Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 16:03, реферат
В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта.
Конфликт в организации – это осознанное противоречие между общающимися членами этого коллектива, который сопровождается попытками его решить на фоне эмоциональных отношений в рамках организации или в междуорганизационном пространстве.
ВВЕДЕНИЕ 2
1. Понятие и типы организационно-управленческого конфликта. 4
2. Причины возникновения и развития конфликтов в организации. Типы конфликтных личностей. 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18
М.Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоурн выделяют основные причины производственных, организационных конфликтов9:
1) Проблемы распределения ресурсов в организации (проблема несправедливости распределения).
2) Различия в целях
(чем больше специализация
3) Различия в представлении о ценностях (например, о такой ценности, как право выражать свое мнение в присутствии начальника…).
4) Различия в манере поведения и жизненном опыте (особенно если люди работают в одном подразделении).
5) Неудовлетворительные коммуникации, часто ведущие к взаимному непониманию сотрудничающих сторон.
Ф.М. Бородкин и Н.М. Коряк выделяют общие характеристики и основные типы конфликтных личностей, провоцирующих или усугубляющих конфликтные отношения10.
В целом конфликтные личности характеризуются:
1) резким отличием
партнеров по своим
2) недостатком общей
культуры и психологической
3) общим уровнем конфликтности (или неконфликтности) данного человека. Далее авторы выделяют шесть типов конфликтных личностей11:
Конфликтная личность демонстративного типа характеризуется следующими особенностями поведения:
Соответственно руководителям и коллегам следует чаще делать им комплименты – по принципу: "Лучше подыграть в малом, чем потом расхлебываться с потенциальным врагом, мстящим за отсутствие знаков внимания".
Конфликтная личность ригидного типа:
Руководителям и коллегам проще вести себя с такими людьми так, чтобы не провоцировать лишние обиды и подозрения. Таким сотрудникам лучше не поручать работы, связанные с гибким поведением.
Конфликтная личность неуправляемого типа:
В общении с такими работниками следует помнить, что на самом деле они предсказуемы, поскольку их "неконтролируемость" часто повторяется. Поэтому, если изучить типичные реакции таких людей, то можно фактически управлять ими, используя даже в решении ряда деловых вопросов (например, брать таких вспыльчивых сотрудников на те переговоры, где многое решается с помощью эмоций, а не разума). К сожалению, "управление" поведением таких работников чем-то смахивает на манипуляцию.
Конфликтная личность сверхточного типа:
В общении с такими людьми лучше не травмировать их напрасно. Тем более, что они и так часто страдают из-за своих странностей. Лучше давать им такие работы, где они смогут проявить свою скрупулезность и ответственность, т.е. давать им возможность использовать свои недостатки с пользой для общего дела, а значит, повышать, хотя бы таким образом, чувство их собственной значимости.
Конфликтная личность "бесконфликтного" типа:
В общении с такими людьми рекомендация одна – опасаться их в наибольшей степени. Такие люди, в силу своей слабости духа, продадут кого угодно. Теоретически конечно, можно представить, что эти люди в определенных ситуациях могут проявить и волю, и принципиальность, но для этого потребовалось бы задеть их за что-то "живое". Не каждому руководителю или психологу это доступно.
Целенаправленно конфликтный тип личности:
Таких людей надо постараться (по возможности) сделать своими сторонниками и использовать их таланты в конструктивном русле. Проблема для руководителей (и психологов труда) - подыскать для таких "рвущихся в бой" людей интересные проблемы, где можно было бы и рискнуть, и изобразить из себя стратега (или героя).
В целом процесс контроля
над конфликтными ситуациями включает
следующие специальные
Итак, мы можем сделать вывод, что причины возникновения конфликтных ситуаций в организации могут быть весьма разнообразны. К ним относятся12:
1. Недостатки в организации производственных процессов, неблагоприятные условия труда, несовершенство форм его стимуляции.
2. Неправильные действия
руководителя из-за отсутствия
у него опыта (неумение
3. Недостатки стиля
работы и неправильное
4. Расхождение мнений работников в оценке явлений производственной жизни.
5. Нарушение внутригрупповых
норм поведения, распад коллект
6. Противоречия интересов людей, их функций в трудовой деятельности.
7. Несовместимость в
силу личностных, социально-демографических
(пол, возраст, социальное
8. Личностные характеристики отдельных людей – специфические особенности поведения, отношения к труду и коллективу, черты характера.
Мы считаем возможным дополнить этот перечень еще двумя причинами:
Основными причинами возникновения конфликтных ситуаций в современных организациях являются ограниченность ресурсов, которые нужно делить, взаимозависимость заданий, различия в целях, различия в представленных ценностях, различия в манере поведения, в уровне образования, а также плохая коммуникация, несбалансированность рабочих мест, недостаточная мотивация к выполнению работы13.
Плохая передача информации
является как причиной, так и следствием
конфликта. Структура организации
является определяющим моментом и для
типологии возникающих конфликт
Последствия конфликтных
ситуаций в современных организациях
тоже не всегда однозначны. Конфликт может
привести как к улучшению
Информация о работе Организационная среда конфликта и причины конфликтного поведения в организации