите себя или функционального поведения;
• потребности опираться на правила и процедуры для защиты.
Организационная модель бюрократии Гоулднера20. Основной тезис модели Гоулднера состоит в том, что контроль, выполняя функции сохранения стабильности и равновесия части организации, ведет в самом деле к нарушению равновесия организации в целом. Для подтверждения данного тезиса Гоулднер использует следующую логику:
1. Желание контролировать
2. Общие правила и инструкции прекращают наличие личностных позиций, тем самым затрудняются различия между центрами силы. Это способствует наглядному проявлению отношений силы в организации (снижение чувственности отношений силы).
3. Группы в организации
4. Роли членов организации, основанные
на наличии общих правил и
процедур, становятся рамкой
5. В таком случае высший
6. Ужесточение функции контроля
увеличивает чувствительность
Исследование Лайкерта21, одного из представителей поведенческого направления, привело его к утверждению, что эффективные организации значительно отличаются от неэффективных по ряду структурных измерений. Лайкерт утверждал, что организации, построенные на основе положений классической теории, являются неэффективными, так как они стремятся к консерватизму и не учитывают изменяющийся характер окружающих условий. Он предложил модифицированную теорию организации, или теорию «Система 4», которая основывается на следующих положениях22:
1. Уделять внимание на все организационные функции (например, контроль, обучение, оплату труда, принятие решений) на основе поддержки мотивации к труду.
2. Мотивационный процесс
3. Осуществление координации и гармонии деятельности членов организации путем обеспечения постоянного взаимодействия и взаимовлияния.
4. Постоянное измерение
Гоулднер предложил две модели организации, адекватно, но вместе с тем односторонне списывающих ее двойственную природу:
• естественную — акцепт делается на стихийных, незапланированных процессах;
• рационально-инструментальную — внимание сосредоточивается на спланированных и спроектированных процессах.
В той или иной части обе модели присутствуют
практически во всех современных моделях
организации. С позиций этих моделей Гоулднер
попытался проанализировать природу позиционных
социальных конфликтов, социальной напряженности, противоречий в
логике карьеры управленца.
Гоулднер выдвинул тезис о том, что организация
продолжает стремиться к существованию
даже после достижения поставленных целей
и к асимметричной взаимной зависимости
ее частей23. Он отмечал в качестве позитивной черты
бюрократической модели организации то,
что бюрократические правила существенно
снижают напряженность в рабочих группах
и повышают способность системы к обеспечению
равновесия и интеграции, но в то же время
в логике ее функционирования (возрастания
самоценности формальных правил и норм)
видел основной источник возникновения
напряженности и конфликта. Поэтому большое
внимание уделял позиционному конфликту
и его проявлениям, в частности в центростремительных
и центробежных тенденциях.
В настоящее время слово «бюрократия» используется в нарицательном значении. Это совсем не входило в намерения Вебера, писавшего о бюрократии в 40-х годах прошлого столетия; он использовал это слово в его точном значении — «правление государственных служащих».
Тем не менее, бюрократические организации руководствуются в своей деятельности скорее рациональностью, чем харизмой или традициями.
Типичными чертами бюрократии являются:
• четко определенная цепь управления, в которой права и обязанности, а также промежуточные позиции определены и осознаются;
• система процедур и правил устанавливает трудовые отношения между людьми, а также рабочими заданиями. Они разрабатываются, чтобы обеспечивать постоянные нормы поведения и обслуживать внезапно возникающие. Они предотвращают использование организации в своих собственных целях;
• разделение труда основывается на специализации и компетентности;
• отбор, назначение на должность и повышение по службу основываются на заслугах и достижениях, а не па традиции и капризе;
• беспристрастность в социальных отношениях. Бюрократизм касается взаимоотношений между должностями, а не людьми. И каждая должность или пост реагирует на поведение других должностей, а не на человека, занимающего эту должность.
Бюрократические организации иногда критикуют за определенные ограничения, которые типичны для таких организаций24:
• их медленную адаптацию к меняющимся обстоятельствам;
• их озабоченность своей ролью и обычаями;
• чрезмерное требование к соблюдению формальных процедур.
Следует отметить, что любая бюрократия построена на серии ролей, которые четко установлены и которым обучают людей. Из этого вытекают определенные типы поведения:
• обучение очень важно, потому что оно помогает работающим в организации войти в свою роль. Этим бюрократия резко отличается от организаций, основанных на монопольной власти, где «хозяин и босс» полагают, что все должны просто брать пример с него;
• методика проведения работы и правила священны;
• иерархия и статус четко определены;
• отношения устанавливаются правилами и инструкциями.
Это дает определенное чувство справедливости, но и создает чувство обезличенное, потому что обстоятельства отдельного человека не принимаются в расчет. Таким образом, в такой организации:
• стабильность ценится, а изменения и непредвиденные события вызывают вялую реакцию;
• управленческие решения основываются на определенных полномочиях. К инициативе, выходящей за рамки этих полномочий, относятся неодобрительно.
Подводя итог ко всему вышесказанному, можно сделать вывод, что Макс Вебер установил, что бюрократическая форма организации является наиболее эффективной системой: с точки зрения точности, постоянства, строгости и надежности работы она превосходит все другие формы административной организации. Однако, данная концепция Вебера не ведет к созданию эффективной организации в динамичной окружающей среде, поэтому его учение подверглось модификациям других ученых, стремившихся адаптировать бюрократическую систему к революционным изменениям в технике и технологии производства и т.д.. Ограничительным моментом всех классических теорий организации считается представление о человеке как о винтике в механистическом характере его поведения. Так же следует заметить, что бюрократическая организация имеет все черты классической структуры — пирамидальную и функциональную. Контакты с подчиненными хорошие, но всесторонний обмен информацией между всеми структурными единицами организации затруднен.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Цель курсового исследования достигнута путем реализации поставленных задач: нами были изучены направления классической теории организации.
В результате проведенного исследования по теме «Классическая теория организации» можно сделать ряд выводов, полученных в ходе изучения каждой из частей курсовой работы:
Что касается последних теоретических
разработок и тенденций, имеющих большую
практическую значимость, то на этом месте
оказались направления, которые в наибольшей
мере отражают изменившиеся условия функционирования
организаций. Среди основных направлений теоретических
обобщений и разработок можно назвать
следующие концепции: реинжиниринг, концепция
внутренних рынков корпорации, теория
альянсов, концепция «экологически созданного
руководства» предприятием. Из всего вышесказанного
мы видим, что классическая теория организации,
хоть и в измененном, модифицированном
виде, адаптированном к современным условиям
меняющейся внешней среды, не утратила
свою актуальность и будет объектом исследований
еще долгое время.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУