Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Ноября 2012 в 19:35, курсовая работа
Актуальность этой проблемы обуславливается тем, что характер взаимоотношений по вертикали во многом определяется способностью руководителя учитывать на практике динамику восприятия, понимания и отношения к нему подчиненного коллектива.
Для этого необходимо формировать у руководителя рефлексивное отражение восприятия подчиненными его основных качеств, без чего деловое и межличностное общение будет малоэффективным, в то же время управленческие решения будут страдать некоторой односторонностью.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ 4
2. СТРУКТУРА СПЕЦИАЛЬНЫХ СВОЙСТВ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ 7
3. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ 12
4. ТИПЫ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ 14
5. СООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ И СТИЛЯ РУКОВОДСТВА КОЛЛЕКТИВОМ 16
6. МОТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ И ФОРМИРОВАНИЕ СТИЛЯ РУКОВОДСТВА 18
6.1. ДИРЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ 18
6.2. КОЛЛЕГИАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ 19
6.3. КОМПОНЕНТ НЕВМЕШАТЕЛЬСТВА 20
7. БИОЛОГИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА МЕНЕДЖЕРА 22
7.1. ПОЛ 22
7.2. ВОЗРАСТ 23
7.3. ЗДОРОВЬЕ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
Список использованной литературы 27
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области
______________________________
Факультет экономики и управления
Кафедра государственного и муниципального управления
Курсовая работа
по учебной дисциплине – Теория управления
Тема: «Роль личности руководителя в управленческом процессе»
Работу выполнила: студентка 3 курса
факультета экономики и управления
Проверила: доцент, кандидат экономических наук
Дата защиты курсовой работы: __________ 20__ г.
Оценка: _____________________
______________
Оглавление
Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности. Возрастает значимость социальных последствий человеческих решений. Изменение социально-экономической обстановки потребовало существенной перестройки стратегии, тактики и психологии управления. Выбор руководителем оптимальных форм общения с подчиненными и методов воздействия на них должен основываться на знании особенностей восприятия людьми друг друга.
Актуальность этой проблемы обуславливается тем, что характер взаимоотношений по вертикали во многом определяется способностью руководителя учитывать на практике динамику восприятия, понимания и отношения к нему подчиненного коллектива.
Для этого необходимо формировать у руководителя рефлексивное отражение восприятия подчиненными его основных качеств, без чего деловое и межличностное общение будет малоэффективным, в то же время управленческие решения будут страдать некоторой односторонностью.
В отношениях по горизонтали восприятие руководителя связано с формированием внутригрупповых норм. При этом важным является то, как характеристики руководителя воспринимаются большинством членов коллектива и задают эталоны преобладающего к нему отношения. Сформированная коллективом общая оценка может усиливать эффективность управленческих воздействий, либо тормозить их вследствие выработанного в перцептивном опыте эталона отношения коллектива к руководителю.
Эмоциональный компонент групповых оценок руководителя влияет на атмосферу взаимодействия в управлении, а, следовательно, на социально-психологический климат коллектива.
Действуя в комплексе, это оказывает влияние на формирование авторитета руководителя, трудовую активность и заинтересованность членов коллектива в эффективности деятельности.
1. Личность руководителя
должна изучаться во
Важно подчеркнуть динамический характер взаимного влияния деятельности и личности руководителя. Вопрос о проявлении и формировании качеств личности руководителя, а его деятельности должен рассматриваться в непосредственной связи с тем, что и сама деятельность руководителя тоже существенно изменяется в результате приобретения им новых качеств, изменения существующих, а также утраты некоторых из них. Необходимость глубокого изучения такой смены причинно-следственных связей личности и деятельность впервые была сформулирована С.Л. Рубинштейном: «В действительности личность и ее психические свойства одновременно и предпосылка и результат ее деятельности».
Динамика изменения характеристик деятельности наиболее интенсивно проявляется на первых этапах работы молодых начинающих руководителей, когда структура их личности так же претерпевает существенные изменения, т.е. фактически происходит формирование, как личности руководителя, так и его управленческой деятельности.
2. Модель эффективной
личности руководителя не
На ряд причин, объясняющих такое положение, справедливо указывает Й. Кхол. Реально обладать всеми качествами из выделенных на сегодняшний день их совокупностей руководители не могут, а по-видимому и не должны. Накопленные в психологии управления данные опровергают представления о том, что чем большему числу требуемых качеств удовлетворяет руководитель, тем успешнее работает руководимый им коллектив. Психологические исследования так же показали, что одинаковый уровень развития отдельно взятых качеств может встречаться как в группах эффективных, так и не эффективных руководителей.
Однако всякое качество или свойство личности руководителя специфически связаны с целым рядом других свойств, которые образуют комплексы свойств (симптомокомплексы) или подструктуры личности. Эффективность руководства во многом зависит от того, как организованы качества личности в подструктуры. Поэтому в настоящее время основное внимание исследователей направленно на поиск интегральных образований личности руководителя.
