Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является исследование особенностей жестких иерархических структур управления, а также изучение достоинства и недостатков.
Объектом исследования являются особенности жестких иерархических структур управления.
Предметом исследования выступают анализ достоинств и недостатков различных иерархических оргструктур управления.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие поставленые задачи:
- дать общую характеристику ОСУ;
- изучить современные тенденции в развитии и совершенствовании ОСУ;
- исследовать современные тенденции формирования ОСУ;
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российская академия народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
БАЛАКОВСКИЙ ФИЛИАЛ
Факультет (институт) государственно-правового управления_____________
Специальность/направление
подготовки ______________________________
Специализация/профиль/
Кафедра менеджмента и социальных
коммуникаций__________________
КУРСОВАЯ РАБОТА
на тему: «Особенности жестких иерархических структур управления. Их достоинства и недостатки»
по дисциплине: «Теория организации»
Автор работы:
студентка 2 курса
очной формы обучения
Чорич А.М
подпись_______________________
Руководитель работы:
Должность, звание________________
Ф.И.О.________________________
Оценка________________________
«_____» ___________20____ г.
Балаково 2012 г.
Содержание
Введение
Целью данной работы является проведение анализа эффективности и выявление преимуществ и недостатков различных жестких иерархических структур управления.
Современное предприятие – это сложная производственная система, включающая такие элементы, как основные фонды, сырье и материалы, трудовые и финансовые ресурсы. Важнейшая задача управления – использование перечисленных элементов таким образом, чтобы обеспечить эффективное функционирование всей производственной системы, выживание и развитие в условиях жесткой конкурентной борьбы.
Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что в связи с тем, что работа предприятия разделяется на составляющие части, выполняется различными работниками, кто-то должен координировать и направлять усилия. Деятельность по координации работы других людей составляет сущность управления. Для того чтобы предприятие действовало успешно, управленческая работа должна четко отделяться от неуправленческой. На предприятии должны быть назначены руководители и определен круг их обязанностей и ответственности.
Результативность управления
в значительной мере связана с
выбором организационной
Структура организации – это способ построения взаимосвязи между уровнями управления и функциональными областями, обеспечивающий оптимальное при данных условиях достижение целей организации.
«Структура управления организацией», или «организационная структура управления» (ОСУ) – одно из ключевых понятий менеджмента, тесно связанное с целями, функциями, процессом управления, работой менеджеров и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур организации, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций, – это показывает актуальность и важность данной темы в современных условиях.
Целью курсовой работы является исследование особенностей жестких иерархических структур управления, а также изучение достоинства и недостатков.
Объектом исследования являются особенности жестких иерархических структур управления.
Предметом исследования выступают анализ достоинств и недостатков различных иерархических оргструктур управления.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие поставленые задачи:
- дать общую характеристику ОСУ;
- изучить современные
тенденции в развитии и
- исследовать современные тенденции формирования ОСУ;
Для раскрытия этих вопросов был использована как теоретическая литература по изучению данных вопросов, так и научно-практические методики современных авторов, которые указаны в списке используемой литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты жестких иерархических структур управления
Под структурой управления
понимается упорядоченная совокупность
устойчиво взаимосвязанных
Ключевыми понятиями структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами ОСУ могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов ОСУ1:
а) в зависимости от
состава структурных
б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.
Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми.
Вторые – это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.
При двухуровневой структуре создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в ОСУ формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.
В структуре управления организацией различаются линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.
Между всеми названными
выше составляющими ОСУ существуют
сложные отношения
Увеличение количества элементов и уровней в ОСУ неизбежно приводит к многократному росту числа и сложности связей, возникающих в процессе принятия управленческих решений; следствием этого нередко является замедление процесса управления, что в современных условиях тождественно ухудшению качества функционирования менеджмента организации.
К структуре управления
предъявляется множество
1. Организационная структура
управления должна, прежде всего,
отражать цели и задачи
2. Следует предусматривать
оптимальное разделение труда
между органами управления и
отдельными работниками,
3. Формирование структуры управления надлежит связывать с определением полномочий и ответственности каждого работника и органа управления, с установлением системы вертикальных и горизонтальных связей между ними.
4. Между функциями
и обязанностями, с одной
5. Организационная структура
управления призвана быть
Реализация этих принципов означает необходимость учета при формировании (или перестройке) структуры управления множества различных факторов воздействия на ОСУ3.
Главный фактор, «задающий» возможные контуры и параметры структуры управления, - сама организация. Известно, что организации различаются по многим критериям. Большое разнообразие организаций в Российской Федерации предопределяет множественность подходов к построению управленческих структур. Подходы эти различны в организациях коммерческих и некоммерческих, крупных, средних и малых, находящихся на разных стадиях жизненного цикла, имеющих разный уровень разделения и специализации труда, его кооперирования и автоматизации, иерархических и «плоских», и так далее.
Очевидно, что структура управления крупными предприятиями более сложна по сравнению с той, какая нужна небольшой фирме, где все функции менеджмента подчас сосредоточиваются в руках одного-двух членов организации (обычно руководителя и бухгалтера), где соответственно нет необходимости проектировать формальные структурные параметры. По мере роста организации, а значит, и объема управленческих работ, развивается разделение труда и формируются специализированные звенья (например, по управлению персоналом, производством, финансами, инновациями и т.п.), слаженная работа которых требует координации и контроля. Построение формальной структуры управления, в которой четко определены роли, связи, полномочия и уровни, становится императивом.
Важно обратить внимание
на сопряжение структуры управления
с фазами жизненного цикла организации,
о чем, к сожалению, нередко забывают
проектанты и специалисты, решающие
задачу совершенствования управленческ
На формирование структуры управления оказывают влияние изменения организационных форм, в которых функционируют предприятия. Так, при вхождении фирмы в состав какого-либо объединения, скажем, ассоциации, концерна и т.п., происходит перераспределение управленческих функций (часть функций, естественно, централизуется), поэтому меняется и структура управления фирмы. Впрочем, даже если предприятие остается самостоятельным и независимым, но становится частью сетевой организации, объединяющей на временной основе ряд взаимосвязанных предприятий (чаще всего для использования благоприятной ситуации), ему приходится вносить в свою управленческую структуру ряд изменений. Это связано с необходимостью усиления функций координации и адаптации к системам менеджмента других компаний, входящих в сеть.