Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2012 в 21:04, аттестационная работа
Построение организационной структуры базируется на следующих теоретических основаниях:
• разделение общих целей и задач на составные части, отражающие специализацию труда в организации;
• группировки всех видов работ по функциям и задачам;
• формирование отделов, рабочих групп и определение исполнителей;
• установление полномочий по принятию решений и отношений между отделами, рабочими группами и индивидуумами по поводу выполнения ими функций, обязанностей и задач;
• формирование каналов коммуникаций и механизмов координации.
Это группирование работ в
Группирование должностей в структурные подразделения требуют выбора общих основ: численность, функция, территория, продукт или покупатель. Каждая основа департаментизации имеет достоинства и недостатки, которые должны быть оценены с точки зрения общей эффективности.
Выделяются следующие виды департаментизации:
Линейная департаментизация – подход, основанный на простых принципах линейного делений в организации: по численности, по времени, по территории. (армия, школа).
Она предполагает относительную автономность в работе.
Данный тип характеризуется простотой, одномерностью связей, возможностью самоуправления (относительная автономность). Такой подход используется, когда выполняемые работы однотипны. Как только работы в организации начинают специализироваться, возникает необходимость перехода к другим типам департаментизации.
Функциональная
Преимущества:
- повышение эффективности
Экономия времени, упрощение подготовки работника
- укрепление вертикальных
- усиление контроля за
Недостатки:
- функционализм
- ослабление горизонтальных
- эффект бутылочного горла.
Дивизиональная
Особенностью данного подхода является создание относительно автономных частей в организации, ориентированных на продукт, потребителя или рынок.
В этом случае специализированные работы группируются вокруг результата.
Департаментизация по продукту, по потребителю, по рынку.
Преимущества:
- ориентация на результат
- повышение ответственности (
Недостатки:
- дублирование функций
- затруднение контроля.
Матричная департаментизация.
Это система двойного подчинения,
основанная на комбинации двух начал
– функционального и
Она является наиболее сложной для практической реализации.
Норма (масштаб) управляемости.
Норма управляемости – количество подчиненных и звеньев, которыми может эффективно управлять один руководитель. Оно ограничено организационными, экономическими, психологическими, социальными, техническими возможностями руководства – объем работы руководителя, возможная сфера контроля.
Превышение норм управляемости приводит к тому, что решаемые задачи выходят из под контроля руководителя, снижая качество руководства.
Если норма управляемости
Соблюдение норм управляемости обеспечивается за счет введения дополнительного уровня в иерархии.
Факторы, влияющие на определение масштабов управляемости.
В зависимости от состояния указанных переменных определяется оптимальный для конкретной ситуации масштаб управляемости.
Узкий масштаб управляемости
- легче контроль
-проще коммуникации
- возможность вмешательства в дела подчиненных
- увеличение количества уровней иерархии
Широкий масштаб управляемости
– максимально возможное
- необходимость делегирования полномочий
- перегрузка руководителя
- потеря контроля
Делегирование полномочий.
Процесс распределения полномочий в организации по нисходящей линии. Передача прав принятия решений на низшие уровни управления.
Централизация.
Децентрализация.
Их оптимальный уровень.
Мотивы децентрализации власти.
- способствует росту
- конкурентная атмосфера внутри организации
Мотивы централизации власти.
- уровень квалификации
- стиль руководства
- административные расходы на контроль возрастают
- дублирование функций
При проектировании организации на выбор между централизацией и децентрализацией могут влиять следующие факторы:
- насколько решения являются рутинными и простыми
- квалификация менеджеров
- наличие мотивации принятия решений
- уровень дополнительных
Измерения структуры.
Различие организационных
Три часто используемые измерения (характеристики) – сложность, централизация и формализация.
Формализация – степень важности для организации наличия письменных инструкций, методик и правил, предопределяющих действия работника.
Степень конкретизации описания ожидаемых способов и результатов работы.
Централизация – степень делегирования высшим руководством полномочий для принятия решений.
Сложность – количество разных работ и структурных подразделений в организации, различных должностей и уровней власти в организации (горизонтальная и вертикальная дифференциация).
