Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Мая 2012 в 10:39, контрольная работа
1. Опишите процесс управления, виды менеджмента
2. Укажите требования к управленческим решениям, виды решений
1. Опишите процесс
управления, виды менеджмента
Процесс управления — это совокупность отдельных видов деятельности, направленных на упорядочение и координацию функционирования и развития организации и ее элементов в интересах достижения стоящих перед ними целей. Он решает две задачи: тактическая заключается в поддержании устойчивости, гармоничности взаимодействия и работоспособности всех элементов объекта управления; стратегическая обеспечивает его развитие и совершенствование, перевод в качественно и количественно иное состояние.
Этот процесс характеризуется непрерывностью, циклической повторяемостью отдельных фаз (сбора, обработки, анализа, хранения, контроля информации; выработки и принятия решений; организации их выполнения), неравномерностью, инерционностью, проявляющейся в запаздывании управленческих действий. Он развивается и совершенствуется вместе с самой организацией.
Управленческий процесс объединяет в себе такие моменты как управленческий труд, его предмет и средства, и реализуется в определенном продукте.
Предметом и продуктом
труда в управлении является информация;
в первом случае она — «сырая»,
а поэтому не может применяться
на практике; но она служит основой
подготовки решения, то есть преобразования
информации, которой можно
Преобразованная информация
приобретает самостоятельное
Средствами управленческого труда является все то, что способствует осуществлению операций с информацией — от компьютеров, телефонов до авторучки и бумаги. При этом выделяют: средства составления документов (принтеры, диктофоны и пр.); средства обработки и оформления документов (штемпели, резаки, дыроколы); средства группировки и хранения документов (папки, скоросшиватели, картотеки); средства выполнения вычислительных операций; средства оперативной связи; мебель.
Управленческий труд, как и инженерный, конструкторский, исследовательский и пр., относится к категории труда умственного, осуществляемого человеком в виде нервно-психических усилий. Он существует в трех основных формах: эвристического, административного и операторного.
Эвристический труд сводится к совокупности действий по анализу и изучению тех или иных проблем, стоящих перед организацией, и разработке на основе этого различных вариантов их решений — управленческих, экономических, технических. В зависимости от сложности и характера самих проблем этот труд выполняется руководителями и специалистами.
Административный труд является уделом в основном руководителей. Он связан с выполнением таких видов работ, как текущая координация деятельности подчиненных, их контроль, оценка, мотивация, распорядительство (доведение в устном и письменном виде принятых решений до исполнителей), инструктирование, обмен информацией (осуществляется в процессе проведения собраний и совещаний, приема посетителей, ведения деловых переговоров, ответов на письма и телефонные звонки, обхода рабочих мест).
Операторный труд направлен
на техническое обеспечение
Этот труд выпадает на долю специалистов и технических исполнителей. Часть его, строго говоря, не относится к умственному, поэтому для ее обозначения иногда используют термин «нефизический труд».
Процесс управленческого труда состоит из элементарных действий, или операций, то есть однородных, логически неделимых частей управленческой деятельности, с одним или группой носителей информации (документов) от момента их поступления до передачи в преобразованном виде другим или на хранение.
Управленческие операции бывают: поисковыми, вычислительными, логическими, описательными, графическими, контрольными, коммуникационными, например, слушание, чтение, говорение, контактирование, наблюдение за действиями различных устройств, мышления и т.п.
Самостоятельный комплекс операций по обработке информации (сбора, изучения, анализа, формулировке выводов, их оформлению), заканчивающихся определенным по форме и содержанию результатом в виде устного сообщения или документа (справки, приказа, письма и пр.), получил название работы.
Управленческие работы
различаются по целевому назначению
(предвидение, активизация, контроль);
по конкретному содержанию (исследования,
планирование); по периодам (стратегические,
тактические, оперативные); по этапам (целеполагание,
анализ ситуации, определение проблемы,
поиск решения); по направленности (внутрь
или во вне организации); по сферам (экономическая,
социальная, технологическая); по объектам
(производство, персонал); по формам и методам
осуществления; по организационной роли
(дифференцирующие и интегрирующие); по
характеру преобразования информации
(стереотипные, выполняемые по алгоритму,
и творческие); по степени сложности. Остановимся
подробнее на последней, поскольку для
управленческого труда она является едва
ли не главной характеристикой.
Сложность управленческого
труда обусловливается
Во-вторых, необходимостью принимать новые, нетрадиционные решения, часто в условиях неопределенности или риска, что требует глубоких профессиональных знаний, опыта, широкой эрудиции.
Наконец, в-третьих,
сложность управленческого
По содержанию управленческие
работы бывают: коммуникационными (ведение
переговоров, прием посетителей, обход
организации, выезд в командировки);
распорядительными и
Документально зафиксированная последовательность выполнения элементов управленческого процесса, определяющая состав, очередность, содержание составляющих его операций, получила название управленческой процедуры. Процедура должна отражать цель работы, используемые и разрабатываемые документы, их содержание, порядок прохождения.
Способ выполнения
управленческих операций и их элементов
в оптимальной
Главными задачами технологии управления являются: установление организационного порядка и рациональной последовательности выполнения управленческих работ; обеспечение единства, непрерывности и согласованности действий субъектов при принятии решений; участие вышестоящих руководителей; равномерную загрузку исполнителей.
В основе управленческих технологий лежат производственные и информационные потоки, а также совокупность знаний о методах и приемах действий управленческих работников по выполнению управленческих операций.
Технологии управления должны быть минимально сложными и трудоемкими. Рассмотрим их более подробно.
Линейная технология.
Характеризуется строгой
При невозможности точно оценить положение дел, выделить ключевую проблему и наметить однозначную цель, технология управления может быть разветвленной. Решения разрабатываются в этом случае параллельно по нескольким линиям, вследствие чего желаемый результат достигается их совокупностью, или одним, но имеющим многоаспектный характер. Обычно это имеет место в сфере научных исследований.
Технология управления
по отклонениям, возникшим на предыдущей
фазе, исходит из того, что частично
последние вообще не требуют корректировки;
частично их преодоление и внесение
изменений в управленческий процесс
возможно силами самих исполнителей;
и лишь при их значительной величине
необходимо вмешательство руководителя.
Такой подход позволяет не отвлекать
его на пустяки и дать возможность
сосредоточиться на главных проблемах.
Однако он требует больших затрат
времени и средств на создание
нормативной базы, тщательного наблюдения
и анализа отклонений, ведет к
формализации и бюрократизации процесса
управления.
Технология управления по ситуации применяется, когда процесс управления осуществляется в условиях высокой неопределенности. Она предусматривает действия, исходящие из складывающихся обстоятельств, подстройку под них, с тем, чтобы наиболее эффективно обеспечить решение существующих проблем; обычно это имеет место в сложных экономических условиях. Фазы управленческого процесса здесь часто независимы друг от друга, и менеджер принимает оперативные решения на основе постоянного наблюдения и анализа за изменениями, которые происходят во внешней и внутренней среде организации.
Технология управления по результатам заключается в том, что при отсутствия достаточной определенности ситуации и расплывчатости конечной цели, после каждой фазы, в зависимости от степени достижения запланированных результатов на предыдущей, происходит уточнение последующих управленческих действий. Такая технология часто применяется, например, при управлении войсками в боевых условиях.
Технология управления по целям близка к предыдущей, но ориентируется на стимулирование достижения не официальных заданий, а личных целей, сформулированных работниками совместно с непосредственными руководителями и зафиксированных в специальном документе.
Технология поискового
управления исходит из полной ясности
задач, но невозможности точно оценить
ситуацию или проблему. Тогда решение
разрабатывается, исходя из цели, в
обратной последовательности фаз и
корректируется по ситуации. Такой
тип управленческого процесса имеет
место при подготовке долгосрочного
решения в условиях высокой неопределенности
перспектив.
Виды и уровни менеджмента
При рассмотрении основных
положений управления предприятием
менеджмент может быть классифицирован
по двум основным признакам (критериям):
уровням управления и функциональным
областям управленческой деятельности
(видам менеджмента).
По уровням управления общий менеджмент (менеджмент предприятия) рассматривается на трех уровнях руководства предприятием (корпорацией):
1) высший уровень управления;
2) средний уровень управления;
3) нижний (операционный или технологический) уровень управления.
Состав функций, прав и обязанностей менеджеров на каждом уровне управления имеет свою специфику.
Высший уровень
управления организацией (высшее руководство
предприятия, корпорации) формирует
цели, стратегию и политику предприятия,
принимает решения по важнейшим
вопросам, связанным с выпуском новых
изделий, образованием филиалов (в том
числе зарубежных), освоением новых
рынков, взаимоотношениями с
Средний уровень управления обеспечивает разработку и реализацию оперативных планов, формирование и реализацию процедур внедрения принятых высшим руководством решений. Менеджеры среднего уровня управления имеют широкую свободу действий при реализации решений и планов, принятых высшим руководством.
Информация о работе Контрольная работа по "Теория управления"