Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Сентября 2013 в 08:38, курсовая работа
Цель курсовой работы: определить преимущества и недостатки существующей организационной структуры управления туристической фирмой на примере ООО «Мегатур».
Из данной цели вытекают следующие задачи работы: наиболее полно охарактеризовать существующие организационные структуры управления туристическими фирмами, рассказать об особенностях управления современными туристическими фирмами в современных условиях, произвести анализ действующей организационной структуры управления, произвести анализ эффективности данной системы управления, выявить явные преимущества и недостатки данной организационной структуры, описать кадровою составляющую.
Введение………………………………………………………………………………….3
Теоретические основы организации структуры управления в туризме……..5
Понятие структуры управления организацией………………………………...5
1.2 Типы организационных структур…………………………………………………...7
1.3. Организационные структуры управления туризмом……………………………...9
1.4 Разделение труда в туристской организации……………………………………..13
1.5. Формальная и неформальная структуры организации…………………………..14
1.6. Проектирование организационных структур управления туризмом…………...16
2. Анализ действующей организационной структуры управления…………….20
2.1. Краткая характеристика турфирмы ООО «Мегатур»…………..……………….20
2.2. Aнализ эффективности системы управления туристической фирмы…………..21
2.3.SWOT-анализ турфирмы ООО «Мегатур.………………………………...………22
3. Возможности усовершенствования существующей организационной структуры фирмы ООО «Мегатур»………………………………….……………..25
Заключение…………………………………………………………………………….28
Список литературы…………………………………………………………………...29
Доминирование неформальных групп над формальными чревато нарушением исполнительской дисциплины, коммуникационного процесса и властными злоупотреблениями. Мощная неформальная группа может приостановить или заблокировать процесс реализации управленческого решения посредством бездействия, шантажа, передачи ложной информации, несанкционированного установления производственных норм и т.п.
Неформальные
группы могут оказывать и благотворное
влияние на деятельность организации
путем коллективного
Таким образом, умелое управление неформальными группами может продвинуть вперед организацию или затормозить ее развитие. Поэтому задачами менеджера являются направление их потенциала в нужное русло и минимизация их отрицательного влияния.
Неформальную группу можно выявить по признакам, ее характеризующим:
- социальный контроль над своими членами - осуществляется в любой неформальной группе. Неписаные нормы и правила, устанавливаемые членами коллектива, должны быть предметом постоянного мониторинга менеджмента организации;
- сопротивление переменам - отторжение инноваций в организации, которое исходит, как правило, от неформальных групп, поскольку нововведения воспринимаются как угроза для существования группы или угроза изменения ее структуры;
- неформальный лидер - индивид, авторитет которого группа признает и подчиняется его неформальным указаниям. Лидер помогает группе в достижении ее целей и поддерживает, укрепляет ее существование. Иногда сфера влияния неформального лидера выходит за административные рамки формальной структуры, что ставит под угрозу авторитет формального лидера - руководителя организации.
Основой организации любой неформальной группы является взаимодействие, которое, согласно законам человеческой психики, порождает чувства, а из чувств рождается консенсус. Мотивация участников группы может быть самой разнообразной:
- общение —
обмен информацией с коллегами,
- взаимопомощь - оказание поддержки работникам не только по профессиональным вопросам, но и по личным;
- защита - объединение как средство противостояния давлению формальной структуры;
- чувство принадлежности - потребность в социальных контактах, которая зачастую не реализуется в профессиональной жизни работников;
- интересы, симпатия - обнаружение в коллеге родственных интересов, привычек, подпадание под его харизматическое влияние.
В сфере туризма мотивацией для объединения в неформальные группы может быть:
- профессиональный
статус участников, когда турагенты
объединяются с турагентами,
- локализация по месту работы, когда менеджеры офисов образуют неформальную группу в границах здания, в котором они контактируют, горничные взаимодействуют в пределах гостиницы, которую обслуживают, и т.п.
Менеджер, имеющий в подчинении формальную группу, должен согласиться с тем фактом, что в этой группе уже существует неформальная группа. Для того чтобы она не мешала, а способствовала выполнению поставленных задач, необходимо:
- выявить лидера
и установить с ним
- согласовать
цели и мотивы членов
- постоянно
осуществлять мониторинг
Чтобы управлять неформальной группой и направить ее потенциал в полезное для организации русло, рекомендуется использовать следующие способы:
- провести собрание членов коллектива с целью информирования и разъяснения целей и задач организации и определения роли каждого работника в их достижении;
- привлечь неформального
лидера к участию в решении
организационных проблем и
- создать инициативные группы, способные аккумулировать и реализовывать предложения членов трудового коллектива по совершенствованию деятельности организации;
- проводить
спортивные и культурно-
1.6. Проектирование организационных структур управления туризмом
При выборе структуры
управления туризмом учитываются факторы,
оказывающие влияние на подходы
к ее проектированию или перестройке.
