Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 08:58, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование, анализ и изучение различных подходов к проектированию структур управления, выявление основных методов, современных тенденций проектирования эффективных структур управления.
Экспертно-аналитический метод состоит в обследовании и аналитическом изучении организации, проводимой квалифицированными специалистами с привлечением ее руководителей и других работников, с тем, чтобы выявить специфические особенности, проблемы, «узкие места» в работе аппарата управления, а также выработать рекомендации по его формированию или перестройке исходя из количественных оценок эффективности организационной структуры, рациональных принципов управления, заключений экспертов, а также обобщения и анализа передовых тенденций в области организации управления. Данный метод, являющийся наиболее гибким и всеохватывающим, применяется в сочетании с другими (в особенности методами аналогий и структуризации целей) и имеет многообразные формы реализации. В первую очередь к ним относится осуществление диагностического анализа особенностей, проблем, «узких мест» в системе управления действующей производственно-хозяйственной организации или в организациях, аналогичных вновь создаваемой, с тем, чтобы предусмотреть организационное решение выявленных проблем в разрабатываемой структуре управления. Сюда же относится и проведение экспертных опросов руководителей и членов организации для выявления и анализа отдельных характеристик построения и функционирования аппарата управления, обработка полученных экспертных оценок статистико-математическими методами (ранговой корреляции, факторного анализа, обработки списков и т.п.).
К экспертным методам следует отнести также разработку и применение научных принципов формирования организационных структур управления. Под ними понимаются основанные на передовом опыте управления и научных обобщений руководящие правила, выполнение которых направляет деятельность специалистов при выработке рекомендаций по рациональному проектированию и совершенствованию организационных систем управления. Принципы формирования организационных структур управления являются конкретизацией более общих принципов управления (например, единоначалия или коллективного руководства, специализации и т.п.).
Особое место среди экспертных методов занимает разработка графических и табличных описаний организационных структур и процессов управления, отражающих рекомендации по их наилучшей организации.
Метод структуризации целей предусматривает выработку системы целей организации (включая их количественную и качественную формулировки) и последующий анализ организационных структур с точки зрения их соответствия системе целей. При его использовании чаще всего выполняются следующие этапы:
Метод организационного моделирования представляет собой разработку формализованных математических, графических, машинных и других отображений распределения полномочий и ответственности в организации, являющихся базой для построения, анализа и оценки различных вариантов организационных структур по взаимосвязи их переменных. Можно назвать несколько основных типов организационных моделей:
Процесс проектирования
организационной структуры
Проектирование организационных структур управления представляет собой сложную многокритериальную задачу. Проектирование организационной структуры — это не единовременная кампании, а долгосрочный процесс с пошаговым принятием решений.
Итоговые документы системы управления |
Этапы процесса проектирования организационной структуры организации |
Содержание этапов процесса проектирования организационной структуры |
Установление целей предприятия |
||
1. Управленческая |
Формулирование стратегии |
Постановка производных целей и задач; определение направлений работы |
Определение функций предприятия |
Выявление и классификация видов деятельности, необходимых для осуществления выработанной стратегии и достижения поставленных целей | |
Проверка взаимозависимости функций предприятия |
Анализ информационных потоков и взаимосвязанности принимаемых решений | |
Образование подразделений: производственных и аппарата управления |
Разделение и интеграция целей, функций, решений по звеньям структуры | |
Установление связей между подразделениями: должностных, иерархических |
Определение статуса подразделений в организации и связей между ними: линейная, функциональная, штабная | |
2. Схема организационной структуры фирмы |
Выбор вариантов структуры или их сочетания на разных уровнях организации |
Анализ применимости различных оргструктур на различных организационных уровнях: линейно-штабная, проектная, матричная |
Проверка рациональности оргструктуры на основе связующих процессов |
Систематизация процессов: управления, принятия решений, информационных взаимодействий, коммуникации | |
Улучшение структуры подразделений |
||
3. Система должностных позиций |
Разработка системы должностных позиций |
Определение внутренней структуры подразделений |
4. Комплект должностных инструкций |
Разработка должностных инструкций |
Определение подотчетности, полномочий и ответственности |
5. Штатное расписание аппарата управления |
"Привязка" к персоналу |
Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов или плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа ее совершенствования. Эффективность организационной структуры должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления.
Подход к оценке эффективности различных вариантов организационной структуры определяется ее ролью как характеристики системы управления. Комплексный набор критериев эффективности системы управления формируется с учетом двух направлений оценки ее функционирования:
Критерием эффективности
при сравнении различных вариан
Принципиальное значение для оценок эффективности системы управления имеет выбор базы для сравнения или определение уровня эффективности, который принимается за нормативный. Здесь можно указать несколько подходов, которые могут дифференцированно использоваться применительно к конкретным случаям. Один из них сводится к сравнению с показателями, характеризующими эффективность организационной структуры эталонного варианта системы управления. Эталонный вариант может быть разработан и спроектирован с использованием всех имеющихся методов и средств проектирования систем управления, на основе передового опыта и применения прогрессивных организационных решений. Характеристики такого варианта принимаются в качестве нормативных, при этом сравнительная эффективность анализируемой или проектируемой системы определяется на основе сопоставления нормативных и фактических (проектных) параметров системы, с использованием преимущественно количественных методов сравнения. Может применяться также сравнение с показателями эффективности и характеристиками системы управления, выбранной в качестве эталона, определяющего допустимый или достаточный уровень эффективности организационной структуры.
При оценке эффективности процесса управления используются показатели, которые могут оцениваться как количественно, так и качественно. Эти показатели приобретают нормативный характер и могут использоваться в качестве критерия эффективности и ограничений, когда организационная структура изменяется в направлении улучшения одного или группы показателей эффективности при неизменности остальных. К нормативным характеристикам аппарата управления могут быть отнесены производительность (может определяться, в частности, как количество произведенной организацией конечной продукции или объем выработанной в процессе управления информации, приходящийся на одного работника, занятого в аппарате управления), экономичность (относительные затраты на функционирование аппарата управления, соизмеренные с объемами или результатами производственной деятельности), адаптивность (способность эффективно выполнять заданные функции в определенном диапазоне изменяющихся условий), гибкость (свойство органов аппарата управления изменять в соответствии с возникающими задачами свою роль в процессе принятия решений и налаживать новые связи, не нарушая присущей данной структуре упорядоченности отношений), оперативность, надежность.
Для оценки эффективности
управления важное значение имеет определение
соответствия системы управления и ее организационной структуры объекту управления.
Это находит выражение в сбалансированности состава
функций и целей управления, содержательной
полноте и целостности процессов управления,
соответствии численности и состава
работников объему и сложности работ, полноте обеспечения
производственно-
Приведение структуры организации в соответствие с изменившимися условиями является одной из важнейших задач управления. В большинстве случаев решения о корректировке структур принимаются высшими руководителями организации как часть их основных обязанностей. Значительные по масштабам организационные преобразования не осуществляются до тех пор, пока не появится твердой уверенности в том, что для этого существуют серьезные причины, вызывающие их необходимость. Можно назвать некоторые ситуации в отдельности или в комбинации, когда оправданы затраты на корректировку структуры или разработку нового проекта.
Наиболее распространенной причиной необходимости разработки нового проекта организации являются неудачи при осуществлении традиционных мер по снижению роста издержек, повышению производительности, расширению сужающихся внутренних и внешних рынков или привлечению новых финансовых ресурсов.
Информация о работе Организационное проектирование структур управления