Особенности денежно- кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 08:26, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования следующие:
Изучение теоретических основ денежно-кредитной политики и организации Центрального Банка;
Оценить состояние денежно-кредитной сферы России на современном этапе;
Анализ основных направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
Выявить причины, затрудняющих эффективность денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
Сформировать основные пути решения выявленных проблем инструментария денежно-кредитной политики ЦБ РФ

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты денежно- кредитной политики 5
1.1 Цели денежно- кредитной политики 5
1.2 Инструменты и методы денежно- кредитной политики 10
2. Роль ЦБ РФ в проведение денежно-кредитной политики 24
2.1 Сущность и функции ЦБ РФ 24
2.2 Направления денежно- кредитной политики Банка России 35
3. Особенности денежно- кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе 40
3.1 Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка России 40
3.2 Пути оптимизации денежно-кредитной политики в РФ 44
Заключение 50
Список использованной литературы 52

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya2.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

Основы такого регулирования  были заложены Дж. М. Кейнсом в 1936 году в книге «Общая теория занятости, процента и денег». Кейнс разработал схему денежно-кредитного регулирования «М - % - I – Y», означающую, что изменение денежной массы приводит к изменению ставки процента, что сказывается на инвестициях (I) и отражается на валовом внутреннем продукте (Y).

На разных этапах промышленного  цикла центральный банк благодаря своему положению имеет возможность либо увеличивать денежную массу в экономике (проводить кредитую экспансию), что впоследствии приводит к увеличению ВВП, либо уменьшать ее (кредитная рестрикция), следствием чего является удорожание денег, снижение инвестиций и уменьшение ВВП.

В результате основными  методами увеличения или уменьшения денежной массы становятся не элементарное «печатание денег» или фискальное их изъятие, а воздействие на имеющуюся  в стране денежную массу посредством  регулирования денежных потоков коммерческих банков.

При этом в основе такого воздействия лежит свойство банков увеличивать предложение денег («создавать деньги»). Состоит оно в том, что  в условиях безналичного оборота  денежная масса имеет возможность  мультиплицироваться, то есть увеличиваться в определенных размерах (кредитная мультипликация). Величина мультипликатора определяется как 1/r, где r – норма обязательных резервов, устанавливаемая центральным банком.

Предположим, коммерческий банк привлек депозиты на сумму 100 тыс. руб. При условии, что норма обязательных резервов равна 0, он может предоставить экономике кредиты на сумму 100 тыс. руб., что единовременно увеличит денежную массу. Если учесть, что все выданные средства также пойдут в банки, которые также выдадут кредиты, то общий объем денежной массы увеличится на неопределенную величину. Для ограничения данного процесса и контроля центральный банк вводит норму обязательных резервов, например, в сумме 20 %. В этом случае первый банк сможет выдать уже не 100 тыс. руб., а только 80 тыс. руб., второй – 64 тыс. руб. (80 – 16) и т.д. В результате денежная масса увеличится лишь в пять раз.

В общем виде дополнительное предложение денег, возникшее в  результате появления нового депозита, равно: М=D/r, где D – первоначальный вклад.

Таким образом, центральный  банк, воздействуя на активы коммерческих банков, регулирует размер денежной массы  в стране.

В странах с развитой рыночной экономикой инструментами денежно-кредитной  политики, с помощью которых центральный  банк воздействует на коммерческие, являются:

  1. операции на открытом рынке;
  2. изменение нормы обязательных резервов;
  3. изменение учетной ставки (ставки рефинансирования).

В России Законом о  Центральном Банке РФ предусмотрены  также следующие виды инструментов:

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста  денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;

8) эмиссия облигаций от своего  имени.

Интересно, что в отечественной  литературе на первое место из перечисленных  инструментов авторы ставят изменение нормы обязательных резервов, а затем уже операции на открытом рынке. Указанное в целом соответствовало проводимой до недавнего времени политике ЦБ РФ. В соответствии с этим рассмотрим сначала такой инструмент денежно-кредитной политики, как изменение нормы обязательных резервов, затем – операции на открытом рынке и изменение учетной ставки.

Чтобы не отвлекать в дальнейшем внимание от основных инструментов денежно-кредитной  политики, укажем, что под прямыми  количественными ограничениями Банка России понимают установление им лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение ими отдельных банковских операций. Учитывая, что данный метод является «нецивилизованным», так как допускает прямое вмешательство государства в сферу частных интересов, Банк России вправе применять его в равной степени ко всем кредитным организациям и лишь в исключительных случаях только после консультаций с Правительством РФ.2

Изменение нормы обязательных резервов

Обязательные резервы  – это часть суммы депозитов, которую коммерческие банки должны хранить в виде беспроцентных  вкладов в центральном банке. Возникнув как гарантийный фонд для выполнения банком своих обязательств по возврату вкладов, в ХХ веке изменение их нормы стало одним из главных методов денежно-кредитной политики многих стран.

