Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:43, реферат
Упрaвление персонaлoм – этo целенaправленнoе oргaнизoваннoe воздeйствие на сoтрудников компании, задачей кoтoрогo является обеспечение наиболее эффективного функционирования oрганизации, a также удовлeтворeние интeрeсов рабочего коллектива и потребностей отдельно взятого сотрудника. Роль человека в организации постоянно менялась. В начале прошлого века работник рассматривался как рабочая сила, без учета его материальных и духовных потребностей. Позже появилась такая категория, как «трудовые ресурсы». Вначале двадцатого века под этим словом подразумевалась часть населения, не имеющая возможность трудиться и участвующая в общественном производстве. Предполагалось, что используя данный термин, ученые имеют в виду пассивный объект управления.
Введение 2
1. Сущность управления персоналом 4
1.1 Цели и роль управления персоналом 5
1.2 Персонал как объект управления 6
2. Управление персоналом как функция процесса управления 8
2.1. Определение понятия управления и функции управления 8
2.2 Методы управления персоналом 10
3. Стимулирование и мотивация труда персонала 11
3.1 Характеристика и классификация теорий управления 11
3.2 Мотивация трудовой деятельности и рационального поведения персонала…. 11
4. Конфликты в организации 14
4.1 Конфликт, его сущность и типы 14
4.2 Методы разрешения конфликта 16
Заключение 19
Список используемой литературы 21
Функции управления персоналом очень тесно связаны между собой и образуют в совокупности определенную систему работы с персоналом, где изменения, происходящие в составе каждой из функций, вызывают необходимость корректировки всех других сопряженных функциональных задач и обязанностей. Так, например, широкое распространение в мировой практике контрактной формы найма персонала привело к заметному изменению функциональных обязанностей.
При таких условиях найма,
Методы управления персоналом
– это совокупность определенных приемов
и способов, типичных подходов к воздействию
(влиянию) на персонал (как на работников,
так и на трудовой коллектив в целом) с
целью достижения конкретных результатов
и координации их деятельности в процессе
производства. МУП делятся на три группы:
организационно-
• Административные методы - это формирование организационных структур органов управления, утверждение административных норм и нормативов, издание приказов и распоряжений, подбор и расстановка кадров, разработка положений, должностных инструкций, стандартов предприятия, контроль за исполнением. Административные меры ориентированы на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека работать в определенной; организации и т.п. Их отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий и административный акт подлежит обязательному исполнению. Для этих методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определенном уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.
• Экономические методы включают: технико-экономический анализ, технико-экономическое обоснование и планирование, материальное стимулирование, ценообразование, налоговую систему, утверждение экономических норм и нормативов.
• Социально-психологические методы включают: социальный анализ в коллективе, социальное планирование, участие работников в управлении, социальное развитие коллектива, психологическое воздействие на работников (формирование групп, создание нормального психологического климата), моральное стимулирование, развитие у работников инициативы и ответственности.
3.2 Мотивация трудовой деятельности и рационального поведения персонала
Мотивация представляет собой совокупность движущих сил, побуждающих человека к определенным типам действия. Различные мотивы, которые зачастую подталкивают человека к противоположным действиям, в совокупности являются движущей силой, вектор приложения которой может быть различен в зависимости от силы отдельных мотивов.
Мотивация трудовой деятельности формируется как под воздействием внутренних факторов (потребностей), так и внешних (стимулов). Система мотивации труда персонала наиболее эффективна, если она воздействует на те аспекты, которые согласуются с внутренними мотивами работника.
Существует много
теоретических и
Процессуальные теории
мотивации - теории мотивации
трудовой деятельности, исходящие
из поведения людей с учетом
их восприятия и познания. Процессуальные
теории исходят из того, что
индивиды оценивают различные
виды поведения через
Содержательные теории
мотивации - теории мотивации
трудовой деятельности, базирующиеся
на идентификации потребностей,
которые заставляют людей
Теория мотивации А. Маслоу
Теория мотивации А. Маслоу - теория мотивации работников, согласно которой люди в своих мотивациях опираются на пять видов потребностей (по убыванию уровня иерархии):
По А.Маслоу
потребность становится
Теория мотивации Д. Макклеланда
Теория мотивации Д. Макклеланда
- теория мотивации, согласно которой
мотивация трудовой деятельности персонала
обусловливается тремя
Работник, имеющий потребность
во власти, хочет обладать возможностью
влиять на других и поэтому ищет
такие задания и должности, где
у него был бы соответствующий
статус, дающий возможность использовать
власть и авторитет.
Работник, имеющий значительную потребность
в достижении цели, ставит себе высокие,
но реальные цели. Для него важны хорошие
достижения. Дэвид Макклелланд внес значительный
вклад в изучение этой потребности. Он
утверждал, что сила потребности в достижении
зависит от трех факторов: ожидании успеха,
ценности получаемых результатов (награды
и поощрения), чувства личной ответственности
за достижение.
Теория мотивации К. Альдерфера
Теория мотивации К. Альдерфера - теория мотивации труда персонала, согласно которой люди в своих мотивациях опираются на три вида потребностей (по убыванию уровня иерархии):
По К. Альдерферу движение от потребности к потребности идет вверх и вниз. В случае неудовлетворенности потребности верхнего уровня, усиливается степень влияния потребности более низкого уровня и человек переключает внимание на этот уровень.
Конфликт
(от лат. conflictus – столкновение) –
это столкновение
В производственном
коллективе возможны несколько
вариантов конфликта:
Роль конфликта в
организации, как и всякого объективного
явления, диалетически протеворечива.
С одной стороны, конфликт – это,
конечно, аномальное, дезорганизующее
явление. Он расшатывает и разрушает
устойчевые связи, препятствует нормальному
протеканию производственных процессов,
создает негативный фон для развития
организации. С другой стороны, некоторые
конфликты можно рассматривать
как свидетельство
Конфликт в организации
может проявлять себя по меньшей
мере в двух различных качествах:
как эмоциональный
Иное дело представляют
так называемые деловые конфликты,
в которых открытым предметом
спора выступают
Однако между конфликтами
сугубо эмоционального и психологического
свойства (межличностными) и организационными
есть взаимосвязь и
При изучении литературы посвященной теме конфликтов в организации, можно встретить еще несколько выделенных типов конфликта, которые уместно упомянуть:
Этот тип конфликта
может принимать различные
Между отдельной личностью и группой может возникнуть конфликт, если эта личность займет позицию, отличающуюся от позиции группы.
Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между такими группами возможно возникновение конфликта. Примером могут служить конфликты между профсоюзом и администрацией.
В
зависимости от поведения
1. Уклонение — человек, предвидя возникновение
конфликта, выбирает такой стиль поведения,
который не приведет к конфликту. При этом
человек тщательно обдумывает свое поведение,
а организация проводит политику, которая
имеет профилактическую цель, то есть
отдел персонала отслеживает причины
возникающих конфликтов, а также появившиеся
напряженности и принимает меры к их разрешению,
снятию;
2. Сглаживание конфликта — используются
разные аргументы, включая убеждение другой
стороны в необходимости сотрудничества.
В частности, когда при обсуждении вопроса,
программы высказывается много замечаний,
их можно нейтрализовать с помощью некоторых
методов, включая, например, такие, как
ссылка на авторитеты, условное согласие,
перефразирование замечаний, их предупреждение
и т.д. Недостаток этого стиля состоит
в том, что обычно конфликт заглушается,
но не разрешается;
3. Принуждение — противника заставляют
принять другую точку зрения. Такой вид
поведения наиболее присущ руководителю,
когда у него возникают разногласия с
подчиненным. Принуждение почти всегда
вызывает возмущение подчиненного, антипатию.
Такие решения обычно сковывают инициативу
подчиненных, что для организации нерационально;
4. Поощрение – предоставление преимущества
человеку в обмен на его согласие с предполагаемым
решением.
Хотя этот вид поведения можно рассматривать
как компромиссный, есть большая вероятность,
что конфликт останется;
5. Компромисс — одна сторона принимает
точку зрения другой, но лишь частично.
Способность к компромиссам — важнейшая
черта, которую, при желании, может воспитать
в себе каждый человек.
Однако компромисс
нецелесообразен на ранних стадиях развития
конфликта, так как прекращает поиск наиболее
эффективного решения.
Предположим, уточняется
стратегия мебельного комбината. Спор
в выборе альтернатив идет между отделом
маркетинга, отделом персонала и производственным
отделом. Если административный директор,
которому поручено согласовать позиции
отделов, слишком рано примет одно из предложений
за основное, то он не учтет и не рассмотрит
другие варианты и, возможно, лучшее решение
принято не будет. Прекратив дискуссию,
определив решение на этой стадии, он прекратит
поиск и анализ других альтернатив.
Задача руководителя
заметить тот момент, когда предложения
начнут повторяться, и только тогда остановиться
на компромиссном решении;
6. Предупреждение конфликта – совокупность
мероприятий в основном организационного
и разъяснительного характера. Речь может
идти об улучшении условий труда, более
справедливом распределении вознаграждений,
обеспечении строгого соблюдения правил
внутренней жизни, служебной этики и т.д.
Причины конфликтных ситуаций,
возникающих на предприятиях, заключаются
в отсутствии четкого распределения обязанностей,
а также являются следствием ошибок при
отборе персонала.
Разрешение конфликта
во многом зависит от уровня профессиональной
компетенции руководителя, его умения
взаимодействовать с работниками, что
не в последнюю очередь определяется его
общей культурой.
Практика показывает,
что для дальнейшего развития предприятий
необходимы государственные поддержка
и регулирование, развитие профсоюзного
движения, а также совершенствование управления
персоналом.