Моделирование бизнес-процессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 11:09, курсовая работа

Краткое описание

Система управления организацией – совокупность взаимосвязанных элементов, из которых основными являются система целей и показателей, модель бизнес-процессов и организационная структура управления. Система целей и показателей отвечает на вопрос «Чего?» необходимо достигнуть организации и как будет определяться достижение целей, модель бизнес-процессов отвечает на вопросы «Что?», «Когда?» (в некоторых случаях и «Как?») необходимо для этого делать, организационная структура отвечает на вопрос «Кто?» это будет делать.

Содержание

Введение 3
1. Термины, определения и сокращения 10
1.1. Термины и определения 10
1.2. Сокращения 12
2. Моделирование бизнес-процессов 13
2.1. Понятие бизнес-процесса 13
2.2. Последовательность разработки модели бизнес-процессов 14
2.3. Подходы к выбору конфигурации модели бизнес-процессов 15
2.4. Структура модели бизнес-процессов 17
2.5. Нотация IDEF0 19
2.6. Нотации Процесс и Процедура 26
Заключение 35
Библиография 40

Вложенные файлы: 1 файл

metodika_proektirovanie_sistemy_upravleniya.doc

— 1.55 Мб (Скачать файл)
  1. Ориентация на потребителя
  2. Лидерство руководителя
  3. Вовлечение работников
  4. Процессный подход
  5. Системный подход к менеджменту
  6. Постоянное улучшение
  7. Принятие решений, основанное на фактах
  8. Взаимовыгодные отношения с поставщиками

Действительно, несоблюдение даже 1-2 принципов может оказать  негативное влияние на развитие организации.

Значение бизнес-моделирования

Приступая к разработке бизнес-моделей, организации выделяют определенные человеческие и материальные ресурсы для реализации проекта. При этом улучшения в результате проделанной работы должны превосходить эти издержки. Чем же бизнес-модель в итоге помогает функционированию организации? Можно выделить несколько наиболее заметных и широко известных положительных эффектов, проявляющихся при грамотном и системном описании бизнес-процессов.

  1. Повышение прозрачности, управляемости и контролируемости деятельности организации на всех уровнях.
  2. Снижение времени выполнения и издержек, повышение качества и эффективности бизнес-процессов.
  3. Возможность тиражировать бизнес организации (создавать дополнительные клиентские отделения, офисы, представительства).
  4. Комплексное и устойчивое развитие организации, системный подход к принятию решений.
  5. Уменьшение зависимости от персонала, правильный подбор сотрудников, повышение эффективности работы персонала и руководителей.
  6. Повышение лояльности и удовлетворенности клиентов, и, как следствие, репутации организации.
  7. Финансовый результат.

Однако есть и другие аспекты, которые не так хорошо известны широкому кругу руководителей и собственников бизнеса.

Бизнес-моделирование  и связанные с ним технологии / решения оказывают существенное влияние на рейтинги организации, которые  присваиваются рейтинговыми агентствами, в том числе международными (Fitch, Moody’s, S&P и др.). 
В результате анализа методик присвоения рейтингов различных международных и российских агентств (включая [3]), а также по итогам интервью с представителями агентств, автору удалось выяснить, что многими агентствами при расчёте рейтингов организаций учитывается группа факторов под условным названием «Корпоративное управление / менеджмент» (нефинансовые оценки). Этот параметр включает в себя следующие факторы:

  • Адекватная и детально проработанная стратегия организации;
  • Развитая система риск-менеджмента (включая систему управления операционными рисками);
  • Уровень регламентированности (формализованности) бизнес-процессов;
  • Качество бизнес-процессов (история показателей KPI);
  • Уровень автоматизации бизнес-процессов, состояние информационных систем и технологий (ИТ);
  • Организационная структура (формализованность, эффективность, прозрачность, распределение ответственности и полномочий);
  • Эволюция и функционирование различных систем управления в организации (система менеджмента качества, система работы и взаимоотношения с клиентами, система управления персоналом и т.п.)

Детальные условия и  оценки зависят от конкретного агентства.

Алгоритм присвоения рейтинга довольно простой и понятный. Аудиторы рейтингового агентства изучают и дают оценку деятельности организации в соответствии правилами и критериями, заложенными в методику присвоения рейтинга. В качестве входной информации выступают:

  • нормативные и отчётные документы организации;
  • наблюдение за деятельностью организации и интервью.

Поэтому важно не только разработать большое количество правильных и актуальных документов, но и довести их до сотрудников, обеспечить эффективное исполнение бизнес-процессов  и функционирование систем управления на практике. 
Оценки по всем критериям суммируются по определённым правилам и, исходя из общей суммы баллов, определяется рейтинг организации. Каждая  группа критериев может иметь различный вес, поэтому большая сумма баллов по группе критериев с небольшим весом окажет не очень большой вклад в итоговую оценку. 
Условные обозначения присваиваемых рейтингов (рейтинговая шкала) могут быть различными в зависимости от рейтингового агентства и самого типа рейтинга (кредитный рейтинг, рейтинг надёжности, рейтинг качества управления, рейтинг финансовой устойчивости и др). Например: высший уровень надёжности, удовлетворительный уровень надёжности, низкий уровень надёжности и т.д.

Высокий рейтинг свидетельствует  не только о надёжности и стабильности организации и её менеджмента, но также позволяет решить следующие важные задачи.

  1. Участие в тендерах и аккредитациях;
  2. Улучшение имиджа (авторитета) организации на рынке, среди партнёров и контрагентов;
  3. Улучшение имиджа (авторитета) организации у органов государственной власти;
  4. Расширение клиентской базы;
  5. Привлечение инвесторов;
  6. Как следствие всех перечисленных пунктов – улучшение финансовых показателей.

Таким образом, для публичных  компаний, заинтересованных в повышении  международных или национальных рейтингов, при оценке эффективности проекта построения комплексной бизнес-модели целесообразно учесть дополнительные возможности по улучшению рейтинговых позиций. Отметим, что адекватная проработка всех перечисленных выше факторов, влияющих на рейтинг организации, безусловно требует применения профессиональных программных продуктов бизнес-моделирования (ППБМ).

Дополнительные возможности  в этом направлении предоставляет  использование типовых успешных отраслевых решений. В качестве актуального  примера можно привести «Комплексную типовую бизнес-модель коммерческого банка», разработанную в программном продукте Business Studio. Обобщая лучшие практики процессного управления в кредитных организациях, эта модель выступает в качестве образца, на основе которого компании финансового сектора могут совершенствовать корпоративное управление по всем перечисленным выше параметрам.

В современных условиях на ряде рынков всё чаще возникает ситуация, когда значение  ценовой конкуренции снижается, и низкая цена товаров или услуг уже не является ключевым способом привлечения и удержания Клиентов.

Например, в финансовой сфере всё больше Клиентов обращают внимание на качество и технологичность  продуктов / услуг кредитной организации, удобство взаимодействия с банком по решению всех вопросов и проблем, возможность быстрого удовлетворения организацией новых потребностей и запросов Клиентов. Немалое значение имеют и такие важные параметры, как надежность и устойчивость банка, одним из показателей которых является его достаточно высокий рейтинг в отечественных и/или международных агентствах. 
Поэтому есть все основания предполагать, что потребность в бизнес-моделировании, внедрении технологий бизнес-инжиниринга и организационного развития будет только расти

Литература

 

  1. Р 50.1.028-2001. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования
  2. Д. Марка и К.МакГоуэн. Методология структурного анализа и проектирования SADT. Москва, Метатехнология, 1993.
  3. Майкл Хаммер, Джеймс Чампи. Реинжиниринг корпорации: Манифест революции в бизнесе. Манн, Иванов и Фербер, 2006. – 276 с.
  4. Роберт С. КАПЛАН, Дейвид П. НОРТОН. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2003. – 304 с.
  5. Роберт С. КАПЛАН, Дейвид П. НОРТОН. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты. – М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2004. – 512 с.
  6. Тимур Кадыев. Методические рекомендации «Синтез процессов и их организация».

Информация о работе Моделирование бизнес-процессов