Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 08:02, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – изложение теоретических основ и практических аспектов совершенствования организационных структур управления предприятием в рыночной экономике.
Основными задачами являются:
изложение теоретических основ изучения организационной структуры предприятия;
проведение анализа организационной структуры предприятия;
разработка проектных мероприятий по совершенствованию организационной структуры в свете стратегии развития предприятия.
Введение 3
1 Анализ организационной структуры ООО «Экстрим» 5
1.1 Краткая характеристика предприятия 5
1.2 Анализ технико - экономических показателей в ООО "Экстрим" 6
1.3 Анализ организационной структуры ООО "Экстрим"…………………..10
1.4 Анализ внешней и внутренней эффективности организации 16
1.5 Анализ состава и структуры персонала предприятия 22
1.6 Оценка численности и движения кадров 25
2 Предложения по совершенствованию организационной структуры ООО «Экстрим» 29
2.1 Анализ предпосылок для реструктуризации организационной структуры предприятия ООО «Экстрим» 29
2.2 Анализ эффективности существующей организационной структуры. 30
2.3 Проект совершенствования организационной структуры в свете стратегии развития предприятия 33
Заключение 38
Список использованных источников 39
2. Степень использования
рыночных возможностей, характеризующаяся
способностью хозяйственной
3. Степень использования внутренних возможностей, характеризующаяся способностью организационных структур управления достичь поставленных целей при минимальных и необходимых затратах, что и обеспечивает механизм управления.
Эффективность организационной структуры зависит от соответствия ее системе целей предприятия, принятым стратегиям и механизму распределения минимальных, но необходимых ресурсов. В этом смысле анализ оргструктуры управления носит перспективный характер и является важнейшим информационно-образующим аспектом системы в целом.
Для оценки эффективности
организационной структуры ООО
«Экстрим» используем методику, предложенную
Н.Н. Федоровой. В соответствии с
данной методикой эффективность
организационной структуры
степень рациональности структуризации целостной системы на элементы, характеризующаяся показателем Ксс;
степень рациональности структуры отношений между элементами, характеризующаяся показателем Ксв;
степень использования рыночных возможностей, характеризующаяся показателем Кмц;
степень использования внутренних возможностей, характеризующаясяпоказателем Кму., формула (1)
где Ксс – показатель эффективности состава системы;
Ксв – показатель эффективности структуры связей;
Кмц – показатель эффективности механизма целеполагания;
Кму – показатель эффективности механизма управления.
Расчет обобщающих показателей Ксс, Ксв, Кму производится с использованием метода ранжирования частных показателей по формуле (2):
где - количество частных показателей, принятых для оценки соответствующего обобщающего показателя;
- коэффициент весомости
- оценка в баллах по шкале от 1 до m.
Показатель прогнозных возможностей системы Кмц, определяемый отношением результата к главной цели, должен также учитывать то, что вклад подсистем в достижение цели системы в целом будет различным. Необходим дифференцированный подход к их оценке через ранжирование подсистем по степени важности их вклада. В этом случае Кмц определяется по формуле (3):
,
где Р – результат функционирования хозяйственной организации за рассматриваемый период; Ц – цель хозяйственной организации за рассматриваемый период; - количество подсистем, вносящих свой вклад в целевую эффективности системы; - оценка частных показателей эффективности целеполагания i-ой подсистемы (на основе анализа отношения ( ) соответствующей подсистемы), при этом ; - коэффициенты весомости i-ой подсистемы, при этом также должно соблюдаться условие .
Значение Кмц=1 свидетельствует о высоком качестве целеполагания и эффективности работы прогнозного блока системы. Отклонения свидетельствуют о сбоях в системе целеполагания или наличии экономического кризиса. Частные показатели, характеризующие эффективность механизма целеполагания основных блоков организации, показывают, где именно образовалась критическая зона.
Показатель Кмц, таким образом, является мерой реализации целевых установок системы управления.
Надежность организационной структуры управления может быть определена через комплексный показатель эффективности оргструктуры (4):
Степень реализации внешних и внутренних возможностей – через комплексный показатель эффективности организационного механизма Ком(5):
где а1, а2, а3, а4 – коэффициенты весомости соответствующих обобщающих показателей; (а1 + а2 + а3 + а4) = 1.
Этап 1. Анализ организационно-регламентирующе
Целью анализа оргструктуры
на данном этапе является оценка уровня
организационно-
В таблице 4 приведена классификация наличных нормативно-методических документов на предприятии.
Таблица 4 – Классификация нормативно-методических документов ООО «Экстрим»
Тип документов |
Виды документов |
Нормативно-справочные |
Гражданский кодекс; КЗоТ; Закон РФ «О рекламе»; Закон РФ «О защите прав потребителей»; Российский рекламный кодекс |
Организационно- |
Правила внутреннего распорядка; Коллективный договор; Штатное расписание |
Организационно- |
Положение о подразделении; Должностная инструкция; Тарифно-квалификационная характеристика |
Организационно-методические |
Рекомендации по организации подбора и отбора персонала; Положение о системе оплаты труда; Инструкция по соблюдения правил техники безопасности |
Экономические |
Положение о премировании работников |
Из основных структурообразующих документов, являющихся основой для постановки регулярного менеджмента на предприятии и перечисленных в таблице 4 являются: штатное расписание, должностные инструкции и положения о подразделениях (Приложение А). Положение об организационной структуре в ООО «Экстрим» отсутствует. Это не позволяет построить эффективную систему контроля за деятельностью аппарата управления на предприятии и создает большие трудности при выявлении дефектов организационной структуры управления.
Для каждого подразделения
разработано положение о
В ООО «Экстрим» разработаны должностные инструкции для всех работников аппарата управления, а для ключевых специалистов – тарифно-квалификационные характеристики.
Так, если креатор –
создает рекламу, основную ее идею и
композицию, художник, фотограф и рекламный
дизайнер – развивают, обрабатывают
эту идею и композицию, то менеджер
по рекламе выполняет всю
Таким образом, ООО «Экстрим»
имеет определенную систему организационно-
Целью анализа является оценка степени использования системой управления возможностей внешней среды, учета угроз, выявление причин рассогласования результата и цели в обнаруженных на предыдущих этапах проблемных зонах, степени соответствия организационной структуры управления всей совокупности условий ее функционирования во внешней среде.
В таблице 5 приведен перечень возможностей и угроз деятельности ООО «Экстрим» на рекламно-полиграфическом рынке города Рубцовска.
Таблиц 5 – Возможности и угрозы внешней среды ООО «Экстрим»
Возможности |
Угрозы |
Возрождение традиций создания торговых марок, возрастание значения фирменного стиля компании |
Отсутствие полноценной инфраструктуры рекламного бизнеса |
Возрастание спроса на рекламную и полиграфическую продукцию |
Несовершенство системы средств массовой информации |
Открытие новых сегментов рынка |
Недостаточное количество хороших специалистов в сфере дизайна и рекламы |
Разработка новых видов продукции, услуг |
Нестабильность структуры и объема спроса |
Появление новейших технологий рекламной деятельности |
Значительное усиление конкурентной борьбы |
Ограничения деятельности рекламных агентств со стороны государства | |
Низкая норма рекламных расходов предприятий, установленная Минфином РФ |
Возрождение традиций создания
торговых марок, собственного фирменного
стиля у российских предпринимателей
открывает возможности для
Недостаточное количество хороших специалистов, профессионалов в сфере рекламы и дизайна тормозит развитие организации. Это сказывается на отсутствии или даже снижении спроса на продукцию компании, отсутствии нововведений в области маркетинга, разработок новых видов продукции.
Кроме того, существуют общие факторы, ограничивающие возможности как ООО «Экстрим», так и других рекламных и издательских организаций. Так, например, в России существует достаточно низкая норма рекламных расходов, относящихся на себестоимость, т.е. рекламных расходов, освобождаемых от налогов. С 1 апреля 2007 г. норма рекламных расходов была увеличена с 5 до 7,5%. В европейских странах на рекламные расходы квот вообще не существует. Западные компании в среднем тратят на продвижение товара до 10-15% от выручки. При этом доля рекламы в этом процессе может быть любой в соответствии со строго выверенной стратегией маркетинга. Существование данных нормативов в России ограничивает рекламные бюджеты компаний, соответственно, ограничивает спрос на услуги рекламных и полиграфических организаций.
Анализ внутренней эффективности организации (анализ степени использования организацией ее внутренних возможностей, характеризующих потенциал организации).
Целью анализа является оценка способности организационной структуры управления обеспечить достижение поставленных целей при минимальных и необходимых затратах (соответствия реального использования организацией внутренних возможностей блоку «механизм управления» концептуально модели, формализованному в виде обобщающего показателя Кму). Показатель Кму рассчитывается по формуле (2). Шкала оценки данного показателя при 10-ти балльной шкале следующая:
– организационная структура не отвечает целям и задачам деятельности предприятия;
– организационная структура неэффективна, механизм управления не регламентирует взаимодействие элементов и их целенаправленное развитие;
– организационная структура способствует эффективной деятельности предприятия, однако механизм управления недостаточно эффективно обеспечивает реализацию целевых установок и выработку решений на достижение максимальных результатов при минимальных и необходимых затратах;
– организационная структура и механизм управления являются эффективными.
Для характеристики эффективности механизма управления в ООО «Экстрим» используем показатели оценки организации управленческих процессов на предприятии, таких как: длительность управленческого цикла, непрерывность управленческого цикла, ритмичность управления, оперативность принимаемых решений, экономичность системы управления, уровень исполнительности аппарата управления, уровень качества подготовки управленческих решений, уровень использования рабочего времени в аппарате управления. Для их оценки используем экспертный метод. В качестве экспертов выступают работники предприятия: выпускающий дизайнер, директор рекламного отдела, коммерческий директор и начальник отдела полиграфии.
Таблица 6 – Экспертная оценка показателей организации управленческих процессов ООО «Экстрим»
Показатель |
Оценка в баллах (от 1 до 10) | ||||
Выпускающий дизайнер |
Директор рекламного отдела |
Коммерческий директор |
Начальник отдела полиграфии |
Средняя оценка | |
Длительность управленческого цикла |
7 |
7 |
8 |
8 |
7,5 |
Непрерывность управленческого цикла |
8 |
7 |
9 |
8 |
8,0 |
Ритмичность управления |
7 |
6 |
7 |
8 |
7,0 |
Оперативность принимаемых решений |
5 |
6 |
7 |
7 |
6,3 |
Экономичность системы управления |
8 |
7 |
8 |
7 |
7,5 |
Уровень исполнительности аппарата управления |
8 |
7 |
7 |
9 |
7,8 |
Уровень качества подготовки управленческих решений |
8 |
8 |
8 |
9 |
8,3 |
Уровень использования рабочего времени |
9 |
9 |
9 |
10 |
9,3 |
Информация о работе Предложения по совершенствованию организационной структуры ООО «Экстрим»