В российском законодательстве официальное  определение обязательных резервов дается в Положении от 30.03.96 № 37 «Об  обязательных резервах кредитных организаций, депонируемых в Центральном Банке Российской Федерации». Согласно п.1 данного Положения обязательные резервы (резервные требования) - один из основных инструментов осуществления денежно - кредитной политики Банка России - представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора. Резервные требования устанавливаются в целях ограничения кредитных возможностей банков и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.

В соответствии со статьей 25 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»  кредитная организация обязана  выполнять нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России. Обязанность выполнения резервных требований возникает с момента получения лицензии Банка России на право совершения соответствующих банковских операций и является необходимым условием их осуществления. Кредитная организация несет ответственность за соблюдение порядка депонирования обязательных резервов в Банке России.

Нормы обязательных резервов устанавливаются  в процентах от объемов депозитов  и различаются по величине в зависимости  от видов вкладов (например, по срочным  вкладам они ниже, чем по вкладам  до востребования). Чем выше центральный банк устанавливает норму обязательных резервов, тем меньшая доля средств может быть использована коммерческими банками для активных операций. Увеличение нормы резервов (r) уменьшает денежный мультипликатор и ведет к сокращению денежной массы (М). Таким образом, изменяя норму обязательных резервов, центральный банк оказывает воздействие на динамику денежного предложения.

В мире наблюдается большой разброс  норм резервирования. В последние  несколько лет они составляли: в Великобритании – 0,45 %, Японии – от 0,125 до 2,5 %, Швейцарии – 2,5 %, Германии – от 4,15 до 12,1 %, Франции – от 3 до 5,5 %, Италии – 25 %.3

В России 1 июня 1991 г. норма резервирования была установлена в размере 2%, но уже в следующем году всего за 4 месяца она увеличилась до 20%. В последующие годы норма и порядок резервирования неоднократно менялись.

Действующий норматив резервирования (был установлен 1 января 2000 г.) составляет 7% для рублевых средств, привлеченных от физических лиц, и 10% для рублевых средств, привлеченных от юридических лиц, и для средств в иностранной валюте.

По мнению многих ученых, для политики Центрального Банка  РФ по регулированию норм обязательных резервов были характерны резкие и зачастую неоправданные перепады. Между тем, изменение нормы обязательных резервов является сильнодействующим «экономическим лекарством» и применять его следует крайне осторожно.Даже небольшие колебания норм резервирования вызывают значительные изменения в объеме кредитных операций. Для стран с развитой банковской системой характерно применение резервных требований как инструмента долгосрочного регулирования денежно-кредитной политики, нормы резервирования пересматриваются редко (не чаще чем через несколько лет).

Операции на открытом рынке

Термином «операции на открытом рынке» обозначают куплю-продажу центральным  банком государственных ценных бумаг (обычно на вторичном рынке, так как деятельность центрального банка на первичных рынках во многих странах запрещена или ограничена законом5). Данный термин был заимствован из практики функционирования центрального банка США – Федеральной резервной системы, для которой операции на открытом рынке выступают самым важным инструментом денежно-кредитной политики6. Механизм этого инструмента состоит в следующем.

При спаде  экономики центральный банк заинтересован  в росте денежной массы в обращении, поэтому он старается увеличить  денежные средства коммерческих банков. Для этой цели он путем установления определенной доходности старается выкупить у коммерческих банков ценные бумаги. Коммерческие банки, продав часть своих активов в виде государственных ценных бумаг, получают возможность расширить кредитование реального сектора, что приводит к увеличению предложения кредитов (кредитная экспансия) и снижает цену кредита (так называемая политика «дешевых» денег). Объем денежный массы при этом расширяется благодаря эффекту мультипликации.

При угрозе инфляции центральный банк, наоборот, проводит продажу государственных  ценных бумаг, уменьшая таким образом свободные денежные средства коммерческих банков и снижая предложения кредитов (политика «дорогих» денег).

Среди операций центрального банка на открытом рынке  различают операции в форме соглашения об обратном выкупе (РЕПО), которые заключаются в продаже центральным банком ценных бумаг с обязательством последующего их выкупа через определенный срок по новому более высокому курсу.

Для России проведение Центральным Банком операций с ценными бумагами является новым  и мало используемым инструментом денежно-кредитного регулирования. Указанное объясняется как неразвитостью фондового рынка России, так и другими факторами.

