Отличительные черты японского, американского и российского менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 01:31, реферат

Краткое описание

В процессе образования и развития Соединенных Штатов Америки формировался американский стиль управления. Особенности этого стиля обусловлены такими факторами создания американского общества, как отсутствие пережитков феодализма, а также освоение территории и богатств страны энергичными и изобретательными иммигрантами. Научно-технический прогресс в США приводит к глубоким изменениям методов труда, что, в свою очередь, требует новых форм организации и управления персоналом, направления на повышение эффективности использования людских ресурсов. Поиски соответствующих мотиваторов, которые бы стимулировали целенаправленное поведение индивидов, необходимые для успешного функционирования организации, превращаются в задачу первостепенной важности.

Содержание

1.Введение…………………………………………………………………..……….3
2.Особенности американского менеджмента…………………….5
3.Особенности японского менеджмента…………………………….8
4.Особенности российского менеджмента………………………..10
5.Заключение…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

реферат по теории управления.docx

— 36.54 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Кубанский Государственный  Технологический Университет»

 

Факультет Экономики  Управления и Бизнеса

Кафедра  налогообложения  и  инфраструктуры  бизнеса 

 

  Доклад  на тему: «Отличительные черты японского, американского и российского менеджмента.»

 

                                                        Выполнил студент группы 13-ЭБ-ГУ3

Мнацаканян  Г. Г.

Проверил преподаватель 

Веприкова М.Я    

                                            Краснодар  2013

                                                       

                              СОДЕРЖАНИЕ :

1.Введение…………………………………………………………………..……….3

2.Особенности американского менеджмента…………………….5

3.Особенности японского менеджмента…………………………….8

4.Особенности российского менеджмента………………………..10

5.Заключение……………………………………………………………………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                 

                                     Введение ;

В процессе образования и  развития Соединенных Штатов Америки  формировался американский стиль управления. Особенности этого стиля обусловлены такими факторами создания американского общества, как отсутствие пережитков феодализма, а также освоение территории и богатств страны энергичными и изобретательными иммигрантами. Научно-технический прогресс в США приводит к глубоким изменениям методов труда, что, в свою очередь, требует новых форм организации и управления персоналом, направления на повышение эффективности использования людских ресурсов. Поиски соответствующих мотиваторов, которые бы стимулировали целенаправленное поведение индивидов, необходимые для успешного функционирования организации, превращаются в задачу первостепенной важности. 
Менеджмент в Японии, как и в любой другой стране, отражает её истори-ческие особенности, культуру и общественную психологию. Он непосредст-венно связан с общественно-экономическим укладом страны. Японские методы управления в корне отличны от европейских и американских. Прежде всего, это чувство долга перед коллективом, что в японском менталитете почти тождественно чувству стыда. Учитывая то, что налоговая система работает на усреднение доходов и материального состояния населения своим подчеркнуто прогрессивно-фискальным механизмом, в обществе минимально расслоение по благосостоянию, и это даёт возможность использовать чувство коллективизма максимально эффективно. Сегодня Российская Федерация находится на важном участке своего развития. Россия должна ответить на те вызовы, которые стоят сегодня перед ней. В среднесрочной перспективе необходимо предотвратить дальнейшее увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной перспективе - восстановить и упрочить позицию России как одной из стран - лидеров мирового развития. Чтобы воспользоваться "окном возможностей", важно определить, какой путь ведет к реализации потенциала и сбалансированному развитию. Стратегия развития государства основана на высвобождении частной инициативы и усилении роли государства в обеспечении благоприятных условий хозяйствования, включая финансовую и социальную стабильность. Объектом исследования данного реферата являются отличительные черты японского, американского и российского менеджмента

  1. Особенности американского менеджмента :

Американский менеджмент впитал в  себя основы классической школы, основателем  которой является Анри Файоль. Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических предпосылках: 1. Наличие рынка. 2. Индустриальный способ организации производства. 3. Корпорация как основная форма предпринимательства. Современная американская модель менеджмента ориентирована на такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIX в.Корпорации получили статус юридического лица, а их акционеры приобрели право на часть прибыли, распределяющейся пропорционально количеству принадлежащих им акций. Корпорации пришли на смену небольшим предприятиям, в которых вся собственность принадлежала владельцам капитала, и они полностью контролировали деятельность рабочих.Создание корпораций повлекло за собой отделение собственности от контроля над распоряжением ею, т. е. от власти. Американский профессор отмечал возникновение «новой управленческой элиты, чья мощь основывается уже не на собственности, а скорее на контроле за процессом в целом». Реальная власть по управлению корпорацией перешла к ее правлению и менеджерам (специалистам в области организации и управления производством). В модели американского менеджмента и в настоящее время корпорация является основной структурной единицей.Американская модель менеджмента характеризуется наличием индивидуальных акционеров и постоянно растущим числом независимых т. е. не связанных с корпорацией акционеров (они называются "внешние" акционеры или "аутсайдеры"), а также четко разработанной законодательной основой, определяющей права и обязанности трех ключевых участников: управляющих, директоров и акционеров и сравнительно простым механизмом взаимодействия между корпорацией и акционерами, и между акционерами как на ежегодных общих собраниях, так и в промежутках между ними. Акционирование – это обычный способ накопления капитала корпорациями США. Поэтому неудивительно, что в США образовался крупнейший в мире рынок капитала.Участниками англо-американской модели являются управляющие, директора, акционеры (в основном, институциональные инвесторы), правительственные структуры, биржи, саморегулируемые организации, консалтинговые фирмы, предоставляющие консультационные услуги корпорациям и / или акционерам по вопросам корпоративного управления и голосования по доверенности. Три основных участника – это менеджеры, директора и акционеры. Механизм их взаимодействия между собой представляет так называемый "треугольник корпоративного управления".Англо-американская модель, развивавшаяся в условиях свободного рынка, предполагает разделение владения и контроля в наиболее крупных корпорациях. Инвесторы передают функции по управлению менеджерам и платят им за выполнение этих функций как своим агентам по ведению дел. Плата за разделение владения и контроля и называется "агентскими услугами"Интересы акционеров и менеджеров не всегда совпадают. Корпоративное законодательство, действующее в странах, которые применяют англо-американскую модель управления, решает это противоречие разными способами. Самый важный из них – это избрание акционерами Совета директоров, который становится их доверенным лицом и начинает выполнять фидуциарные обязательства, т. е. действовать в пользу акционеров при осуществлении функций контроля за управлением. В Великобритании и США взаимоотношения между управляющими, директорами и акционерами определяются сводом законов и правил.В большинстве случае в Америке применяется так называемое партисипативное управление. Партисипативное управление можно рассматривать как один из общих подходов к управлению человеком в организации. Целью партисипативного управления является совершенствование использования всего человеческого потенциала организации. Партисипативное управление предполагает расширение привлечения работников к управлению по следующим направлениям: предоставление работникам права самостоятельного принятия решений; привлечение работников к процессу принятия решений; предоставление работникам права контроля за качеством и количеством выполненной ими работы; участие работников в совершенствовании деятельности как в целом всей организации, так и отдельных ее подразделений; предоставление работникам права создавать рабочие группы по интересам, привязанностям и пр. с целью более эффективного выполнения решений у в настоящее время в США получили распространение четыре основные формы привлечения рабочих к управлению: Участие рабочих в управлении трудом и качеством продукции на уровне цеха. Создание рабочих советов (совместных комитетов) рабочих и управляющих. Разработка систем участия в прибыли. Привлечение представителей рабочих в советы директоров корпораций. 
Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские способности, а не на знания специалиста. Американский менеджмент внес значительный вклад в разработку менеджмента как учебной дисциплины. 

2.Особенности японского менеджмента:

Японский монополистический капитал  во все времена своего функционирования уделял большое внимание вопросам управления, видя в нем основной резерв развития экономики. Послевоенный период характеризуется широким освоением американских методов управления, а также самостоятельной разработкой управленческих методов. Подход правящего класса Японии к задачам совершенствования управления постоянно характеризуется ориентацией на долгосрочную перспективу – еще в 60-е годы японские специалисты утверждали, что «современное капиталистическое общество пришло от стадии конкуренции в финансовой и технической области к новой, решающей стадии, к способности эффективно управлять».Особое место управления в японской экономической системе обусловлено тем, что именно оно обеспечивает связность экономики Японии в такой мере, что на нее смотрят как на единую гигантскую корпорацию. Основные характеристики стратегии управления японских фирм сводятся к следующему: ориентации на изменения как во внешней среде, так и внутри фирмы; ориентации на внешнюю среду и на место в этой среде; учету и использованию всех возможностей для выживания и увеличения своей роли в изменяющемся мире в длительной перспективе; выделению в качестве основы выживания человеческих ресурсов, их интеллектуального потенциала и развивающихся технологий. В традиционной организации каждый ее член прежде всего должен конкурировать со всеми другими и защищать себя от них и как личность, и как член функциональной группы. Поощрения в виде продвижения по службе и привилегий тому, кто является «человеком игры», кто хорошо усвоил стиль и правила общения в организации.Основа японского менеджмента – это управление людьми, человеческими ресурсами. В противоположность широко распространенному термину «управление кадрами» японские специалисты по управлению предпочитают термин «управление людьми», подчеркивая этим необходимость всей гаммы воздействий на персонал фирмы, включая основанные на глубоком понимании человеческой психологии социально-психологические методы.Основной чертой и особенностью японского менеджмента является то, что управление фирмы строится в зависимости от возможностей человека, а не машины или производственных функции. Это особенность японского управления стала основополагающей.Система образования и воспитания ориентирована на формирование не специалиста, а человека с определенными моральными качества, определенным поведением и широким спектром знаний.Что касается подготовки руководящего состава японской фирмы, то здесь применятся широкий спектр направлений его подготовки: правильное определение целей и стратегий фирмы, методы принятия эффективных управленческих решений, глубокое изучение теорий управления и методов работы с подчиненными, изучение социальных аспектов управления и человеческих отношении. Эффективность кадровой работы дополняется основанной на тонком и глубоком понимании человеческой психологии социальной политики фирмы. Руководство фирмы по отношению к рабочему выполняет роль «крестного отца» – оно гарантирует ему работу и заботится о нем. Это единство усиливается господствующей философии группы и группового поведения, основой которой, в свою очередь, являются природные особенности Японии. Успехи Японии в решении проблемы высокого качества общеизвестны. К концу 70-х годов Япония стала мировым лидером по качеству таких товаров массового спроса, как автомобили, телевизоры, копировальная, фото- и кинотехника, интегральные схемы, бытовая электротехника и электроника. Как следствие этого, и в количественном отношении японские товары на мировом рынке занимают внушительные объемы. В настоящее время Япония продолжает теснить своих американских и западноевропейских конкурентов на мировом рынке. Содержательный анализ японской системы управления качеством позволяет сделать вывод, что в ней нет принципиально новых элементов, бесспорный приоритет в разработке которой принадлежит американским ученым Л. Феигенбауму, Дж. Джураны, Ф. Кроби. Эта система хорошо усвоена японскими менеджерами.Бесспорным остается тот факт, что идеи системного подхода к управлению в Японии нашли практическое воплощение в большей мере в других странах и пути их реализации значительно отличаются. В решении российских проблем в организации управления может помочь освоение передовых методов управления Японии.

3. Особенности Российского менеджмента:   

Особенности российского менеджмента определяются: чрезвычайно высокой скоростью  протекания социально-экономических, политических и др. процессов, определяющих среду существования российского  менеджмента; комплексом факторов, затрудняющих и благоприятствующих укреплению менеджмента в России; культурная среда, особенности общественного сознания и т. п. Воздействие факторов внешней и внутренней среды  придало российскому менеджменту  специфические черты. Россия сегодня  находится в положении «догоняющего» и вынуждена идти революционным путем к освоению методов современного менеджмента.    Сегодня России, как никогда, нужны системы  управления, которые бы обеспечили предприятию или фирме достижение стандартов производства мирового класса, высокий уровень конкурентоспособности  на внутреннем и внешнем рынках. Это означает способность компании решать, казалось бы, взаимоисключающие задачи: одновременно повышать качество и производительность, быть лидером в области удовлетворения нужд и запросов потребителей (по ассортименту и новизне предлагаемой продукции, уровню обслуживания и т.п.) и обеспечивать приемлемый уровень цен за счет постоянного снижения издержек.    Российская  теория и практика управления возникла не сразу. Так, была пройдена определенная эволюция подходов к управлению. В XX веке Россия дважды совершала крупномасштабный переход от одного типа общества к  другому. В 1917 г. она перешла от капитализма  к социализму, а в 1991 г. совершила  обратное движение — от социализма к капитализму. В том и в другом случае глобальный переход представлял собой прежде всего управленческую революцию.    Ни  первая, ни вторая революции в России не привели к созданию рыночного общества западного типа.  За  последние годы ситуация в России существенно изменилась. Административную систему управления сменила рыночная система; процессы демократизации принесли гражданам права и свободы; приобщение к технологической, электронной  и информационной революциям полностью изменило российский образ жизни.Российский  менеджмент выступает как динамичная развивающаяся система, и понять ее движение, роль и место во всемирной  системе управления можно исходя из анализа и развития существующего  национального менталитета.   Переход к рыночным условиям сопровождается формированием рынка труда, повышением социальной ответственности предприятий, большой ориентацией на правовое государство. В результате перемен, произошедших за последние годы, российские предприятия получили не только новые возможности, но и многочисленные трудности, имеющие в основном внутренний характер и связанные с необходимостью реформирования организации. В современном  российском менеджменте можно выделить некоторые особенности, которые оказывают влияние на культуру управления и ее развитие в нашей стране. Ориентация на получение краткосрочных выгод ввиду нестабильности экономики. К выводу о необходимости рыночных отношений в нашей стране пришли в довольно короткие сроки. Выстраивать  эти отношения начали революционно, и результатов хотелось мгновенных. Политическая, социальная и экономическая нестабильность – символ современной России. Соответственно, в таких условиях руководители мало задумываются о перспективах дальнейшего развития, о том какие прибыли можно получить в долгосрочной перспективе. Большинство волнует немедленный результат и то, что происходит на данном этапе. Это осложняет рост и развитие многих компаний. Российский менеджмент, зачастую отказывается от функции планирования, особенно долгосрочного. Современный российский руководитель — это обычно человек с высшим инженерно-техническим образованием, солидным стажем руководящей работы. У него ярко выраженное стремление к власти, он любит работу, отдает ей много времени. Командная система существует во многих организациях. Руководители в них до сих пор подавляют инициативу подчиненных. Такая система мешает организациям приспособиться к новым экономическим условиям, и они вынуждены топтаться на месте. В России иерархия играет большую роль, стиль руководства, как правило, авторитарный и патриархальный. Начальство решает все само, самостоятельность сотрудников допускается лишь в определенных пределах. Русские сотрудники любят, чтобы им давали больше времени на выполнение задания, им нужны точные указания, что и как сделать.    Большинство предприятий до сих пор осуществляют свою производственную деятельность, используя оборудование созданное еще в середине ХХ в., что существенно тормозит процессы развития как производственных процессов, так и предприятий в целом. Существенен и недостаток квалифицированных  кадров. Начиная с низших звеньев, заканчивая управленцами высших уровней.  Менеджеры высшего звена избегают делегировать полномочия и ответственность второму  эшелону менеджмента, пытаются все  сделать сами, лично контролировать. Причины этого: недоверие к подчиненным, недостаточная квалификация последних, но главное — неумение эффективно мотивировать наемных менеджеров.  При этом продвижение и обучение сотрудников в плане повышения квалификации, приобретения новых навыков и знаний в России не особенно распространено.    Зачастую  ведение бизнеса в российских компаниях основывается на личностных интересах. Причем, это наблюдается на всех ступенях иерархии. Например, значительная зависимость условий и оплаты труда наемных работников от взаимоотношений с руководителями, а не от их квалификации и результатов работы — «феодализм отношений». Имеет место бесправие наемных работников, их «рабское поведение» и произвол руководства, чиновников. Это связано с безработицей и низкой культурой менеджеров и наиболее сильно проявляется в малых городах. Неуважение  к людям и игнорирование этики  управления. Не секрет, что люди, работающие в государственных и частных  организациях, считаются руководством «винтиками», которые в любой  момент можно заменить новыми. Работники  всех уровней во многих организациях бесправны и беззащитны перед произволом руководства. Каждый из них может быть уволен без объяснения причин и выплаты заработанных денег. Законы, предписания и правила не имеют  обязательного характера. Правила  и законы могут сознательно игнорироваться в зависимости от ситуации и применяющих их лиц. По каким принципам они делятся на те, которые соблюдаются и которые не соблюдаются, сказать невозможно. В отдельных случаях резкая смена  настроений в отношении партнера: от проявления дружелюбия до крайне холодного официального отношения. Эмоциональная сторона является важной составной частью россиян. Если в Германии совсем не обязательно испытывать теплые чувства к человеку, с которым ты ведешь дело, то в России если «искра не пробежит», бизнес идет плохо. Наиболее яркий фактор российского менталитета связан с историей крепостного права. Если посмотреть по своей сути, то жизнь крестьянинаделилась на две неравные части. Большую часть рабочего времени он трудился на помещика. Остальное время — работал на самого себя. Поэтому в менталитете четко закрепилось разделение между «работой на себя» и «работой на хозяина». В итоге качество работы зависит от восприятия сотрудника. Если он считает свое участие в проекте работой на себя, то его отношение к средствам производства, к организации проекта и результатам проекта становится позитивным. Когда деятельность воспринимается как «работа на хозяина», то его мотивация и ответственность резко снижается, а все эффекты отчуждения в его случае становятся явными. В этом случае может развиваться потребительское отношение к проектам и руководству. На данный момент в России подрастает  «новое» поколение, которое не  застало советских принципов  работы и ведения хозяйства, которое открыто к работе в условиях рыночной экономики. Молодым специалистам доступны информационные ресурсы, зарубежное образование и новейшие технологии, что предполагает высокий потенциал российского менеджмента. Найти систему управления в России, учитывая российский менталитет, невероятно трудно. Загадочная русская душа – это не только фигура речи, но это и правда. Следует иметь в виду, что слишком мало времени прошло для создания российского менеджмента. Ни одного года не было спокойного. У нас же нет ни одного бизнесмена, который бы себя чувствовал уверенно в завтрашнем дне. Любой понимает, что он ничем не защищен и в любой момент его бизнес может быть разрушен. Никакое положение в бизнесе ни от чего тебя не гарантирует. Российскому менеджменту для того чтобы сформироваться как национальному нужно устойчивое правовое поле, которого пока нет. Каждый год меняются нормативы, правила, условия, что-то вводится, что-то отменяется. Таким образом, отечественный менеджмент находится в стадии становления. Аккумулируя в себе достижения российских и зарубежных школ менеджмента, он ищет пути адаптации к специфическим  условиям современного российского общества, его экономике, культурным нормам, традициям.

                         

 

 

 

 

 

 

                                Заключение   

Менеджмент  Российской Федерации пока далек от заданных глобализацией параметров на всех уровнях: от отдельной фирмы до общества в целом. Однако годы рыночных реформ заложили позитивные предпосылки формирования рыночных принципов управления и нового поколения менеджеров с новыми взглядами и установками. Они умеют учреждать и организовывать бизнес, заключать сделки, рационально хозяйствовать, знают, как удешевить производство и объем товаров, найти поставщика и потребителя. Они заботятся о собственной репутации и имидже. Они благополучны, занимаются меценатством. Как правило, это высокообразованный класс, где не редкость два высших образования, кандидатские и докторские степени. Многие из них прошли обучение в престижных зарубежных университетах и стажировку в преуспевающих компаниях. Этот класс имеет свои объединения, союзы, ассоциации и даже политические организации и через них инициирует решение важных местных, региональных и национальных задач. Государство обязано считаться с этим новым классом, а общество осмысливать это новое явление российской жизни. Их деловая философия, высокая профессиональная образованность и ярко выраженная интеллектуальная и волевая одаренность, помноженная на патриотические помыслы и высокую ответственность за судьбу отечества, - залог высокой конкурентоспособности российского бизнеса и быстрой адаптации к условиям глобализации. Должна ли Россия слепо перенимать теорию японского, американского и т.д. менеджмента и применять их на практике? Заимствование чужого опыта Россией может дать отрицательный результат. Это объясняется тем, что российский менталитет всегда характеризовался наличием полярности, стремлением к гротеску, доведением любой ситуации до крайности. 

               Список используемой литературы:

1. Акопов В. С., Бакштанский В. Л., Магазанник В. Д. Менеджмент жизни и предпринимательство//Менеджмент в России и за рубежом. – 2006. – № 3.  
2. Ванюрихин Г.И. Творчество в менеджменте. Вестник Международного Университета. Серия \"Менеджмент\". - М., 2005. - Вып. 3. 
3. Винслав Ю.Б. Государственное регулирование и проектирование корпора-тивных структур // Российский экономический журнал. –2007, №1.. 
4. Винслав Ю.Б. Становление отечественного корпоративного управления: теория и практика // Российский экономический журнал. 2001. №2.. 
5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, - М.: Гардарика, 2005.  
6. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебное пособие. М.: ЮНИТИ, 2006. – с. 502. 
7. Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии: персо-нальный менеджмент. — СПб.: Изд-во Санкт-Петербург, ун-та эко¬номики и финансов, 2002. 
8. История менеджмента: Учебное пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 222 с. 
9. История менеджмента: Учебное пособие/ Под ред. Д.В.Валового. – М.: ИН-ФРА – М, 2007 
10. Каору И. , Японские методы управления качеством. - М: Экономика, 2008. 
11. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. Учебное пособие. - М.: Дека, 2007. 
12. Курицын А.И. Управление в Японии: организация и методы, М, Наука, 2001 
13. Материалы заседания Отделения экономики РАН Обсуждение доклада ака-демика А.Д. Некипелова \"О теоретических основах выбора экономического курса в современной России\" (Москва, РАН, 8 июня 2004 г.). 
14. Матрусова Т.Н., Япония: материальное стимулирование в фирмах. - М: Наука , 2002. 
15. Ойкен В. Основные принципы экономической политики./Пер. с нем. - М.: Прогресс, 2005. 
16. Пшенников В.В., Японский менеджмент. 27 уроков для нас. М.: изд.«Япония сегодня» – 2007 г

Информация о работе Отличительные черты японского, американского и российского менеджмента