Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2012 в 14:47, курсовая работа
Целью работы является: показать природу и сложность коммуникаций, рассмотреть их значение в организации; раскрыть содержание коммуникационного процесса и рассмотреть препятствия, стоящие на пути коммуникаций; рассмотреть различные виды коммуникаций и определить методы повышения их эффективности; раскрыть роль и содержание межличностных и организационных коммуникаций и определить факторы , влияющие на них.
В связи с поставленными целями в курсовой работе решались следующие задачи: изучить теоретические основы коммуникаций, рассмотреть анализ систем коммуникаций, обосновать основные направления совершенствование коммуникаций в организации.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………........................3
Глава 1. Коммуникации в системе управления
1.1.Сущность и роль коммуникаций……………………………………………………4
1.2.Процесс коммуникаций в организации…………………………………………….6
1.3.Современные виды коммуникаций……………………………................................9
Глава 2. Анализ системы коммуникаций
2.1. Проблемы коммуникаций………………………………………...........................15
2.2. Барьеры, препятствующие эффективным организационным коммуникациям……………………………………………………………....................15
2.3. Барьеры на пути межличностных коммуникаций…………….............................17
Глава 3. Совершенствование коммуникаций в организаций
3.1. Направления по совершенствованию коммуникационных процессов в организации………………………………………………………………..................... 20
3.2. Новые виды коммуникаций (intranet)…………………………….........................22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………....................24
Список литературы………………………………………………………......................26
Менеджеры, добившиеся успеха в общении, восприимчивы к нуждам людей и открыты к искреннему диалогу с другими сотрудниками.
Кроме
нисходящих коммуникаций, организации
необходимы восходящие. Восходящие коммуникации
выполняют также функцию
Благодаря им менеджеры узнают о текущих и потенциальных проблемах и предполагают корректировочные меры. В последнее время менеджеры используют новую форму восходящих коммуникаций - рабочие группы, регулярно собирающихся раз в неделю для обсуждения и решения производственных и сервисных проблем, они называются кружками качества. Восходящие коммуникации, как правило, осуществляются в форме отчетов, предложений и пояснительных записок.
Горизонтальные коммуникации - коммуникации, направленные на координацию и интеграцию деятельности сотрудников различных отделов и подразделений на одних и тех же уровнях иерархии для достижения целей организации; способствует повышению эффективности использования всех видов ресурсов организации.
Диагональные
коммуникации - коммуникации, осуществляемые
работниками отделов и
Электронные
коммуникации . Электронная почта ( e-mail)
представляет собой коммуникативную компьютерную
систему, которую Энли Гров, исполнительный
директор Intel Corporation, описывает как «первое
проявление переворота в понятиях о том,
как передается информация и как должно
управлять этим процессом». Электронная
почта позволяет практически мгновенно
отправить сообщение конкретному получателю
или сотне адресатов, которое будет храниться
в их персональных компьютерах до тех
пор, пока его не прочтут. Некоторые системы
электронной почты позволяют рассылать
сообщения в различных режимах, переводить
их на иностранные языки. Основными преимуществами
систем электронной почты являются высокая
скорость передачи и удобство пользования,
а самый существенный их недостаток - отсутствие
непосредственного личного контакта и
связанные с этим трудности точной передачи
и интерпретации эмоций и тонких чувств
в кратких (несколько стерильных) печатных
сообщениях.
Глава
2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ КОММУНИКАЦИЙ
2.1. Проблемы коммуникаций
Проблемы коммуникаций, коммуникативных связей всегда были достаточно актуальны. В процессе коммуникации имеется как минимум пять точек возможных сбоев. Рассмотрим возможные преграды на пути успешной коммуникации.
Проблемы, связанные с созданием эффективно действующих коммуникаций, можно разделить на две основные группы: проблемы структурных коммуникаций и проблемы, возникающие в ходе межличностного общения.
2.2.Барьеры, препятствующие
Наличие четко действующих коммуникаций способствует решению многих важнейших организационных проблем, в частности координации деятельности отдельных структурных единиц в организации относительно общей цели, обеспечивают устойчивые отношения с внешней средой, предоставляя подразделениям организации необходимой рабочей информации и целевых указаний и др.
Однако создание коммуникационных сетей, формирование устойчивых коммуникационных каналов сопряжены с рядом трудностей, вызванных как дефектами в каналах информации, так и дефектным кодированием или декодированием получаемых сообщений.
1. Искажение
сообщения преднамеренная его модификация
адресатом в связи с напряженностью в
межличностных отношениях. Если получатель
испытывает неприязнь к отправителю или
принципиально не согласен с сообщением,
то он меняет его смысл с выгодой для себя
и в ущерб отправителю.
2. Искажения, связанные с фильтрацией
информации - принцип деятельности, характерный
для руководителей: они решают, какую часть
сообщения доводить до сведения подчиненных
сотрудников, а какую «отсеять», попридержать.
3. Искажения, продиктованные различием
организационных статусов. Устоявшаяся
практика посылать на верх руководству
только положительную информацию, дабы
избежать недовольства шефа и заработать
малейшую его похвалу, оборачиваются дезинформацией
и способствуют принятию начальством
неверных решений.
4. Искажения, связанные с перегрузкой
информационных каналов. Одновременная
переработка информации и необходимость
вести информационный обмен приводит
к тому, что руководитель не в состоянии
реагировать на всю информацию. Он отсеивает
ту информацию, которая ему кажется менее
важной, но это - его личная точка зрения.
У отправителя может быть совсем другой
взгляд на послание.
5. Искажения, связанные с неудовлетворительной
структурой организации, когда в ней имеется
много мелких, дублирующих подразделений,
следовательно, возрастает вероятность
варьирования, интерпретации и корректировки
информации.
2.Информационные перегрузки
3. Недостатки в структуре
Еще
одним существенным недостатком следует признать
наличие конфликтов между отдельными группами
и подразделениями организации. Зачастую
конфликты заложеныв самой
2.3. Барьеры на пути межличностных коммуникаций
Возникающие
барьеры «помехи» в коммуникационном
процессе связаны с такими явлениями
как: восприятие, семантика,
обмен невербальной
информацией, некачественная обратная
связь и плохое слушание.
1.Преграды, обусловленные восприятием.
Они возникают по причине конфликта между
уровнями компетенции отправителя и получателя.
Одна и та же информация может быть интерпретирована
людьми по-разному в зависимости от имеющихся
у них знаний, приобретенного опыта.
Если информация вступает в противоречие
с опытом и наличным знанием, то она
либо отторгается коммуникатором,
либо искажается «интерпретируется»
им по-своему в соответствии с имеющимся
опытом, представлениями и знаниями. Другая
причи-на трудностей восприятия
в процессе коммуникации состоит в
приверженности людей социальным установкам,
их предвзятом отношении к чему
или кому-либо. Позитивно или негативно
окрашенный опыт первого взаимодействия,
как правило, является готовым фоном
при последующих контактах коммуникаторов.
Впрочем, как уже говорилось, стереотипное
восприятие может базироваться и на устойчивом
общественном мнении, традициях и даже
предрассудках и суевериях.
2. Семантические барьеры
Семантика - использование значения слов
в качестве символов. Для разных людей
слова символы могут иметь разные
значения например: «класс», «кадр»,
«пост», «партнер» и т.д. Значение символа
выявляется через опыт и варьирует в зависимости
от контекста, ситуации и принятых в данной
среде стране смысловой традиции.
3. Невербальные преграды
Для сообщений используются не только
вербальные символы слова, но и невер-.
бальные.Часто невербальная передача
информации сопровождает вербальную уси-
ливая смысл сообщения. Различают несколько
видов невербальной коммуникации:
3.1.Экстра, или паралингвистика.
К ней относятся интонация,
модуляция высоты голоса, темп
и ритм речи, тональность,
тембр голоса, дикция. Просодика - выразительные
качества голоса смех, плач, шепот, вздох,
пауза и разделительные звуки кашель.
3.2. Кинесика.
Это зрительно воспринимаемые
выразительные движения другого
человека: мимика, взгляд, позы, жесты,
поклоны, походка, осанка .Особая роль
отводится мимике - движению мышц лица.
Исследования показали, что при
неподвижном или невидимом лице коммуникатора
лектора, например, или выступающего
по радио специалиста теряется
до 10 - 15% информации. Поза - это
положение человеческого тела,
типичное для данной культуры,
элементарная единица пространственного
поведения человека. Вариантов
поз насчитывается до 1000.
Жесты - разнообразные движения руками
и головой, смысл которых понятен для общающихся
сторон. В разных культурах жестикуляция
несет соответственный смысл, но есть
жесты, среди которых можно обозначить
достаточно распростра-
ненные:
- коммуникативные жесты
приветствия, прощания, привлечения
внимания, запретов; удовлетворительные,
отрицательные, вопросительные
жесты и т.д. ;
- модальные, то есть выражающие
оценку и отношение одобрение,
похвалу, доверие или недоверие, растерянность
и т.д.;
- описательные жесты, имеющие смысл только
в контексте речевого высказывания,
походка человека, то есть стиль передвижения,
по которой довольно легко можно распознать
его эмоциональное состояние гнев, страдание,
гордость, счастье и т.д..
3.3. Такесика.
Это динамичные прикосновения в форме
рукопожатия, похлопывания, отталкива-
ния, поцелуя, дотрагивания, поглаживания,
дружеского объятия. Использование
человеком в общении динамических
прикосновений определяется
многими факторами: статусом партнеров,
возрастом, полом, степенью их знакомства
и проч.
3.4. Проксемика
Это расположение людей в пространстве
при общении и дистанция между ними:
- интимная зона 15 - 45 см;
в эту зону допускаются
лишь близкие, хорошо знакомые люди.
Преждевременное вторжение
в интимную зону в процессе
общения всегда воспринимается собеседником
как покушение на его неприкосно-
венность;
- социальная зона 120 - 400 см обычно соблюдается
во время официальных встреч в кабинетах,
офисах как правило с теми кого не очень
хорошо знают или от которых намеренно,
подчеркнуто дистанцируются.
- публичная зона свыше 400 см
приемлема при выступлении перед
аудиторией слушателей участников собрания.
Исследования свидетельствуют, что в ежедневном
акте коммуникации человека слова составляют
7%, звуки и интонации - 38%, неречевое взаимодействие
- 53% .
4. Плохая обратная связь
Обратная связь важна, поскольку
дает возможность установить, действительно
ли сообщение, принятое получателем,
истолковано в том смысле, который был
изначально вложен в послание.
5. Неумение слушать
К сожалению, лишь немногие обладают
умением слушать собеседника.
Как показывают исследования, менеджер,
например, по сути дела слушает лишь с
25% эффективностью. Бытует мнение, что
слушать - означает лишь вести себя спокойно
и дать другому человеку говорить. Однако,
слушая собеседника, следует не только
внимательно воспринимать то, что он говорит,
но и вникать в состояние его души. Понимание
состояния говорящего позволяет более
объективно оценить информа-
цию, а выражение участия,
открытость способствуют
эффективности комму- никационного процесса.
Глава
3.СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ КОММУНИКАЦИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ
3.1. Совершенствование
К основным способам совершенствования информационного обмена в организации относятся: регулирование информационных потоков, управленческие действия, внедрение систем обратной связи, внедрение систем сбора предложений, использование информационных бюллетеней, использование современных информационных технологий и мировых информационных ресурсов.
Регулирование
информационных потоков. Руководители
на всех уровнях организации должны представлять
потребности в информации собственные,
своих начальников, коллег и подчиненных.
Руководитель должен научиться оценивать
качественную и количественную стороны
своих информационных потребностей, а
также других потребителей информации
в организации. Он должен стараться определить,
что такое «слишком много» и «слишком
мало» в информационных обмене. Информационные
потребности в значительной мере зависят
от целей руководителя, принимаемых им
решений и характера показателей оценки
результатов его работы, а также его отдела
и подчиненных.
Управленческие
действия. Руководитель может практиковать
короткие встречи с одним или несколькими
подчиненными для обсуждения грядущих
перемен, новых приоритетов, распределения
работы и т.п. Руководитель может также
по своему усмотрению предпочесть вариант
периодических встреч с участием всех
подчиненных для рассмотрения тех же вопросов.
Многие организации настаивают на проведении
работниками руководящего звена таких
еженедельных встреч-совещаний. Подчиненный
может предпринимать подобные шаги, добиваясь
по своей инициативе контакта с руководителем
или коллегами по работе.
Управленческое
планирование, реализация планов и контроль
формируют дополнительные возможности
управленческого действия в направлении
совершенствования информационного обмена.
Обсуждение и прояснение новых планов,
вариантов стратегии, целей и назначений,
необходимых для более эффективной реализации
намеченного, контроль хода работ по плану-графику,
отчеты по результатам такого контроля
-- вот дополнительные действия, подвластные
руководителю для совершенствования информационного
обмена.
Системы обратной
связи. Такие системы являют часть системы
контрольно-управленческой информационной
системы в организации. Один из вариантов
системы обратной связи -- перемещение
людей из части организации в другую
с целью обсуждения определенных вопросов.
Эффективно работающий руководитель преодолевает
разрыв между собою и своими подчиненными
путем создания продуманной системы коммуникаций,
которая гарантирует прохождение сообщений
вниз и восприятие их там.