Особенности жестких иерархических структур управления. Их достоинства и недостатки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 20:26, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является исследование особенностей жестких иерархических структур управления, а также изучение достоинства и недостатков.
Объектом исследования являются особенности жестких иерархических структур управления.
Предметом исследования выступают анализ достоинств и недостатков различных иерархических оргструктур управления.
Для достижения цели курсовой работы необходимо решить следующие поставленые задачи:
- дать общую характеристику ОСУ;
- изучить современные тенденции в развитии и совершенствовании ОСУ;
- исследовать современные тенденции формирования ОСУ;

Вложенные файлы: 1 файл

Osobennosti_zhestkikh_ierarkhicheskikh_struktur_upra (2).doc

— 400.00 Кб (Скачать файл)

Рисунок - 2 Влияние внешней среды на проектирование ОСУ

Системность подхода  к формированию организационной  структуры управления проявляется в следующем13:

1) не упускать из  виду ни одну из управленческих  задач, без решения которых реализация целей окажется неполной;

2) выявить и взаимоувязать  применительно к этим задачам  систему функций, прав и ответственности  по вертикали управления –  от генерального директора предприятия  до мастера участка; 

3) исследовать и организационно оформить все связи и отношения по горизонтали управления, т. е. по координации деятельности разных звеньев и органов управления при выполнении общих текущих задач и реализации перспективных межфункциональных программ;

4) обеспечить органическое сочетание вертикали и горизонтали управления, имея в виду нахождение оптимального для данных условий соотношения централизации и децентрализации с управлении. Все это требует тщательно разработанной поэтапной процедуры проектирования структур, детального анализа и определения системы целей, продуманного выделения организационных подразделений и форм их координации.

Применявшиеся до последнего времени методы построения организационных  структур управления характеризовались  чрезмерно нормативным характером, недостаточным разнообразием, гипертрофированным использованием типовых решений, что приводило к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных форм в новые условия. Нередко аппарат управления на самых разных уровнях повторял одни и те же схемы, наборы функций и состав подразделений, отличающихся только по численности. С научной точки зрения слишком узкую трактовку получали сами исходные факторы формирования структур: численность персонала вместо целей организации; постоянный набор органов управления вместо изменения их состава и комбинации в разных условиях; упор на исполнение неизменных функций в отрыве от менявшихся задач; устаревшие схемы и структуры штатов как усредненные показатели существующих организаций без анализа их недостатков и степени пригодности.

Одним из главных недостатков  применявшихся методик являлась их функциональная ориентация, строгая  регламентация процессов управления, а не их результатов. Однако в условиях рыночных отношений состав и содержание функций управления меняется. Поэтому цели и взаимосвязи различных звеньев системы управления приобретают зачастую более важное значение, чем строгое установление их функциональной специализации. Это особенно отчетливо проявляется при решении проблем, связанных, например, с созданием корпораций, акционерных обществ и финансово-промышленных групп, с более тесным подчинением производственной деятельности выполнению заказов и договоров, запросам потребителей, с обеспечением связи науки и производства, с комплексным решением проблем качества продукции и т. п.

Даже самые обоснованные проработки функциональных характеристик  и нормативов численности аппарата управления производственных организаций  не дают конструктивных рекомендаций для решения проблем формирования территориально-производственных комплексов, организации целевых программ. Таких новых проблем в области организации управления, требующих комплексного решения, возникает все больше в условиях ускорения научно-технического прогресса, повышения взаимосвязанности и динамизма звеньев экономики. Особое значение приобретает выявление и анализ возникающих проблем как построения, так и развития организации (рис. 3)14.

Рисунок - 3 Выявление проблем организации

Системный подход, придавая важное значение научно обоснованному  определению функций управления и нормативов численности как части общего процесса формирования организационно-управленческой структуры, ориентирует исследователей и разработчиков на более общие принципы проектирования организаций. Прежде всего, он предполагает исходное определение системы целей организации, которые обусловливают структуру задач и содержание функций аппарата управления. Многообразие целей как на высшем, так и на среднем и низших уровнях организации обычно не может быть сведено к одному измерителю. Основное назначение большинства производственных организаций с точки зрения общества определяется целями удовлетворения рыночных потребностей в производимой  продукции и услугах. В любом случае каждая цель отражает одну из объективно необходимых сторон функционирования и развития организационной системы. Вместе с тем соответствие между системой целей и организационной структурой управления не может быть однозначным. На схеме показана общая последовательность перехода от целей организации к ее структуре (рис. 4)15.

Рисунок - 4 Переход от целей организации к ее структуре

Применительно к реализации системных принципов формирования внутренней структуры аппарата управления следует учитывать, что организационная  структура управления является сложной характеристикой системы управления. В единой системе должны рассматриваться и различные методы формирования организационных структур управления, многие из которых появились лишь в последние годы. Эти методы имеют различную природу, каждый из них в отдельности не позволяет решить все практически важные проблемы построения организационной  структуры аппарата управления и должен применяться в органическом сочетании с другими. Эффективность построения организационной структуры не может быть оценена каким-либо одним показателем. С одной стороны, здесь следует учитывать, насколько структура обеспечивает достижение организацией результатов, соответствующих поставленным перед ней производственно-хозяйственным целям, с другой – насколько ее внутреннее построение и процессы функционирования адекватны объективным требованиям к их содержанию, организации и свойствам.

Конечным критерием  эффективности при сравнении  различных вариантов организационной  структуры является наиболее полное и устойчивое достижение целей, поставленных в области производства, экономики, технического прогресса и социального развития. Однако довести этот критерий до практически применимых простых показателей, связать каждое конкретное организационное решение с его конечными  результатами, как правило, чрезвычайно трудно. Поэтому целесообразно использовать набор нормативных характеристик аппарата управления: его производительность при переработке информации; оперативность принятия управленческих решений; надежность аппарата управления, выражающаяся в качестве исполнения решений в рамках установленных сроков и ресурсов; адаптивность и гибкость, характеризующиеся способностью своевременного выявления организационных проблем и соответствующей перестройкой. 

Особенно значима экономичность  аппарата управления. Однако не следует при этом экономический критерий сводить непременно к сокращению численности персонала. Необходимо формулировать его как критерий экономической эффективности, в соответствии с которым должна быть обеспечена максимизация результатов по отношению к затратам на управление. Численность аппарата управления, сокращение которой остается одним из важных параметров повышения экономической эффективности, должна быть объективно обоснованной; для того чтобы во всей полноте обеспечить решение задач, вытекающих из целей организационной системы.

 

Заключение

 

Процесс перестройки  управления чаще всего сопровождается заменой (или дополнением) иерархических  структур на органические. На основании  анализа направлений, в которых  происходят в настоящее время  изменения в развитии организационных структур управления, можно выделить следующие главные тенденции:

- признание динамичности  неотъемлемой чертой современных  структур управления;

-  планирование изменений  и проектирование ОСУ в соответствии  со стратегией развития организаций и изменением внешней среды;

- оценка организационных  структур не с позиций их  оптимального построения, а с  точки зрения влияния на потенциал  организации;

- отказ от поиска  и применения какой-то одной  оптимальной структуры управления  организацией и стремление получить максимальные выгоды от сочетания разнообразных видов структур;

- рассмотрение таких  факторов, как развитие персонала,  самоорганизация и инициатива  работников в качестве главных  источников роста эффективности  организации (в недавнем прошлом  это была рационально спроектированная структура);

- усиление роли руководителей  в создании и воспитании целеустремленных  команд (бригад), которые в ходе  реализации заданий могут активно  и плодотворно взаимодействовать,  менять свой состав, объединяться  и распадаться в соответствии с производственными потребностями.

На практике эти новые  подходы приводят к изменениям ряда параметров организационных структур управления, вызывая:

- сокращение иерархичности  и переход к плоским структурам  с минимальным числом уровней менеджмента между высшим и низовым уровнями руководства;

- переход от моноцентрического  типа руководства к полицентрическому  с множеством центров принятия  решений и периодической сменой  лидеров;

- снижение уровня формализации  отношений между менеджерами и исполнителями при введении менее жестких и более гибких норм и стандартов;

-  отказ от жесткого  разделения функций как основы  организации труда, временное  закрепление работ за группами (командами, бригадами).

Если организация небольшая  и производит какой-то один вид продукции, то на начальном этапе жизни она чаще всего формирует централизованную функциональную структуру: высший уровень руководства в ней представлен, как правило, учредителем, которому непосредственно подчиняется и производство, и наиболее важные функциональные звенья, например продажи и финансы.

