Социальные институты и организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 22:02, контрольная работа

Краткое описание

В изучении социальных явлений и процессов социология основывается на принципах историзма. Это означает, что, во-первых, все социальные явления и процессы рассматриваются как системы, обладающие определенной внутренней структурой; во-вторых, изучается процесс их функционирования и развития; в-третьих, выявляются специфические изменения и закономерности перехода их из одного качественного состояния в другое. Наиболее общей и сложной социальной системой является общество, а ее элементами - люди, социальная деятельность которых обусловливается определенным социальным статусом, который они занимают, социальными функциями (ролями), которые они выполняют, социальными нормами и ценностями, принятыми в данной системе, а также индивидуальными качествами (социальные качества личности, мотивы, ценностные ориентации, интересы и т. д.).

Содержание

Введение
Социальные общности
Особенности социальных общностей
Социальные связи
Социальное взаимодействие
Социальные отношения, социальная структура и социальные системы
Основные виды социальных общностей
Причины дезорганизации социальных общностей
Социальные институты
Общие признаки социального института
Основные социальные институты
Неосновные социальные институты
Институционализация
Дисфункция института семьи
Признаки социальных институтов
Институт семьи
Институционализация семьи
Функции семьи
Типы семей
Институт образования
Признаки института образования
Основные виды образования
Социальные функции системы образования
Институт политики
Социальная политика
Принципы социальной политики
Институт религии

Функции церкви в обществе
Церковь как социальный институт
Функции церкви как социального института
Роль церкви в обществе
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.docx

— 64.71 Кб (Скачать файл)

Воспроизводство тех социальных классов, групп и слоев, принадлежность к которым обусловлена образовательными сертификатами. Школа дает индивидам неодинаковое образование, неравное развитие способностей и навыков, что подтверждается, как правило, сертификатами установленных образцов и является условием занятия соответствующих мест в системах разделения труда (и социальной стратификации).

Замещение родителей, социальная поддержка учащихся на период пребывания их в стенах образовательного учреждения. Ради нее создаются специализированные организационные и ролевые структуры, напоминающие семейную обстановку. В выполнении этой функции образование и особенно допрофессиональная школа воспроизводит культурные стереотипы и ролевую дифференциацию, присущие семье.

институт Политики

Наиболее масштабной задачей социально  ориентированной экономики государства  в формирующемся рыночном хозяйстве  России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной  социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ  действий государства, воплощенный  в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений  в стране. Одним из важнейших направлений  его деятельности является регулирование  занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального  дохода.

Существуют некоторые проблемы, связанные с регулированием занятости  и обеспечения социальной защиты населения. В данной работе рассмотрены такие немаловажные проблемы, как нестабильность на рынке труда и невозможность охватить социальной защитой все слои населения, обусловленные отсутствием нормативно-законодательной базы и прочими трудностями, которые зиждутся на сложившейся политико-социальной атмосфере нашего формирующегося в зарождающихся рыночных отношениях и накалившейся криминогенной ситуации общества, которая усугубилась кризисом государственной власти.

Неоклассики рассматривали рынок  труда как равноценный, где опыт и предложение уравниваются при  помощи колебаний уровня заработной платы, а безработица выступает  смягчающее, то есть вызванное природным  стремлением работников найти лучшее рабочее место. В двадцатом столетии оказалось, что невозможно отдавать рынок труда на “откуп” стихийным  рыночным силам. Наиважнейшими причинами  развития и активизации деятельности буржуазного государства в сфере, которая рассматривается, были:

1) развитие НТР и повышение  роли человека в общественном  производстве;

2) обеспечение общих условий  воспроизводства, в том числе  воспроизводство рабочей силы;

3) обеспечение предпринимательства  необходимыми кадрами; 

4) необходимость компромиссности и смягчения социальных конфликтов;

5) способствование развитию и  совершенствованию интеллектуального  потенциала общества;

6) влияние идей и конкретных  социальных достижений (отсутствие  явной безработицы - прежде всего)  капитализма; 

Влияние государства на рынок труда  осуществляется прямыми и косвенными средствами.

Возникает вопрос, возможна ли безработица  в нашем обществе. Возможно и неизбежно, прежде всего из-за экономического кризиса производства, смену форм собственности, курс на реализацию производства, технический прогресс и структурные сдвиги в экономике, конверсию ВПК.

