Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2014 в 15:52, реферат
Организационная культура — это система общепринятых в организации представлений и подходов к постановке дела, к формам отношений и к достижению результатов деятельности, которые отличают данную организацию от всех других.
На практике организационная культура представляет собой набор традиций, ценностей, символов, общих подходов, мировоззрения членов организации, выдержавших испытание временем. Это в своем роде выражение индивидуальности данной компании, проявление ее отличий от других.
4. Дистанция между людьми, имеющими различный статус (дистанция власти)
Этот аспект определяет, в какой мере члены общества воспринимают различия в положении и статусе отдельных лиц. В национальных культурах, в которых исходят из того, что дистанция между людьми, обусловленная различиями в их положении, должна быть небольшой, нормы и ценности предполагают минимальное восприятие таких различий. В этих культурах предпочитают участие трудящихся в управлении.
Результаты исследования отражены в таблице.
Оценка в баллах четырех аспектов по Хофстеду
Национальная культура |
Неприятие неопределенности |
Мужественность — женственность |
Индивидуализм — коллективизм |
Отношение к статусу |
Аргентина |
86 |
56 |
46 |
49 |
Австрия |
70 |
79 |
55 |
11 |
Бразилия |
76 |
49 |
38 |
69 |
Канада |
48 |
52 |
80 |
39 |
Финляндия |
59 |
26 |
63 |
33 |
Франция |
86 |
43 |
71 |
68 |
Германия |
65 |
66 |
67 |
35 |
Великобритания |
35 |
66 |
89 |
35 |
Гонконг |
29 |
57 |
25 |
68 |
Иран |
59 |
43 |
41 |
58 |
Япония |
92 |
95 |
46 |
54 |
Норвегия |
50 |
8 |
69 |
31 |
Пакистан |
70 |
50 |
14 |
55 |
Португалия |
104 |
31 |
27 |
63 |
Южная |
49 |
63 |
65 |
49 |
Швеция |
29 |
5 |
71 |
31 |
Таиланд |
64 |
34 |
20 |
64 |
США |
46 |
62 |
91 |
40 |
Югославия |
88 |
21 |
27 |
76 |
Примечание: более высокие баллы означают более сильное неприятие неопределенности, мужское начало, индивидуализм и чинопочитание.
Рассмотрим, как группируются страны с учетом определенных Хофстедом культурных различий. В скандинавских странах преобладает женское начало; в США — отчасти мужское; в Японии и Австрии сильно мужское начало. В последних двух странах многие люди по-прежнему считают, что женщины должны заниматься домашним хозяйством, а не служебной карьерой. В США стимулируют участие женщин в трудовой жизни. В Швеции считается, что женщины должны работать.
В странах, в которых подобно Великобритании люди не очень чувствительны к различиям в статусе и неопределенности, иерархия незначительна и наблюдается активное взаимодействие между людьми в организациях. В странах, где люди чувствительны к статусу и приемлют неопределенность, например в Индии, они рассматривают свою организацию как семью. Работники в таких странах, как Южная Корея и Бразилия, склонны считать свои организации как бы людскими пирамидами. В странах, где не очень чувствительны к статусу и всячески избегают неопределенности, например в Германии, роли и процедуры складываются в условиях в высшей степени предсказуемой обстановки.
В США соображения статуса играют незначительную роль. В Японии и Индии, напротив, их роль велика, а индивидуализму придается наибольшее значение. В этих двух странах пренебрегать мнением начальника или пререкаться с ним значило бы проявить неподчинение.
На основании анализа культурных различий и подобий Хофстед и другие исследователи пришли к выводу о наличии восьми основных кластеров стран. Установки (цели в труде, запросы и ценности) в странах в одном кластере ближе друг к другу, чем установки в другом кластере. Кластер США, именуемый ANGLO, включает англоговорящие страны — Канаду, Новую Зеландию, Ирландию, Австралию, Великобританию и Южную Африку. Четыре страны — Бразилия, Индия, Япония и Израиль — не вписываются ни в один из восьми кластеров стран.
Исследования проводились в начале 1980-х гг., поэтому Россия в списке стран отсутствует.
Понятие организационной культуры. |
Организационная
культура - является одной из самых новых
областей организационного поведения. Определения
понятия «организационная культура». |
Организационная культура - это система
ценностей, символов, образцов поведения
и убеждений, возникающих внутри трудового
коллектива в процессе совместной профессиональной
деятельности.
Формирование культуры организации происходит
под влиянием делового окружения, национально-государственных
и этнических факторов.
Культура находит отражение на всех ступенях
работы организации и влияет на общение,
логику мышления, восприятие и интерпретацию
информации.
Организационная культура состоит:
Классификация организационной культуры по степени
ее влияния на хозяйствующий субъект:
В России сильная организационная культура
на предприятиях встречается крайне редко,
в большинстве случаев реализуются лишь
ее внешние формы, заимствованные на Западе
(реклама, оформление офисов, фирменная
одежда).
Функции организационной культуры:
функции организационной культуры
Организационная культура потому так устойчива, что
выполняет в организации определённые функции, причём большинство этих функций представляют вполне реальную
ценность как для самой организации, так
и для большинства её членов. Основными функциями организационной культуры являются:
• Охранная функция. Суть её заключается в том,
что организационная культура создаёт специфическую
систему ценностей, норм и правил, которая
служит барьером для проникновения нежелательных
тенденций и отрицательных ценностей
из окружающей среды.
• Интегрирующая функция, суть которой заключается
в том, что единая система ценностей в
организации позволяет каждому ощутить
себя частью единого целого и определить
свою роль и ответственность. При этом
формируется чувство общности, сплачивающее
членов организации, и собственный оригинальный
имидж организации.
• Регулирующая функция, которая формирует и контролирует
поведение членов организации. С помощью
норм, стандартов, правил, как «писанных»,
так и «неписанных» организационная культура определяет поведение людей
внутри организации, а нередко и за её
пределами. Регулирующая функция задаёт в организации однозначность
и упорядоченность во всех процессах хозяйственной
деятельности.
• Замещающая функция. Суть её заключается в том,
что сильная организационная культура позволяет организации
замещать формальные механизмы и отношения
в случае их недостаточности или отсутствия
на неформальные, вытекающие из особенностей
внутриорганизационных отношений.
При этом происходит
экономия на управленческих издержках.
• Адаптивная функция заключается в том, что новые
сотрудники организации, не обладающие культурой данной организации, безболезненно
и легко вписываются в социальную и производственную
системы организации и в сложившуюся систему
отношений. Таким образом, обычно усиливается
их лояльность организации.
• Образовательная и развивающая функции проявляются в том, что уровень организационной культуры воздействует соответствующим
образом на воспитание и образовательный
уровень в организации. Чем выше общий
образовательный уровень в организации,
тем, как правило, большее желание у отдельных
сотрудников поднять свой образовательный
уровень. Таким образом, высокая организационная культура способствует улучшению
«человеческого капитала» и социальной
стабильности в организации.
• Функция управления качеством. Суть
этой функции состоит в том, что качество организационной культуры напрямую определяет качество
работы, рабочей среды, микроклимата в
организации, которые в свою очередь определяют
качество продукции организации.
Кроме основных функций организационная культура определяет и многие специальные функции организации, например:
• Функции достижения баланса между организационными ценностями и ценностями
внешней среды, приспособления организации
к нуждам общества.
В этом случае организационная культура помогает устранять препятствия
и выстраивать отношения с субъектами
внешней среды. Приспособление к внешней
среде имеет и внутреннюю направленность,
так как каждый работник является не только
участником данной организации, но и представителем
определённого внешнего социума. При этом организационная культура помогает снять внутренние
конфликты у работников.
• Функция регулирования партнёрских
отношений. Внешняя среда и её отдельные
субъекты могут быть весьма неблагоприятны
для организации тем, что используют ценности
и нормы, не совпадающие с ценностями и
нормами конкретной организации. В этом
случае высокая организационная культура помогает выработать приемлемые
правила взаимодействия с партнёрами,
предполагающие соответствующие этические
и нравственные нормы и моральную ответственность
перед ними.
• Функция ориентирования на потребителя.
При слабой организационной культуре внутриорганизационные проблемы, как правило,
затмевают проблемы потребителя. Такая
организация не имеет будущего, если не
начнёт поднимать свою культуру до уровня, представляющего
интерес для потребителя
3. ТИПОЛОГИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ
Существует несколько подходов к типологии организационной культуры. Каждый подход использует определенные критерии для анализа организационной культуры, позволяющие выделить ведущИ-е тенденции жизнедеятельности различных предприятий.
I. Типология Г. Хофштеда. Голландский ученый профессор антропологии Герт Хофштед выделяет четыре аспекта в организационной культуре. Его типология была построена на основании практических исследований в 60-80-х гг.. Он опросил более 60 000 менеджеров и сотрудников организаций сначала в 40-а, затем более чем в 60 странах мира об удовлетворенности их своим трудом, коллегами, руководством, о восприятии проблем, возникающих в процессе работы, о жизненных целях, верованиях и профессиональных предпочтениях. Анализируя результаты исследования, Г. Хофштед выявил высоко значимые различия в поведении менеджеров и специалистов разных стран. Он выяснил, что большинство различий в рабочих ценностях и отношениях объясняются национальной культурой, а также зависят от места в организации, профессии, возраста и пола.
Суммируя наиболее важные различия, Г. Хофштед выделил аспекты, характеризующих менеджеров, специалистов и организацию в целом:
· индивидуализм - коллективизм;
· дистанцию власти;
· стремление к избежанию неопределенности;
· мужественность – женственность
· долгосрочность ориентации (этот компонент встречается на во всех работах)
1. Индивидуализм - коллективизм.