Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 21:45, контрольная работа
Прошлый век называли эрой реорганизаций. Недаром «General Motors» увеличила норму управляемости, «Procter&Gamble» добавила еще один уровень управления, «Kodak» изменила основания для группировки должностей. Разработано и внедрено в практику управления много различных типов организационных структур, одни названия которых интригуют и манят своей экзотичностью: адхократия, органическая структура, матричная, многомерная, сетевая и многие другие.
Каждый уважающий себя руководитель много раз кроил и перекраивал структуру своей организации, решая дилеммы: кого из двух назначить, как назвать «вот эту вот» должность, какие функции передать в отдел маркетинга, какие задачи будет выполнять служба контроллинга, организовывать или нет Совет Директоров, нужна ли специально служба логистики.
Введение …….…………………………………………………………….
3
1. Сущность и виды организационной структуры……………………...
5
2. Характеристики структуры управления……………………………...
10
3. Организационная структура и структура управления на примере
«Procter & Gamble»………………………………………………...……..
12
Заключение………………………………………………………………..
17
Список использованных источников……………………………………
19
Горизонтальные связи носят характер согласования и являются, как правило, одноуровневыми. Вертикальные связи – это связи подчинения, и необходимость в них возникает при иерархичности управления, т.е. при наличии нескольких уровней управления.
Кроме того, связи в структуре управления могут носить линейный и функциональный характер. Линейные связи отражают движение управленческих решений и информации между так называемыми линейными руководителями, т.е. лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи имеют место по линии движения информации и управленческих решений по тем или иным функциям управления [6].
В рамках структуры управления протекает управленческий процесс (движение информации и принятие управленческих решений), между участниками которого распределены задачи и функции управления, а следовательно – права и ответственность за их выполнение. С этих позиций структуру управления можно рассматривать как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления, направленный на достижение намеченных целей организации [2, с. 294].
В соответствии с этим построение организационной структуры управления требует: группировки всех видов работ по функциям, обязанностям или задачам; формирования соответствующих отделов, рабочих групп и определения индивидуальных исполнителей; установления полномочий по принятию решений и отношений между отделами, рабочими группами и индивидами по поводу выполнения ими функций, обязанностей и задач; установления каналов коммуникаций и механизмов, обеспечивающих координацию и передачу решений по вертикали и горизонтали. К наиболее важным понятиям, имеющим непосредственное отношение к построению структуры управления, относятся: полномочия, ответственность, делегирование, власть [6].
Перечисленные характеристики структуры управления используются руководителями при анализе, перестройке и проектировании структур управления предприятием. Именно поэтому руководители всех уровней управления уделяют большое внимание принципам и методам формирования структур, выбору типа или комбинации структур, обеспечивающих эффективное функционирование предприятия.
Таким образом, из вышеперечисленного видно, что в самом общем смысле этого слова структура управления – это совокупность связей и отношений между ее элементами.
3. Организационная структура и структура управления
«Procter & Gamble»
Procter & Gamble – американская компания, один из лидеров мирового рынка потребительских товаров. Компания занимает 22 место в списке Fortune 500 и является одной из ведущих компаний США по объёму прибыли и рыночной капитализации.
Компания является публичной, её акции обращаются на Нью-Йоркской фондовой бирже и принимаются при расчёте промышленного индекса Доу-Джонса [11].
В совет директоров компании входят 13 человек, состоит их четырёх комитетов:
- комитет по аудиту занимается оценкой рисков, контролем финансовой отчётности, выполняет функции внутреннего аудита;
- комитет по управлению и корпоративной ответственности занимается общими принципами корпоративного управления и выработкой рекомендаций по корпоративной социальной ответственности;
- комитет по компенсациям и развитию отвечает за политику компенсаций, а также отвечает за развитие и оценку топ-менеджеров P&G;
- комитет по инновациям и технологии вырабатывает подход компании к технической и коммерческой инновационной деятельности.
