Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2013 в 10:24, контрольная работа
Психологи обозначают термином "коммуникация" процессы обмена продуктами психической деятельности.
Социологи подразумевают под коммуникацией передачу социальной политики. В кибернетике под коммуникацией понимают "обмен информацией между сложными динамическими системами и их частями, которые в состоянии принимать информацию, накапливать её, преобразовывать.
Согласно энциклопедическому словарю, коммуникация определена как "общение, передача информации от человека к человеку".
1. Коммуникация – процесс передачи информации.
2. Коммуникации в организациях
3. Проблемы организационных коммуникаций (барьеры).
4. Коммуникационный менеджмент – управление коммуникациями.
Негосударственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Русско-Британский Институт Управления»
(НОУВПО РБИУ)
Факультет заочного обучения
Направление: 080500.62 Менеджмент
По дисциплине: «Теория организации»
Тема:
«Организационные коммуникации: сущность, проблемы.»
Выполнил студент группы М22
Лескова Лениана Рашитовна
Проверил преподаватель
Перевозова О.В.
Челябинск 2012
План:
1. Коммуникация – процесс передачи информации.
2. Коммуникации в организациях
3. Проблемы организационных коммуникаций (барьеры).
4. Коммуникационный менеджмент – управление коммуникациями.
Коммуникация – это одна из форм взаимодействия людей в процессе общения.
Психологи обозначают термином "коммуникация" процессы обмена продуктами психической деятельности.
Социологи подразумевают
под коммуникацией передачу социальной
политики. В кибернетике под
Согласно энциклопедическому словарю, коммуникация определена как "общение, передача информации от человека к человеку".
Учитывая позиции тех и других, коммуникацию можно определить как процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания.
Классификация информации.
Если коммуникация рассматривается как процесс, то информация – это то, что передаётся в ходе этого процесса.
Информирование – это сложный процесс, в котором участвуют не только субъект (отправитель) и объект (получатель). Важными структурными элементами коммуникации являются: сообщение, коммуникативные каналы и средства, кодирование и декодирование информации, применяемое по мере необходимости, обратная связь, или отчет получателя.
В повседневной практике под информацией обычно понимают сведения, представляющие определённый интерес, которыми обмениваются люди в процессе общения.
Циркулирующая в обществе информация, к созданию которой приложил руку человек, называется социальной. В ней отражаются практически все формы и виды человеческой деятельности – политика, экономика, наука, моральные нормы и религиозные ценности, искусство, идеология, образцы поведения и т.д.
Социальную информацию можно разделить на: систематизированную (регламентированную по времени, объёму, содержанию, составленную по составу отправителей и получателей) и несистематизированную (случайную, безадресную).
Если в роли источника выступает субъект управления, то говорят об управленческой информации.
Управляющую информацию, в свою очередь, разделяют на внешнюю (об окружающей информацию среде) и внутреннюю информацию (непосредственно о данной организации).
По мнению американских исследователей Р. Акоффа и Ф. Эмери, информацию по типу производимых ею изменений можно разделить следующим образом:
Мы живем в обществе, состоящем из организаций. Коммуникация является жизненно важной системой организации: если каким-либо образом ликвидировать потоки сообщений в организациях, она прекратит свое существование. Коммуникация пронизывает все виды деятельности в организации, это важный рабочий инструмент для обеспечения восприятия индивидами своих организационных ролей и для интеграции организационных подразделений.
С позиции теории открытых систем организация представляется развитой сетью каналов коммуникации, которые спроектированы для сбора, систематизации и анализа информации о внешней среде, а также для передачи переработанных сообщений обратно в среду. Коммуникация предоставляет средства для выработки и исполнения решений, осуществления обратной связи и корректировки целей и процедур деятельности организации в соответствии с требованиями ситуации.
Коммуникация – одна из трех подсистем делового общения (рисунок 1). Установление и поддержание эффективных коммуникаций наряду с обменом действиями (интеракцией) и впечатлениями (перцепцией) способствует достижению управленческих целей.
