Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 16:57, курсовая работа
Страхование является одной из наиболее динамично развивающихся сфер российского бизнеса. Российский страховой рынок вызывает большой интерес со стороны иностранных инвесторов. В то же время, на развитие страхования серьезное влияние оказал мировой экономический кризис. Страхование в России сталкивается с рядом серьезных проблем и трудностей как объективного, так и субъективного характера.
Анализ показывает, что значительная часть проблем российских страховых компаний вызвана неэффективностью управления страховым бизнесом.
Введение…………………………………………………….……………….....3
1. Общая характеристика системы управления страховой компании…….…5
1.1. Понятие и структура системы управления …………………………….…5
1.2. Виды и функции страхового менеджмента……..……………….……..…5
1.3. Цели страховой компании……………………………………………….…7
1.4. Методы управления страховой компанией……………………………….8
1.5. Лидер страховой компании……………………………………………….10
1.6. Страховые агенты………………………………………………………….12
1.7. Психологический климат в коллективе страховой компании……….….13
2. Анализ системы управления СК «Регионгарант»….……………………... 15
2.1 Общая характеристика СК «Регионгарант»……..………………………..15
2.2. Внутренняя структура СК «Регионгарант»………………………………15
2.3. Аппарат управления СК «Регионгарант» ………………………………..18
3. Совершенствование системы управления СК «Регионгарант»…………...25
3.1. Проблемы системы управления СК «Регионгарант»…………………….25
3.2. Реинжиниринг как способ формирования эффективной
системы управления………………………………………………………..26
Заключение……………………………………………………………………..28
Список литературы …………………………………………………………29
Интерес в выполнении поставленной цели как руководителя, так и любого работника обеспечивает достижение определенных результатов. В решении этой задачи помогает мотивация труда (мотивационная функция).
Работа всех звеньев страховой компании должна подвергаться систематическому или периодическому контролю с целью корректировки их деятельности и всей организации в целом. Контроль позволяет предотвратить негативные результаты, обнаружить ошибки (или упущения) в работе, дать рекомендации по улучшению и совершенствованию деятельности страховой компании.
1.3 Цели страховой компании.
В условиях рынка страховые компании создают и предлагают страховой продукт его потребителю. В то же время рынок подсказывает, какие страховые услуги нужны, как ведут себя конкуренты.
Успех в достижении поставленной цели
зависит от состава коллектива, его квалификации;
главное, чтобы каждый представлял свою
роль и значение в деятельности страховой
компании в текущих делах и па перспективу.
Количественные цели:
- объем прибыли;
- количество вновь заключенных договоров;
- количество договоров страхования, находящихся на обслуживании, в расчете на одного агента;
- объем поступления страховой премии на одного работника (агента) компании;
- доля страхового рынка, охваченного данным страховщиком.
Качественные цели — рост престижа страховой компании за счет:
- благотворительной деятельности;
- меценатства;
- поддержки всякого рода гуманитарных благотворительных программ, ориентированных на поддержание социальной стабильности в обществе.
Деятельность любой коммерческой организации, в том числе и страховой, начинается с постановки цели. Цель — чем хочу заняться? что от этого получить? какие основные интересы удовлетворить? каких клиентов обслуживать? каким методом предлагается решать поставленные вопросы? Цель поставлена.
Следующий этап — как претворить эту цель в действительность? Что для этого необходимо иметь? Какие имеются финансовые, материальные, кадровые и организационные возможности для достижения поставленной цели? Для решения перечисленных выше вопросов необходимо выстроить их в стройную последовательную систему. Затем наступает этан планирования, этап исследования и определения путей достижения цели. При планировании определяются: ответственные исполнители в целом за всю программу и за отдельные ее направления; последовательность достижения поставленной цели; средства, обеспечивающие ее выполнение.
При планировании выделяются направления по формированию позиций на страховом рынке, определяются стратегические направления деятельности страховой компании, формирования команды единомышленников и имиджа компании.
Успех деятельности страховой компании зависит от:
- правильного выбора коммерческой проблемы, нуждающейся в страховой защите;
- способности выдерживать конкуренцию при решении этой проблемы;
- обеспечения известности о своей деятельности и компетентности в принятии решений.
1.4. Методы управления страховой компанией
Различают три основных начала управленческого воздействия:
1) Распорядительное воздействие с целью воспитания у работников основы трудового поведения.
Фактически это авторитарный
стиль руководства. Руководитель отдает
приказание, сам единолично принимает
решение, считая его единственно правильным,
и требует его неукоснительного исполнения.
Управление осуществляется методом властной
мотивации с ориентиром либо па прямое
принуждение людей к определенному поведению
в интересах страховой компании, либо
на создание возможности такого вмешательства.
Особенность организационно-
2) Воздействие на духовные интересы работников, совершенствование корпоративной культуры, создание духа единой команды, проявления в каждом работнике творчества и инициативы.
Этот подход присущ демократическому стилю управления. Руководитель активно вовлекает подчиненных в решение поставленных задач; использует их опыт, знания в проработке и поиске оптимальных вариантов, что в конечном счете значительно облегчает и ускоряет процесс реализации принятого решения. При этом руководитель вместе с коллективом вырабатывает решение, прислушиваясь к мнению и советам коллектива, и только после его обсуждения оно принимается. В этом случае повышается значимость каждого члена коллектива. Часто его предложения ложатся в основу принимаемого решения и он будет его исполнителем.
3) Воздействие на отдельную личность и персонал в целом через их материальные интересы.
Организационно-
Эффективное применение экономических методов управления требует высокой экономической и управленческой культуры.
Замыкающий этап процесса управления — контроль, как текущий в процессе реализации принятого решения и при необходимости его корректировки, так и заключительный с подведением итогов, при котором оцениваются факторы, положительно или отрицательно влияющие на реализацию принятого решения. Результаты подведения итогов используются при принятии очередных решений.
Рис. 1. Управленческий цикл страховой компании
При стратегическом управлении учитывается общая ситуация в экономике страны.
На тактическом уровне общие цели конкретизируются, отрабатываются детальные оперативные планы и программы, просчитываются финансово-экономические показатели.
В основном идет отработка годовых планов с разбивкой по кварталам и месяцам на основе маркетинговых исследований изменяющейся экономической ситуации. Разработанные планы доводятся до конкретных отделов, филиалов и исполнителей. Фактически в этих планах определяются конкретные задачи на предстоящий период; определяются людские и материальные ресурсы, необходимые для решения поставленных задач.
Разрабатываются финансовый план; планы маркетинговых исследований освоения страхового поля, разработки новых видов страховых услуг, подготовки и переподготовки кадров и др.
Подразделения страховой компании полученные планы конкретизируют по конкретным исполнителям и показателям.
На оперативном уровне решаются текущие задачи, выдвигаемые конъюнктурой рынка, при помощи календарного планирования и принятия решений в конкретно складывающихся в данный момент ситуациях.
Каждый из рассматриваемых уровней управления ставит и решает свои определенные задачи и оказывает соответствующее воздействие на характер управления кадрами страховой компании. Их подбор, воспитание, создание нормального психологического климата и успех в достижении поставленной цели зависят от складывающихся взаимоотношений в коллективе, от того, кто и как будет руководить коллективом, как будут использовать свои возможности формальные и неформальные лидеры.
Одной из важнейших в управлении является проблема лидера.
Должность формально создает для руководителя необходимые предпосылки быть лидером коллектива в силу прав и обязанностей, предписанных ему должностными инструкциями, по автоматически таковым его не делает. Можно быть первым лицом в страховой компании, но не являться фактическим лидером коллектива, ибо тот должен быть не утвержден приказом или распоряжением, а психологически признан окружающими как единственный, кто способен обеспечить удовлетворение их потребностей и найти выход из, казалось бы, безвыходной ситуации. Исходя из вышесказанного, в коллективе могут складываться формальные и неформальные отношения.
Формальные или служебные отношения определяются функциями, правами и обязанностями работников, ответственных за тот или иной участок деятельности страховой компании.
Неформальные отношения — результат межличностных психологических отношений, складывающихся между членами коллектива в процессе их деятельности, и по сути они формируют социально-психологический климат коллектива.
Расхождения между формальными и неформальными структурами коллектива страховой компании могут быть следствием ошибок при принятии управленческих решений менеджерами.
В этих случаях возникают конфликтные ситуации, требующие оперативных мер управления. Принимаемые меры могут быть реализованы различными способами управления. Один из них — предложение неофициальному лидеру официальной должности, которой он обычно не имеет, но вполне заслуживает. Другой метод — удовлетворение экономических и социальных потребностей коллектива. Не исключен метод и правового воздействия. Состав методов управления постоянно расширяется и обновляется, обусловлен ростом масштабов оперативно-хозяйственной деятельности страховой компании, усложнением задач и другими факторами.
Главная фигура страховой компании — страховой менеджер, реализующий функции управления страховой компании. Он обязан:
иметь навыки в:
- планировании;
- организации и системе контроля;
- анализе и измерении результатов деятельности;
- мотивации и делегировании полномочий;
- координации действий подчиненных ему звеньев, подразделений,
- работников, направленных на получение необходимых результатов;
- методике улучшения деятельности страховой компании;
- умении общаться с коллективом и вести собрания и совещания;
должен понимать:
- задачи, стоящие перед страховой организацией на перспективу и на текущее время;
- современные принципы организации управления и систему функционирования страховых компаний;
- современные условия и методы ведения страховых компаний;
- свою ответственность перед фирмой и работниками фирмы;
- технику управления страховой компанией;
- роль и значение каждого специалиста на своем рабочем месте;
- что обучение и воспитание работников страховой компании повысят имидж компании, позволят более эффективно и качественно решать поставленные задачи;
- что человеческие отношения создают благоприятный психологический климат в коллективе.
Все эти факторы в сочетании обеспечивают эффективное управление страховой компанией.
Эффективный лидер должен быть:
- доступен любому работнику при обсуждении любых проблем, придерживаться неизменно доброжелательного тона;
- лично знаком с большей частью работников и глубоко вовлечен в процесс управления персоналом;
- противником кабинетного стиля управления, предпочитая появляться среди рядовых работников и обсуждать на месте проблемы, уметь слушать и слышать.
Главный менеджер - центральная фигура аппарата страховой компании. К нему предъявляются следующие требования:
инициативность;
решительность;
твердость и смелость;
последовательность во всех действиях;
знание страхового дела;
осторожность;
хорошая память.
Организуя работу аппарата, главный менеджер должен добиться слаженности и дисциплинированности во всех его звеньях, мобилизовать коллектив па решение поставленной задачи.
Формируя команду единомышленников в страховой компании, необходимо подходить к людям не только по критериям личной преданности или личной известности кандидата в широких общественных кругах.
Наиболее целесообразные принципы консолидации коллектива:
- наличие цели, способной консолидировать коллектив;
- готовность лидера брать на себя ответственность за свои действия и их последствия, а также за действия своих подчиненных;
- готовность формальных и неформальных лидеров подчинить свои интересы - реализации общих задач по достижению целей коллектива;
- подбор кадров страховой компании только по профессиональному признаку. Только профессионалы могут успешно управлять страховой компанией в динамичных условиях страхового рынка.
1.6. Страховые агенты.
Продвижением страхового продукта от страховщика к страхователю занимаются страховые агенты. Страховой агент - физическое или юридическое лицо, которое от имени и по поручению страховой компании занимается продажей страховых полисов (заключением договоров), инкассирует премию, оформляет документацию и в отдельных случаях выплачивает страховые возмещения. Взаимоотношения агент — страховая компания строятся на контрактной основе. Главные обязанности страхового агента — заключение новых договоров и возобновление действующих; проведение разъяснительной работы о необходимости и важности страхования как метода экономической защиты и социальной помощи страхователям и застрахованным.