Поиск и утверждение «своего» стиля руководящей деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2012 в 22:10, курсовая работа

Краткое описание

Каждая организация уникальна. Это особая комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий — это уникальная личность, обладающая рядом индивидуальных особенностей характера, способностями, талантами. Поэтому четко классифицировать стили управления весьма трудно, многое зависит от психологии.
В своей курсовой работе я рассмотрю лишь некоторые типы руководства, охарактеризую и рассмотрю их особенности, а также постараюсь составить список рекомендация для будущих руководителей.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..3

I. Cтиль руководства……………………………………………………….....4
1.1. Типы руководителей…………………………………………………..4
1.2. Общая характеристика стилей руководства………………………...5

II. Рекомендации по формированию индивидуального стиля руководства………………………………………………………………….10

Заключение…………………………………………………………………..12

Список литературы………………………………………………………….13

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)
 

Курсовая  работа на тему:

Поиск и утверждение  «своего» стиля руководящей  деятельности 

Содержание 

Введение………………………………………………………………………..3       

                                                                                          

I. Cтиль руководства……………………………………………………….....4

   1.1. Типы руководителей…………………………………………………..4

   1.2. Общая характеристика стилей руководства………………………...5  

II. Рекомендации по формированию индивидуального стиля руководства………………………………………………………………….10 

Заключение…………………………………………………………………..12                                                                                      

Список литературы………………………………………………………….13                                                                            
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Введение

   

     Данная работа посвящена стилям управления в современном мире. Актуальность данной темы определяется развитием современного общества, быстрым темпом роста фирм и увеличением их в количестве, возникает проблема эффективного руководства и управления человеческими ресурсами. Именно поэтому я выбрала данную тему для доклада. По моему мнению, выбор руководителем какого-либо определенного стиля руководства помогает ему повысить уровень работы как для себя лично и своих подчиненных, так и для фирмы в целом.

    Современный руководитель, эффективно управляющий предприятием, должен не только успешно осуществлять финансовую и хозяйственную деятельность, но и оптимально организовать и направить действия персонала, находить правильный подход к управлению, что позволяет достигнуть нужного результата в кротчайший срок.

     Каждая организация уникальна. Это особая комбинацию индивидов, целей и задач. Каждый управляющий — это уникальная личность, обладающая рядом индивидуальных особенностей характера, способностями, талантами. Поэтому четко классифицировать стили управления весьма трудно, многое зависит от психологии.

     В своей курсовой работе я  рассмотрю лишь некоторые типы  руководства, охарактеризую и   рассмотрю их особенности, а также постараюсь составить список рекомендация для будущих руководителей.

        
 
 
 
 
 

I. Стиль руководства 

1.1. Типы руководителей

     Прежде  чем перейти к рассмотрению  стилей руководства, нужно рассмотреть  кто такой руковолитель и какие  типы руководителя бывают.

     Руководитель – это человек, который направляет и координирует деятельность исполнителей, которые в рамках установленных полномочий обязаны выполнять его требования. Сам руководитель может брать на себя функции исполнителя лишь для того, чтобы разобраться в специфике работы.1

     Однако руководитель не только организует, но и направляет работу сотрудников; способствует их развитию, а при необходимости оказывает влияние на поведение, мотивирует либо стимулирует их. Для обеспечения эффективной работы руководитель должен в максимальной степени согласовывать интересы индивидов, групп и решение управленческих задач.

     Особенность положения руководителя состоит в следующем: он сосредоточивает функции реальной решающей силы и власти; имеет ограниченные и с каждым уровнем иерархии всё более уменьшающиеся возможности общения; является воплощением справедливости, поэтому выполняет для подчинённых функции арбитра; всё его поведение постоянно оценивается подчинёнными.

     В зависимости от уровня в управленческой иерархии можно выделить три типа руководителей.2

     1. К высшим руководителям относятся члены совета директоров, президенты, вице-президенты и некоторые другие категории менеджеров, чья доля в общем числе управляющих составляет 3-7%. Особенностью их работы является то, что она широка по масштабам, требует наличия большого опыта, не имеет завершения в конкретной форме и не регламентируется нормами выработки или времени.

     2. Руководители среднего звена (основных подразделений и предприятий, входящих в данную организацию), доля которых в общей численности управляющих составляет 40-60%, назначаются и освобождаются от должности первым лицом или его заместителями и несут перед ними ответственность за выполнение полученных заданий и сохранность имущества вверенных им подразделений. Именно на них ложится вся тяжесть повседневного управления персоналом. Через подчинённых руководителей низового уровня они управляют текущей деятельностью.

     3. Руководители низового звена. Низовой уровень управления — технический, обеспечивающий стабильную, эффективную работу персонала. Большая часть руководителей принадлежит к нему и начинает 
здесь свою карьеру. Их работа характеризуется частой сменой небольших по масштабам задач.

     Должность руководителя очень  ответственна и сложна. Каждый  руководитель имеет свой характер, свои особенности поведения. Все это определяет стиль  руководства, присущий только ему. 

1.2. Общая характеристика стилей руководства

     Существует  множество различных классификаций стилей руководства. Невозможно изучить их все, поэтому я рассмотрела лишь традиционно применяемые стили.

     Формирование стилей руководства определяется объективными и субъективными факторами. Объективные факторы включают: стиль руководства вышестоящего менеджера; возрастные, образовательные, социально-психологические характеристики коллектива;  особенности решаемых задач. Субъективные факторы — человеческие и деловые качества, знания и навыки управленческой деятельности, манеры поведения и привычки.