По мере роста организации  в ней усиливаются процессы разделения функций и работ. Это приводит к образованию новых подразделений  и служб и означает переход  к более сложной структуре  управления. В ней появляются новые подразделения и службы, которые выполняют более узкий и целенаправленный вид работ. Им делегируются некоторые полномочия по принятию оперативных решений и одновременно усиливается контроль за их деятельностью путем установления правил, процедур, инструкций, нормативов. По мере увеличения объемов и разнообразия выпускаемой продукции средние и крупные компании начинают активно менять свои структуры, создавая относительно самостоятельные подразделения, специализирующиеся на определенных видах продукции, рынках или регионах. При этом на начальных этапах реструктуризации чаще всего сохраняется централизованное управление и все вновь образованные подразделения подчиняются непосредственно высшему руководству организации. В то же время высший руководитель снимает с себя ответственность за оперативный контроль деятельности подразделений и за счет этого больше занимается вопросами стратегии и политики развития организации. По мере дальнейшего развития организация сокращает уровень централизации и переходит на децентрализованную дивизиональную структуру, в которой решения по вопросам продукции и рынков делегируются на уровень соответствующих отделений. Высший уровень руководства сосредоточивает усилия на административном и финансовом контроле, разработке стратегии и политики управления персоналом. На этой стадии имеется много возможностей проводить эксперименты по формированию гибких органических структур и сокращению иерархии управления. Переход от одного вида структуры управления к другому происходит в разных организациях неодинаково. Его скорость во многом предопределяется темпами роста отрасли, к которой относится организация: чем он более высокий, тем быстрее организация вступает в новую стадию своего жизненного цикла, и наоборот, общий срок жизни и продолжительность каждой стадии могут увеличиваться при низких темпах. В этом случае соответствующие изменения организационных структур происходят медленнее. Радикальная перестройка структур управления обычно связана с серьезными изменениями в системе управления в целом, в том числе в стиле руководства, оценках конечных результатов деятельности, в системах стимулов и т. д. Это требует времени и нередко — преодоления сопротивления персонала, привыкшего к действующей организации и не желающего ее менять.

 

Библиографический список

Нормативно-правовые акты и судебная практика

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [принят ГД ФС РФ 21 октября 1994 г.]: по состоянию на 03 января 2006 г. // Собрание Законодательства РФ. 1994. №32. Ст.3301.

 

Специальная, научная и учебная литература

  1. Акулов В.Б. Учебник по теории организации / В.Б. Акулов, М.Н. Рудаков.- Петрозаводск: ПетрГУ.- 2011.- 320 с.
  2. Веснин В.Р. Менеджмент. Учебник / В.Р. Веснин.- М.: Проспект.- 2011.- 503 с.
  3. Вольдер Б.С. Теория организации: Учебно-практическое пособие / Б.С. Вольдер.- М.: Издательство МФЮА, 2011.- 90 с.
  4. Гольдштейн Г.Я. Основы менеджмента. Учебное пособие / Г.Я. Гольдштейн.- Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2010.- 498 с.
  5. Джурабаев К.Т. Экономика. Организация производства. Менеджмент (опыт, проблемы, перспективы) / К.Т. Джурабаев, В.А. Щербаков, А.В. Нестеров и др.- Новосибирск: НГАЭиУ.- 2011.- 493 с.
  6. Дроненко Д.М. Теория организации: Учебное пособие / Д.М. Дроненко.- Волгоград: Волгоград. гос. техн. ун-т., 2010.- 59 с.
  7. Друкер П. Энциклопедия менеджмента / П. Друкер.- М.: Вильямс.- 2010.- 423 с.
  8. Друкер П.Задачи менеджмента в XXI веке / П. Друкер.- М.: Вильямс паблишинг.- 2010.- 261 с.
  9. Зудина Л.Н. Организация управленческого труда: учебное пособие / Л.Н. Зудина.- Новосибирск.- НГАЭиУ.- 2011.- 256 с.
  10. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. Учебное пособие / Н.И. Кабушкин.- Минск: Новое знание.- 2010.- 336 с.
  11. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. Учебник для вузов по специальности "Менеджмент" / В.И. Кнорринг.- М.:  ИНФРА-М, 2011.- 528 с.
  12. Латфуллин Г.Р. Теория организации: Учебник для вузов / Г.Р. Латфуллин, А.В. Райченко.- СПб.: Питер, 2010.- 395 с.
  13. Милнер М. Теория организации / М. Милнер.- М.: ИНФРА-М.- 2010.- 480с.
  14. Олянич Д.Б. Теория организации: учебник / Д.Б. Олянич.- Ростов н/Д: Феникс, 2010.- 408 с.
  15. Казанцев А.К. Основы  инновационного менеджмента. Теория и практика 2010.- 521 с.
  16. Румянцева З.П. Общее управление организацией. Теория и практика. Учебник / З.П. Румянцева.- М.: ИНФРА-М, 2011.- 304 с.
  17. Самыгии С.И. Менеджмент персонала / С.И. Самыгии, Л.Д.  Столяренко.- Ростов н/Д: Феникс, 2011.- 480 с.

Информация о работе Особенности жестких иерархических структур управления. Их достоинства и недостатки