Наиболее обоснованным, по мнению авторов, является структурный подход, в соответствии с которым личность руководителя рассматривается как совокупность функционально взаимосвязанных подструктур в целостной структуре личности.
3. Следующим важным положением в изучении личности руководителя является положение об общей и специальной ее структуре.
В структуре личности, применительно к управленческой деятельности, выделено 3 основных уровня: психофизиологический, психологический, социальный.
Выделенные уровни, по
мнению авторов, могут быть дополнены
так же социально-психологическим
уровнем, который по своему содержанию
является промежуточным между
В деятельности руководителя одновременно задействованы компоненты всех уровней структуры, поэтому к каждому из них предъявляются специфические требования, выдвигаемые, конкретным содержанием выполняемой управленческой деятельности. Описанная схема может быть обозначена как общая структура личности руководителя. На основе общей структуры выделяется специальная структура личности руководителя, включающая ограниченное число подструктур таких свойств, которые исключительно важны для управленческой деятельности. Конкретная деятельность предъявляет, естественно, разные требования к свойствам личности руководителя. При этом преобладающее развитие получают те его качества, которые наиболее значимы в профессиональном отношении.
Существует точка зрения, согласно которой, у руководителя «наиболее значимыми, ведущими характеристиками личности следует считать, те, что проявляются в общении… »
В данном случае, по мнению авторов, дается несколько упрощенное представление, о руководстве, в котором общение является скорее одним из средств, хотя и очень важным, решения организационных задач руководителей. Об этом свидетельствуют широко используемые опосредованные методы воздействия руководителей на исполнителей, которые даже не предполагают непосредственного общения. Главным в деятельности управляющего аппарата являются задачи по организации производства, людей и системы управления, для успешного решения которых далеко не достаточно уметь правильно общаться.
Специальная структура личности руководителя включает 4 основные подструктуры:
Профессиональную
Организаторские способности
Педагогические качества
Морально – этические
Профессиональная компетентност
Среди специальных подструктур
личности руководителя особое место
занимает его профессиональная компетентность.
Руководитель должен быть, прежде всего,
высококвалифицированным
В настоящее время требования к профессиональной компетентности постоянно возрастают, а ее содержание все расширяется. Это вызвано необходимостью решать сложные производственные вопросы в условиях ускоряющегося технического прогресса. Эффективное управление производством невозможно представить без высокой компетенции руководителя.
Содержанием профессиональной
компетентности руководителя производственного
коллектива являются знания, умения, навыки,
и опыт, в решении тактико-
Интегральным показателем профессиональной компетентности руководителей является содержание, качество выдвигаемых и реализуемых управленческих решений, в которых фокусируются все вышеперечисленные проявления знаний, умений и опыта руководящих кадров. Поэтому правильно отмечал А.И. Китов, что под профессиональными качествами руководителей необходимо понимать такие их характеристики, которые, прежде всего, определяют данный интегральный показатель.
2. Организаторские способности руководителя
Важной подструктурой личности руководителя являются его организационные способности. Организация и управление производством только одна из сфер деятельности руководителя, другая – организация и руководство людьми, что предъявляет особые требования к организаторским способностям руководителя производственного коллектива. Тем более, что и управление производством фактических осуществляется через воздействие на людей и их общности.
Содержание организаторских способностей наиболее разработано в исследованиях Л.И. Уманского. Им выделены три группы специфических свойств, которые делают руководителя настоящим организатором.
Группа 1:
Организаторское «чутье»,
под которым нужно понимать, во-первых,
психологическую
Группа 2:
Эмоционально - волевая действенность руководителя, содержанием которой является общественная энергичность: способность воздействовать на подчиненных своим отношением к делу, высокая требовательность к ним и к себе, критичность и самокритичность.
Группа 3:
Склонность руководителя к организаторской деятельности понимается как его потребность в организаторской деятельности, устойчивый интерес к ней.
Что бы наладить совместную работу подчиненных, чтобы организовать сплоченный коллектив, руководителю, кроме организаторских способностей необходимо иметь и достаточную подготовленность к организаторской деятельности, т.е. определенные знания, умения, и навыки.
Психологическая подготовленность к руководству, по мнению А.Г. Ковалева, включает в себя так же чувство ответственности за порученное дело, ответственность за судьбу коллектива, которая является важным побудителем деятельности.
Психологическая готовность принять ответственность на себя, в частности, выступает показателем зрелости, сформированности личности руководителей.
Благодаря организаторским способностям и соответствующей подготовленности у руководителей формируются специфические организаторские качества, позволяющие им эффективно справляться с целым рядом управленческих функций.
Педагогические качества руководителя.
Существенными функциональными составляющими управленческой деятельности являются обучение и воспитание подчиненных. Эффективное выполнение этих функций предъявляет повышенные требования к педагогическим качествам руководителей. В литературе по психологии управления педагогические качества обычно не выделяют в отдельную подструктуру личности руководителя, а автоматически включаются в группу организаторских качеств.
Такое включение представляется
недостаточно обоснованным. Нет сомнения,
что организаторские
Информация о работе Роль личности руководителя в управленческом процессе