Важнейшим из них является окружающая
внешняя среда предприятия. С
целью анализа этого аспекта
изучаются следующие характерис
- рынок сбыта - средние показатели роста туристской отрасли; кратковременные изменения приоритетов и разнообразие структуры спроса, интенсивность конкуренции на туристских рынках, обусловленная преобразованием рынка продавцов в рынок покупателей. Например, в результате усиления конкуренции на рынке туристских услуг появляется множество организаций, предлагающих равные условия для реализации туризма. В данной ситуации рынок продавца перерастает в рынок покупателей, так как покупатели становятся активными участниками конкурентной борьбы и могут диктовать условия туристским организациям, вынуждая их снижать цены, предоставлять дополнительные услуги;
- рынок занятости - уровень безработицы специалистов в сфере туризма и гостиничного бизнеса;
- востребованность специалистов особой квалификации - маркетологов туризма, агентов туроператорской сети и т.п.
Сама туристская организация также является объектом изучения и анализа, так как некоторые организационные факторы могут оказывать влияние на формирование организационной структуры управления, например объем выполняемой работы, ассортимент услуг, производственные технологии и новые приемы обработки информации, ее правовая основа, форма собственности, географическое положение ее филиалов. К этой категории показателей можно отнести показатели системы управления персоналом организации - уровень образования, структуру мотивации и число работников, прошедших курсы повышения квалификации.
Проектирование
организационной структуры
- начальный этап - постановка задачи создания такой структуры управления, которая будет наиболее полно отражать цели и задачи организации и позволит ей наилучшим образом взаимодействовать с внешней средой, продуктивно распределять и направлять усилия работников;
- анализ организационных
структур, позволяющий установить
соответствие существующей
- оценка рациональности и эффективности существующей структуры;
- проектирование
организационных структур с
- оценка эффективности
организационных структур по
уровню реализации заданий,
Основные инструменты проектирования и формирования организационной структуры управления организации8:
- анализ и
разделение управленческих и
инновационных процессов на
как планирование, организация, координация,
контроль, анализ, мотивация);
- синтез и
группирование заданий в
- создание специализированных
подразделений и служб путем
закрепления за ними
- разработка должностных инструкций и положений об отделах, службах, подразделениях для документального фиксирования принятой организационной структуры управления.
Результатом проектирования
организационной структуры
- планирование
изменений и проектирование
- отказ от
поиска и применения какой-то
одной оптимальной структуры
управления организацией и
- оценка организационных структур не с позиций их оптимального построения, а с точки зрения влияния на потенциал организации;
- рассмотрение таких факторов, как развитие персонала, самоорганизация и инициатива работников, в качестве главных источников повышения эффективности организации;
- признание
динамичности неотъемлемой
- усиление роли
руководителей в создании и
воспитании команд, которые в
ходе реализации заданий могут
активно взаимодействовать,
Применение этих подходов на практике неизбежно приводит к таким изменениям внутри организации, как:
- сокращение
иерархичности и переход к
плоским структурам с
- переход от
моноцентрического типа
- ослабление формализации отношений между менеджерами и исполнителями благодаря введению менее жестких и более гибких норм и стандартов;
- отказ от жесткого разделения функций как основы организации труда, временное закрепление работ за группами.
Процесс изменения (перестройки) структуры управления организации осуществляется созданными для этих целей рабочими группами, специализированными звеньями структуры управления или консультантами.
По мере развития организации ее руководство должно рассматривать проблемы разделения труда и его кооперации. Это позволяет выяснить, отвечает ли выбранная ранее структура актуальным условиям; нужно ли вводить изменения или дополнения к действующим инструктивным материалам и процедурам; что надо сделать для совершенствования механизмов координации разделенного труда.
Структурные преобразования необходимо проводить при переходе организации на новую стадию развития:
- стадия становления - организация небольшая, производит какой-то один вид услуг; на начальном этапе функционирования здесь формируется централизованная функциональная структура, причем высшим уровнем руководства является ее основатель, которому непосредственно подчиняются и производство, и наиболее важные функциональные звенья (например, отдел продаж и планово-экономический отдел);
- стадия роста
— укрупнение организации
- стадия зрелости - увеличение числа потребителей или расширение охвата географического туристского рынка заставляет средние и крупные туристские организации активно менять свои структуры, создавая относительно самостоятельные подразделения, специализирующиеся на определенных видах услуг, рынках или регионах. При этом на начальных этапах реструктуризации обычно сохраняется централизованное управление и все вновь образованные подразделения подчиняются непосредственно высшему руководству организации. Руководитель снимает с себя ответственность за оперативный контроль деятельности подразделений и за счет этого больше занимается вопросами стратегии и политики развития организации. Переход от одного вида структуры управления к другому происходит в разных организациях неодинаково. Его скорость во многом зависит от темпов развития отрасли: чем он выше, тем быстрее организация вступает в новую стадию своего жизненного цикла и, наоборот, общий срок жизни и продолжительность каждой стадии могут увеличиваться при низких темпах развития отрасли.
Информация о работе Совершенствования существующей организационной структуры фирмы ООО «Мегатур»