Реальные и потенциальные масштабы безработицы в России в разных ее формах огромны. Специалисты считают, что только скрытая форма безработицы (когда трое выполняют работу одного) достигает в границах бывшего СССР достигает 37 млн. человек. Если уровень продуктивности труда в нашем обществе поднять до общемировых показателей (в начале 90 гг. на одного шахтера приходилось 320 т. добычи на-гора угля в год, в США - 7, 143 т. Один занятый в сельском хозяйстве в СССР мог своим трудом прокормить только 15 чел., тогда как в США - около 90 чел., и т. д.), то безработными стало бы более 30 млн. чел. В 1988 г., по расчетам специалистов, из 131 млн. чел., занятых в народном хозяйстве, 16 млн. чел. были лишними на производстве. Ими покрывалась общая потребность предприятий в рабочей силе, когда от них требовались люди для сельхозработ, уборки территории и других непроизводственных работ. Фактором увеличения безработицы в нашем обществе является политика, направленная на финансово-кредитную стабилизацию экономики, удержание роста инфляции. Во всем мире такое направление внутренней политики государства способствует понижению спроса на рабочую силу и увеличивает армию безработных.

Для нашего общества есть два варианта развития. Первый заключается в том, чтоб всем сохранить статус-кво, то есть всем платить одинаково и мало, рабочую силу оставить иммобильной. Второй состоит в том, чтобы существенно повысить уровень заработной платы, но не всем одинаково, а дифференцировано, в зависимости от реального вклада в производство. При этом вводить трудосберегающую технику и технологию, сокращать избыточные кадры, выплачивать им пособие, размер которого прямо зависит от уровня зарплаты, и предоставлять бесплатно возможность переквалификации и помощи в трудоустройстве. Первый вариант значительно уменьшает качество рабочей силы, продуктивность труда. Второй - это модель развития рынка труда во всех развитых странах. Поэтому наше общество должно перенаправлять свои социальные ориентиры, выполняющие коренные преобразования в развитии и использовании трудовых ресурсов. Речь ведется о перемене концепции рабочей силы, то есть об отказе от концепции полной занятости и принятии на вооружение концепции эффективной занятости.

Полная занятость превратилась в нашем обществе в поголовную занятость маломобильной рабочей силы, которая привыкла получать низкую заработную плату не за труд, а за рабочее место. Значительная часть работников и сейчас занята неквалифицированным рабочим трудом в сфере производства. Эта модель использования трудовых ресурсов нацелена на дешевую рабочую силу с неразвитыми современными потребностями и большим количеством бесплатных социальных услуг достаточно низкого качества.

Игнорируется обратная связь - “  производство - человек”. Производство нацелен в основном на свои цели и решает свои задачи. При отсутствии социального ориентированного общественного производства такая политика применительно к трудовым ресурсам породила деформации: снижение рождаемости, простое воспроизводство рабочей силы, плохое воспитание детей, низкий уровень квалификации и образования рабочей силы и т. п. Полная занятость - это добровольная трудовая служба, организованная по военному образцу (“ кто не работает тот не ест”, имеется в виду только государственный сектор). С точки зрения государства, она была лучшим способом обеспечения всех рабочими местами и минимальными средствами существования, а также тотальным контролем за населением за населением.

При этом занятость характеризовалась  большими диспропорциями: рядом с  излишком рабочей силы в одних  сферах и видах деятельности существует колоссальный дефицит рабочих кадров в других (на 100 верстаков, которые  работают в одну смену, приходится 60 работников, пятая часть машин  простаивает в автопарках из-за отсутствия водителей, не достает доярок, механизаторов  и строителей).

Поэтому во второй половине 80-х годов  была определена и получила официальное  одобрение концепция эффективной  занятости. Это не поголовная, а социально  ориентированная занятость, основными  компонентами которой являются: сокращение (ликвидация в будущем)тяжелого, примитивного, неквалифицированного труда; стимулирование гибких форм занятости, что дает возможность обеспечить работой всех желающих работать настолько, насколько они этого желают; формирование социального партнерства работающих по найму с администрацией, что предусматривает возможность ведения переговоров по условиям и оплате труда; свобода выбора места работы с точки зрения формы собственности (гос. предприятие, частное, кооперативное, коллективное, общественное и т. п.); усиление связи оплаты труда с конечным результатом, ликвидация принципа оплаты за выход, за рабочее место; признание общественно полноценной работы в семье; введение минимума и ликвидация максимума заработной платы.

Социальная политика - это комплекс социально-экономических мер государства  предприятий, организаций, местных  органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания  роста цен и т. д.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

1) защита уровня жизни путем  введения разных форм компенсации  при повышении цен и проведение  индексации;

2) обеспечение помощи самым бедным  семьям;

3) выдача помощи на случай  безработицы; 

4) обеспечение политики социального  страхования, установление минимальной  заработной платы для работающих;

5) развитие образования, охрана  здоровья, окружающей среды в  основном за счет государства; 

6) проведение активной политики, направленной на обеспечение  квалификации.

                         ИНСТИТУТ РЕЛИГИИ

Религия является необходимым составным  элементом общественной жизни, в  том числе и духовной культуры общества. В развитой форме религиозные  организации представляют собой  сложную централизованную и иерархическую  систему — церковь. Церковь, как  общественно-историческое образование  — один из важнейших социальных институтов. И поэтому она может  и должна быть подвергнута анализу  с позиций социологии. Социология религии — это одно из направлений  социологии, объектом исследования которого являются различные религиозные  феномены, в том числе и церковь. Ее основоположниками считаются  Э. Дюркгейм и М. Вебер. Дюркгейм заложил  традицию функционального изучения религии как “коллективного представления”, воплощающего систему верований  и действий, санкционированных обществом. М. Вебер рассматривал религию как  определенный мотив социального  действия, исследовал ее роль в процессе крупных общественных преобразований.

Социология религии не берется  отвечать на вопрос об истинности или  ложности тех или иных положений  вероучения, религиозных догм, о  степени адекватности отражения  религиозным сознанием действительности. Религиозное сознание изучается  социологией как социальный факт, как одна их реально существующих систем мировоззрения, социальных норм и ценностей в том аспекте, в каком оно выступает регулятором  социального поведения личности, группы, общества. Социология религии  исследует не только распространенность религиозного сознания в обществе и, соответственно, степень влияния  религии на общественные процессы, но также и его внутреннее содержание в такой мере и в таких аспектах, которые позволяют судить о тенденциях и динамике его изменения и  развития под влиянием изменений, происходящих в обществе.

В современной социологии религии  можно выделить два уровня изучения религиозных феноменов: теоретический  и эмпирический. На теоретическом  уровне церковь рассматривается  как общественная подсистема и изучается  ее взаимодействие с другими социальными  структурами. На эмпирическом уровне изучается  религиозность отдельных личностей, различных социально-демографических  групп, нормы и ценности, влияние  принадлежности к той или иной конфессии на жизненные позиции и образ жизни людей, причины существования религии (воспроизводства религиозности) в обществе. Связующим звеном между теоретическим и эмпирическим социологическим исследованием выступает изучение церкви в качестве специфического социального института. В этом случае церковь предстает как устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих повседневную жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отношений к Богу, другим сверхъестественным силам, дающим духовную опору человеку.

История России и СССР, где общественно-политической и духовной жизни одним из значительных “действующих лиц” была и продолжает оставаться Русская Православная Церковь, позволяет проследить противоречивые процессы, имевшие место во взаимоотношениях между государством и церковью, переосмыслить  многие устоявшиеся взгляды на место  и роль ее в жизни общества.

Функции церкви в обществе

1. Церковь как социальный  институт 

Воздействие религии на общество и  происходящие в нем процессы реализуется  через ее институты — церковь, религиозные организации, объединения  верующих.

Важным элементом религиозного комплекса является церковь —  один из социальных институтов, обладающих рядом характерных признаков. Прежде всего, это наличие профессионального  духовенства, которое формируется  по иерархической системе. Например, христианская церковь с первых веков  своего существования построила  свою иерархию по “феодальному образцу”. Кроме всего этого, церковь выступает  и как юридическое лицо, владеющее  определенной собственностью, которая  составляет экономическую основу ее существования. Для церкви типично  также наличие четко разработанной  догматики и детализированного  культа.

Внутренняя структура такого института  представляет собой организационно оформленное взаимодействие различных  систем, функционирование каждой из которых  связано с формированием социальных организаций и учреждений, также  имеющих статус социальных институтов. В частности, на уровне церкви уже  четко разделяются управляющая  и управляемая системы. Первая система  включает в себя группу занимающихся выработкой, сохранением и переработкой религиозной информации, координацией собственно религиозной деятельности и отношений, контролем поведения, включающего в себя разработку и  применение санкций. Вторая, управляемая  подсистема, включает в себя массу  верующих. Между этими подсистемами существует система нормативно оформленных, иерархически выдержанных отношений, позволяющих осуществлять управление религиозной деятельностью. Регулирование  этих отношений осуществляется при  помощи так называемых организационно-институциональных  норм. Эти нормы содержатся в различного рода уставах и положениях о конфессиональных организациях. Они определяют структуру этих организаций, характер отношения между верующими, священнослужителями различных рангов, между руководящими органами организаций и их структурными подразделениями, регламентируют их деятельность, права и обязанности.

Раннехристианские общины не представляют собой церковной организации. На первых этапах становления христианства их можно охарактеризовать как культовые сообщества. Превращение культового сообщества в религиозную организацию совершается тогда, когда в его рамках образуется устойчивая прослойка служителей культа с закрепленным социальным статусом, вырабатывается единое вероучение, носящее нормативный характер, происходит выполнение определенных социальных функций как по отношению к членам данной организации, так и к более широким социальным образованиям, в том числе и к государству. Конкретно, в Римской империи (I-II вв.) христианские объединения превращались из культовых сообществ в религиозные организации по мере разделения ее членов на клир и мирян и выполнения этими объединениями социальных функций на базе общего имущества.

Информация о работе Социальные институты и организации