Стабильные, динамичные и внутренние сети. Их особенности, сфера применения, практика использования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной курсового проекта является исследование сущности сетевых организаций и выявление возможностей их применения.

Задачи курсового проекта:
Изучить сущность и эволюцию сетевых организаций;
Изучить теорию и актуальную практику;
Проанализировать организационную структуру;
Проанализировать особенности связей в сетевой организации.

Вложенные файлы: 1 файл

Теория организации курсовик.docx

— 64.75 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Сочинский государственный  университет туризма  и курортного дела»

Филиал  ГОУ ВПО « Сочинский  государственный  университет туризма  и курортного дела»  в г. Нижний Новгород Нижегородской области

Факультет: Менеджмент организации

Кафедра:

Дисциплина: Теория организации 

Курсовой проект

Стабильные, динамичные и внутренние сети. Их особенности, сфера применения, практика использования. 
 
 

Выполнил: студентка 3 курса ОФО

Группа: М-33-09

Жаркова Е. О.

Защищена:

Преподаватель: Петухов В. И.

Оценка:_______

Дата:

      Подпись преподавателя:_________

Дата  поступления работы:________ 
 
 
 

Нижний  Новгород

2011г.

Содержание:

  1. Введение
  2. Глава 1-
  3. 1.1
  4. 1.2
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 

Актуальностью темы данного курсового проекта является то, что в последние десятилетия ответом организации во  всем мире на усиление конкуренции в глобальном масштабе стал отход от централизованно координируемой, многоуровневой иерархии и движение к разнообразным, более гибким структурам, напоминающим скорее сети, чем традиционные управленческие пирамиды. Перенесение рыночных отношений во внутреннюю сферу компаний вызвало к жизни новый тип структур – сетевые организации, в которых последовательность команд иерархической структуры заменяется цепочкой заказов на поставку продукции и развитием взаимоотношений с другими фирмами.

Сети  представляют собой совокупность фирм или специализированных единиц, деятельность которых координируется рыночными механизмами вместо командных методов. Они рассматриваются как форма, отвечающая современным требованиям внешней среды. Вместе с тем эффективность сетевых организаций нередко снижается из-за ошибок руководителей при разработке организационных структур в процессе управления ими.

Развитие  сетевой организации происходило  следующим образом: новые организационные формы возникали в ответ на необходимость преодоления недостатков старых форм, которые уже не отвечали требованиям внешней среды. Руководители начинали экспериментировать с новыми подходами, вели поиск более эффективных форм распределения ресурсов и координации деятельности. Выявилось и то, что чем шире применяется новая форма, тем больше возможностей для ее неправильного использования.

Проектирование  новых структур, не учитывающее текущие  недочеты в организации, приводит к тому, что новая форма теряет свою жизнеспособность.

Целью данной курсового проекта является исследование сущности сетевых организаций  и выявление возможностей их применения.

Задачи  курсового проекта:

  1. Изучить сущность и эволюцию сетевых организаций;
  2. Изучить теорию и актуальную практику;
  3. Проанализировать организационную структуру;
  4. Проанализировать особенности связей в сетевой организации.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1 – Стабильные динамичные и внутренние сети. Их особенности, сфера применения.

    1. Сущность и структура сетевых организаций
 

Сетевые организации – это организации, которые используют в управлении производством и бизнесом сетевые  связи, отношения и технологии.

Функциональная  организация, появившаяся в конце XΙX столетии, активно развивалась  в начале XX века. Она позволяла  многим фирмам достигать необходимых размеров и эффективности, отвечать на потребности растущего внутреннего рынка.

Дивизиональная  организация появилась вскоре после  первой мировой войны и быстро распространилась в 1940–50-х годах. Для  неё характерно, что отдельные марки и модели продукции ориентированы на различные рынки, дифференцированные в основном по целям. Продуктовые подразделения работают как почти автономные компании, производя продукцию для своих клиентов, а корпоративное руководство осуществляет функции финансового инвестора и органа, ориентирующего подразделения на новые целевые рынки.

Матричная организация возникла в 1960–70-х годах  и сочетала в себе элементы функциональной и дивизиональной форм. Она была создана в интересах эффективного использования специалистов, инженеров и учёных при адаптировании широкого спектра новых продуктов к потребностям рынка. При этом технический персонал, специалисты перемещаются из функциональных подразделений в продуктовые или проектные группы, из одной команды в другую. Многие современные матричные организации ещё более сложны, сочетают глобальные продуктовые подразделения с ориентированными на определённые регионы маркетинговыми группами.

Развитие  сетевых организаций началось в 1980-х годах, когда международная  конкуренция и быстрые технологические  изменения вызвали масштабную реструктуризацию во всех отраслях. В рамках общей  тенденции к дезинтеграции руководители экспериментировали с различными организационными структурами. Вместо того чтобы использовать оперативные календарные планы и передачу информации о ценах для координации деятельности внутренних подразделений, они обратились  к контрактам и другим соглашениям для объединения внешних компонентов в различные типы сетевых структур.

В качестве примеров действующих сетевых организаций можно назвать такие как:

  1. Сетевая организация при осуществлении крупных проектов. В этих формах работа организуется вокруг специфических проектов и предполагает создание временных коллективов квалифицированных работников разнообразного профиля
  2. Сетевая организация в районах («долинах») с малыми производственными фирмами. Эти формы связей охватывают, например, северные итальянские промышленные районы или фирмы по производству полупроводников в Силиконовой долине (США).
  3. Ведущие крупные производственные фирмы, рассредоточенные географически и объединенные в единую систему. Эти формы включают хорошо известные азиатские коммерческие объединения и кооперативные связи между главными сборочными компаниями и разнообразными мелкими поставщиками (например, «Вольво» в Швеции).
  4. Стратегические союзы. Союзы этого типа распространены среди всех типов компаний, но особенно среди крупных фирм, стремящихся обеспечить себе конкурентоспособные преимущества в глобальном масштабе.

Сетевые организации отличаются от организаций  других типов некоторыми признаками. Во-первых, фирмы, использующие старые организационные структуры, предпочитают располагать всеми ресурсами, необходимыми для производства определенных товаров  или услуг. В противоположность  этому многие сетевые организации используют общие активы нескольких фирм, расположенные в различных звеньях ценностной сети.

Во-вторых, сетевые организации больше полагаются на рыночные механизмы, чем на административные формы управления потоками ресурсов. Однако эти механизмы – не просто взаимоотношения независимых хозяйствующих субъектов. На самом деле различные компоненты сети обмениваются информацией, кооперируются друг с другом, поставляют продукцию для того, чтобы удерживать определенное место в ценностной цепи.

В-третьих, хотя подрядные сетевые организации  были частным явлением, многие недавно  разработанные сети предполагают более  действенную и заинтересованную роль участников совместных проектов. Как показывает опыт, такое добровольное активное поведение участников не только улучшает конечные результаты, но и способствует выполнению контрактных обязательств.

В-четвертых, в ряде отраслей, число которых  постоянно растет (включая компьютерную, полупроводниковую, автомобильную  и др.), сети представляют собой объединение  организаций, основанное на кооперации и взаимном владении акциями участников группы – производителей, поставщиков, торговых и финансовых компаний.

Хотя  сетевые организации обладают чертами, отличающими их от других организационных форм, стабильные, динамичные и внутренние сети включают в себя элементы разных организационных структур. Например, функционально организованная фирма может вступить в союз с определенными дистрибьюторами или продавцами продукции, чтобы сосредоточиться только на той деятельности, для которой у нее имеется необходимое оборудование и техническое оснащение. Результатом этих изменений может стать стабильная сетевая организация: фирма-ядро объединяется с ограниченным числом тщательно отобранных партнеров. Напротив, крупная матричная многонациональная организация, состоящая из различных проектных, производственных и торговых единиц, может решить заменить централизованное ценообразование отношениями купли-продажи между своими подразделениями со свободным установлением цен. Результатом станет тип сети, называемый «внутренним рынком». Наконец, в некоторых отраслях быстрые технологические и рыночные изменения могут побудить дивизиональные организационные структуры перейти к форме динамичной многоструктурной сети проектантов, поставщиков, производителей и продавцов, которые владеют активами.

В итоге, сетевая организация включает в  себя элементы специализации функциональной формы, дивизиональной структуры и возможность переброски ресурсов, характерную для матричной организации. 
 

    1. Характеристики  сетевых организаций.

Стабильная  сеть

В своей основе стабильная сеть близка к функциональной организации. Она разработана для обслуживания предсказуемого рынка путем объединения специализированных ресурсов партнеров в соответствии с заданной продуктовой ценностной цепью. Однако, в отличие от вертикально интегрированной организации, стабильная сеть заменяет ряд компонентов фирмы, каждый из которых тесно связан с ее ядром конкретными соглашениями. Каждый компонент поддерживает свою конкурентоспособность посредством обслуживания клиентов вне сети.

     Наиболее  распространенная угроза эффективности  стабильной сети - требование полной утилизации ее ресурсов в интересах центра фирмы. В этом случае цены, качество продукции и технические параметры организации не совершенствуются путем рыночной конкуренции. Это может выразиться в неспособности поставщиков конкурировать на рынке, а центра фирмы - использовать их потенциал в полной мере. В интересах максимизации эффекта и центр фирмы, и его постоянные партнеры должны рассматривать пределы своей взаимозависимости.

Стабильная  сеть также может быть нарушена непродуманными модификациями. Некоторые центральные фирмы пытаются поставить все условия работы в цепи для поставщиков. Излишнее вмешательство в процесс поставки и распределения со стороны центральной фирмы может отвергаться другими. Но в определенных рамках тесное сотрудничество полезно. В то же время если добровольность в цепи не соблюдается, то подавляется творческое начало. И в результате фирма-центр превращает организацию в вертикально интегрированную функциональную систему.

Рисунок 1. Пример стабильной сети. 

 
 

 
 
 

Внутренняя  сеть.

Логика внутренней сети, или внутреннего рынка, требует  создания рыночной экономики внутри фирмы. В ней организационные единицы продают и покупают товары и услуги друг у друга по ценам, установившимся на рынке. Очевидно, что если внутренние операции отражают рыночные цены, различные компоненты должны иметь постоянную возможность оценивать качество товаров и их цены путем купли-продажи вне фирмы. Цель внутренней сети, как и ее предшественника — матричной формы, состоит в получении конкурентных преимуществ путем предоставления широкой предпринимательской свободы подразделениям фирм, нацеленным на конечный результат. Но как и матричная структура, внутренняя сеть может быть нарушена факторами, которые перегружают ее рыночные механизмы, и модификациями, ведущими к разбалансированности взаимоотношений между покупателями и продавцами.

Внутренние сети могут испытывать большие трудности  из-за их чрезмерного расширения, но еще в большей степени - из-за неправильно ориентированной модификации. Наиболее частая ошибка руководителей организации - это вмешательство в потоки ресурсов или определение цен по операциям. Руководители могут также усматривать выгоду в том, чтобы внутренние структурные единицы осуществляли закупки у вновь созданного подразделения, даже если его цены несколько выше, чем на рынке. Но способ, с помощью которого они решают подобные вопросы, является определяющим в оценке жизнеспособности сети. Руководители должны создавать стимулы и направлять деятельность структурных единиц, показывая преимущества рыночных методов получения прибыли. Несмотря на возникающие проблемы, движение от централизованно планируемых иерархичных структур к структурам «внутреннего рынка» набирает силу.

Информация о работе Стабильные, динамичные и внутренние сети. Их особенности, сфера применения, практика использования