На 1 июля 2010 в компании действовало три основных направления деятельности:
1. P&G Beauty & Grooming («красота и уход за собой»);
2. P&G Household Care («товары для дома»);
3. P&G Health & Well-Being («здоровье и здоровый образ жизни») [12].
Также в компании существуют 4 функциональных департамента:
- Global Business Units – основной фокус деятельности направлен на работу с потребителями, брендами и конкурентами на глобальном уровне. Ответственны за инновационные внедрения, прибыль и показатели перед инвесторами.
- Market Development Organizations – ответственны за детальное изучение специфики потребителя и поставщика на каждом рынке P&G, отвечают за локальное применение глобальных инициатив, исходящих от GBU.
- Global Business Services – отвечают за поддержку бизнеса P&G, в том числе за снижение стоимости цепочек взаимодействия с партнерами для обеспечения конкурентоспособности корпорации.
- Lean Corporate Functions – должны следить за постоянным внедрением функциональных инноваций и улучшением возможностей в организации [11]
P&G считается компанией-основателем системы управления брендами. В 1931 году термин «бренд-менеджмент» впервые появился в служебной записке сотрудника рекламного отдела компании Нейла МакЭлроя. В настоящее время компании принадлежит 23 бренда с мировыми продажами, превышающими 1 миллиард американских долларов, а также ещё 20 брендов с продажами выше 500 миллионов долларов. Именно эти 43 бренда являются локомотивом роста компании и обеспечивают ежегодный рост продаж в размере 10 %.
Таким образом видно, что основное направление политики данной компании – политика рыночной экспансии, что хорошо видно на следующем рисунке.
Исходя из широкого географического охвата и большого количества производимых брендов, можно сделать вывод, что компании «Проктер энд Гембел» свойственна дивизионально-региональная организационная структура. Она предполагает достаточно широкую автономию для своих подразделений, называемых дивизионами. Дивизион может заниматься выпуском определенного вида продукции, работой на определенной территории или на особом рынке [10].
Первое представительство «Проктел энд Гембел» в Росси было открыто в 1991 году. В нашей стране компания представляет около 70 торговых марок, имеет лидирующие доли рынка в 3/4 категорий товаров, ежегодно выпускает на рынок в среднем три новых наименования.
Procter & Gamble является одним из крупнейших иностранных инвесторов в российскую экономику. Сегодня компания производит свою продукцию на четырех производственных объектах:
- комбинат бытовой химии ООО «Проктер энд Гэмбл-Новомосковск» в Новомосковске (Тульская область), крупнейшее в мире производство P&G, специализирующееся на производстве чистящих и моющих средств Ariel, Tide, «Миф», Tix, Ace, Lenor, Comet, Fairy, Mr.Proper, а также детских одноразовых подгузников Pampers;
- ООО «Капелла» в Дзержинске (Нижегородская область), специализирующееся на производстве средств для ухода за волосами и телом: шампуней Shamtu, краски для волос и средства для укладки волос линий Wella и Londa, гелей для душа Camay;
- ЗАО «Петербург Продактс Интернешнл» в Санкт-Петербурге, специализирующееся на производстве одноразовых бритвенных станков, сменных картриджей и традиционных двусторонних лезвий Gillette;
- ОАО «Косметическое объединение «Свобода» в Москве, специализирующееся на производстве туалетного мыла Camay и Safeguard, гелей для душа, зубных паст blend-a-med [12].
Компания имеет 4 офиса в Москве и 4 региональных представительства (в Санкт-Петербурге, Новосибирске, Ростове-на Дону и Екатеринбурге).
В России ООО «Проктер энд Гэмбл» имеет постоянные трудовые контракты с более чем 2300 человек. Большинство ключевых позиций в компании занимают российские граждане, фактически управляя бизнесом компании. В целом, ООО «Проктер энд Гэмбл» создает 14000 рабочих мест в компаниях-поставщиках и компаниях – деловых партнерах. В частности, региональные компании, занимающиеся распространением продукции, дают работу около 10000 россиян.
