Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 19:03, курсовая работа
На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать.
1. Проблема развития творческих способностей младших школьников.
2. Характеристика творческих способностей младших школьников.
3. Творческие задания в младшей школе.
4. Организация личностно-деятельностного взаимодействия
учащихся и педагога.
Выводы
Библиографический список
При отборе содержания для системы творческих заданий Г.В. Терехова учитывала два фактора:
- творческая деятельность младших школьников осуществляется, в основном, на уже решенных обществом проблемах,
- творческие возможности содержания учебных предметов начальной школы.
Содержание представлено тематическими группами задач, направленными на познание, создание, преобразование, использование в новом качестве объектов, ситуаций, явлений. Каждая из выделенных групп является одной из составляющих творческой деятельности учащихся, имеет свою цель, содержание, предполагает использование определенных методов, выполняет определенные функции. Таким образом, каждая группа задач является необходимым условием для накопления учеником субъективного творческого опыта.
Галина Владимировна Терехова, автор методических материалов «особенности развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе» к программе «Уроки творчества», приводит следующую классификацию тематических серий творческих заданий.
Тематические серии групп творческих заданий
Тематические серии |
Содержание творческих заданий |
Типы заданий |
Возможности учебных предметов |
“Театральная” |
Создание театральных эффектов, разработка костюмов, декораций, постановочные находки |
Познание |
Художественный труд |
“Бионика” |
Нахождение соответствий природных и технических объектов, изучение возможностей природных аналогов для развития техники |
Создание |
Окружающий мир |
“Нарния” |
Анализ взаимоотношений героев произведений Клайва Степлза Льюиса |
Познание Создание |
Дополнительная учебная программа |
“Винни-Пух решает вслух” |
Решение проблем в сказочных ситуациях из произведений Дж.Родари, Л.Кэррола, А.А.Милна, Дж.Толкина, А.Линдгрен, Н.А.Некрасова, русских народных сказок, мифов древней Греции; сочинение сказок, историй |
Создание |
Обучение грамоте |
“Технический мир” |
Изучение и создание различных технических объектов |
Познание |
Обучение грамоте |
“Природный мир” |
Изучение животных, формирование гуманного отношения человека к природе, выращивание культурных растений |
Познание |
Обучение грамоте |
“Организм человека” |
Изучение органов чувств, памяти, мышления, внимания, природных и социальных особенностей человека; изучение проблем людей с ограниченными возможностями |
Познание |
Окружающий мир ОБЖ |
“Головоломки” |
Решение и составление задач на внимание, головоломок, шифровок, задач со спичками, шарад, кроссвордов |
Создание |
Математика |
“Признаки” |
Изучение признаков объектов (цвета, формы, размера, материала, назначений, расположения в пространстве и др.), природных явлений; составление загадок, метафор, сравнений. |
Познание |
Математика |
“Космос” |
Изучение проблем, связанных с полетами человека в космос: устранение неисправностей, обеспечение водой, работа техники в условиях других планет; работоспособность в состоянии невесомости |
Создание |
Обучение грамоте |
“Страна несделанных дел” |
Рассмотрение выделенных учащимися проблем из различных областей знаний |
Преобразование |
Окружающий мир |
“Бесприродный технический мир” |
Изучение проблем, связанных с заменой природных материалов искусственными |
Преобразование |
Художественный труд |
“Фантастические сюжеты” |
Решение проблем героев фантастических произведений Г. Альтова, Р.Бредбери, А. Орлова, составление фантастических сюжетов |
Познание |
Обучение грамоте |
“Да-Нетки” |
Изучение и объяснение явлений, ситуаций; изучение признаков объектов через постановку вопросов |
Познание |
Математика |
“Безопасность” |
Рассмотрение вопросов безопасности человека в различных сферах жизнедеятельности, поведение человека в экстремальных условиях (безопасные тренировки спортсменов, защита человека при аварии; защита от отравлений, сохранение зрения) |
Создание |
Окружающий мир |
“Проблемы третьего тысячелетия” |
Изучение экологических проблем (сбор нефти с поверхности воды, построение мусоросжигающего завода, переработка отходов, долгожительство) |
Создание |
Окружающий мир ОБЖ |
“Реклама” |
Разгадывание секретов построения рекламных трюков |
Познание |
Дополнительная учебная программа |
“Гениальные” задачи” |
Переоткрытие эффектов, созданных “Битлз”, М.И. Глинкой, Гомером, А.Дюма, Микеланджело, Н.А. Римским-Корсаковым, Состратосом |
Создание |
Дополнительная учебная программа |
“Достойный ответ” |
Анализ поведения людей в стрессовых ситуациях, при нарушении норм и правил общения |
Познание |
Обучение грамоте |
“Что такое хорошо?” |
Анализ норм нравственного поведения (ответственность за свои поступки, доброта, справедливость, честность, трудолюбие, совестливость, эмпатия ) |
Познание |
Математика |
Творческие задания дифференцируются по таким параметрам, как:
- сложность содержащихся в них проблемных ситуаций,
- сложность мыслительных операций, необходимых для их решения;
- формы представления противоречий (явные, скрытые).
В связи с этим выделяются три уровня сложности содержания системы творческих заданий.
Задания III (начального) уровня сложности предъявляются учащимся первого и второго класса. В качестве объекта на этом уровне выступает конкретный предмет, явление или ресурс человека. Творческие задания этого уровня содержат проблемный вопрос или проблемную ситуацию, предполагают применение метода перебора вариантов или эвристических методов творчества и предназначены для развития творческой интуиции и пространственного продуктивного воображения.
Задания II уровня сложности находятся на ступеньку ниже и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения, преимущественно алгоритмических методов творчества. Под объектом в заданиях данного уровня выступает понятие "система", а также ресурсы систем. Они представлены в виде расплывчатой проблемной ситуации или содержат противоречия в явной форме. Цель заданий данного типа - развитие основ системного мышления учащихся.
Задания I (высшего, высокого, продвинутого) уровня сложности. Это открытые задачи из различных областей знания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта рассматриваются бисистемы, полисистемы, ресурсы любых систем. Задания такого типа предлагаются учащимся третьего и четвертого года обучения. Они направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения, осознанного применения алгоритмических и эвристических методов творчества.
Приведем в качестве примера несколько занятий по развитию творческой одаренности детей младшего школьного возраста, предлагаемые доктором психологических наук Евгенией Яковлевой.
Занятие «ЭТО Я»
Цель
Создание каждым учеником автопортрета.
Материал
Большие листы бумаги, примерно в рост
ребенка (можно использовать обратную
сторону обоев, старые газеты, но на них
придется рисовать яркими фломастерами),
карандаши, краски, фломастеры, цветные
картинки из старых журналов и книг, цветные
куски бумаги, клей.
Ход занятия
Ведущий. Сегодня мы будем рисовать автопортреты в полный рост. Кто знает, что такое автопортрет?
Ответы детей: это когда не кто-то тебя рисует, а когда ты сам себя рисуешь.
Ведущий. Да, когда человек сам себя рисует (принятие).
Ребенок: это когда ты сам автор своего портрета.
Ведущий. Да, когда человек сам является автором
своего портрета (принятие).
Дети могут не знать значения слова «автопортрет».
Поэтому ведущий может получить, например,
и такой ответ: «Это когда портрет в автомобиле».
В соответствии с общими принципами проведения
занятий такой ответ тоже принимается
и поддерживается ведущим: «Да, портрет может быть и в автомобиле,
и на фоне автомобиля, и на диване — где
угодно (принятие). Портрет — это изображение человека;
автопортрет означает, что человек — сам
автор своего портрета, он сам себя рисует» (пояснение).
Может быть и так, что ведущий не получит
никаких ответов на свой вопрос. В таком
случае он сам раскрывает значение слова
«автопортрет».
Ведущий. Может быть, кто-нибудь знает способ,
как можно быстро нарисовать портрет в
полный рост?
Ответы детей: стать настоящим художником, позвать художника, позвать учителя по рисованию.
Ведущий. Да, они смогли бы нарисовать очень хорошие портреты (принятие). Но это был бы автопортрет или просто портрет
Ответы детей: это был бы просто портрет.
Ведущий. А мы будем рисовать автопортрет. Но мы с вами не художники. Как бы мы могли попробовать нарисовать автопортрет?
Первый способ: лист бумаги прикрепляется
к стене, человек прислоняется к нему,
и кто-то обводит его контур карандашом или фломастером.
Второй способ: человек ложится на лист
бумаги, и кто-нибудь обводит его контур.
Третий способ: осветить человека и обвести
на бумаге его тень.
Если дети не называют такие способы, им
надо предложить их. Они сами выбирают
такой способ, который им нравится больше
всего. Дети могут изобрести и другие способы.
Рисуя контуры, дети работают в группах по четыре человека (двое держат лист у стены, один прислоняется, один обводит); по два (один лежит, другой обводит) или по три (один лежит, двое обводят).
После того как контур каждого ребенка
нарисован, предлагается раскрасить его так, как хотят учащиеся.
Каждый может нарисовать себе одежду —
самую красивую, самую модную, может быть,
старинную.
Это один из центральных моментов занятия.
Ребенок получает возможность погрузиться
в себя, остаться наедине с самим собой,
сделать собственный выбор. Он может нарисовать
себя либо серьезно, либо шутливо. Он может
нарисовать такую одежду, которой у него
еще никогда в жизни не было, или ту, которую
он хотел бы носить, а ему не разрешают.
Если ребенку что-то не нравится в автопортрете, он может объяснить это условностью занятия («Мы же не художники»). Важно то, что ребенок пытается сделать, что ему хочется, и он является единственным экспертом своего творения. Ведущий должен быть заинтересован тем, что делают дети, проявлять удивление и восхищение:
— Ты, оказывается, любишь джинсы!
— О, тебе идут свитера!
— Какой прекрасный костюм принцессы!
