Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:08, курсовая работа
В курсовой работе ставятся следующие задачи:
рассмотреть историю создания совместных предприятий;
дать понятие и раскрыть основные цели совместных предприятий;
определить основные характеристики совместных предприятий и их место в современной экономике.
Введение………………………………………………………………….…....3
1 История СП, его основные характеристики и особенности……………..6
История происхождения СП……………………………………......6
Основные характеристики и особенности СП………..……..…….12
2. СП как форма организации бизнеса в современном обществе………..17
2.1 Мотивы создания СП и его цели. Структура управления СП…….17
2.2 Возможности СП, его преимущества и факторы успеха………….23
3. Особенности развития СП в России……………………………………..28
Заключение……………………………………………………………………35
Список использованной литературы………………
Введение…………………………………………………………
1 История СП, его основные характеристики и особенности……………..6
2. СП как форма организации бизнеса в современном обществе………..17
2.1 Мотивы создания СП и его цели. Структура управления СП…….17
2.2 Возможности СП, его преимущества и факторы успеха………….23
3. Особенности развития СП в России……………………………………..28
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………38
Введение
В последнее время в мире складывается довольно непростая политическая и экономическая ситуация. Экономические процессы в обществе неразрывно связаны с развитием разнообразных форм предпринимательской деятельности, которые, в свою очередь, отражают изменения в факторах производства, технике и технологии, потребительских тенденциях, общественном настроении и государственной политике. В последние годы одной из ведущих форм международного бизнеса стало совместное предпринимательство, которое включает многообразные кооперационные связи: от межфирменного сотрудничества и создания совместных предприятий до крупномасштабных интеграционных проектов в рамках региональных и межрегиональных объединений.
В условиях роста делового риска, конкуренции и разорений совместные предприятия стали образовываться с все большей регулярностью, охватывая широкий круг действующих лиц. Исходя из этого, целью курсовой работы является определение понятия совместного предприятия, его основные цели и характеристики, а также место данной формы кооперации в международных экономических отношениях.
Тема, касающаяся совместных предприятий, сегодня достаточно актуальна, так как эффективность работы совместных предприятий гораздо выше других организаций. Эта форма долгое время используется предпринимателями для проникновения в новые виды производства и выхода на новые рынки. СП сегодня особенно распространены в новых индустриальных областях.
Для того чтобы объективно проанализировать сложившуюся ситуацию, необходимо определить объект исследования, которым является совместное предприятие. Говоря о популярности данного вида международной кооперации и о его развитии, можно выделить предмет исследования, которым являются международные экономические отношения и мировая экономика в целом.
В курсовой работе ставятся следующие задачи:
Методы, которые были применены в исследовании – анализ литературы по данной теме.
Для начала выясним, что представляет собой совместное предприятие (СП). СП — это самостоятельная организация, включающая в качестве партнеров двух или более активных участников. Называемые иногда стратегическими союзами, они охватывают множество различных партнеров, в том числе университеты, некоммерческие организации, деловые круги и общественный сектор.
Необходимость их создания обусловлена тем, что совместное предпринимательство способствует вхождению стран в систему мирового экономического хозяйства, а также играет значительную роль в формировании рыночной инфраструктуры. Для СП характерны: более передовая технология, высокая производительность труда, высокая отдача прибылей и высокий уровень заработной платы. Все эти факторы, несомненно, положительно влияют на развитие экономики.
Делая вывод, можно сказать, что совместные предприятия стали средством привлечения передовой иностранной технологии и современного управленческого опыта. Благодаря им облегчается экспорт капитала, в том числе в его производительной форме, реализуются инвестиционные проекты, осуществление которых не под силу одной компании [3, 78].
1. История СП, его основные
характеристики и особенности
1.1
История происхождения
СП
Совместные предприятия были одним из старейших способов осуществления деловых операций. Используемые в древности купцами из Вавилона, Финикии и Египта, они служили средством организации торговых сделок. Использование совместных предприятий торговцами продолжалось и получило особое распространение в XV и XVI веках; Великобритания создавала совместные предприятия для получения доступа к природным ресурсам в отдаленных краях, прежде всего в Индии и Северной Америке [12].
Сам термин «совместное предприятие» возник по аналогии с английским «joint venture», которым обозначался этот тип предприятий на западе. По данным ученых, это обозначение возникло в Великобритании для определения объединений «Мерчант Венчерс», «Джентлмен Адвенчерс», занимавшихся торговлей в XVI и XVII вв. «Эдвенчерс» (adventures) – объединения, сфера деятельности которых распространялась на совместную закупку и обращение товаров с их перепродажей и разделением рисков среди партнеров. Из этих видов договоренностей произошли впоследствии «joint stock companies» (джойнт сток кампаниз), которые в свою очередь дали толчок возникновению «incorporated joint stock companies» (инкорпо-рейтед джойнт сток кампаниз) [6, 8].
Для наиболее полного исследования совместных предприятий в развитой рыночной экономике, следует обратиться к основам их возникновения.
Появление первых совместных предприятий (СП) связано с эпохой свободной конкуренции в IX веке. В XX в. совместные предприятия получили широкое распространение в сфере обращения, а к середине столетия стали типичной формой организации производства монополистическим капиталом.
В Соединенных Штатах первые совместные предприятия появились во второй половине XIX в., это было связано с необходимостью объединения капитала для финансирования ряда крупномасштабных проектов строительства железных дорог. В начале XX в. совместные предприятия создавались главным образом для того, чтобы поделить между всеми участниками риск, связанный с морскими перевозками, разведкой нефтяных месторождений и разработкой золотых приисков. Одним из крупнейших совместных предприятий стала фирма АРАМКО, которая была учреждена четырьмя американскими нефтедобывающими компаниями для совместной разработки нефтяных месторождений на Ближнем Востоке. Еще большее распространение совместные предприятия получили в 50 – 60-х годах как средство распределения риска в таких областях, как морской нефтепромысел, кинематография, телевидение, создание реактивных двигателей, выпуск грампластинок и коммерческое строительство. По данным ученых, к 1959 г. около 1000 американских корпораций создали 345 совместных предприятий. Если первоначально такие предприятия возникали для осуществления крупномасштабных проектов в отраслях добывающей промышленности США и строительстве, то с 60-х г. наблюдается процесс интенсивного создания СП в отраслях обрабатывающей промышленности. Так, за период с 1960 по 1969 гг. 1131 американская фирма создала 520 совместных предприятий преимущественно в отраслях обрабатывающей промышленности. Дальнейшее распространение совместных предприятий подготовило почву для их бурного роста в 70 — 80-е годы.
Практика
за последние десятилетия
фирму;
В исследованиях ученых на данную тему не существует единого мнения по поводу обозначения этого типа предприятий. В специализированной экономической и юридической литературе распространены различные термины – «совместные предприятия», «смешанные предприятия», «совместные компании», «предприятия с участием иностранного капитала». Немецкие авторы применяют заимствованный термин «Joint venture» и отечественный «Gemeinschaftsunternehmen», что близко к русскому – общие, совместные предприятия. В англо-американском праве используется понятие «partnership», что в переводе означает – партнерство и определяет связи сторон как партнерские. В ряде южно-азиатских стран совместные предприятия получают название коммандитных товариществ.
Для
того чтобы разобраться в
Термином «совместное предпринимательство» в современной западной экономической литературе обозначаются различные формы межфирменного сотрудничества или кооперации. В международном бизнесе термин «кооперативное предприятие» используется как определение альтернативы находящегося в полной собственности зарубежного филиала компании: сюда входят совместные предприятия, соглашения о сотрудничестве, в частности в области технологий, маркетинга, управления (менеджмента), в области научных исследований.
В последнее время в западной экономической литературе понятие межфирменной кооперации и сотрудничества все чаще идентифицируется с понятием «совместное предприятие», последнее рассматривается как число соглашений, заключаемых компаниями не на принципе участия в капитале. Совместное предприятие в работах отечественных ученых трактуется как «все формы соглашений, посредством которых деятельность двух или более фирм функционально интегрируется; это могут быть операции в сфере покупок и продаж, научных исследований, добычи ресурсов, производственного процесса ТНП и основных средств, предоставления услуг» [9, 36]. В более узком смысле СП определяют ученые – экономисты западных стран, а именно как созданная двумя или более партнерами экономическая единица – предприятие, где обе стороны имеют помимо вклада в качестве денежного капитала право на принятие решений, влияющих на управление данным предприятием [9, 37]. Некоторые исследователи считают главным признаком СП – паритетное участие партнеров в акционерном капитале предприятия, обозначая само СП как «вновь образуемые и формально самостоятельные акционерные общества, создаваемые обычно на паритетных началах, – таково основное их отличие от обычных филиалов со смешанным капиталом, где доля акций может быть различной» [1, 98].
В
докладе Европейской
Делая вывод, можно сказать, что термин «совместное предприятие» имеет множество трактовок. СП рассматривают в широком и узком смысле. Первое определение охватывает следующие его характеристики: СП создается как одна из наиболее перспективных форм кооперативного соглашения между двумя или несколькими партнерами (преимущественно из разных стран) с целью достижения ими подобной интеграцией взаимного влияния на усиление положительных характеристик и минимизации отрицательных моментов, а следовательно, получение более высокой прибыли, которая затем реинвестируется в производство и делится между партнерами. Основными аспектами, на которые следует обратить внимание, здесь являются учет и совпадение национальных интересов сторон, вступающих в отношения совместного предпринимательства.