В своей структуре компания имеет два подразделения, которые являются самостоятельными юридическими лицами.
Первое юридическое лицо – ООО «Проктер энд Гэмбл Дистрибьюторская компания». Это юридическое лицо было создано для осуществления перепродажи всей продукции компании ООО «Проктер энд Гэмбл» на территории РФ [10].
Структура организации
Отделы |
Расположение офиса |
Маркетинг |
Москва |
Отдел развития бизнеса заказчика |
Москва, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Новосибирск, Екатеринбург |
Финансы и бухгалтерия |
Москва |
Отдел по работе с клиентами (логистика) |
Москва |
Производственный отдел |
Москва, Новомосковск |
Отдел закупок |
Москва, Новомосковск |
Отдел по работе с персоналом |
Москва |
Отдел исследования рынка |
Москва |
Юридический отдел |
Москва |
Отдел информационных технологий |
Москва |
Отдел по связям с общественностью |
Москва |
Схематично организационную структуру можно представить следующим образом:
Генеральный директор |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отдел продаж |
Отдел логистики |
Отдел маркетинга |
Бухгалтер | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отдел сетевых продаж |
Отдел региональных продаж |
Отдел управления запасами |
Отдел контроля за таможней |
Отдел исследований |
Отдел BTL-мероприятий |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Отдел развития бизнеса заказчика |
Производственный отдел |
Отдел по работе с персоналом | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Юридический отдел |
Отдел по связям с общественностью |
Второе юридическое лицо – ООО «Проктер энд Гэмбл Сервисез». Компания была создана для оказания сервисных, вспомогательных услуг, таких как координация работы торговых представителей, руководство организации работ по доставке или отгрузке товаров покупателям, организация и развитие системы дистрибьюции [10].
Деятельность компании распространена на несколько регионов, в которых требуется использование различных стратегий, поэтому сформирована дивизиональная структура управления по территориальному принципу, т. е. дивизионально-региональная структура.
Так как в России компании «Проктел энд Гембел» принадлежит 4 производственных объекта, на которых выпускается более 70 брендов, то также присутствует продуктовая составляющая организационной структуры, которая позволяет легко справиться с разработкой новых видов продукции, исходя из соображений конкуренции, совершенствования технологии или удовлетворения потребностей покупателей.
Региональная составляющая организационной структуры помогает более эффективно учитывать местное законодательство, социально-экономическую систему и рынки по мере географического расширения рыночных зон.
Структура, ориентированная на потребителя - дает возможность наиболее качественно учитывать запросы тех потребителей, от которых предприятие более всего зависит [11].
Из вышеперечисленного видно, что такого мировой гигант как компания Procter & Gamble вынужден применять различные типы дивизиональной организационной структуры, которые помогают более успешно адаптироваться к конкретному рынку, учитывая менталитет и образ жизни потребителей данного региона.
Преимущества структуры компании «Проктел энд Гембел»:
Различные типы дивизиональной структуры имеют одну и ту же цель – обеспечить более эффективную реакцию предприятия на этот или иной фактор окружающей среды.
Продуктовая структура позволяет легко справиться с разработкой новых видов продукции, исходя из соображений конкуренции, совершенствования технологии или удовлетворения потребностей покупателей.
Региональная - более эффективно учитывать местное законодательство, социально-экономическую систему и рынки по мере географического расширения рыночных зон.
Структура, ориентированная на потребителя - дает возможность наиболее качественно учитывать запросы тех потребителей, от которых предприятие более всего зависит.
Таким образом, выбор дивизиональной структуры должен быть основан на одном из приведенных факторов, который наиболее важен с точки зрения обеспечения реализации стратегических планов предприятия и достижение его целей.
Информация о работе Организационная структура и структура управления организацией