Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 21:08, курсовая работа
Актуальность рассматриваемой темы заключается еще и в том, что функционирование предприятий происходит в условиях жесткой конкурентной борьбы между товаропроизводителями, когда часто используются методы, связанные с нарушением норм и правил конкуренции. Это выражается в установлении демпинговых цен - продаже товаров по цене ниже себестоимости; установлении контроля над деятельностью конкурента; злоупотреблении господствующим положением на рынке; зависимости поставок конкретных товаров или предоставлении услуг от принятия ограничений по производству или распределению конкурирующих товаров; введении ограничительных условий и агентских соглашений при сбыте продукции, определяющих, когда, кому, в каких количествах и на каких условиях осуществлять поставки; тайных сговорах на торгах; ложной информации и рекламе, вводящей конкурента в заблуждение; недобросовестном копировании товаров и продукции конкурентов; нарушений стандартов и условий поставок товаров, услуг и др.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1.Теоретические аспекты вопроса организации обеспечения конкурентоспособности предприятия
1.1. Понятие конкурентоспособности …………………………...………..….6
1.2. Основы обеспечения конкурентоспособности предприятия…………..8
Глава 2.Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки
2.1.Методологические основы оценки конкурентоспособности ………….…12
2.2.Классификация управления конкурентоспособностью предприятия….15
Заключение…………………………….…………………………..…………….20
Список использованной литературы…………………………………………...22
Глава 2.Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки
2.1. Методологические основы оценки конкурентоспособности
Модель управления конкурентоспособностью
любой организации можно
Черный ящик организации
Рис. 2. Формирование механизма управления конкурентоспособностью
Таким образом, управление конкурентоспособностью организации представляет собой сложную систему элементов, включающую разработку механизма управления конкурентоспособностью.
Рассмотрим механизм управления конкурентоспособностью организации более детально.
Цели управления конкурентоспособностью организации
Для того, чтобы эффективно управлять собственной конкурентной позицией фирме необходимо проводить анализ деятельности конкурентов. Целями такого анализа являются:
1. Выявление существующих и
2. Определение настоящих и
3. Исследование сильных и слабых
сторон всех конкурирующих
4. Разработки прогнозов
В итоге анализа фирма получает возможность понять, почему конкуренты действуют именно так, а не иначе, и выработать собственную реакцию (табл. 1).
Таблица 1
Возможные реакции фирмы на действия конкурентов
Возможная реакция |
Область применения |
Сдержанная реакция |
- при уверенности в своих клиентах; - при завершении деятельности на данном рынке; - при дефиците средств реагирования. |
Избирательная реакция |
Выборочная ответная реакция на поведение конкурентов (например, реакция на снижение цен, но безразличие на увеличение активности конкурентов в рекламной деятельности); позволяет вести конкурентную борьбу на нескольких направлениях и рынках одновременно. |
Малопредсказуемая реакция |
Ответная реакция не связанная
прямо с экономическим |
Функции управления конкурентоспособностью:
– Планирование собственной стратегии для достижения высокой эффективности и конкурентных преимуществ.
– Организация мероприятий по выполнению сформулированной конкурентной стратегии.
– Воздействие на сотрудников организации различными методами стимулирования для достижения конкурентных преимуществ организации.
– Контроль и координирование выполнения конкурентной стратегии.
2.2.Классификация управления конкурентоспособностью предприятия.
Методы управления конкурентоспособностью
Для понимания механизма
Таблица 2
Виды конкуренции
Тип |
Характеристика вида конкуренции |
Ценовая конкуренция |
Предполагает продажу товаров или предложение услуг по более низким ценам, чем другие конкуренты. В условиях централизованного рынка снижение цены происходит либо за счет снижения издержек производства либо за счет уменьшения прибыли. Мелкие и средние фирмы, чтобы удержаться на данном рынке, обычно претендуют лишь на небольшую долю прибыли. Крупные монополии иногда вообще отказываются от получения прибыли, с тем, чтобы с помощью низких цен на соответствующий товар полностью вытеснить конкурентов с рынка, в дальнейшем повысить цены и тем самым компенсировать понесенные убытки. Также ценовая конкуренция используется фирмами, у которых нет достаточных сил и возможностей в сфере неценовой конкуренции, а также в ходе проникновения на рынки с новыми товарами, при укреплении позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При прямой ценовой конкуренции фирма широко оповещают о снижении цены на выпускающиеся и имеющиеся на рынке товары. При скрытой ценовой конкуренции на рынок выводятся новые товары с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цены при этом повышаются не значительно. |
Неценовая конкуренция |
Предполагает предположение |
Принципы управления конкурентоспособностью
Конкурентные преимущества не являются вечными, они завоевываются и удерживаются при постоянном совершенствовании всех сфер деятельности, что является трудоемким и дорогостоящим процессом. Возможности сохранения конкурентоспособности зависят от ряда факторов (рис. 3) и определяются следующими принципами (табл. 3).
Рис. 3. Факторы сохранения конкурентных преимуществ [3, с. 130]
Таблица 3
Принципы управления конкурентоспособностью[7, с. 20-31]
Принципы |
Характер влияния |
Информированность |
Компании, стремящиеся сохранить конкурентоспособность, должны относится к информации как к своему главному конкурентному преимуществу, а к адаптивности – как своему главному оружию. Процесс планирования важен для выработки информации, выявления проблем, налаживания отношений, подъема культуры, поддержания финансового контроля и выявления возможных кризисных точек. |
Делегирование полномочий |
Компании, стремящиеся сохранить конкурентоспособность, должны относится к каждому сотруднику как к источнику вклада. Их управляющий очерчивает границы, а персонал прокладывает наилучшие пути для выполнения своей работы в пределах этих границ. |
Благожелательный контроль |
Компании, стремящиеся сохранить конкурентоспособность, должны рассматривать все события как благоприятные а финансовый контроль – как средство высвобождения ресурсов. Сотрудники должны считать контроль не проявлением автократии, а длинным поводком, позволяющим им работать творчески и свободно. |
Создание рабочих групп |
Целенаправленные изменения |
Мотивация |
Компании, стремящиеся сохранить конкурентоспособность, должны постоянно опираться на мотивы поведения (желание гибко реагировать на коньюктуру рынка, выпускать только качественную продукцию и т.д.). однако мотивы должны постоянно меняться в свете основных проблем и возможностей, которые со временем меняются. |
Стабильность в движении |
Компании, стремящиеся сохранить конкурентоспособность, должны быть очень мобильными, как на рынке, так и внутри компании. Люди должны часто и свободно переходить от выполнения одной функции к другой, из одного подразделения в другое, из линейного персонала в штабной и наоборот. Обновление требует постоянного выбора между стабильностью и изменением. Большинство компаний подбирают наилучших сотрудников, чтобы установить высокие стандарты производительности, а затем окружают их мощной защитной сеткой. |
Функции управления конкурентоспособностью
В таблице 4 представлена матрица, отражающая механизм управления конкурентоспособностью организации в разрезе функций управления и направлений деятельности.
Таким образом, конкурентоспособность организации отражает продуктивность использования её ресурсов. Этот принцип справедлив как на уровне отдельной фирмы, так и на уровне экономики страны в целом. Исходя из него, можно утверждать, что для обеспечения конкурентоспособности, фирмы должны постоянно заботиться об имеющихся в их распоряжении, а также приобретаемых для будущего производства всех видов ресурсов.
Таблица 4
Матрица управления конкурентоспособностью организации в разрезе функций управления и направлений деятельности
Финансы |
Маркетинг |
Персонал |
Сбыт |
Снабжение | |||
Пла-ниро-вание |
Обеспечение рационального распределения финансовых средств |
Разработка эффективных |
Разработка максимально |
Разработка эффектив-ных мероп-риятий, на-правленных на продви-жении про-дукции на рынок |
Прогнозирова-ние опти-мальных затрат на закупку продукции | ||
Орга-низа-ция |
Составление пла-нов финансового развития организа-ции с определением последовательнос-ти, необходимых ресурсов и времени выполнения работы |
Проведение маркетинго-вых исследо-ваний, мони-торинг основ-ных конку-рентов |
Подбор опытного и квалифициро-ванного персо-нала, с инно-вационными возможностя-ми |
Нормирова-ние товар-ных запасов, повышение рентабельно-сти продаж |
Поиск поставщиков с наилучшими условиями (цены на продукцию, сроки поставки, сервис) | ||
Моти-вация |
Мотивация персонала при помощи всех рычагов стимулирования (использование, как экономических стимулов, так и морального поощрения) для повышения производительности труда и эффективности выполнения работ, что позволяет организации получить определенные преимущества, которые используются в конкурентной борьбе | ||||||
Конт-роль |
Учет эффективности |
Анализ собранных данных и учет результативности мероприятий |
Учет и анализ адаптивности структуры, проверка обоснованности распределения полномочий |
Учет эффективно-сти управле-ния ассорти-ментом продукции |
Проведение ревизий | ||
Регу-лиро-вание |
Возможность корректировки действий на протяжении всего процесса управления конкурентоспособностью организации, сопоставление планируемых и выводимых этапов работы, устранение отклонений текущих показателей от плановых. Задачей регулирования является актуализация плановых заданий, нормативов, стандартов с целью обеспечения своевременного и эффективного достижения целей по управлению конкурентоспособностью |
Заключение
Системный подход — направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов.
Говоря о системном подходе в обеспечении конкурентоспособности предприятия, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач
В условиях рыночных отношений жесткая
конкуренция, широкий выбор товаров
не рынке, быстрое обновление их номенклатуры
постоянно ставят перед предприятием
вопрос, как покупатель воспримет
произведенную им продукцию, каковы
причины успеха или неудачи товара.
Необходимость анализа таких
проблем вызывается и увеличивающейся
стоимостью разработки новых изделий,
высоким риском, связанным с их
созданием. Все, это заставляет российские
предприятия внимательно
Когда конкурентоспособен товар, выпускаемый
предприятием, обеспечивается достижение
главной цели компании - получение
достаточной прибыли и
Список используемой литературы
I. Монографии