Современный подход к теории организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 14:20, контрольная работа

Краткое описание

Целью контрольной работы является исследование основных моделей организационных систем.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) рассмотреть основные модели организации;
2) изучить закономерности существования бюрократической, неоклассической, профессиональной моделей и модели принятия решений организаций;
3) рассмотреть системный подход и процесс организации;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
1. Модели организации…………………………………………………………4
1.1 Классическая модель………………………………………………………..4
1.2 Бюрократическая модель…………………………………………………...5
1.3 Неоклассическая модель……………………………………………………7
1.4 Профессиональная модель………………………………………………….8
1.5 Модель принятия решений………………………………………………...10
2. Системный подход и процесс организации………………………………..13
3. Системы и подсистемы управления организацией………………………..15
4 Современный подход к теории организации.………………………………18
Заключение……………………………………………………………………...21
Список литературы………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

к.р. Анализ моделей организации.docx

— 44.30 Кб (Скачать файл)

-теория организационного  контроля точно определяет расхождения  между вариантом, принятым к  исполнению, и теми решениями,  которые реально выполняются.

Все четыре раздела теории, объединяясь в единое целое, образуют общую картину процесса принятия решений в 9. В целом эта теория рассматривает организацию как адаптивную систему, которая состоит из ряда групп с различными интересами, объединенных в широкую коалицию. Эта система создает соответствующие организационные механизмы, чтобы избежать неопределенности, осуществляет исследование проблем, обучается на основе своего же опыта и ищет скорее удовлетворительные (рациональные), а не оптимальные решения. Такой подход в значительной мере совпадает с представлением об организации как адаптивной социальной системы.

 

 

2. Системный подход и процесс организации

        

         Элементы предприятия.

Функция руководства  в современных сложных предпринимательских  организациях состоит в координации  деятельности различных производственных элементов и в оптимизации  целей всего предприятия. Руководитель должен рассматривать предприятие  как систему, а не как ряд изолированных  элементов. Он должен представлять себе характер отношений между частями  системы и их возможные взаимодействия. По существу, руководителю предприятия  следует объединить отдельные, часто  противоречивые функции в единую интегрированную систему, все элементы которой способствуют достижению общих целей организации.

В предпринимательской организации  элементы, или части системы, включают отдельные личности, неформальные рабочие  группы или неформальные организации, формальную организацию и в некоторых  случаях внешние системы, оказывающие  прямое воздействие на предпринимательскую  организацию как систему. В состав предприятия входит также ряд  подсистем, созданных для выполнения специальных функций: производственная, сбыта, управления и информационная. Таким образом, каждое предприятие представляет собой иерархическую систему со множеством взаимосвязанных подсистем.

Взаимоотношения между элементами системы.

 Второй важный шаг в системном подходе к процессу организации состоит в том, чтобы рассмотреть взаимоотношения между различными элементами или частями единой системы.

Части должны быть привязаны  к целому с помощью определенных отношений каждой части к какой-либо общесистемной характеристике (или  характеристикам), имеющей необходимую  и логическую функциональную связь  с выполнением задач всей организации.

Части должны быть определены не с целью их удобной классификации  по тем или иным признакам, а так, чтобы была ясно видна их логическая и необходимая функциональная связь  друг с другом и с системой в  целом.

Большие части должны быть способны объединять все более мелкие части, которые необходимы для объяснения поведения организации в целом.

Части должны быть соответственно увязаны с поведением всех членов организации.

При этом надо иметь в виду “процесс сплавления” организации - процесс примирения и сплочения этих различных частей и установления единства между ними. Этот процесс выдвигает на первый план общие цели организации вопреки противоречащим им интересам отдельных личностей, групп, других организаций и самой рассматриваемой организации.

Процессы информации и связи.

Основой интеграции отдельных  частей организации в единую систему  служат информационные сети или сети связи. Связь стимулирует работу отдельных элементов организации  и обеспечивает координирующий механизм, соединяющий части системы в  единое целое. Дейч считает, что организации состоят из подсистем, которые устанавливают связь друг с другом, обмениваются сообщениями с внешним миром и накапливают информацию. В совокупности эти сети связи составляют некоторую конфигурацию, представляющую собой единую систему связи. В кибернетической модели уделяется большое внимание связи и потокам информации в сложной системе. Хотя принципы кибернетики использовались в первую очередь для анализа технических проблем, ее модель обратной связи, управления и регулирования может быть также успешно применена для анализа биологических и социальных систем.

 

 

 

3. Системы и подсистемы управления организацией

        

        Система – это целое, созданное из частей и элементов, взаимодействующих между собой, для целенаправленной деятельности. Среди её основных признаков следует назвать: множественность элементов, целостность и единство между ними, наличие определённой структуры и т.д. Вместе с тем система имеет свойства, отличные от свойств своих элементов.  Всякая система, в общем виде, имеет входное воздействие, систему обработки, конечные результаты и обратную связь.

В составе системы управления организации выделяют следующие подсистемы:

1. структура управления;

2. техника управления

3. функции управления.

4. методология управления (см. таб. 1).

 

Таблица 1.

Структура элементов системы  управления организации.

Система управления

Подсистемы

Методология управления

Процесс управления

Структура управления

Техника управления

Элементы систем управления

Цели задачи, законы и принципы

Коммуникации

Функциональные структуры

Система документооборота

Методы и функции

Схема процесса

Схемы организационных отношений

Информационные каналы

Технология и практика управления

Разработка и реализация решений

Организационные структуры

Компьютерная и оргтехника, офисная  мебель

 

Информационное обеспечение

Профессионализм персонала

 

 

Организационная структура и техника  управления являются элементами механизма  управления и включают себя соответственно:

- функциональную и организационную  структуру, схему организационных  отношений, профессионализм персонала;

- компьютерную и оргтехнику, мебель, каналы передачи информации (сети  связи), систему документооборота.

Процесс управления, как элемент  управленческой деятельности, включает в себя: систему коммуникаций, разработку и реализацию управленческих решений, информационное обеспечение.

Основной задачей системы  управления организации ставится формирование профессиональной управленческой деятельности.

Как процесс управленческая деятельность – это совокупность действий, ведущая к образованию  и совершенствованию связей между  частями системы. Как явление  – это объединение элементов (цели, программы, средства) для реализации миссии организации. Наибольший интерес  представляет структура управления организации, как, во многом, определяющая по отношению к другим элементам. Структура органов управления и  должностей, распределение между  ними полномочий и ответственности  часто предопределяет и технику  управления, и процесс, и методы, и функции.

Среди этапов понимания сущности управления и построения организационных структур следует выделить некоторые этапы:

  1. Организация представляется, как сумма трудовых операций. Управлять организацией – значит правильно организовать производственные процессы и повышать производительность труда. Организация конструируется и контролируется менеджерами.
  2. Организация – это административная пирамида, как наиболее устойчивое строение (административный механизм). Ей присуща чёткая структура, единоначалие, разделение труда, баланс полномочий и ответственности.

Всё большую роль, как указывалось  выше, в организации начинает играть технологическая основа. Организация  – это социотехническая система, т.е. взаимодействие группы людей с  определённой техникой. Техническая  система и система межличностных  отношений могут пересекаться. От технической системы зависят  социальные отношения, а от последних – производственная система. Отсюда – организация характеризуется, как сложная, разнородная вероятностная система.

 

 

 

4. Современный подход к теории организации

 

Традиционная теория организации обращала внимание главным  образом на отдельные элементы организации  и рассматривала методы, позволяющие  разделить ее деятельность на отдельные  задачи или рабочие операции. Она  не уделяла достаточного внимания взаимным связям и интеграции деятельности элементов  организации. Не продвинулась в этом направлении и неоклассическая  теория, которая стремилась в традиционную механистическую модель организации  включить человека с его мотивами, устремлениями, желаниями и ограничениями. Ни один из этих подходов не дает возможности  создать интегрированную, системную  модель организации.

Все большее внимание привлекает идея, что наиболее полезный путь к изучению организаций состоит  в том, чтобы рассматривать их как системы. Этот новый взгляд стремится  представить организацию как  систему, состоящую из взаимозависимых  частей и переменных, и рассматривает  предприятие в целом как социальную систему, входящую в состав более  широкой системы –10.

Современная теория организации  и общая теория систем тесно связаны  между собой, причем теория организации  является самостоятельным элементом  общей теории систем. Как теория систем, так и теория организации  изучает общие свойства организации  как единого целого.