     Прежде  чем перейти к рассмотрению стилей управления, нужно понять, что же такое стиль руководства.

      По определению А.А. Русалиновой, стиль руководства — стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом, формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя.3

     Традиционно  различают следующие стили управления:

  1. Директивный (авторитарный);
  2. Демократический (коллегиальный);
  3. Либеральный (попустительский или анархический);
 

      Директивный стиль руководства характеризуется высокой централизацией руководства, доминированием единоначалия. Руководитель обладает достаточной властью, жестко диктует свою волю исполнителям. К мнению коллектива не прислушивается, все решает за коллектив сам. Преобладающими методами управления являются приказы, наказания, замечания, выговоры, лишение различных льгот. Контроль очень строгий, детальный, лишающий подчиненных инициативы. Интересы дела ставятся значительно выше интересов людей, в общении преобладают резкость и грубость. Не дает рабочим возможность проявить инициативу, пресекает всякую критику в свой адрес и наделяет исполнителя минимумом информации. Авторитарный стиль руководства, безусловно, отрицательно сказывается на морально-психологическом климате, ведет к значительному снижению инициативности, самоконтроля и ответственности работников. Но не стоит сразу же отбрасывать этот стиль руководства: миллионы людей, особенно старшего поколения, воспитанные советским строем, считают его совершенно естественным и единственно правильным. При особых, экстремальных ситуациях, при жестком дефиците времени (война, пожар, стихийные бедствия) этот стиль управления является оправданным, ведь в такие моменты требуется, чтобы решения принимались быстро и четко.

Выводы:

     Природа стиля: Сосредоточение всей власти и ответственности в руках руководителя. Потоки информации преимущественно сверху, обратная связь работает слабо.

     Сильные стороны: Возможность предсказания результатов. Основное внимание порядку, результату.

     Слабые стороны: Сдерживание индивидуальных инициатив, большая внешняя загрузка руководителя, частые «авралы», «задавленная» конфликтность в коллективе, значительная текучесть квалифицированных специалистов.

     Психологический климат: Заискивание, подхалимаж, лесть по отношению к руководителю. В коллективе отношения типа «дедовщины», выяснение отношений, творческий застой.

      Условия применения: Грамотный руководитель, критическая ситуация.  

     Демократический стиль управления характеризуется распределением полномочий, инициативы и ответственности между руководителем и заместителями, руководителем и подчиненными. Руководитель сознательно децентрализует свою управленческую власть, всегда выясняет мнение коллектива по важным производственным вопросам, принимает коллегиальные решения, часто делегирует свои полномочия подчиненным. Регулярно и своевременно проводится информирование членов коллектива по важным для них вопросам. Общение с подчиненными проходит в форме просьб, пожеланий, рекомендаций, советов, поощрений за качественную и оперативную работу, доброжелательно и вежливо; по необходимости применяются приказы. Данный стиль руководства способствует благоприятному психологическому климату в коллективе, отстаивает интересы подчиненных. Но также такой руководитель рискует потерять контроль над ситуацией.

Выводы:

     Природа стиля: Делегирование полномочий с удержанием ключевых позиций у руководителя. Принятие решения раздельно по уровням на основе участия. Потоки информации идут активно в двух направлениях.

     Сильные стороны: Возможность предсказания результатов.  
Основное внимание порядку, результату.

     Слабые стороны: Сдерживание индивидуальных инициатив, большая внешняя загрузка руководителя, частые «авралы», «задавленная» конфликтность в коллективе, значительная текучесть квалифицированных специалистов.

     Психологический климат: Творческая атмосфера, увлеченность работой. Конфликты, если возникают, носят, как правило, конструктивный характер.

     Условия применения: Грамотный руководитель и обученные подчиненные.  

   При либеральном стиле управления управленец почти не участвует в управлении коллективом.  Дает ему возможность «плыть по течению», ждет или требует указаний сверху или попадает под влияние коллектива. Предпочитает не рисковать, «не высовываться», увиливает от разрешения назревших конфликтов, стремится уменьшить свою персональную ответственность. Работу пускает на самотек, редко ее контролирует. Этот стиль руководства опирается на высокую сознательность, преданность общему делу и творческую инициативу всех членов коллектива, предпочтителен в творческих коллективах.

Выводы:

     Природа стиля: Снятие руководителем с себя ответственности в пользу группы (организации).

     Сильные стороны: Позволяет начать дело так, как это видится и без вмешательства лидера. Подразумевается высокая степень самостоятельности и квалификации подчиненных.

     Слабые стороны: Группа может потерять контроль и снизить скорость решения проблем без лидерского вмешательства.

     Психологический климат: Творческая атмосфера, увлеченность работой. Конфликты, если возникают, носят, как правило, конструктивный характер.

     Условия применения: По отношению к отдельным квалифицированным специалистам.  
 

     Популярна  графическая интерпретация стилей  руководства, которая получила  название «решетка менеджмента»4 и наглядно раскрывает суть этих стилей.

    Внимание  к человеку 9             идеальный
    8   либеральный          
    7                  
    6                  
    5     демократический        
    4                  
    3                  
    2           директивный  
    1                  
      1 2 3 4 5 6 7 8 9
    Внимание  к производству

Информация о работе Поиск и утверждение «своего» стиля руководящей деятельности