Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2014 в 10:37, контрольная работа
Лёгкая промышленность осуществляет как первичную обработку сырья, так и выпуск готовой продукции. Предприятия лёгкой промышленности производят также продукцию производственно-технического и специального назначения, которая используется в мебельной, авиационной, автомобильной, химической, электротехнической, пищевой и других отраслях промышленности, в сельском хозяйстве, в силовых ведомствах, на транспорте и в здравоохранении. Одной из особенностей легкой промышленности является быстрая отдача вложенных средств. Технологические особенности отрасли позволяют осуществлять быструю смену ассортимента выпускаемой продукции при минимуме затрат, что обеспечивает высокую мобильность производства.
- отсутствие
современных технологических
- меньшие,
по сравнению с принятыми в
мире стандартами, темпы технологического
обновления. Коэффициент обновления
оборудования на российских
- по
хлопчатобумажным суровым
- по льняным тканям на треть, а по шерстяным тканям почти в 4 раза;
- по трикотажным изделиям в 1,8 раза, чулочно-носочным на 10 процентов;
- по обуви на 31 процент.
Резюме: состояние основных фондов, особенно их активной части, не соответствует современным требованиям по показателям, характеризующим конкурентный и технический уровень производственного потенциала отрасли.
Вторая группа проблем – низкий уровень инновационной и инвестиционной деятельности обусловлена следующими причинами:
- отсутствием инвестиций, необходимых для модернизации отрасли и внедрения «прорывных» инновационных и инвестиционных проектов, позволяющих снять структурные ограничения развития отрасли и выйти на производство совершенно новых (по потребительским свойствам) видов продукции, востребованных на внешнем и внутреннем рынках.
При этом важно иметь в виду, что если сегодня отечественная легкая промышленность может покрывать потребности в секторе государственных закупок, то завтра, когда увеличатся спрос на продукцию, собственное производство не сможет удовлетворить растущую потребность даже в этом сегменте - что является недопустимым. В этой связи развитие импортозамещения через рост выпуска качественной продукции - единственно возможный путь решения проблемы производственного потенциала, рост которого, начавшись в государственном секторе, перейдет на рынок в целом.
- сокращением
объема и результативности
Научным организациям не выделяются и средства на развитие их экспериментальной базы, что снижает эффективность научных разработок. И это, несмотря на то, что достижения российских ученых не уступают и даже многие из них превосходят мировой уровень в области создания новых технологий и нового конкурентоспособного ассортимента продукции. О значимости отраслевой науки говорит тот факт, что за 2000-2008 годы девять научных работ удостоены премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники.
Ведущие зарубежные страны на развитие науки и ее экспериментальной базы вкладывают 5-7 процентов средств от оборота продукции, что позволяет им стабильно добиваться высоких достижений в науке, повышать технологический уровень производства и конкурентоспособность товаров в соответствии с требованиями мирового рынка.
Непринятие мер по решению проблем, связанных с развитием науки и эффективностью научного обеспечения отрасли, приведет к неизбежности появления в ее работе возможных рисков экономического и социального характера. Лишенная притока новых технологий отрасль не сможет дальше конкурировать с иностранными фирмами (особенно после вступления России в ВТО), что скажется на возможности российских товаропроизводителей в сохранении своих позиций на внутреннем рынке и в завоевании новых сегментов на зарубежных рынках. Технологическое отставание отрасли уже в обозримой перспективе может стать необратимым процессом, что повысит стратегическую и экономическую опасность России.
- низкий
уровень освоения в
Без принятия действенных мер по улучшению сложившейся ситуации в отрасли ее развитие может достичь критического уровня.
Причинами высокого удельного веса теневой экономики являются:
Основными причинами отсутствия цивилизованного рынка потребительских товаров являются:
В России в последние годы со стороны государства предпринимаются некоторые шаги по нормализации ситуации в легкой промышленности. Правительство Российской Федерации предоставило ряд преференций предприятиям отрасли. Уже третий год в страну ввозится технологическое оборудование при нулевых импортных пошлинах и без НДС. Действует механизм субсидирования процентных ставок по кредитам на закупку сырья и материалов. С 2008 года этот механизм распространен на кредиты, получаемые на техническое перевооружение. Оказывается поддержка и стимулирование экспортеров промышленной продукции путем возмещения из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, получаемым на производство экспортной продукции. Хотя и не большие, выделяются средства из федерального бюджета на проведение НИОКР в интересах легкой промышленности. Общая сумма выделенных средств из бюджета на развитие отрасли за период 2006-2008 годы составила 561,64 млн.рублей, Эффективность преференций: - каждый рубль, вложенный в отрасль в виде субсидий по кредитам, обеспечивает дополнительные поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды от 6 до 7 руб., а по отдельным предприятиям – от 20 до 30 рублей.