Рис. 1 Деловое общение как система
Чтобы классифицировать коммуникацию в организации, воспользуемся терминами «композиция» и «коммуникативный канал».
Композиция группы отражает ее состав и строение. Группы, включающие людей с общими признаками, называют однородными (гомогенными), а те, в которых индивиды крайне разобщены, имеют противоположные интересы, именуют разнородными (гетерогенными).
Под каналами коммуникаций понимают систему межличностных связей, обеспечивающих взаимодействие и передачу информации. Различают три типа коммуникативных каналов: централизованный, децентрализованный и смешанный. Первый тип (рисунок 2) характеризуется главенством, доминирующей ролью одного члена группы, который организует обмен информацией и совместную работу.
Рис.2. Основные виды централизованных коммуникаций
Второй тип (рисунок 3) основан на коммуникативном равенстве членов группы. Они имеют возможность принимать и передавать информацию, вступая в открытое, неограниченное общение с коллегами.
Рис. 3. Основные виды децентрализованных коммуникаций
Третий тип (рисунок 4 б и в) является комбинированным. Различные сочетания централизованных и децентрализованных коммуникативных каналов встречаются чаще, нежели «чистые».
Рис. 4. Основные виды смешанных коммуникаций
Выбор и периодическая смена коммуникативных каналов на практике осуществляется в зависимости от изменения целей и задач фирмы, характера совместной деятельности, персонального состава группы и других факторов.
Система коммуникации служит средством включения организаций в их внешнюю среду, обеспечивает ей необходимый уровень взаимодействия с окружающими аудиториями, без общения с которыми, невозможно или бессмысленно существование организации, - потребителями, поставщиками, финансистами, избирателями.
Помимо структурного подхода коммуникации можно классифицировать и по другим критериям. В зависимости от коммуникативных средств обмен информацией бывает:
По форме общения коммуникации подразделяют на:
По каналам общения – на:
По организационному признаку – на:
По направленности информации – на:
Важнейшими атрибутами руководителя выступают знание и искусное применение трех коммуникативных форм – вербальной, невербальной, письменной.
Вербальные коммуникации (от лат. verbalis – словесный) являются наиболее распространенными и обеспечивают различные сферы жизнедеятельности людей. С незапамятных времен искусство красноречия и хорошие ораторы высоко ценились обществом, а современная риторика унаследовала лучшие традиции античности, средних веков, эпохи нового времени.
Обширные, хотя и не всегда единые, представления о стилях литературного языка и видах речи, правилах подготовки и произнесения речей, фонетических, лексических и грамматических параметрах языка, а также приемах активизации внимания собеседника превратили риторику в стройную научную систему знаний, умений и навыков.
Чтобы стать хорошим оратором, как и художником, музыкантом, спортсменом, недостаточно быть одаренным и даже талантливым. Самостоятельное или «школьное» постижение основ профессии, умноженное на упорство и многолетние тренировки, а также постоянный самоанализ, – таков единственный путь к вершинам ораторского искусства. Для большинства менеджеров он окажется извилистым и тернистым, но зато и очень ценным.
Как музыка существует благодаря нотам, а язык и литература опираются на алфавит, так и риторика как наука родилась благодаря пятиэлементному канону построения речи (рисунок 5) и учению об основных категориях.
Рис. 5. Пятиэлементный канон риторики
Невербальные (паралингвистические) коммуникации многочисленны и разнообразны. Они не только являются важным дополнением устной речи, но и нередко выступают самостоятельными коммуникативными актами. В силу этих и других причин (скажем, из-за существенных межэтнических, гендерных, возрастных отличий) невербальные коммуникации из объекта специального научного знания превратились в разветвленную систему (см. таблицу 1). Основные типы и виды невербальных коммуникаций приведены в первом столбце таблицы. (Тип коммуникации, в отличие от вида, имеет более сложную внутреннюю структуру, подразделяясь на группы).
