Социальные институты и организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:02, контрольная работа

Краткое описание

В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементами - люди, социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным статусом, который они занимают, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т. д.).

Содержание

Введение
Социальные общности
Особенности социальных общностей
Социальные связи
Социальное взаимодействие
Социальные отношения, социальная структура и социальные системы
Основные виды социальных общностей
Причины дезорганизации социальных общностей
Социальные институты
Общие признаки социального института
Основные социальные институты
Неосновные социальные институты
Институционализация
Дисфункция института семьи
Признаки социальных институтов
Институт семьи
Институционализация семьи
Функции семьи
Типы семей
Институт образования
Признаки института образования
Основные виды образования
Социальные функции системы образования
Институт политики
Социальная политика
Принципы социальной политики
Институт религии

Функции церкви в обществе
Церковь как социальный институт
Функции церкви как социального института
Роль церкви в обществе
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 64.71 Кб (Скачать файл)

К числу социальных причин, дезорганизующих личность, можно отнести ее участие либо в нескольких социальных общностях, навязывающих ей противоречащие социальные ценности и образцы поведения, либо в таких, для которых характерна неопределенность социальных ролей, т. е. требований, предъявляемых к индивиду, отсутствие социального контроля, неясность критериев оценок поведения. Как правило, такого рода явления связаны с ослаблением социально-психологического эффекта общности, служащего средством внутригрупповой сплоченности и взаимопонимания.

В этих условиях так называемые нормальные социальные общности не во всех случаях оказываются в состоянии  обеспечить выполнение ряда их существенных функций, т. е. снабдить индивида последовательной, внутренне не противоречивой системой нормативов поведения, стимулировать  чувство солидарности и принадлежности к ней, предоставить упорядоченную  систему ступеней социального престижа и признания и т. д.

Социальные институты 

Другой тип социальных систем складывается на основе общностей, социальные связи которых обусловлены  объединениями организаций. Такие  социальные связи называются институциональными, а социальные системы социальными институтами. Последние действуют от имени общества как целого. Институциональные связи можно называть еще и нормативными, так как их характер и содержание устанавливаются обществом в целях удовлетворения потребностей его членов в тех или иных сферах общественной жизни.

Следовательно, социальные институты выполняют в обществе функции социального управления и социального контроля как одного из элементов управления. Социальный контроль дает возможность обществу и его системам обеспечить соблюдение нормативных условий, нарушение  которых наносит ущерб социальной системе. Основными объектами такого контроля являются правовые и моральные  нормы, обычаи, административные решения  и т. п. Действие социального контроля сводится, с одной стороны, к применению санкций в отношении поведения, нарушающего социальные ограничения, с другой - к одобрению желательного поведения. Поведение индивидов  обусловлено их потребностями. Эти  потребности могут быть удовлетворены  различными способами, и выбор средств для их удовлетворения зависит от системы ценностей, принятой данной социальной общностью или обществом в целом. Принятие определенной системы ценностей способствует идентичности поведения членов общности. Воспитание и социализация направлены на то, чтобы передать индивидам установленные в данной общности образцы поведения и способы деятельности.

Социальные институты  руководят поведением членов общности через систему санкций и наград. В социальном управлении и контроле институты играют весьма важную роль. Их задача сводится не только к принуждению. В каждом обществе существуют институты, осуществляющие гарантии свободы в  определенных видах деятельности - свободу творчества и нововведений, свободу слова, права на получение  определенной формы и величины дохода, на жилье и бесплатное медицинское  обслуживание и т. д. Например, литераторы и артисты имеют гарантированную  свободу творчества, поиска новых  художественных форм; ученые и специалисты  обязываются исследовать новые  проблемы и осуществлять поиск новых  технических решений и т. д. Социальные институты могут быть охарактеризованы с точки зрения как их внешней, формальной (“ материальной”) структуры, так и внутренней, содержательной.

Внешне социальный институт выглядит как совокупность лиц, учреждений, снабженных определенными материальными  средствами и осуществляющих конкретную социальную функцию. С содержательной стороны - это определенная система  целесообразно ориентированных  стандартов поведения определенных лиц в конкретных ситуациях. Так, если есть юстиция как социальный институт внешне может быть охарактеризована как совокупность лиц, учреждений и  материальных средств осуществляющих правосудие, то с содержательной точки зрения - это совокупность стандартизированных образцов поведения правомочных лиц, обеспечивающих данную социальную функцию. Указанные стандарты поведения воплощаются в определенных ролях, характерных для системы юстиции (роль судьи, прокурора, адвоката, следователя и т. д.).