Потом детям предлагают посмотреть в
зеркало и нарисовать свое лицо — таким,
каким бы они хотели его видеть. (А можно
вначале нарисовать свое лицо, а потом
посмотреть в зеркало.) При этом ведущий
обязательно напоминает детям: «Конечно,
мы не художники, и лицо может получиться
непохожим. Это неважно. Может быть, будет
похож цвет глаз, или ресницы, или улыбка,
или, наоборот, не будет улыбки. Это не
важно. Рисуйте так, как вам хочется».
После того как портреты созданы, они прикрепляются
на стене в классной комнате и каждому
из детей предлагается рассказать о себе:
как его зовут, кто его родители, где он
живет, какой у него дом, что он любит. По
ходу этого рассказа ведущий осуществляет
безусловную поддержку и принятие.
Иногда ребенок отказывается рассказывать
про свою семью, говорить о своем доме.
Эта реакция ребенка тоже принимается
ведущим: «Да, иногда не хочется ничего
рассказывать. Мы только посмотрим, какой
потрет у тебя получился».
При этом обязательно надо отметить то,
что получилось хорошо: удачный цвет или
хорошо выраженное настроение.
Освоение метода дихотомии в игре «Да-нет»
Дихотомия - метод деления пополам, используемый для коллективного выполнения творческих заданий, требующих поисковой работы, представлен в педагогической деятельности различными типами игры «Да – Нет». В рамках дополнительной учебной программы могут быть использованы следующие «Да-Нетки». Узнай объект по описанию.
1. Перечисляются признаки объекта (тема
«Объект и его признаки»):
сделан из песка, похож на гладь воды, может
быть любого цвета.
2. Перечисляются отличия органов чувств загаданного животного, находящегося среди представленного на листе ряда (тема «Органы чувств»):
- 5 глаз, и все на руках (морская звезда);
- животное, у которого орган обоняния находится на языке (змея);
- животное, которое "видит" носом (дельфин);
- животное, у которого нет глаз, ног, ушей, но они могут "видеть" кожей (дождевые черви);
- животное, имеющее органы осязания и обоняния на усиках (бабочка);
- животное не различающее цвета, у которого орган осязания находится на усах (кошка);
- животное, которому нос может заменить глаза (собака);
- этому животному зрение заменяют слух и голосовые органы (летучая мышь);
- животные, которые слышат всем телом и могут найти дорогу по запаху (рыба);
- животное, у которого органы обоняния и осязания находятся на руке (слон);
- у этих животных удивительное зрение - очень широкий угол зрения, позволяющий видеть все вокруг (птицы);
- глаза этого животного лучше видят ночью, чем днем, чуткие уши слышат добычу с далекого расстояния (сова);
- животное, у которого органы чувств очень схожи с органами чувств человека (обезьяна).
3. Найди загаданный объект.
- редлагается ряд геометрических фигур, среди которых учащиеся находят загаданную фигуру (тема «Материал»);
- предлагается ряд предметов, изображенных в неявном виде: телефон, книга, кошка, звезда, звук, букет, подарок, ветер (тема «Мышление»);
- предлагается ряд объектов, расположенных в таблице. Требуется отгадать объект, пользуясь признаком расположения (тема «Внимание»).
4. Определи возраст человека: приводится описание поступков людей, характеризующих их возраст (тема «Признак», «Время»).
Однажды на пороге скромной обители второкурсника возник величавый седобородый старец, профессор Ульм Джеймс. Он зашел поздравить юного автора с удачной статьей в студенческом журнале, и этот неожиданный визит положил начало ежедневным беседам в доме Джеймса, за чашкой чая. Сколько лет было юному автору?
Французский врач Ален Бомбар на собственном примере доказал, что можно довольно долго жить, бороться с морской стихией и побеждать ее, оставшись без воды и пищи. Ален в течение 65 дней на резиновой лодке переплыл Атлантический океан, не притронувшись к еде и воде. В каком возрасте Ален совершил свой подвиг?
Машу взяли в зоопарк. Вот
волк. Маша его сразу узнала:
Ты почему трех поросят съел?
Волк молчит.
Ты почему трех поросят обижал?
Волк поджал хвост.
Вот и сиди теперь в клетке, плохой серый
волк!
Волк отвернулся. Значит, ему стыдно. Значит,
он больше не будет. Сколько лет Маше?
Как-то на Рождество отец подарил Генриху книгу Георга Людвига Ерера "Всемирная история для детей", в которой мальчик увидел рисунок к мифу о Трое. Мальчик радостно воскликнул: "Отец, ты ошибся, Ерер видел Трою, иначе он не смог бы ее нарисовать!" "Сынок, - ответил он, - это лишь воображаемая картина". Но на вопрос сына, имела ли в действительности древняя Троя такие стены, он ответил утвердительно. "Отец, - сказал Генрих, - если такие стены были, то они не могли быть уничтожены". Отец возразил мальчику, но Генрих стоял на своем, и, наконец, они порешили на том, что Генрих когда-нибудь откроет Трою. Сколько лет было мальчику?
Старший был мальчик умный. Он хорошо учился, много читал и умел убедительно говорить. И вот он стал убеждать отца, что он не обидит Младшего и что дома все будет в полном порядке, пока не вернутся родители из города.
Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения