Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Сентября 2012 в 22:44, доклад
Изучить работу аналогичных предприятий: их технологию, организацию, качество продукции, затраты, снабжение, сбыт, исследования и инфраструктурные связи.
Организации зарождаются, развиваются, добиваются успехов, ослабевают и в конце концов прекращают свое существование. Немногие из них существуют бесконечно долго, ни одна не живет без изменений. Новые организации формируются ежедневно. В то же время каждый день сотни организаций ликвидируются навсегда. Умеющие адаптироваться - процветают, негибкие - исчезают. Какие-то организации развиваются быстрее других и делают свое дело лучше, чем другие. Руководитель должен знать, на каком этапе развития находится организация, и оценивать, насколько принятый стиль руководства соответствует этому этапу. Именно поэтому широко распространено понятие жизненного цикла организаций как предсказуемых изменений с определенной последовательностью состояний в течение времени. Применяя понятие жизненного цикла, можно видеть, что существуют отчетливые этапы, через которые проходят организации, и что переходы от одного этапа к другому являются предсказуемыми, а не случайными.
Жизненный цикл организации
непосредственно и теснейшим
образом связан с жизненным циклом
продукции - временным интервалом, включающим
в себя несколько стадий, каждая
из которых отличается особым характером
процесса изменения объема производства
во времени. Следует различать: полный
жизненный цикл продукции; жизненный
цикл продукции в сфере
Концепции жизненного цикла
уделяется большое внимание в
литературе по изучению рынков. Жизненный
цикл используется для объяснения того,
как продукт проходит через этапы
рождения или формирования, роста, зрелости
и упадка. Организации имеют некоторые
исключительные характеристики, которые
требуют определенной модификации
понятия жизненного цикла. Один из вариантов
деления жизненного цикла организации
на соответствующие временные
1. Этап предпринимательства.
Организация находится в
2. Этап коллективности. Развиваются
инновационные процессы
3. Этап формализации и
управления. Структура организации
стабилизируется, вводятся
4. Этап выработки структуры.
Организация увеличивает
5. Этап упадка. В результате
конкуренции, сокращающегося
Основные этапы жизненного цикла организации графически представлены на 4.1. На рисунке часть кривой, имеющая положительный наклон, отражает стадии создания, роста и зрелости организации, другая ее часть с отрицательным наклоном - стадия упадка организации.
При создании организации, когда творческий процесс протекает свободно, проявляется стремление к стабильному и устойчивому развитию. При этом решаются две задачи - обеспечение доступа к необходимым ресурсам и овладение механизмом конкуренции. Ключевую роль здесь играет анализ ситуации, получение объективной информации. Для анализа ситуации может быть использована табл. 4.1. Переходя к созданию условии для экономического роста, к обеспечению высокого качества товаров и услуг, организация должна выбрать тип управления, отвечающий особенностям и задачам этого этапа. Этот выбор предопределяется условиями, показанными в табл. 4.2.
Таблица 4.1
Анализ ситуации на стадии создания организации
Направления и этапы
Цель
Методы
Результаты
1. Выбор товара или услуги
Определить нишу на рынке
Изучить объем продаж и удовлетворяемость спроса (емкость рынка), а также возможность вытеснения товара с рынка
Возможный объем продаж товара
2. Оценка действий конкурентов
Определить возможности конкурентов для занятия данной ниши на рынке
Изучить работу аналогичных предприятий: их технологию, организацию, качество продукции, затраты, снабжение, сбыт, исследования и инфраструктурные связи
Доминирующий фактор конкуренции
3.Анализ схемы
Определить требуемые ресурсы и возможность их получения
Изучить возможности создания технологии (или приобретения, установки оборудования, его пуска и эксплуатации), обеспечения сырьем, материалами, помещениями, услугами, капиталом
Формирование всей системы исходных условий и предпосылок
4. Анализ общего окружения
Определить значимость внешних факторов
Изучить состояние государственно-
Детство. Это опасный период,
поскольку наибольшее количество неудач
происходит в течение первых лет
после возникновения
Отрочество. Во время этого переходного периода рост организации осуществляется, как правило, не систематично, рывками. Организация все больше набирает силу, однако координация проводится ниже оптимального уровня. Более организованные процедуры постепенно заменяют рискованную страсть к успеху. Налаживается планирование, разработка бюджетов, прогнозов. Расширяется прием на работу новых специалистов, что вызывает трения с прежним кадровым составом. Основатели организации вынуждены больше выполнять роль непосредственных руководителей, а не предпринимателей, проводя систематическое планирование, координацию, управление и контроль. Ранняя зрелость. Отличительные признаки этого периода - экспансия, дифференциация и, возможно, диверсификация. Образуются структурные подразделения, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Используются многие общепринятые методы оценки эффективности, должностные инструкции, делегирование полномочий, нормы производительности, экспертиза, организация обучения и развития. Однако начинают проявляться тенденции к бюрократизму и борьбе за власть, местничеству и стремлению добиваться успеха любой ценой.
Расцвет сил. Имея в правлении акционеров, организация ставит на данном этапе цель сбалансированного роста. Структура, координация, стабильность и контроль должны иметь такое же значение, как и инновации, совершенствование всех частей организации и децентрализация. Принимается концепция структурных подразделений, результаты деятельности которых измеряются полученной прибылью. Новая продукция, рынок сбыта и технологии должны быть управляемы, а квалификационные навыки управленческого персонала - более отточены. С ускорением темпов роста по сравнению с предыдущими стадиями организация нередко переоценивает свои успехи и возможности.
Полная зрелость. Имея компетентное,
но не всегда ответственное руководство,
организация действует
Обновление. Организация в состоянии подняться из пепла как Феникс. Это может сделать новая команда руководителей, уполномоченных на проведение реорганизации и осуществление плановой программы внутреннего организационного развития.
Многочисленные исследования показывают, что организации в течение жизненного цикла уверенно развиваются, когда имеют обоснованную стратегию и эффективно используют ресурсы; перестраиваются, когда перестают отвечать избранным целям; погибают, когда оказываются неспособными выполнять свои задачи.
На стадии создания организации руководитель должен:
* тщательно изучить
* собрать и оценить
информацию о деятельности и
намерениях конкурентов,
* взвесить необходимость
и целесообразность увеличения
потенциала компании и
* принять необходимые
меры по привлечению
* рационально организовать
управленческий процесс,
На стадии роста организации на первый план в деятельности руководителя выступают:
* решение социальных проблем
коллектива, позволяющее закреплять
и развивать
* обеспечение баланса
между текущей и инновационной
перспективной деятельностью,
* оптимизация соотношения
между централизацией и
На стадии зрелости руководитель организации должен:
* систематически и в
первоочередном порядке
* проанализировать
* совместно с потребителями
определять производственную и
научно-техническую политику
* создать необходимые
условия для поддержания и
укрепления интеллектуального
На стадии упадка организации происходит определенная централизация управления компанией и в этих условиях руководитель:
* рассматривает возможности
экономии всех видов ресурсов
и сосредоточения деятельности
компании на направлении,
* изучает возможности
слияния с другими компаниями,
сужения номенклатуры