Соотношение размеров организационной структуры и организационных решений
Размеры |
Решения |
Высокая формализация |
|
Высокая централизация |
|
Высокая сложность |
1. Высокая специализация 2. Структурные подразделения по продукту, покупателю территории 3. Узкая норма управляемости 4. Делегированная власть |
5. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР УПРАВЛЕНИЯ. Линейная
Линейно-штабная
Линейно-функциональная
Дивизиональная
Матричная.
Самостоятельно.
6. Механистический и органический тип ОСУ.
Механистический подход к проектированию организации характеризуется использованием формальных правил и процедур, централизованным принятием решений, узко определенной ответственностью в работе и жесткой иерархией власти в организации.
Свои преимущества, например, такие, как универсальность, предсказуемость и производительность, механистическая структура может реализовать при следующих условиях:
Органический подход к проектированию организации характеризуется слабым или умеренным использованием формальных правил и процедур, децентрализацией и участием работников в принятии решений, широко определяемой ответственностью в работе, гибкостью структуры власти и небольшим количеством уровней иерархии. Этот подход демонстрирует свою эффективность в условиях, когда используется нерутинная технология (высокая неопределенность того, когда, где и как выполнять работу) и имеется сложное и динамичное внешнее окружение. Наглядным примером эффективного применения органического подхода является организация производства электронной техники.
Характеристики и условия эффективного применения механистического и органического подходов в проектировании организации
Механистический тип организации |
Органический тип организации | |
Характеристики |
Узкая специализация в работе Работа по правилам Четкие права и ответственность Ясность в уровнях иерархии Объективная система вознаграждения Объективные критерии отбора кадров Иерархическая система контроля Командный тип коммуникаций, идущих сверху вниз
Отношения формальные и носят официальный характер |
Широкая специализация в работе Мало правил и процедур Амбициозная ответственность Уровни управления размыты Субъективная система вознаграждения Субъективные критерии отбора кадров Самоконтроль и контроль коллег
Многонаправленность коммуникаций (вертикальные, горизонтальные) Отношения неформальные и носят личностный характер |
Условия |
Несложное, стабильное Окружение Цели и задачи известны Задачи поддаются делению Задачи простые и ясные Работа измеряема Оплата труда мотивирует
Признается данная власть |
Сложное, нестабильное окружение Неопределенность целей и задач Задачи не имеют четких границ Задачи сложные Работу измерить сложно Мотивирование потребностей верхнего уровня Авторитет власти завоевывается |
7. Факторы, влияющие на формирование и развитие организационной структуры управления.
Факторы определяют комплекс условий, при которых происходят изменения в ОСУ: число и специализация структурных звеньев, число уровней управления, характер связей, уровень централизации управления, численность работников всех категорий и т.д.
Все факторы, влияющие на ОСУ, могут быть объединены в три группы:
I. Внешняя среда
II. Организационно-
III. Организационно-управленческие факторы.
Решение вопроса о виде организационной структуры, её построении или модификации - это процесс адаптации структуры к внешним условиям (требованиям потребителей и рынка, общества, государственных органов и т. д.) и внутренним факторам развития организации (её ресурсам, технологии, организации производства и труда, процессам принятия управленческих решений и т. п.).
Поэтому дизайн структуры осуществляется с учетом множества факторов, которые также могут быть разделены на группы ситуационных факторов, факторов, характеризующих стадию жизненного цикла и организационные факторы.
Ситуационные факторы выбора организационной структуры предопределяют контуры структуры управления, на которую следует ориентироваться в конкретных условиях работы той или иной организации. В их составе рассматриваются: стратегия развития на определенный период; размеры организации; технология; диверсификация деятельности; характеристики окружающей среды.
Стратегия предопределяет выбор вида организационной структуры, которая должна соответствовать новым целевым установкам и способам достижения стратегических целей. Общеизвестное положение о том, что «организационная структура должна следовать за стратегией» было доказано А. Чандлером (A.D. Chandler. Strategy and Structure. Chapters in the History of the Industrial Enterprise. 1962), который в 1960-е годы проводил соответствующие исследования по почти 100 компаниям за 50-летний период их жизни. Им было установлено, что изменение стратегии всегда предшествует и предопределяет изменения в организационной структуре. Исследования показали также, что стратегия предопределяет характер структуры, прежде всего, для организации в целом. На уровне подразделений и служб влияние стратегии на структуру ощущается в меньших размерах.
Информация о работе Организационная структура управления, её генезис и роль в системе управления