Меры государственной поддержки отрасли |
2006 |
2007 |
2008 | |||
кол-во предпр. |
млн. руб. |
кол-во предпр. |
млн. руб. |
кол-во предпр. |
млн. руб. | |
1. Возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным предприятиями на: |
||||||
- сезонную закупку сырья и материалов |
75 |
100 |
77 |
100 |
101 |
250 |
- техническое перевооружение |
- |
- |
- |
- |
9 |
2,0 |
- производство экспортной продукции |
5 |
20,44 |
6 |
14,9 |
5 |
19,9 |
2. Бюджетное финансирование НИОКР |
6 |
31,2 |
4 |
6,2 |
6 |
17,0 |
3. Ввоз технологического |
97,5 тыс.ед. |
244,9 млн.долл. США |
181,7 тыс.ед. |
261,7 млн.долл. США |
28,4 тыс.ед. |
115,8 млн. долл. США |
Проведены оперативно-профилактические мероприятия «Контрафакт» по пресечению незаконного оборота товаров легкой промышленности. В частности, в 2006 году в результате было выявлено более 700 преступлений, по которым материальный ущерб по возбужденным уголовным делам составил более 1,5 млрд.рублей. В ходе расследования уголовных дел наложен арест на имущество стоимостью более 34 млн. руб., изъято имущества, денег, ценностей и добровольно погашен причиненный ущерб в сумме более 367 млн. рублей.
Во многих субъектах Российской Федерации действует и более широкий перечень льгот, в том числе по налогам на имущество, на землю и другие.
Вместе с тем существующие преференции и решаемые в той или иной степени проблемы отрасли на федеральном и региональном уровнях пока недостаточны для того, чтобы устранить влияние негативных факторов на развитие отрасли и превратить ее в конкурентоспособный и саморазвивающийся сектор экономики страны, а отечественным производителям укрепить свои позиции на внутреннем рынке и на равных конкурировать на мировом рынке не только со странами ЕС и США, но и с производителями Китая, Турции, Индии и ряда других стран.
Отсюда ключевая задача – ускоренная качественная модернизация отрасли и поддерживающих ее инфраструктур с использованием кластерных подходов, широкого применения лучших мировых и отечественных достижений в области техники и технологии текстильного, швейного, мехового и кожевенно-обувного производства, в том числе нанотехнологий и нанопродуктов.
Социальные и кадровые проблемы обусловлены состоянием качественной составляющей кадрового потенциала, которая на многих предприятиях находится в зоне критических величин, а у некоторых - уже за ними.
Ухудшающаяся ситуация в профессиональной и квалификационной подготовке рабочих кадров, низкая заработная плата и престижность труда приводят к ежегодному сокращению численности, в основном, молодых и перспективных работников в возрасте до 30–40 лет. Только за десятилетие (с 1990 по 2000 год) численность сократилась в 3 раза, а за последующие восемь лет – в 2,8 раза, что обусловило падение объемов выпуска продукции. При этом принимаемые меры по антикризисному управлению убыточных предприятий со стороны органов государственного управления и руководства не смогли повлиять на ход развития структурных диспропорций в отрасли.
Не решение проблем данной группы существенно скажется на возможности отрасли в подъеме ее экономики и в увеличении производства конкурентоспособной продукции в объемах, необходимых для обеспечения национальной безопасности страны.
Утверждена
Стратегия развития легкой промышленности
России на период до 2020 года
Понимая, что без систематического подхода легкую промышленность России не возможно поднять и сделать конкурентоспособной, Правительство Российской Федерации приняло Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года, а также План мероприятий по ее реализации (Стратегия развития легкой промышленности России на период до 2020 года разработана в соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 3 июля 2008 года № Пр-1369 и поручением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2008 года № ВП-П9-4244).
Стратегия развития легкой промышленности до 2020 года предусматривает переход экономики отрасли на новую технологическую базу, основанную на развитии малоотходных и безотходных технологических процессов, совершенствование организации производства и управления.
Она содержит целевые индикаторы и технико-экономические показатели развития легкой промышленности России, перечень пилотных и важнейших инновационных проектов, предполагаемых к реализации в рамках инновационного сценария развития легкой промышленности, меры, направленные на стабильное сырьевое обеспечение легкой промышленности.
Как отмечает Директор департамента лесной и легкой промышленности Михаил Клинов: "Стратегия развития легкой промышленности – первый комплексный документ, предусматривающий меры краткосрочного характера в виде антикризисного пакета и меры по развитию отрасли на долгосрочную перспективу".
Стратегия призвана стать основным инструментом в решении проблем отрасли и увязать задачу ее экономического роста с обеспечением потребностей в качественных и доступных потребительских товарах, в продукции технического и стратегического назначения.
Практическая реализация Стратегии позволит в значительной степени добиться устойчивой динамики развития легкой промышленности и занять достойное место на отечественном и зарубежном рынках.
"Прописанная
в Стратегии система
Олег Кащеев, заместитель Директора Департамента лесной и легкой промышленности Министерства промышленности и торговли Российской Федерации на одном из «круглых столов», состоявшихся в августе 2009 года обратил внимание на несколько ключевых моментов Стратегии развития легкой промышленности:
- К
2020 году доля отечественного