Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 19:41, курсовая работа
Основная цель исследования состоит в изучении места и роли менеджмента в системе рыночных отношений и деятельности организаций.
В соответствии с данной целью в исследовании были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию и сущности современного менеджмента.
2. Рассмотреть основные черты менеджмента как особого вида профессиональной деятельности.
3. Проанализировать функции и принципы менеджмента.
4. Провести анализ качества и эффективности менеджмента.
Введение 3
1. Содержание и технология менеджмента 6
1.1 Понятие и сущность современного менеджмента 6
1.2 Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности 11
1.3 Функции и принципы менеджмента 16
2. Место и роль эффективного менеджмента в деятельности организации ( на примере Администрации сельского поселения "Ираёль") 19
2.1 Пути и методы анализа качества и эффективности менеджмента 19
2.2 Эффективность управления и направления её повышения 22
2.3 Стратегия развития 24
2.4Профессиональный рост сотрудников 26
Заключение 32
Библиографический список 33
Менеджмент,
хотя и играет вполне определенную
роль в организации, тем не менее,
как бы пронизывает всю организацию,
касаясь и затрагивая практически
все сферы ее деятельности. Однако
при всем многообразии взаимодействия
менеджмента и организации
Управление
организацией предстает в виде процесса
осуществления определенного
Конечной
целью менеджмента является эффективное
использование кадрового
Менеджмент призван создавать условия, для успешного функционирования организации исходя из того, что услуги являются не причиной существования организации, а результатом его деятельности, который в конечном итоге определяет рынок. Ситуация на рынке, как известно, постоянно меняется, происходят изменения в положении на рынке конкурентов, в условиях и формах финансирования, состоянии хозяйственной конъюнктуры в отрасли или в стране в целом. Отсюда постоянное наличие риска. Целью менеджмента в этих условиях является постоянное преодоление риска или рисковых ситуаций не только в настоящем, но и в будущем.
В связи с этим в задачи менеджмента входит:
К задачам, решаемым в менеджменте, относятся также:
Несмотря на огромное разнообразие действий и процессов, можно выделить несколько групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность любой организации и которые являются объектами управления со стороны менеджмента:
Управление финансами состоит в том, что менеджмент осуществляет управление процессом движения финансовых средств в организации. Для этого осуществляется:
• составление бюджета и финансового плана;
• формирование денежных ресурсов;
• распределение
денег между различными сторонами,
определяющими жизнь
• оценка финансового потенциала организации.
Управление персоналом связано с использованием возможностей работников для достижения целей организации.
Кадровая работа включает в себя следующие элементы:
• подбор и расстановка кадров;
• обучение и развитие кадров;
• компенсация за выполненную работу;
• создание условий на рабочем месте;
• поддержание отношений с профсоюзами и разрешение трудовых споров.
Управление учётом и анализом хозяйственной деятельности предполагает управление процессом обработки и анализа финансовой информации о работе организации с целью сравнения фактической деятельности организации с ее возможностями, а также с деятельностью других организации. Это позволяет организации вскрыть проблемы, на которые она должна обратить пристальное внимание, осуществить поиск резервов и ресурсов для улучшения работы и более эффективного использования потенциала организации и выбрать лучшие пути осуществления ее деятельности.
Данные виды и направления управленческой деятельности реализуются и проявляются в её функциях.
Содержание
процесса управления отражают функции
управленческой деятельности. Под функцией
управления понимается определенный вид
постоянно повторяющихся работ,
характеризующих одну из сторон управления.
Их возникновение явилось
Функции занимают определяющее место в теории менеджмента. Они непосредственно влияют на формирование структуры аппарата управления организации, позволяют выявить наиболее трудоемкие участки управленческой деятельности для последующей их автоматизации и механизации. Для реализации функции формируется информационная база управления, совершенствуются методы выполнения управленческой работы, выявляется профессиональный уровень работников.
Каждая из функции управления имеет специфические методы выполнения. Все функции взаимосвязаны между собой и в то же время относительно обособлены.
Исключение одной из функций нарушает ритмичность управленческого процесса. В то же время качественное улучшение одной из них не оказывает непосредственного влияния на качество выполнения других. Понятие функции управления многозначно, в связи, с чем их классифицируют по ряду признаков (рис. 1.2). [4]
Обобщение практики управления позволяет выделить следующие, наиболее часто представленные на самых различных предприятиях, функции:
________________________
4 Юкаева В. С. Указ.соч. – с. 28-29
Функция планирования предусматривает выполнение следующих действий:
Функция организации состоит в формировании структурных подразделений организации и установлении связей между ними, позволяющих работникам эффективно работать вместе для достижения задач организации. Осуществляя эту функцию управление выбирает методы воздействия субъектов на объекты, устанавливает полномочия различных элементов организации и взаимоотношения между ними, связывая в единую систему высшее руководство с низшими уровнями работающих.
Функция мотивации работников является ключевой в управлении. Она состоит в создании производственных условий, внутренне побуждающих работников к действиям, вытекающим из делегированных им полномочий. Для этого необходимо определение действительных потребностей работников (часто они заключены не только в повышении их доходов) и обеспечение удовлетворения этих потребностей через хорошую работу.
Функция контроля обеспечивает наблюдение за ходом работы, её соответствием принятым планам, существующим нормам, инструкциям, правилам.
Для эффективного выполнения этой функции необходимо:
• установить
стандарты — точное значение
параметров, которые должны быть
достигнуты в определенный
• измерение
фактически достигнутого
• коррекция отклонений от первоначальных целей вплоть до их полного пересмотра для придания им более реалистичного и соответствующего сложившейся ситуации характера.
Управление осуществляется с помощью основных исходных положений, правил, называемых принципами менеджмента, которыми руководствуются управляющие органы. В них отражается действие объективных законов и практика управления, а также определяются требования к конкретной системе, структуре и организации менеджмента. В соответствии с этими требованиями образуются органы управления, устанавливаются взаимоотношения между уровнями управления, между организациями и государством, применяются те или иные методы управления.
Французский горный инженер Анри Файоль
в начале XX века разработал принципы
управления, которые остаются по-прежнему
актуальными в современных
В их составе выделяются следующие:
1. Власть неотделима
от ответственности, что
2. Разделение
труда — предполагает
3. Дисциплина
обязательна для всех — каков
руководитель, таков и коллектив.
Количество недостатков
4. Единство распоряжения — управленческое воздействие должно исходить от одного лица.
5. Подчиненность
индивидуальных интересов
6. Справедливость
вознаграждения —
7. Устойчивость кадров — стабильность кадров признак хорошего руководства.
8. Порядок во всем — материальный (каждая вещь на своем месте) и социальный (каждый работник на своем месте).
9. Единство
руководства — проведение
10. Корпоративный
дух — нацеленность всего
Современные литературные источники, не отвергая ранее сформулированные принципы, дополняют менеджмент как науку следующими принципами:
• направленность действий в сфере управления на достижение конкретных целей;
• обеспечение цели, результата и средств его достижения;
• комплексность процесса управления, включающего планирование, анализ, регулирование и контроль;
• единство перспективного и текущего планирования, обеспечивающего его непрерывность;
• контроль за
реализацией принимаемых
• многоплановое стимулирование творческой активности, успехов и достижений всего коллектива компании и каждого ее члена;
• индивидуальный
подход к каждому участнику
• заинтересованность работника в повышении своей квалификации, постоянной учебе и овладении новыми знаниями и сферами деятельности;
• ориентация на здоровый психологический климат в коллективе;
• гибкость организационной структуры управления, позволяющей решать функциональные и управленческие задачи.
В современных условиях чрезвычайно важным является принцип научной обоснованности управления. Научный подход в управлении необходим для комплексного учета объективных факторов экономического общества. Требование научной обоснованности управленческих решений может выполняться, если соблюдаются и такие принципы как системный подход к управлению, оптимальность и гибкость управления.
Применительно к низовым звеньям называют следующие принципы: определённая самостоятельность низовых звеньев, активизация инициативы работников и привлечение их к управлению, повышение квалификации, ответственности, дисциплины и сознательности кадров.
Все принципы управления следует рассматривать в их взаимосвязи и взаимной увязке.
Эффективно работающая организация предполагает единовременное функционирование всех стадий и направлений менеджмента, т. е. взаимосвязь их во времени и пространстве.
Эффективности работы всех отделов организации — главная задача менеджмента. Она включает рациональную организацию производственного процесса, развитие технико-технологической базы, эффективное использование живого труда (кадров), обеспечение творческой активности работников.
Под качеством менеджмента подразумеваются некие особенности, благодаря которым различается менеджмент в разных организациях. Оценка качества менеджмента – это выделение каждой такой особенности, измерение степени ее выраженности и соотнесение с другими особенностями для получения какой-то итоговой оценки.
Другими словами,
оценить качество менеджмента можно
только в том случае, если будет
оценена каждая составная часть
этого обобщающего понятия. А
для этого потребуется
Система управления – это люди, согласующие усилия других людей для достижения общего результата. Это то общее, что присутствует всегда и везде, где организация состоит из двух и более человек. При этом организация рассматривается в самом общем виде: это может быть политическая партия, армия, даже просто два человека, объединившие свои усилия ровно на 5 минут, – в любом из этих случаев присутствуют люди, которым предписано (или они берут на себя это сами) направлять других людей на достижение общих задач.
Информация о работе Управление как вид профессиональной деятельности