Таблица 1
Система невербальных (паралингвистических) коммуникаций
Типы и виды |
Области научного |
Приемы и средства |
Фонационные (акустические) |
Просодика (просодия) |
Темп, тембр, высота, громкость речи, ритм, дикция |
Экстралингвистика |
Пауза, вздох, смех, плач, кашель | |
Кинетические (оптические) |
Выразительные |
Мимика, жесты, позы, осанка, походка |
Физиогномика |
Особенности телосложения, форма лица, головы | |
Визуальный контакт |
Направление, длительность и частота взгляда | |
Знаково-символические |
Эстетические |
Одежда, обувь, аксессуары, прически, татуировки |
Графические |
Особенности почерка, эмблемы, знаки и символы ($, £, ♀, ♂) | |
Тактильные |
Такесика |
Рукопожатие, поцелуй, |
Проксемические |
Проксемика (пространство общения) |
Расположение собеседников, дистанция между ними |
Ольфакторные |
Запахи |
Парфюмерия и косметика, еда и напитки, табак и пр. |
Фонационные средства служат для придания речевым сообщениям мелодичности, ударения и ритма, тональной окраски языка. Последнее обстоятельство важно для тональных языков народов Азии и Африки. В их числе: китайский, нилотские (восточно-суданские) и другие языки.
Кинетические средства позволяют более точно воспринимать информацию собеседника, наблюдая за его состоянием в процессе коммуникации. Мимика, жесты, положения тела (человек может принять до 1000 поз), манеры передвижения могут содержать гораздо больше сведений, нежели сообщение как таковое.
Следует помнить: мимические движения и жестикуляция в исполнении представителей различных культур зачастую не совпадают. Выезжая за рубеж или вступая в общение с иностранцами важно познакомиться с такими несоответствиями и вести себя, сообразуясь с обстановкой.
Знаково-символические средства делового общения приобретают все большее значение. Многочисленные вещи, находящиеся в распоряжении современного человека (мобильные телефоны, сумки и рюкзаки, ювелирные украшения, курительные принадлежности, еда и напитки), поведают немало интересного о своих владельцах и потребителях. Существенную роль в жизни современного человека играют торговые марки. Марочные товары и фирменные услуги ассоциируются с определенной ценой, гарантирующей качество, надежность, внешнюю привлекательность, комфорт для потребителя. Производство товаров высшего и высокого качества немыслимо без поддержания соответствующей организационной культуры предприятия, ядром которой является его имидж. Без всякого преувеличения можно сказать, что имидж организации – это имидж персонала. И наоборот: имидж отдельных работников соединяется в имидже предприятия.
Тактильные и проксемические средства общения направлены на создание атмосферы дружеского или подчеркнуто служебного характера. Теплые приветствия, объятия, энергичные рукопожатия свидетельствуют о взаимном расположении собеседников, намерении поддерживать отношения. Холодный взгляд начальника, процедурные штампы, упоминание должности и фамилии (не имени и отчества) сотрудников в совокупности с фронтальным («лобовым») расположением подчиненных за столом (рисунок 6) являются предвестниками разговора по душам.
Существенное значение имеет и дистанция между партнерами. Выражение «держать кого-либо на расстоянии» не лишено смысла. Характерные ситуации и соответствующие им дистанции являются довольно разработанным элементом делового общения и этикета. Так, например, различают следующие виды дистанции: а) интимная (15 – 50 см, общение близких людей); б) персональная (50 – 120 см, общение знакомых); в) социальная (120 – 350 см, деловые совещания, дискуссии, общение с незнакомыми); г) публичная (более 350 см, обезличенные и формальные разговоры, выступления перед различными аудиториями). Менеджер-профессионал должен уметь общаться с различными по численности аудиториями, по возможности располагая и приближая к себе «социум» и «публику».
Информация о работе Организационные коммуникации: сущность, проблемы