Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 10:43, курсовая работа
Для достижения любой цели сначала следует изучить теорию вопроса и сформулировать принципы деятельности, а затем заниматься практическими вопросами. Именно поэтому тема курсовой работы «Современные направления в области теории организации» мне показалась наиболее актуальной.
2.3. ОРГАНИЗАЦИЯ И ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ СТРУКТУР
Под организационной структурой управления понимают особую форму, которую принимает в организации распределение функций между ее компонентами (подразделениями и отдельными работниками). Перед любой организацией стоят цели, от достижения которых зависит ее выживание и процветание, а следовательно, каждый ее компонент должен каким-то образом содействовать достижению этих целей. Именно это и должна обеспечивать организационная структура, которая делает организацию целостным организмом, связывая ее «голову» (высшее руководство), «руки» и «ноги» (подразделения и функциональные области).
Между элементами организации как структуры могут устанавливаться разные связи:
Кроме того, между элементами организационной структуры могут устанавливаться линейные и функциональные отношения.
Линейные отношения — это отношения между руководителем и подчиненным, при которых руководитель принимает решения, касающиеся любых действий подчиненного. Руководитель при таких отношениях называется линейным.
Функциональные отношения — это отношения, при которых руководитель принимает решения, касающиеся деятельности организации только в одной из функциональных сфер (например, в финансовой, инновационной или производственной). У каждого работника, таким образом, оказывается несколько руководителей, которым он подчиняется лишь в вопросах, находящихся в их компетенции. Руководитель, выполняющий такие функции, называется функциональным.
Сложность организационной структуры управления зависит от количества вовлеченных в нее людей. Чем больше это количество, тем более сложной будет организационная структура, и наоборот, чем меньше работников, тем более простой будет организационная структура. При этом данное соотношение определяется объективными причинами. Так, ученые установили, что существует ограничение на число работников или подразделений, подчиненных одному субъекту управления. Если субъекту подчинено больше работников или подразделений, управление оказывается неэффективным.
Необходимо также иметь в виду, что в результате развития технологий происходит постоянная трансформация реальных потребностей предприятия в тех или иных руководящих функциях: старые функции отмирают, а им на смену приходят новые. По этой причине организационную структуру управления также периодически следует пересматривать и совершенствовать в соответствии с актуальными требованиями. В процессе исследования организационных структур управления был выработан ряд требований, которым они должны удовлетворять, чтобы деятельность организации была эффективной.
Во-первых, организационная структура должна быть оптимальной. Это означает, что она не должна содержать в себе слишком большого числа звеньев как по вертикали, так и по горизонтали, поскольку чем больше звеньев, тем труднее координировать их деятельность. В то же время звеньев не должно быть мало, поскольку в этом случае на каждое звено падает слишком большая нагрузка.
Во-вторых, организационная структура должна обеспечивать возможность оперативности управления. Другими словами, организационная структура должна быть построена таким образом, чтобы все распоряжения выполнялись оперативно. Одно из условий этого — минимальное количество посредников между руководителем, отдающим распоряжения, и их непосредственным исполнителем.
В-третьих, организационная структура должна быть надежной. Это означает, что организационная структура действует без перебоев, в частности, обеспечивает адекватную передачу информации, когда, например, не имеет места эффект «испорченного телефона». Особенно это важно с точки зрения передачи распоряжений. Кроме того, она должна быть достаточно гибкой, то есть обладать способностью перестраиваться в зависимости от ситуации и актуальных задач.
В-четвертых, организационная структура управления должна соответствовать требованию экономичности. Это происходит только в том случае, если организационная структура устроена таким образом, что затраты на содержание управленческого аппарата окупаются и не являются слишком значительными.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, реорганизации и ликвидации организации.
Теория организации — рассматривает процесс организации на основе научного подхода
Теория организации изучает принципы построения организаций как системы. Организация рассматривается как процесс и как явление. Как процесс организация — это совокупность действий, ведущих к образованию и совершенствованию взаимосвязей между частями целого. Как явление организация — это объединение элементов для реализации программы или цели и действующих на основании определенных правил и процедур.
Теория организации изучает принципы, законы и закономерности для создания, функционирования, развития и ликвидации организации. Теория организации — это научная организация организаций.
Организационные отношения — это взаимодействие или противодействие между элементами организации внутри и вне ее при создании, функционировании, развитии и разрушении организации. Внешняя среда включает условия существования организации, в том числе политические, экономические и экологические условия; конкурирующие организации, поставщиков и потребителей, социальную инфраструктуру и т.д.
Общими чертами организаций являются: наличие по крайней мере двух людей; хотя бы одной цели; получение результатов в процессе достижения цели.
Основой теории организации является теория систем. Это позволяет рассмотреть организацию как множество элементов, с единой целью для всех элементов, взаимосвязанных между собой, с определенной структурой и иерархичностью, относительной самостоятельностью, четко выраженным управлением.
Система стремиться сохранить свою структуру. Система может обладать свойствами, не присущими ее элементам, и может не иметь свойств своих элементов. Каждая система имеет входное воздействие, технологию его обработки, конечные результаты и обратную связь.
Организация как система имеет три подсистемы: техническую, биологическую и социальную. Социальная (общественная) подсистема характеризуется наличием человека как субъекта и объекта управления в совокупности взаимосвязанных элементов. Социальная система может включать биологическую и техническую, а биологическая — техническую подсистемы.
Системы и организации подразделяются также на: искусственные и естественные, открытые и закрытые, детерминированные и стохастические, жесткие и мягкие.
Каждая организация должна обладать всеми признаками системы. Выпадение хотя бы одного из них неизбежно приводит организацию к ликвидации.
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Организация внутренняя среда В П |
|
Внешняя среда организации
|
Рис. 1 Среда организационных отношений В – взаимодействие, П –противодействие)
Социальная подсистема (человек – субъект и объект управления)
Биологическая подсистема ( человек-объект управления)
Техническая подсистема
(человек отсутствует)
Рис 2. Взаимодействие подсистем
СИСТЕМА
Вход
Обработка входного воздействия
Обратная связь
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Таблица 1. Возможные результаты при нарушении целостности системы
Наименование отсутствующего признака |
Возможный результат в деятельности организации |
Множество элементов |
Нехватка ресурсов, не все составляющие технологического процесса имеются в наличии |
Единство главной цели у всех элементов |
Отсутствие единой сплоченной команды |
Связи между элементами системы |
Каждый элемент организации будет обособлен от общего дела (нет возможности проявления закона синергии) |
Относительная самостоятельность элементов системы (касается персонала) |
Отсутствие возможности проявления творческого подхода (не реализуется потребность в самовыражении, самопроявлении) |
Четко выраженное управление |
Наличие хаоса и анархии в производственной деятельности |
1 Организация сельскохозяйственного производства / Под ред. Ф.К. Шакирова. М.: КолосС 2003
2 Смирнов Э.А. Основы теории организации. М.: Аудит. ЮНИТИ, 1998.
3 Менеджмент. / Под ред. Максимцова М.М. Игнатьева А.В. М.: Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1998
4 Виханский О.С. Наумов А.И. Менеджмент. М.: Гардарика, 1998.