Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2014 в 19:03, курсовая работа

Краткое описание

На протяжении многих лет проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых различных областей научного знания - философии, педагогики, психологии, лингвистики и других. Это связано с постоянно возрастающими потребностями современного общества в активных личностях, способных ставить новые проблемы, находить качественные решения в условиях неопределенности, множественности выбора, постоянного совершенствования накопленных обществом знаний. В настоящее время развитие творческой одаренности учащихся является одним из основных запросов, которые жизнь предъявляет к образованию. Изменения во всех областях жизни происходят с невиданной скоростью. Объем информации удваивается каждые два года. Знания устаревают быстрее, чем человек успевает их использовать.

Содержание

1. Проблема развития творческих способностей младших школьников.
2. Характеристика творческих способностей младших школьников.
3. Творческие задания в младшей школе.
4. Организация личностно-деятельностного взаимодействия
учащихся и педагога.
Выводы
Библиографический список

Вложенные файлы: 1 файл

курсач.doc

— 172.00 Кб (Скачать файл)

 

Система критериев развития креативных способностей

младших школьников

 

Критерии

Показатели критерия

Творческое мышление

Беглость  
Оригинальность  
Разработанность  
Сопротивление замыканию  
Абстрактность названия

 

Творческое воображение

Продуктивность  
Умение работать с образами в пространстве

Управляемость

Применение методов творчества

Использование эвристических и алгоритмических методов творчества


 

Для оценки полученных результатов можно выделить три уровня развития креативных способностей: I - низкий, II - средний, III - высокий. Оценка уровня каждого ученика осуществляется по трем критериям: творческое мышление, творческое воображение, уровень творчества, каждому из которых сопоставлено определенное количество баллов.

Озарение, новое видение предмета, внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому, побуждающее к углублению в проблему, поиску ответов. В итоге появляется информационный запрос, у каждого — свой. Возникает потребность в получении знаний под руководством учителя или с помощью родителей.

Полностью реализовать систему творческих заданий в рамках учебных дисциплин начальной школы удается только в первом классе. Начиная со второго класса, отсутствие в учебных предметах заданий, содержащих противоречия, и недостаток времени на освоение методов организации творческой деятельности учащихся может компенсировать факультативный курс, внеклассная работа.

Основные цели факультативного курса и внеклассной работы:

- развитие системности, диалектичности  мышления;

- развитие продуктивного, пространственного, управляемого воображения;

- обучение целенаправленному использованию эвристических и алгоритмических методов для выполнения творческих заданий.

Таким образом, организация творческой деятельности младших школьников с учетом выбранной стратегии предполагает внесение следующих изменений в учебный процесс:

- вовлечение учащихся в систематическую  совместную творческую деятельность  на основе личностно-деятельностного  взаимодействия, ориентированную на  познание, создание, преобразование, использование  в новом качестве объектов  материальной и духовной культуры, обязательным результатом которой должно быть получение творческого продукта;

- системное использование методов  творчества, обеспечивающих продвижение  учащихся в развитии креативных  способностей путем накопления  опыта творческой деятельности  при выполнении постепенно усложняющихся творческих заданий в рамках дополнительной учебной программы;

- промежуточное и итоговое диагностирование  креативных способностей младших  школьников.

 

 

Выводы

 

 

В настоящее время связи с гуманизацией и гуманитаризацией образования педагоги получили большие возможности для воплощения творческих замыслов. Особое внимание уделяется созданию условий для развития творческого начала в деятельности ребенка, формированию у него положительной мотивации к учебному труду.

В российском образовании сегодня провозглашен принцип вариативности, который дает возможность разрабатывать и апробировать авторские программы и педагогические технологии. Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность, создание условий для развития творческих способностей учащихся. Именно в творчестве находится источник самореализации и саморазвития личности, умеющей анализировать возникающие проблемы, устанавливать системные связи, выявлять противоречия, находить их оптимальное решение, прогнозировать возможные последствия реализации таких решений.

Целенаправленное, интенсивное развитие становится одной из центральных задач обучения, важнейшей проблемой его теории и практики. Развивающее обучение – это обучение, при котором учащиеся не только запоминают факты, усваивают правила и определения, но и обучаются рациональным приемам применения знаний на практике, переносу своих умений и знаний как в аналогичные, так и в измененные условия.

Оптимальным условием, обеспечивающим интенсивное развитие творческих способностей школьников, выступает планомерное, целенаправленное предъявление их в системе, отвечающей следующим требованиям:

- познавательные задачи должны  строится на междисциплинарной, интегративной основе, способствовать развитию психических свойств личности – памяти, внимания, мышления, воображения;

- задачи должны подбираться  с учетом рациональной последовательности  их предъявления: от репродуктивных, направленных на актуализацию  имеющихся знаний,  к частично-поисковым, ориентированным на овладение обобщенными приемами познавательной деятельности, затем к собственно творческим, позволяющим рассматривать изучаемые явления с разных сторон;

- система познавательных задач  должна вести к формированию  беглости мышления, гибкости ума, любознательности, умению выдвигать и разрабатывать гипотезы.

