Особенности денежно- кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 08:26, курсовая работа

Краткое описание

Задачи исследования следующие:
Изучение теоретических основ денежно-кредитной политики и организации Центрального Банка;
Оценить состояние денежно-кредитной сферы России на современном этапе;
Анализ основных направлений денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
Выявить причины, затрудняющих эффективность денежно-кредитной политики ЦБ РФ;
Сформировать основные пути решения выявленных проблем инструментария денежно-кредитной политики ЦБ РФ

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты денежно- кредитной политики 5
1.1 Цели денежно- кредитной политики 5
1.2 Инструменты и методы денежно- кредитной политики 10
2. Роль ЦБ РФ в проведение денежно-кредитной политики 24
2.1 Сущность и функции ЦБ РФ 24
2.2 Направления денежно- кредитной политики Банка России 35
3. Особенности денежно- кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе 40
3.1 Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка России 40
3.2 Пути оптимизации денежно-кредитной политики в РФ 44
Заключение 50
Список использованной литературы 52

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya2.doc

— 291.50 Кб (Скачать файл)

Методы денежно-кредитной политики – это совокупность приемов и  операций, посредством которых субъекты денежно-кредитной политики – центральный  банк как государственной орган  денежно-кредитного регулирования  и коммерческие банки как «проводники» денежно-кредитной политики – воздействуют на объекты (спрос на деньги и предложение денег) для достижения поставленных целей. Методы проведения повседневной денежно-кредитной политики называют также тактическими целями денежно-кредитной политики.

Современная система методов денежно-кредитной политики столь же разнообразна, как и сама денежно-кредитная политика. Классификацию методов денежно-кредитной политики можно проводить по различным признакам.

В зависимости от связи метода денежно-кредитной  политики с поставленной целью различают прямые и косвенные методы.

Прямые методы – это административные меры в форме различных директив центрального банка, касающихся объема денежного предложения и цены на финансовом рынке.

Реализация этих методов дает наиболее быстрый эффект с точки зрения контроля центрального банка за максимальным объемом или ценой депозитов и кредитов, за количественными (денежное предложение) и качественными (спрос на деньги) переменными денежно-кредитной политики.

Применение прямых методов денежно-кредитной политики позволяет непосредственно влиять на денежные агрегаты, распределение ссуд и издержки заимствований. Они наиболее привлекательны для государственных органов как методы регулирования и перераспределения денежных ресурсов, особенно в условиях экономического кризиса. Прямые методы легче применять, они требуют меньше затрат, последствия их применения более предсказуемы.

Вместе с тем прямые методы денежно-кредитной  политики являются грубыми методами внешнего воздействия на функционирование субъектов денежного рынка, затрагивают основы их экономической деятельности. Они могут противоречить микроэкономическим интересам кредитных организаций, вести к неэффективному распределению кредитных ресурсов, к ограничениям межбанковской конкуренции, затруднениям в появлении новых финансово устойчивых институтов на банковском рынке.

Таким образом, негативные последствия  прямых методов денежно-кредитной  политики зачастую превалируют над  преимуществом их применения в условиях рынка, поскольку деформируют рыночный механизм.

Поэтому центральные банки стран  с развитой рыночной экономикой практически  отказались от прямых методов денежно-кредитной  политики и прибегают к ним  в исключительных случаях, когда  необходимо принять «быстрые меры реагирования», например, в условиях резкого развития экономического кризиса.

Практика формирования рыночной экономики  и ее развития доказали низкую эффективность  прямых методов денежно-кредитной  политики. Как следствие, происходит повсеместное вытеснение прямых методов  денежно-кредитной политики косвенными.

Косвенные методы регулирования денежно-кредитной  сферы воздействуют на мотивацию  поведения хозяйствующих субъектов  при помощи рыночных механизмов, имеют  больший временной лаг, последствия  их применения менее предсказуемы, чем при использовании прямых методов. Однако их применение не приводит к деформациям рынка.

Помимо деления методов денежно-кредитной  политики на прямые и косвенные различают  также общие и селективные методы.

Общие методы являются преимущественно  косвенными, оказывающими влияние на денежный рынок в целом.

Селективные методы регулируют конкретные виды кредита и носят в основном директивный характер.

Классификацию методов денежно-кредитной  политики можно также провести в  зависимости от объекта воздействия. Это – методы денежно-кредитной политики, воздействующие непосредственно на денежное предложение, и методы, регулирующие спрос на денежном рынке.

В зависимости от причин, вызвавших  изменение спроса на деньги и денежного  предложения, могут меняться методы денежно-кредитной политики (жесткая или гибкая, или выбор варианта такой монетарной политики, при которой допускается свободное колебание массы денег в обращении и процентной ставки).

Выбор методов денежно-кредитной  политики центральным банком, зависит  от того, что является приоритетным ее объектом: спрос или предложение денег, процентная ставка или количество денег. В свою очередь, выбор приоритетов объектов денежно-кредитной политики зависит от того, что «сильнее» воздействует на экономику – спрос не деньги или их предложение, а фактически – процентная ставка или количество денег.

Воздействие субъектов денежно-кредитной  политики на ее объекты осуществляется с помощью набора специфических  инструментов. Под инструментами  денежно-кредитной политики понимают средство, способ воздействия центрального банка как органа денежно-кредитного регулирования на объекты денежно-кредитной политики.

В Федеральном законе «О Центральном  Банке Российской Федерации» (ст. 35) определены основные инструменты денежно-кредитной  политики:

1. Процентные ставки по операциям  Центрального Банка.

2. Нормативы обязательных резервов  депонируемых в ЦБ (резервные  требования).

3. Операции на открытом рынке.

4. Рефинансирование кредитных организаций.

5. Валютные интервенции.

6. Установление ориентиров роста денежной массы.

7. Прямые количественные ограничения.

8. Эмиссия облигаций от своего  имени22.

 

ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ДЕНЕЖНО- КРЕДИТНОЙ  ПОЛИТИКИ ЦБ РФ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

 

3.1 Проблемы реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка России

 

Проведение денежно-кредитной политики ЦБ РФ в условиях неустойчивости и  изменчивости внешних и внутренних условий экономики страны неизбежно  сталкивается с рядом проблем. Во-первых, непростой проблемой является сама оценка состояния экономического развития (что необходимо для принятия Центральным Банком наиболее рациональных мер).

Во-вторых, регулирование в рамках национальной экономики усложняется  из-за влияния внешнеэкономических процессов. Итогом является то, что целевая направленность принимаемых мер может искажаться. Осуществляя регулирование, ЦБ должен учитывать не только взаимосвязи в рамках мировой экономики, но и взаимозависимость звеньев национального хозяйства.

Нестабильность российской экономики  приводит к нестабильности спроса и  предложения на кредитном рынке, выявляя положительные и отрицательные  стороны методов кредитования народного  хозяйства. Так, актуальность кредита  под залог ценностей падает из-за залоговой стоимости, частой невозможности быстрой реализации залога и т.д. Популярность же потребительского кредита на кредитном рынке возрастает из-за простоты его оформления, доступности многим слоям населения, не требует крупного залога, сравнительно невысокая стоимость и другие преимущества.

Кроме того, сфера функционирования кредитного рынка предполагает получение  немалых доходов его участников. Поэтому, данный рыночный механизм привлекателен  для различного рода махинаций.

Как показывает мировая практика, институт кредитных историй является закономерным результатом эволюции финансового рынка и развития его институциональной основы. Решение наиболее актуальных задач, стоящих сегодня перед ЦБ РФ, в частности кредитование реального сектора экономики, серьезно затруднено отсутствием системы аккумуляции информации для оценки рисков при предоставлении кредитов. Отсутствие у банков информации о кредитной истории заемщиков сдерживает масштабы кредитования, тормозя тем самым развитие целых секторов экономики.

Следует также отметить необходимость разработки законодательного обеспечения потребительского кредитования как косвенного источника кредитования реального сектора экономики, развивающегося в последнее время наиболее высокими темпами.

В последнее время в России обострилась проблема нехватки наличных и безналичных денежных средств, проявляющаяся в низком соотношении денежной массы к ВНП / ВВП. Данный показатель называется коэффициент монетизации. В России данный показатель остается довольно высоким и в июне 2009 г.: 32 % (по данным Банка России).23

Этот показатель свидетельствует  о том, что в стране низкий уровень  насыщенности наличными деньгами хозяйственного оборота и самый крупный дефицит денег, как в наличном, так и безналичном обращении.

Дефицит денежной массы в обращении  и устойчиво высокие расходы  государства приводят к росту  доли денежных ресурсов страны, направляемых на покрытие расходов бюджета.

Кроме того, налично-денежный оборот в стране возрастает по стоимостной структуре. Причины роста налично-денежного оборота многообразны. К ним можно отнести:

  1. Экономический кризис;
  2. Кризис неплатежей;
  3. Кризис наличности;
  4. Плохая организация системы межбанковских расчетов;
  5. Замедление расчетов;
  6. Сознательное сокращение прибыли и доходов предприятий с целью ухода от налогов и расширение наличных платежей за пределами банковской системы.

Резкий рост налично-денежного  оборота приводит к увеличению издержек государства на обращение, перевозку, хранение наличных денег, а также замену ветхих купюр.

Выполняя расчетно-кассовые операции, банки Российской Федерации регулируют объем наличной денежной массы и  ее обращение. В условиях ограниченности ресурсов, многие коммерческие банки  не могут в полном объеме выполнять наличное и безналичное обслуживание населения и юридических лиц, что приводит к потере выгоды по данным операциям.

Денежный рынок наличности также  отличается повышенной рисковостью: подделка денежных знаков, вычислительные ошибки кассовых служб, значительный объем кассовых операций и т.д. Такие риски приводят к нарушению расчетно-кассовой работы в кредитных учреждениях и снижению эффективности данных операций.

Другой негативный фактор заключается  в том, что скорость обращения  денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег, тем самым, замедляя или ликвидируя изменения в предложении денег, вызванные политикой, то есть когда предложение денег ограничивается, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, весьма вероятно падение скорости обращения денег.

Кроме того, одной из основных проблем  денежного рынка в любой стране является инфляция. Особенно негативные факторы инфляции проявляются в  обесценении капиталов в наличной и безналичной формах, в падении  покупательской способности, в разорении  неконкурентоспособных предприятий, в общем экономическом кризисе. Оборот наличных и безналичных средств всегда связан с риском не получить ожидаемой суммы доходности как для государства в целом, так и для отдельного субъекта. Инфляция лишает Центральный Банк эффективно проводить денежно-кредитную политику в стране.

Все последние годы фактические  темпы инфляции находились на верхней  границе задаваемых интервалов. Более  того, в 2004 г. потребительские цены возросли на 11,7% при прогнозе в 8-10 %. Для сравнения: в США они выросли на 3,3%, в еврозоне - на 2,1%.

Реальный курс рубля к доллару  США в IV квартале 2010 г. вырос на 1,5% (в июле-сентябре на 0,1%). В отличие  от квартала, предшествующего отчетному, определяющий вклад в динамику реального  курса рубля к доллару США  в октябре-декабре внес показатель инфляционного дифференциала. По оценкам, в январе 2011 г. индекс реального укрепления рубля к доллару США составил 4,8%.Реальный курс рубля к евро в IV IV кварта- кварта квартале 2010 г. снизился на 3,9% (в III квартале на 0,9%). Согласно предварительным данным, в январе 2011 г. произошло реальное укрепление рубля к европейской валюте в размере 3,1%.24

Кроме того, денежная масса растет вследствие эмиссии денег, предназначенных на покупку поступающей в Россию свободно конвертируемой валюты. Бороться с ее избытком, завышая ставку рефинансирования относительно рыночных ставок, нельзя. Процентные ставки пока не являются адекватным инструментом для борьбы с инфляцией. Они более важны для регулирования движения капитала и обменного курса.

Поэтому, на современном этапе развития денежно-кредитной сферы необходимо совершенствовать денежно-кредитную  политику ЦБ РФ для решения наиболее срочных проблем.

3.2 Пути оптимизации денежно-кредитной политики в РФ

Наибольшая эффективность реализации денежно-кредитной политики Центрального Банка проявляется тогда, когда  используется вся совокупность экономических  инструментов, причем в целесообразной последовательности.

Совершенствование денежно-кредитной  сферы экономики России происходит при помощи совместных действий ЦБ и государства. Цель кредитно-денежной политики ЦБ в денежной сфере состоит  в том, чтобы создать на денежном рынке условия для того, чтобы  в экономике постоянно существовала такая масса денег и кредитов, которая необходима для развития, а тем самым обеспечить страну растущим количеством товаров, услуг, рабочих мест. Чтобы компенсировать потерю покупательной способности, кредиторы должны добавить определенный процент (соответствующий уровню инфляции) к тем ставкам, которые они назначили бы в другой ситуации. Поэтому если рост инфляции обусловлен ростом денежной массы, то фактически может привести к повышению процентных ставок.

Для проведения монетарной политики резервная система Российской Федерации располагает четырьмя основными инструментами:

  • изменение уровня резервных требований;
  • изменение процентных ставок, которые должны платить банки, беря кредиты у центрального института (учетная ставка). В целом считается, что воздействие процентной ставки на экономику ведет к тому, что усиливается экономический рост. Так, снижение средней ставки на 1% дает прибавку ежегодного экономического роста страны на 1\ 3 процента;
  • покупка и продажа государственных ценных бумаг (операции на открытых рынках);
  • определение условий для различных видов займов (выборочный кредитный контроль).

Информация о работе Особенности денежно- кредитной политики ЦБ РФ на современном этапе