Современная теория организации  в различных аспектах рассматривает  как каждую подсистему отдельно, так  и их взаимоотношения. Традиционная теория управления организацией уделяла  главное внимание иерархической  пирамиде работ и задач, подчеркивая  вертикальные связи в этой пирамиде.

Современная теория управления, напротив, рассматривает всю систему  как совокупность составляющих ее подсистем и различных элементов, взаимодействующих и связывающихся между собой. Здесь учитываются не только вертикальные, но также горизонтальные и пересекающиеся связи. В современной организации именно эти связи становятся исключительно важными. Функция горизонтальных связей состоит в упрощении решения проблем, возникающих вследствие разделения труда. Их природа и особенности определяются членами организации, которые имеют различные организационные подцели, но взаимозависимая деятельность которых требует “взаимосцепления”.

По современным представлениям о сущности административной власти взаимоотношения между руководителями и подчиненными являются результатом  интеграции формальной структуры и  процессов изменения. Голембиевский утверждает: “Взаимоотношения власти являются “интегрированными”, поскольку они включают в себя “традиционные”, “функциональные” и “поведенческие” взаимосвязанные элементы. Для практического применения указанного принципа “интегрированной” власти критическим моментом является улучшение согласования этих различных пересекающихся элементов так, чтобы они существенно усиливали друг 11

Таким образом, современная  теория организации рассматривает  систему и ее компоненты с различных  точек зрения, уделяя особое внимание интеграции подсистем и процессов  изменения.

Отдельные компоненты предприятия  объединяются в жизнеспособную, эффективно действующую систему с помощью  функции организации. Более сложные  взаимоотношения людей приводятся в порядок, в систему в результате процесса организации. Таким образом, принципы организации приобретают  жизненно важное значение для системного подхода. Функция организации является основным средством, или “связующим посредником”, с помощью которого отдельные трудовые и материальные ресурсы соединяются вместе, чтобы образовать интегрированную, работоспособную систему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В заключение можно отметить, что организации в которых важную роль играют человеческие взаимоотношения, относятся к числу открытых систем, управление в которых развивалось в основном в пяти направлениях: классическая модель, бюрократическая модель, неоклассическая модель, профессиональная модель и модель принятия решений.

Основой классической модели является представление о том, что  организация - лишь результат действия управляющих, которые ее полностью  конструируют и владеют ею. Ее сердцевина - процесс труда.

Основными чертами бюрократической  организации являются: разделение труда  на основе функциональной специализации; четкая иерархия власти; система правил, определяющих права и обязанности  каждого члена организации; отбор  и выдвижение работников по их квалификации.

Неоклассическая модель- модель поведения организации, построения с учетом возможностей человека. Подход к организации с позиции человеческих отношений выдвинул на первый план концепцию организации как единой системы, охватывающей отдельные личности и неформальные группы и учитывающей отношения внутри группы и формальные взаимосвязи между членами организации. Профессиональные организации характеризуются не только целями, которые преследуют, но и высоким процентом специалистов в составе аппарата, а также таким распределением власти между специалистами и неспециалистами, при котором специалисты обладают высшей властью в вопросах, касающихся главной цели деятельности организации. Модель принятия решений рассматривает организацию как адаптивную систему, которая состоит из ряда групп с различными интересами, объединенных в широкую коалицию, осуществляющих принятие рациональных, а не оптимальных решений. Такой подход совпадает с представлением об организации как адаптивной социальной системы.

Список литературы

 

1. Латфуллин Г.Р., Райченко А. В. Теория организации: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2007. – 395с.

2. Лафта Дж.К. Теория организации: учеб. пособие. - М.: Проспект, 2009.- с.27.

3. Менеджмент организации: Учебное пособие / Под редакцией З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина. - М.: Инфра-М, 2008. – 432с.

4. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.М.: Изд-во “Дело”, 2008.- 672с.

5. Мильнер Б.З. Теория организации: Учебник.-4-е изд. перераб. и доп.-М.: Инфра-М., 2007.-506с.

6. Мильнер Б.З., Евенко Л.И., Рапопорт B.C. Системный подход к организации управления. М., 2008. – 330с.

7. Саймон Г. Процесс принятия решений.// Журнал “ Эхо планеты” октябрь 2003г.

8. Саттаров Р.Г. Организации: структуры, процессы, результаты// Российский Экономический Журнал. - 2009.- № 5.- С. 112-115.

Информация о работе Современный подход к теории организации