Социальный институт, таким  образом, определяет ориентацию социальной деятельности и социальных отношений  посредством взаимосогласованной  системы целесообразно ориентированных  стандартов поведения. Их возникновение  и группировка в систему зависят  от содержания решаемых социальным институтом задач. Каждый такой институт характеризуется  наличием цели деятельности, конкретными  функциями, обеспечивающими ее достижение, набором социальных позиций и  ролей, а также системой санкций, обеспечивающих поощрение желаемого  и подавление отклоняющегося поведения.

Важнейшими социальными  институтами являются политические. С их помощью устанавливается  и поддерживается политическая власть. Экономические институты обеспечивают процесс производства и распределения  благ и услуг. Семья также один из важных социальных институтов. Ее деятельность (отношения между родителями, родителями и детьми, методы воспитания и т. д.) определяется системой правовых и  иных социальных норм. Наряду с этими  институтами существенное значение имеют и такие социально-культурные институты, как система образования, здравоохранение, социальное обеспечение, культурно-воспитательные учреждения и т. д. Все еще заметную роль в  обществе продолжает играть институт религии.

Институциональные связи, как  и иные формы социальной связи, на основе которых складываются социальные общности, представляют собой упорядоченную  систему, определенную социальную организацию. Это система принятых видов деятельности социальных общностей, норм и ценностей, которые гарантируют сходное поведение их членов, согласовывают и направляют в определенное русло стремления людей, устанавливают способы удовлетворения их потребностей, разрешают конфликты, возникающие в процессе повседневной жизни, обеспечивают состояние равновесия между стремлениями различных индивидов и групп данной социальной общности и общества в целом. В случае когда это равновесие начинает колебаться, говорят о социальной дезорганизации, об интенсивном проявлении нежелательных явлений (например, таких, как преступления, алкоголизм, агрессивные действия и т. п.).

Под социальным институтом ученые понимают комплекс, охватывающий, с одной стороны, совокупность нормативно-ценостно обусловленных ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей, и с другой - социальное образование, созданное для использования ресурсов общества в форме интеракции для удовлетворения этой потребности.

Таким образом, социальные институты - это специфические образования, обеспечивающие относительную устойчивость связей и отношений в рамках социальной организации общества, некоторые  исторически обусловленные формы  организации и регулирования  общественной жизни. Институты возникают  в ходе развития человеческого общества, дифференциации видов деятельности, разделения труда, формирования специфических  видов общественных отношений.

К числу общих признаков социального института можно отнести:

- выделение определенного  круга субъектов, вступающих в  процессе деятельности в отношения,  приобретающие устойчивый характер;

- определенную (более или  менее формализованную) организацию;

- наличие специфических  норм и предписаний, регулирующих  поведение людей в рамках социального  института;

- наличие социально значимых  функций института, интегрирующих  его в социальную систему и  обеспечивающих его участие в  процессе интеграции последней. 

Эти признаки не являются нормативно закрепленными, они скорее вытекают из обобщения аналитических материалов о различных социальных институтах современного общества. Но в целом  они являются удобным инструментом для анализа процессов институциолизации социальных образований.

Социологический подход фиксирует  особое внимание на социальных функциях института и его нормативной  структуре. В частности, реализация институтом социально значимых функций  обеспечивается наличием в рамках социального  института целостной системы  стандартизированных образцов поведения, т.е. ценностно-нормативной структуры.

К числу важнейших функций, которые социальные институты выполняют  в обществе, относятся:

- регулирование деятельности  членов общества в рамках социальных  отношений;

- создание возможностей  для удовлетворения потребностей  членов общества;

- обеспечение социальной  интеграции, устойчивости общественной  жизни;

- социализация индивидов.

Структура социальных институтов чаще всего включает определенный набор  составных элементов, выступающих  в более или менее оформленном  виде в зависимости от типа института. Тут можно выделить следующие  структурные элементы социального  института:

- цель и сферу деятельности  института;

- функции, предусмотренные  для достижения цели;

- нормативно-обусловленные  социальные роли и статусы,  представленные в структуре института;

- средства и учреждения  достижения цели и реализации  функций.

Из всех возможных критериев  классификации социальных институтов целесообразно остановиться на двух: предметном (содержательном) и формализованном. На основании предметного критерия, т.е. характера содержательных задач, выполняемых институтами, выделяются: политические институты (государство, партии, армия); экономические институты (разделение труда, собственность, налоги и т.п.); институты родства, брака и семьи; институты, действующие в духовной сфере (образование, культура, массовые коммуникации и др.)

На основании второго  критерия, т.е. характера организации, институты делятся на формальные и неформальные. Деятельность первых основана на строгих, нормативно и, возможно, юридически закрепленных предписаниях, правилах, инструкциях и т.д. в неформальных институтах такая регламентация социальных ролей, функций, средств и методов деятельности и санкций за ненормативное поведение отсутствует. Она заменяется регулированием неформальным через традиции, обычаи, социальные нормы и т.п.

Каждый социальный институт входит в исторически конкретную социальную структуру, соответствует  интересам конкретной социальной группы, выполняет ряд взаимосвязанных  функций, таких, например, как: 1) воспроизводство  представителей той или иной социальной группы; 2) социализацию конкретных индивидов  в форме передачи им социально  значимых норм и ценностей; 3) поддержание  стабильности и морального порядка  внутриинституционального характера, а также имеет внешнее оправдание, реализующееся в процессах социального обмена. При этом важно подчеркнуть, что отдельные организации и конкретные социальные группы сами по себе не составляют социального института, в связи с чем описание, анализ функций и прогноз тенденций развития вполне определенного социального института не сводится к рассмотрению только его “видимых воплощений” и требуют разумного сочетания подхода системного и междисциплинарного с подходом конкретно-историческим и эмпирическим.

Социальная практика показывает, что для человеческого общества необходимо закрепить некоторые  типы социальных отношений, сделать  их обязательными.

Социальные институты - столпы общества, символы порядка и организованности.

Основных социальных институтов в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества.

Внутри основных институтов скрываются неосновные социальные институты, которые удовлетворяют менее значимые потребности общества, выполняют специализированные задачи.

НЕОСНОВНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Институт семьи и брака содержит институты отцовства и материнства, родовой мести, побратимства, наследования, имя наречения и другие.

Институт политики содержит институты  президентства, монархии, парламента, судов, правоохранительных органов  и др.

Институт экономики содержит институты  рынка, торговли, банковского дела, маркетинга и др.

Институт образования содержит институты науки, музеев, спорта, театров, библиотечного дела и др.

Институт религии содержит институт папства, целибата (безбрачия) в католичестве, крещения, исповеди, инквизиции, монашества и др.

Институционализация - это процесс закрепления социальных норм, правил, статусов и ролей, т.е. образования социального института.

ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЯ

Процесс образования социального  института состоит из нескольких последовательных этапов

ЭТАПЫ ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ

Возникновение потребности, формирование общих целей

Стихийное появление социальных норм и правил (методом проб и ошибок)

Практическое применение, принятие этих норм и правил

Установление санкций для поддержания норм и правил, создание системы статусов и ролей для всех членов института

Дисфункция социального института - падение его престижа и авторитета в обществе в результате неэффективного его функционирования, плохого удовлетворения социальных потребностей.

ДИСФУНКЦИЯ ИНСТИТУТА СЕМЬИ  В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

  • сокращение числа браков
  • 40% браков распадается
  • 20% семей являются неполными (чаще без отца)
  • число умерших на 10% превышает число родившихся

Россия на 50-м месте в мире по средней продолжительности жизни (63 года - мужчины, 74 года - женщины)

  • высокая детская смертность (1.8% младенцев умирают)
Признаки социальных институтов

Символы - образы, представления об институте, отражающие его специфические  черты в концентрированном виде. Основные роли - шаблоны, образцы поведения. Физические черты - материальные воплощения социального института (здания, вещи, предметы). Кодексы поведения - способ закрепления ролей и осуществления  социального контроля.

 

Некоторые институты  в обществе могут не обладать полным набором признаков. Это означает, что институт несовершенен, полностью  не развился или находится в упадке.

Если большинство  институтов недостаточно развиты, значит, общество находится в упадке либо на начальных стадиях культурного развития.

Информация о работе Социальные институты и организации