Принято считать, что творчество проявляется в создании некоторого продукта (материального или мыслительного — например, решение задачи), если этот продукт является новым, оригинальным, то есть творческим. Существуют технологии в основе которых лежит новый подход к пониманию творчества. Творчество — это реализация человеком собственной индивидуальности; при этом вовсе не обязательно создание какого-то продукта. 
В самом понятии «индивидуальность» заключено несколько смыслов.  
Во-первых, индивидуальность указывает на факт существования индивида; индивидуальность — это некоторая живая целостность. Именно так она понимается в биологических науках. Во-вторых, понятие индивидуальности указывает на то, что один индивид не похож на другого; эти различия между индивидами изучаются в психологии как индивидуальные. В-третьих, понятие индивидуальности указывает на то, что каждый человек уникален и неповторим. 
Таким образом, индивидуальность уникальна и неповторима, ее осознание человеком и предъявление другим людям уже является творческим актом.

В этом случае систематическое обращение к эмоциональной сфере является основным условием развития творческой одаренности школьников. Для того чтобы способствовать реализации творческого потенциала ребенка и развитию его одаренности, взрослый должен способствовать его эмоциональному самовыражению. Для этого необходимо создавать такие условия, в которых ребенок проживает, осознает и выражает различные эмоциональные состояния. Эмоции должны не анализироваться, а проживаться учениками.

Выбор той или иной технологии, заданий остается за учителем, который  компонует задания в зависимости от возраста детей и уровня их подготовки. Важно учитывать, что при выполнении заданий оценивается только стремление к работе, задания носят не оценочный, а развивающий характер.

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. - 2-е изд., доп. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1991.
  2. Андреев В.И. Педагогика: Учеб. курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.
  3. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. - М.: Академия, 2000.
  4. Винокурова Н.К. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М.: Аст-Пресс, 1999.
  5. Гафитулин М.С. Развитие творческого воображения: Из опыта работы со школьниками начальных классов: Метод. разработка по использованию элементов теории решения изобретательских задач в работе с детьми. - Фрунзе, 1990. - С. 2-18.
  6. Гин А.А. Приемы педагогической техники. Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителя. - М.: Вита-Пресс, 1999.
  7. Гин С.И. Мир Фантазии: Метод. пособие для учителей нач. кл. / Система проф. разработчиков, консультантов и преподавателей ТРИЗ. - Гомель, 1995.
  8. Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. // Начальная школа. – 2000, № 7, с. 66-71.
  9. Концепция структуры и содержания общего среднего образования (12-летняя школа) // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. тр. / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2000.
  10. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. - М.: Педагогика, 1981. - 185 с.
  11. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории: Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1982.
  12. Лук А.Н. Психология творчества. - М.: Наука, 1978.
  13. Манина О.В. Уроки логики как средство развития интеллектуальных и творческих способностей младших школьников. // Начальная школа. – 2008, № 4, с. 63-65.
  14. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М., 1972. - 168 с.
  15. Махмутов М.И. Организация проблемного обучения в школе: Кн. для учителей. - М.: Просвещение, 1997.
  16. Мурашковска И.Н. Когда я стану волшебником…: Методика для развития творч. воображения детей дошк. возраста / Пед. центр "Эксперимент". - Рига, 1994.
  17. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. // Начальная школа. – 2001, № 10 с. 34-37.
  18. Одаренность детей: выявление, развитие, поддержка. Экспресс-учеб. пособие для спецкурса. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ "Факел", 1996.
  19. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Пед. о-во России, 2000.
  20. Пичугин С.С. К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников на уроках математики. // Начальная школа. – 2006, № 5, с. 41-48.
  21. Программы общеобразовательных учреждений: Нач. кл. (1 - 4).- М.: Просвещение, 2001. - Ч. 2.
  22. Ситявина И.А. Современный урок в начальной школе. // Начальная школа. – 2006, № 5, с. 53-55.
  23. Словарь-справочник педагогических инноваций в образовательном процессе / Сост. Л.В. Трубайчук. - М.: Изд. дом "Восток", 2001.
  24. Туник Е.Е. Тест Е. Торренса. Диагностика креативности: Метод. руководство. - СПб.: ГП "ИМАТОН", 1998.
  25. Ушачев В.П. Обучение основам творческой деятельности: Учеб. пособие. - Магнитогорск, 1991.
  26. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. - М.: Изд-во "Совершенство", 1998.
  27. Хуторской А.В. Современная дидактика. - СПб.: Питер, 2001.
  28. Шамова Т.И., Давыденко Т.М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе.- М.: Центр "Педагогический поиск", 2001.

 

 


 



Информация о работе Развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения