Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2013 в 22:44, реферат
Цель работы - раскрыть содержание понятия организационной культуры, определить функции и типы организационной культуры. Объект исследования – организационная культура.
Предмет исследования - сущность, функции и виды организационной культуры.
Задачи исследования: рассмотреть понятие организационной культуры, определить свойства, ценности и типы организационной культуры; показать, что через выполнение целей, задач и функций организационной культуры реализуется ее практическая природа, раскрывающая ее возможности как одного из важнейших ресурсов успешной работы предприятия.
Иерархическая культура характерна для организаций, которые фокусируют внимание на внутренней поддержке в сочетании с требуемой стабильностью и контролем. В организациях с иерархической культурой формализованное и структурированное место работы. Лидеры – рационально мыслящие координаторы и организаторы. Организацию объединяют формальные правила и официальная политика. Успех определяется в выполнении календарных графиков, низких затратах. Управление персоналом сосредоточено на гарантии занятости и обеспечением долгосрочной предсказуемости.
Организации с рыночной культурой акцентируют внимание на внешних позициях в сочетании с требуемой стабильностью и контролем. Главной заботой организации является выполнение поставленной задачи и достижение цели. Лидеры – твердые руководители и жесткие конкуренты. Организацию связывает желание побеждать. Пристальное внимание уделяется репутации и успеху фирмы. Успех определяется долей рынка, степенью проникновения на рынок.
Главное в организациях с культурой, ориентированной на роли, – процедуры, правила, предписанные функции. В центре внимания в организациях с культурой, ориентированной на задачу– выполнение задачи, способность справляться с задачей, новой ситуацией, способность адаптироваться к ней. Главное в организациях с культурой, ориентированной на человека – потенциал человека, работника, его умения. В организациях с культурой, ориентированной на власть акцент делается на росте организации, а значимость работников определяется значимостью занимаемой ими должности.
По характеру развития можно выделить также «мужские» и «женские» культуры.
Мужские культуры обеспечивают связь и адекватную и своевременную реакцию на изменения во внешней среде, производят обмен информацией с нею. Мужские культуры тяготеют к динамичности, постоянному обновлению, стремлению к изменениям. При доминировании мужского начала в культуре организации будут стремиться к постоянному внедрению инноваций, качественным преобразованиям. Женские культуры обеспечивают устойчивое функционирование организации, стремятся к сохранению, упрочению, расширению достигнутых результатов и существующих порядков. При преобладании женской культуры в организации основные усилия управляющего воздействия будут направлены на усиление и сохранение старого. Обе культуры взаимодополняемы и необходимы для нормального функционирования организации, так как в разных условиях различные культуры оказываются более целесообразными.
Голландский исследователь Гирт Хофстед, разделяет организационные культуры по следующим аспектам:
• по степени индивидуализма или коллективизма;
• по степени неприятия неопределенности, то есть степени комфорта
сотрудников при необходимости принимать решения, определении
будущего;
• по степени мужественности или женственности. Мужественность
определяет степень настойчивости, независимости, индивидуального
доминирования, поощряемого в организации;
• по дистанции между людьми, имеющими различный статус (дистанции власти), то есть в какой степени члены организации воспринимают статус и социальное положение лиц;
• по степени значимости настойчивости, статуса, бережливости, и
незначительности личной стойкости, репутации, уважение традиций,
взаимность услуг (Г.Хофстед назвал этот аспект «конфуцианский
динамизм»).
Укрупненные признаки и основные типы организационной культуры представлены в табл.3.1.
Укрупненные типы организационной культуры [9, с. 38]
Основание классификации |
Типы организационной культуры |
Внутренний/внешний фокус (акцентирование внимания на внешней или внутренней среде, внешних или внутренних связях и отношениях) |
Интровертная/ экстравертная |
Характер традиционных коммуникаций |
Культура индивидуализма/ культура коллективизма |
Стиль управления (типичная организационная структура, типичные характеристики принятия решений, и др. процессов) |
Бюрократическая/ инновационная |
Интровертная организационная культура характеризуется акцентированием внимания на внутренней среде организации (структуре, процессах, ресурсах), на внутренних связях и отношениях фирмы (между подразделениями, работниками). Организации с экстравертной культурой сосредотачивают внимание на внешних связях и отношениях, они направлены во внешнее окружение, активно взаимодействуют с внешней средой.
В организациях с культурой индивидуализма приоритетной ценностью является личный успех каждого работника, личная карьера, для работников характерно совершенствование собственного профессионализма, часто узко специализированного. В организациях с культурой коллективизма можно наблюдать преобладание коллективных решений, приоритет интересов и целей организации над личными интересами работников; в таких организациях высокий «командный дух», сплоченность коллектива, работники идентифицируют себя с организацией.
Характеристики бюрократической и инновационной организационной культуры отражены в табл. 3.2.
Характеристики бюрократического и инновационного типа
организационной культуры [9, с. 39]
Показатели |
Бюрократическая культура |
Инновационная культура |
Вертикаль власти |
Жесткая, многоуровневая |
Отсутствие жесткой вертикали |
Распределение функций между подразделениями и работниками |
Четко определены и ограничены |
Границы размыты |
Целевая ориентация |
На частные цели |
На общую цель |
Характер управления |
Централизованный |
Децентрализованный |
Оперативность принятия решений |
Низкая |
Высокая |
Ответственность |
Обезличенная, низкая у исполнителей и Руководителей низшего звена |
Конкретизированная, высокая у исполнителей |
Делегирование полномочий |
Отсутствует |
Развито |
Документооборот |
Высокий |
Низкий |
Внедрение инноваций |
Бюрократические препятствия |
Ориентация на постоянные инновации, поощрение творческого подхода, постоянные инвестиции в новые технологии |
Структура управления |
Линейно-функциональная |
Матричная, проектная, процесс-команда |
Кооперация |
Номинальная, слабая |
Сотрудничество, взаимопомощь |
Важно отметить, что «бюрократическая организационная культура» не является синонимом неэффективной, устаревшей культуры. В определенных условиях и для определенных организаций данный тип культуры может являться предпочтительным.
Известный немецкий социолог, философ, экономист Макс Вебер сформулировал теорию бюрократии, где он определял бюрократическую организацию как наиболее совершенную и эффективную. Причины высокой результативности бюрократического устройства организаций М.Вебер видел в четко определенных и очерченных функций и обязанностей каждого члена организации; в таких организациях четко распределена власть и полномочия; жесткие обезличенные требования к должности обеспечивают прием на работу только квалифицированных специалистов. Преимущество бюрократической организации в иерархии, субординации, в том, что управление основывается только на письменных приказах и распоряжениях. В бюрократических организациях существуют четкие стабильные и простые правила, которые любой может быстро понять и запомнить. За счет этих качеств, по мнению М.Вебера, достигается максимальная эффективность организации, уменьшение трений в коллективе, снижения затрат материальных и человеческих ресурсов. Главная положительная черта бюрократии – ее полная обезличенность.
Бюрократический тип организационной культуры имеет свои положительные черты, и в некоторых случаях оправдан (например, при необходимости установления более жесткого контроля, упорядочения деятельности организации, при недостаточно высоко квалифицированном персонале, в крупных организациях с линейно-функциональной организационной структурой и т.д.). [9, с. 35-40]
В одной организации может быть несколько «локальных» культур: преобладающая в организации культура и культура ее частей – уровней, подразделений, профессиональных, национальных, возрастных, половых и других групп. Эти различные субкультуры могут сосуществовать в пределах одной общей культуры. Культура организации – подвижный феномен. Обычно организация растет за счет привлечения новых членов, приходящих из других организаций, для которых характерна иная культура, и привносящих в нее новые элементы другой культуры.
Содержание организационной культуры влияет на направленность поведения и определяется не просто суммой предположений, а тем, как они связаны между собой и как они формируют определенные образцы поведения. Отличительной чертой той или иной культуры является относительный порядок, в котором располагаются формирующие ее базовые предположения. Это указывает на то, какая политика и какие принципы должны превалировать в случае конфликта между разными наборами предположений. [4, с. 165]
Именно постоянная и целенаправленная работа с персоналом предопределяет успех формирования организационной культуры. Даже самые современные структуры, великолепные организационные проекты, грамотно выполненные должностные инструкции и положения – все это останется на бумаге, если не станет образом мышления и базой профессиональной организационной деятельности работников предприятия. Требования к профессиональным знаниям, навыкам и качествам руководителей и специалистов, как и других работников, должны формироваться на основе принятой на предприятии идеологии организационного поведения. Таким образом формируется организационная культура. Функциональные менеджеры призваны проводить единую организационно – техническую политику развития предприятия. Тем самым они выполняют важную роль в формировании организационной культуры.
Отнести культуру к определённому виду, в соответствии с перечисленными параметрами, можно по различным признакам, перечень которых определяется либо самим исследователем, либо группой экспертов, компетентных в данных вопросах.
Оценка может вестись как по каждому параметру в отдельности, так и по всем предложенным параметрам. В последнем случае можно составить профиль организационной культуры, который можно будет сравнивать с профилями других организаций или профилем идеальной модели организационной культуры данной организации. Профиль идеальной модели получится, если одновременно с оценкой существующих показателей оценивать уровень данных показателей в идеале.
Организационная культура является результатом многократного взаимодействия работников, их индивидуальных ценностей, убеждений, поиска приемлемых норм поведения, распределения ролей, выработки приемов и методов взаимодействия (эффективной коммуникации). С одной стороны, организационная культура является продуктом человеческих отношений работников предприятия, связанных общей целью.
Культура организации складывается из ценностей, убеждений, норм, ролей, установок людей, которые работают в данной организации. С другой стороны, культура находится над людьми – направляет и корректирует поведение людей в соответствии с общепринятыми нормами и ценностями.
Существует несколько подходов к описанию организационной культуры. Каждый подход использует определенные критерии для анализа организационной культуры, позволяющие выделить ведущие тенденции жизнедеятельности различных предприятий. [8, с. 46]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организационная культура играет основополагающую роль в установлении эффективной системы коммуникаций и тем самым значительно сокращает издержки, связанные с информацией. Успех предприятия будет определяться не только знаниями, не только прорывом в области техники и технологии, но в значительной степени нравственными принципами, по которым живет компания, ее общей культурой и духовным миром.
Исходя из проделанной работы, можно сделать следующие выводы:
- термин «организационная культура» возник
относительно недавно. Под организационной
культурой понимают систему общего мнения
и ценностей, разделяемых всеми членами
организации. В основе организационной
культуры лежит философия предприятия,
являющаяся основанием при разработке
миссии, целей, общих принципов и правил
поведения, т.е. основанием организационной
культуры предприятия;
- посредством целей, задач и функций реализуется практическая значимость организационной культуры; приоритетность и значимость отдельных функций может меняться в зависимости от особенностей организационной культуры, ее целей, этапа развития, влияния параметров внешней среды и т.п.;
Информация о работе Сущность, функции и виды организационной культуры