Так, ограниченность использование операций на открытом в 2002 году Банк России объяснил негибкостью  действующей нормативно-правовой базы, а также незначительным объемом облигаций с рыночными характеристиками в портфеле Банка России.

Вообще  наибольшую долю среди государственных  ценных бумаг в РФ имеют облигации  федеральных займов (ОФЗ), выпускаемые  Минфином России в пределах, утверждаемых Правительством РФ в соответствии с размером государственного внутреннего долга Российской Федерации, установленного на финансовый год законом о федеральном бюджете.

Закон о  Центральном Банке РФ предоставляет  Банку России право осуществлять эмиссию собственных облигаций (ОБР). На основании этого ЦБ РФ было утверждено Положение от 28.08.98 № 53-П «Об обращении выпусков облигаций Банка России». Однако своим правом Центральный Банк пользовался не часто. В 2002-2003 г.г. операции по выпуску Банком России собственных облигаций не проводились.

Между тем, многие ученые считают операции Центрального Банка по купле-продаже собственных  облигаций (ОБР) наиболее гибким инструментом денежно-кредитного регулирования. Приобретая ОБР с определенным сроком обращения, коммерческий банк может в случае острой потребности в ликвидности продать облигации на рынке, не теряя при этом дохода от владения облигациями (в отличие от досрочного отзыва денежных средств с депозита, о котором будет рассказано далее). Таким образом, ОБР дает Банку России возможности изымать из обращения избыточную ликвидность на фиксированный срок (срок обращения облигации), а коммерческим банкам предоставляет возможность на ежедневной основе регулировать собственную ликвидность за счет операций на вторичном рынке.7

Банк  России отказ от выпуска собственных  облигаций объясняет существующими  ограничениями в законодательстве РФ: «имеющийся опыт эмиссии облигаций  Банка России (ОБР) продемонстрировал невозможность оперативно воздействовать на уровень банковской ликвидности с помощью этого инструмента, поскольку существующий порядок эмиссии и обращения ОБР устанавливает слишком большой временной лаг между принятием Банком России решения и проведением операций». 8

До законодательного устранения указанных  ограничений Банк России сосредоточил свои усилия на создании рынка для  нового инструмента - операций модифицированного РЕПО с облигациями, находящимися в портфеле Банка России.

Операции по размещению на рынке  облигаций на условиях биржевого  модифицированного РЕПО (далее –  БМР) во многом аналогичны операциям  первичного размещения выпусков ГКО-ОФЗ или ОБР. Первичное размещение происходит посредством аукциона, проводимого по американской системе, то есть участник аукциона самостоятельно устанавливает цену, выраженную в процентах, от номинала, по которой он готов приобрести облигации. До наступления даты обратного выкупа облигаций Банком России они имеют свободное обращение на рынке аналогично другим выпускам государственных ценных бумаг. Выкуп облигаций производится Банком России на основании безотзывной публичной оферты. В дату обратного выкупа Банк России удовлетворяет все заявки дилеров на продажу по цене, объявленной в оферте.

В 2002 году аукционы по размещению двух выпусков ОФЗ на условиях модифицированного  РЕПО сроком 40 и 65 дней состоялись 6 февраля. Общий объем размещения облигаций на аукционе составил 416 млн. рублей, средневзвешенная доходность - 13,81 и 14,17% годовых соответственно. В период действия оферты было размещено облигаций еще на 583 млн. рублей по ставкам, устанавливавшимся в соответствии со ставками по депозитным операциям Банка России с аналогичными сроками. После обратного выкупа указанных выпусков проведение дальнейших операций модифицированного РЕПО было временно приостановлено.

Создание рынка модифицированного  РЕПО стало составной частью деятельности Банка России по подготовке условий для активизации рыночных операций, которые в дальнейшем должны позволить Банку России более гибко реагировать на колебания банковской ликвидности.9

Изменение учетной ставки. Учетная политика

Учетная ставка (или ставка рефинансирования) представляет собой  ставку, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим.

Если учетная ставка повышается, то объем заимствований  у центрального банка сокращается, а следовательно, уменьшаются и операции коммерческих банков по предоставлению кредитов. Получая дорогой кредит, коммерческие банки повышают и свои ставки по кредитам. Волна кредитного сжатия и удорожания денег прокатывается по всей системе. Предложение денег в экономике снижается.

Снижение учетной ставки действует в обратном направлении.

Очевидно, что выдавая  кредит коммерческому банку, центральный  банк увеличивает его денежные резервы. Поскольку при этом поддерживать обязательные резервы с полученной суммы не требуется, мультипликационный эффект увеличения денежной массы происходит в степени во много раз большей, чем при получении банком иного кредита (межбанковского).

Информация о работе Особенности денежно- кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе