Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:16, курсовая работа
Для повышения качества управления персоналом необходимо решить ряд проблем, связанных с изменением в системе управления персоналом. В силу этого особую важность и практическую значимость приобретает повышение эффективности управления персоналом. До недавнего времени это понятие практически отсутствовало в управленческой практике, хотя в каждой организации существовала подсистема управления персоналом (отдел кадров), в обязанности, которой входили прием и увольнение работников, обучение и переподготовка кадров и т.д.
Введение
Для повышения
качества управления персоналом необходимо
решить ряд проблем, связанных с
изменением в системе управления
персоналом. В силу этого особую важность
и практическую значимость приобретает
повышение эффективности управления персоналом.
До недавнего времени
это понятие практически отсутствовало в
управленческой практике, хотя в каждой
организации существовала подсистема
управления персоналом (отдел кадров),
в обязанности, которой входили прием и
увольнение работников, обучение и переподготовка
кадров и т.д. Но отделы кадров, как правило, имели
низкий организационный статус, являлись
слабыми в профессиональном отношении.
Они были структурно разобщены с другими подразделениями,
которые выполняли функции управления
кадрами (отдел труда и заработной платы,
юридический отдел и др.). И, как следствие,
он не являлся ни методическим, ни информационными,
ни координирующими центром
В настоящее время
возрастает значимость деятельности государственных
служащих, государственной службы России,
которые решают сложные задачи государственного
управления. Поэтому проблемы, связанные
с управлением персоналом государственной
службы, приобрели особую актуальность.
Вопросы управления персоналом касаются
каждого руководителя независимо от того,
какие задачи и функции он выполняет в
учреждениях и организациях России.
Управление персоналом
должно все меньше основываться на административных
методах и все в большей степени ориентироваться
на осознанную кадровую политику, базирующуюся
на системе интересов государственного
служащего и органов государственного
управления. Поэтому необходимы новейшие
научные знания и эффективные технологии
в области управления человеческими ресурсами,
методы формирования и управления трудовым
коллективом, освоение инновационных
технологий работы с кадрами.
Нужны
новые подходы к таким
Решение указанных
проблем позволит повысить эффективность
кадрового обеспечения государственной
службы, пополнить органы государственного
управления и организации высококвалифицированными
специалистами, способными эффективно
трудиться в условиях демократического,
информационного общества, а также сформировать
современную систему правления персоналом
государственной службы.
Следовательно, формирование
эффективной системы управления персоналом
является одной из наиболее важных задач
современного управления. В данной дипломной
работе будут изложены методические основы
системы управления персоналом, принципы
и методы ее построения, оценка эффективности
ее работы, а также анализ отечественного
и зарубежного опыта построения систем
управления.
До последнего времени
само понятие «управление персоналом»
в нашей управленческой практике отсутствовало.
Правда, система управления каждой организации
имела функциональную подсистему управления
кадрами и социальным развитием коллектива,
но большую часть работ по управлению
кадрами выполняли линейные руководители
подразделений. Однако отделы кадров не
являются ни методическим, ни информационным,
ни координирующим центром кадровой работы.
Они, как правило, имеют низкий организационный
статус, являются слабыми в профессиональном
отношении. В силу этого они не выполняют
целый ряд задач по управлению персоналом
и обеспечению нормальных условий его
работы. Если в условиях командно-административной
системы эти задачи рассматривались как
второстепенные, то при переходе к рынку
они выдвинулись на первый план и в их
решении заинтересована каждая организация.
Данные особенности управления персоналом
на практике отражались и в научных работах
исследователей, для которых характерен
технический подход к управлению кадрами
(М.В. Грачев «Управление трудом», «Суперкадры»;
А.А. Дикарева «Социология труда»; В.М.
Зубов «Как измеряется производительность
труда»; А.Я. Кибанов «Комплексное проектирование
систем управления в машиностроении»).
Управление персоналом того периода касалось
в основном научной организации и нормирования
труда, производительности труда, разработки
рациональных режимов труда и отдыха,
«рациональной организации умственного
труда». Однако данные функции управления
не обеспечивали нормальных условий работы.
После перехода к рыночной
системе хозяйствования в научной литературе
по управлению персоналом происходит
своего рода «бум» - появляется множество
научно-исследовательских работ, различный
статей по управлению персоналом в новых
условиях. В настоящее время этой литературы
более чем достаточно. В ней освещается
«маркетинг рабочей силы» (В.В. Томилов),
«профессионализация и кадровая политика»
(А.И. Турчинов), «служба управления персоналом»
(П.Г. Бойдаченко), «конфликтология» (И.Е.
Ворожейкин), «управление рабочим временем»
(В.К. Гупалов), «поиск и отбор персонала»
(М.И. Королевский), «технология карьеры»
(В.А. Поляков), «кадровые нововведения»
(Б.М. Смирнов) и многое другое. Таким образом,
литература очень разнообразна. Однако
большинство источников не имеют системного изложения
материала, либо имеют низкое качество.
Среди авторов, наиболее полно и комплексно
освещающих проблемы управления персоналом,
вопросы, имеющие ключевое значение для
специалистов по управлению персоналом:
теорию управления человеческими ресурсами,
методологию управления персоналом и
формирования системы управления персоналом
организации, стратегическое управление
персоналом и планирование кадровой работы,
технологию управления персоналом и его
развитием, а также вопросы управления
поведением персонала организации и оценки
результатов его деятельности, необходимо
отметить А.Я Кибанова, М.В. Грачева, В.А.
Дятлова, Ю.Д. Красовского, Э.Е. Старобинского,
В.В. Травина, С.В. Шекшню.
В этих условиях особую
актуальность приобретает построение
системы управления персоналом, т.е. одинаковое
развитие в организации всех функций управления
человеческими ресурсами, а также разработка
мероприятий по их совершенствованию.
Целью выполнения дипломной
работы является анализ системы управления
персоналом в Органе управления Министерства
РФ по налогам и сборам по Новосибирской
области и определение мероприятий по
ее совершенствованию.
Предметом анализа
выступает система управления персоналом.
Объектом анализа является
государственная служба (Орган управления
Министерства РФ по налогам и сборам).
Согласно федеральному закону N 119-ФЗ "Об
основах государственной службы Российской
Федерации" государственная гражданская
служба, к которой относится налоговая
служба, представляет собой «профессиональную
служебную деятельность граждан на должностях
государственной гражданской службы по
обеспечению полномочий федеральных государственных
органов, государственных органов субъектов
Российской Федерации, и лиц, замещающих
государственные должности субъектов
Российской Федерации». В соответствии
с данным федеральным законом одним из
основных принципов построения и функционирования
системы государственной гражданской
службы является профессионализм и компетентность
государственных служащих. Для того чтобы
реализовать этот принцип на практике,
в системе государственной налоговой
службы необходимо создать такую подсистему
управления персоналом, которая обеспечивала
бы ее профессиональными и компетентными
служащими, включала бы в себя эффективное
управление конкурсным отбором и развитием
персоналом налоговой службы. В настоящей
работе и поставлена цель создания подобной
системы.
Основными задачами
дипломной работы являются:
· рассмотрение теоретических
и методологических основ системы управления
персоналом организации;
· проведение анализа
системы управления персоналом УМНС по
Новосибирской области;
· предложение направлений
совершенствования системы управления
персоналом в УМНС по Новосибирской области.
В процессе исследования
системы управления персоналом в государственной
службе используются различные методы:
анализ, экономико-статистические методы,
методы аналогии, а также метод экспертных
оценок.
Структура работы полностью
соответствует очередности поставленных
задач. В первой главе представлены теоретические
исследования системы управления персоналом,
рассмотрены: понятия системы управления
персоналом, ее цели и функции, организационная
структура, кадровое обеспечение, нормативно-методологическое,
правовое обеспечение и технологическое
обеспечение. Здесь также будут рассмотрены
тенденции развития систем управления
персоналом, современная концепция кадровых
служб.
Вторая глава представлена
анализом существующей системы управления
персоналом в УМНС по Новосибирской области.
В третьей главе рассмотрены
пути улучшения системы управления персоналом
Органа управления Министерства РФ по
налогам и сборам.
1. Теоретические и
1.1 Понятие и цели системы управления персоналом
Без управления людьми
не может существовать ни одна организация.
Без квалифицированных кадров организация
не сможет достичь своих целей. Не оспорим
тот факт, что доходы любой фирмы в первую
очередь зависят от того, насколько профессионально
работают в ней специалисты.
Персонал как объект
управления имеет собственные свойства
(организационно-структурные, психологические
и др.), требующие умелого учета в практической
работе [27, с.114].
Управление персоналом
(УП) направлено на достижение эффективной
деятельности организации и справедливости
взаимоотношений между работниками. Гибкая
организация труда, самоорганизация работника
и групп трудящихся, их сознательное становится
отправной точкой создания систем управления
человеческими ресурсами.
В таблице 1.1 представлены
основные элементы системы управления
персоналом. В ней также приводится сравнительная
характеристика различных подходов к
управлению персоналом.
Таблица 1.1. Структура основных
элементов, формирующих систему управления персоналом
[8, с.14]
Содержание
элементов |
Классический подход к управлению персоналом |
Современный подход к управлению персоналом |
1 |
2 |
3 |
Ресурсы фирмы |
Физический и денежный капитал |
Физический
и денежный капитал |
Расходы на персонал |
Прямые затраты |
Долгосрочные инвестиции |
1 |
2 |
3 |
Привлечение персонала на фирму |
Денежный стимул |
Активный
поиск |
Расходы на обучение |
Минимальные |
Определяются по принципу «затраты - выгода» |
Формы обучения |
На рабочем месте |
Вне фирмы, включая общее образование |
Социальная инфраструктура |
Отсутствует |
Формируются отдельные компоненты по принципу «затраты - выгода» |
Стиль руководства |
Авторитарный |
Определяется ситуацией |
Организация труда |
Индивидуальная |
Индивидуальная |
Регламентация исполнителя |
Жёсткая |
Разная степень свободы в организации труда |
Мотивация к труду |
Индивидуальная |
Сочетание
морально- экономических стимулов,
использование различных |
Горизонты (сроки) планирования |
Краткосрочный |
Период жизненного цикла человеческих ресурсов |
Функции кадровых служб |
Преимущественно учетные |
Преимущественно
аналитические и |
Из таблицы видим,
что в современном управлении
произошло смещение акцента с
административно-
Такая смена ориентиров
в управлении персоналом имела длительную
предшествующую эволюцию общего менеджмента
организации. Одна из первых концепций
управления персоналом базируется на
постулатах «школы научного управления»,
в которых один из главных принципов -
минимизация вложений в наёмную силу.
В 70-х годах появилась концепция «человеческих
ресурсов управления», возникшая в результате
синтеза школ «человеческих отношений»
и «поведенческих наук», что позволило
признать экономическую целесообразность
капиталовложений в рабочую силу [14, с.115].
При таком подходе прослеживается прямая
зависимость величины дохода от индивидуальной
производительности работника, его творческого
подхода и самореализации.
Применение концепции
«человеческих ресурсов» требует осуществления
кадрово-образовательной политики на
уровне корпорации и государства. Корпорация
представляет собой социотехническую
систему. Этот подход позволяет представить
корпорацию как совокупность двух систем:
технической и социальной, которые осуществляют
принципиально отличные функциональные
действия.
Действия технической
системы предсказуемы и контролируемы,
так как представляют собой реакцию объекта
управления на полученную от органа управления
команду.
Социальная (личностная,
человеческая) подсистема связана с поступками
и реакциями людей на команды управления,
которые не могут быть однозначными и
предсказуемыми. Эффективность действия
данной подсистемы изначально связана
с подбором кадров, т.е. кадровой политикой.
Управление человеческими
ресурсами - главная функция любой фирмы
и рассматривается как система организации
и управления процессами отбора, обучения
и оценка кадров, являясь подсистемой
в обще корпорационной структуре. Управление
человеческими ресурсами само представляет
собой сложную систему, которая представлена
в приложении 1 [35, с.64] На данной схеме в
приложении можно увидеть комплексную
систему управления персоналом, состоящую
из объектов и процессов. А как схему процессов
по управлению персоналом данную систему
можно представить следующим образом
(рис.1.1.).
Рис.1.1 Схема основных процессов
работы с персоналом [10, с.20]
По своему содержанию
организационная и социально-экономическая
основа системы управления персоналом
включает в себя:
· установление четкого
порядка и регламента определения целей
и постоянное уточнение перспективных
и текущих задач, стоящих перед подразделением
в целом, а также перед каждым функциональным
органом управления и структурным звеном;
· формирование и постоянное
совершенствование организационной структуры
управления, связанное с уточнением количества
подразделений и функциональных органов
управления, положений, регулирующих деятельность,
формальных, регламентированных правовыми
актами связей между ними, профессиограмм
для каждого должностного лица, включая
должностные инструкции и модели должностей;
· непрерывное улучшение
условий, определяющих уровень организации
труда работников (повышение степени ответственности,
обогащение труда, совершенствование
организации труда и обслуживания рабочих
мест и др.);
· постоянное совершенствование
экономической деятельности подразделения,
создание наиболее благоприятных условий
для оптимального сочетания коллективных,
индивидуальных интересов с интересами
организации, путём постоянного обновления
систем и норм стимулирования;
· прогнозирование
и планирование потребности в кадрах,
квалификация и деловые качества которых
отвечали бы предъявляемым требованиям,
и пути обеспечения ими государственной
службы.
Каждое из перечисленных
направлений входит в функциональные
обязанности конкретных органов управления,
но координирует и направляет их работу
служба по управлению персоналом.
Глобальная цель управления
персоналом, как считает Н.П. Беляцкий,
состоит в формировании, развитии и реализации
с наибольшей эффективностью кадрового
потенциала организации [4, с.22]. Это означает
улучшение работы каждого сотрудника
с тем, чтобы он оптимальным образом наращивал
и использовал свои трудовой и творческий
потенциал и благодаря этому содействовал
достижению общей цели, а также поддерживал
деятельность других сотрудников в этом
направлении. Для достижения этой основной
цели реализуется ряд локальных, представляющих
собой цели-средства.
Среди целей, сформированных
по факторному признаку, следует выделить
целевое обеспечение общих функций управления,
которые действуют на всех уровнях управления:
· планирование (координация
ожидаемых результатов и способов их достижения);
· организация и регулирование
(координация действий для достижения
результата);
· учёт и контроль (получение
информации о достижении результатов);
· стимулирование (распределение
финансовых ресурсов между всеми звеньями
и объектами).
Система целей для управления
персоналом рассматривается двояко. С
одной стороны, она должна отвечать на
вопрос: каковы конкретные потребности работников,
удовлетворение которых они в праве требовать
у администрации. С другой стороны, система
должна определить: какие цели ставит
перед собой администрация по использованию
персонала и какие для этого необходимо
создать условия. Эти цели не должны быть
противоречивыми.
Система целей служит
базой для определения состава функций
управления. Для формирования функций
необходимо выявление их объектов и носителей.
Носителями функций управления выступают:
руководство органа, заместители руководителей,
руководитель службы управления персоналом
или заместитель директора по кадрам,
специализированные подразделения по
управлению персоналом и специалисты
по управлению персоналом (они также одновременно
являются и носителями и объектами). Объектом
управления являются персонал организации.
Современная концепция
управления персоналом склоняется к приоритетности
передачи большого объёма управленческих
функций непосредственным руководителям
того или иного коллектива. При этом они
должны получать необходимую профессиональную
и методическую помощь.
Общей и главной задачей
управления персоналом является обеспечение
соответствия качественных и количественных
характеристик персонала целям организации.
Качественные характеристики:
- способности (уровень
образования, объём знаний, профессиональные
навыки, опыт работы);
- мотивация (круг профессиональных
и личных интересов, стремление достичь
чего- либо);
- личные качества, влияющие
на выполнение профессиональной роли.
Система управления
персоналом – это совокупность элементов
(цели, функции, кадры, технические средства,
информация, методы организации деятельности
и управления), формирующих кадровый комплекс
организации.
Субъектами системы
управления персоналом являются: директор
организации, его заместитель, а также
различные отделы и входящие в них специалисты
службы управления персоналом. На рисунке
1.2 представлена схема современной организационной
структуры системы управления персоналом
организации.
Служба управления
персоналом решает ряд задач, которые
можно разделить на основные и дополнительные.
К основным относятся:
· разработка кадровой
концепции, кадровой политики, предоставление
кадровых систем и инструментов;
· оформление трудовых
взаимоотношений;
· набор, условия принятия
на работу, отбор, определение требований
и задач вакантных должностей, проведение
собеседования планирование карьеры;
· подготовка, переподготовка
и повышение квалификации;
· выявление социальной
напряжённости и её снятие;
· анализ рабочего места и
рабочих процессов;
· оценка результативности
труда работников;
· консультирование
и поддержка руководящих работников;
· соучастие в принятии
решений по кадровым вопросам и т.п.
Рис1.2 Схема современной
организационной структуры системы управления
персоналом организации
Дополнительные задачи:
охрана туда и техника безопасности, расчёт
и выплата заработной платы, оказание
различного рода услуг (например, информирование,
решение социальных проблем людей и проч.).
Итак, концепция управления
персоналом является концентрированным
выражением методологии менеджмента в
той ее существенной части, которая составляет
содержание социально-экономической стороны
управления организацией и имеет непосредственное
отношение к человеку.
Под организационной
структурой управления организацией понимается
соотношение полномочий, функций, прав,
обязанностей, ответственности между
управленческими звеньями, проявляющееся
посредством информационных связей между
ними и воздействующие на результат их
деятельности.
Структура управления
организацией даёт представление о её
подразделениях, службах и отдельных должностных
лиц, их специализации, соподчиненности
и взаимосвязи.
Большую часть организационных
структур механистического (бюрократического)
типа можно разделить на две категории:
функциональные и дивизионные структуры
[23, с.112]. Функциональные структуры строятся
на основе группировки работников в отделы
по функциональному признаку; дивизионные
структуры – по географическому или продуктовому
признаку. В последнее время наибольший
интерес представляет комбинированная
или матричная структура.
На схеме 1.3 представлена
структура отдела кадров близкая к идеальному
варианту для организации внутри среднего
или крупного предприятия любой организационно-правовой
формы [39, с.7].
В последнее время идёт
поиск оптимальных структур внутри организации,
разрабатываются различные модели организационных
структур.
Рис. 1.3 Организационная
структура отдела кадров
Сектор найма рабочей силы |
Сектор подготовки и продвижения персонала | ||
Планирование |
Разработка
программ обучения | ||
Сектор стимулирования и оплаты труда |
Сектор изучения кадров, оценки кадров | ||
Анализ
трудовых процессов |
Анализ
качества трудовой жизни, степени удовлетворения
важнейших личных потребностей через
деятельность в организации | ||
Сектор трудовых отношений |
|||
Изучение
социальной напряжённости |
|||
Сектор стратегического управления персоналом |
Сектор профориентации и адаптации | ||
Разработка
стратеги управления персоналом для
достижения целей организации |
Профориентация
в коллективе | ||
Сектор охраны труда и техники безопасности |
|||
Группа
медицинского обслуживания персонала |
Современная система
управления, чтобы быть эффективной,
должна отвечать трём главным требованиям:
· должна быть эффективна;
· регулярно обновляться;
· обеспечивать умеренную
чувствительность к изменению внешней
среды.
При этом форма организации,
по мнению А.О. Блинова, должна опираться
на три базовых блока, каждый из которых
должен отвечать одному из требований.
Для обеспечения эффективности имеется
блок «устойчивости»; для осуществления
регулярной обновляемости - блок «предприимчивости»;
а чтобы обеспечить профилактику окостенения
- блок «ломки привычек» (систематическое
переключение внимания персонала на новые
задачи) [5, с.49]. Система управления должна
быть готова к постоянным реорганизациям,
т.е. готова регулярно «отпочковывать»
новые отделения, перераспределять ресурсы
для увеличения эффективности, привлечь
таланты и объединить их проектные группы.
Подразделения, носители
функции управления персоналом - рассматриваются
в широком смысле как служба управления
персоналом. Конкретное место и роль этой
службы в общей системе управления организацией
определяются местом и роль каждого специализированного
подразделения по управлению персоналом
и организационным статусом его руководителя.
Этот организационный статус подтверждается
набором полномочий и ответственности,
закреплённых документально. Кадровая
служба занимает определённое положение
в организационной структуре. Ёе авторитет
зависит от уровня профессиональной подготовки
сотрудников, полезности службы, степени
влияния на кадровые процессы.
Возглавляет службу
управления персоналом менеджер или директор
по кадрам. На каждого работника службы
разрабатывается должностная инструкция.
Статус кадровой службы должен быть закреплён
юридическим документом «Положение об
отделе кадров».
Под кадровым обеспечением
системы управления понимается необходимый
количественный и качественный состав
работников службы кадров организации.
Расчёт потребности в кадрах зависит от
целей и уровня планирования.
К качественным характеристикам
относят: уровень образования, умения
и навыки, опыт работы в кадровых службах,
личностные характеристики, которые должны
соответствовать занимаемой должности
[38, с.28]. В состав кадровых служб могут
входить юристы, психологи, экономисты,
социологи и т.д. Разумеется, кадровой работой
могут заниматься и специалисты другого
профиля, но для эффективной работы им
нужна основательная специальная подготовка
В последнее время в
России изменяется отношение к кадровым
работникам и их участию в планировании
и развитии организации. Больше внимания
стало уделяться профессиональной подготовке
персонала, его непрерывному обучению.
Кадровая служба –
основной элемент системы управления
персоналом. Для того, чтобы она функционировала
более эффективно, необходимо оптимизировать
ее организационную структуру, а также
количественный и качественный состав.
При расчёте численности
работников в государственном органе
по налогам и сборам учитываются региональные
особенности: размеры территории и ее
экономический потенциал, количество
налогоплательщиков и их социально-демографические
характеристики и другие обстоятельства.
К сожалению, до настоящего
времени эффективных общепризнанных методов
определения потребности в кадрах управления
в разрезе должностей и специальностей
ещё не разработано. Организация самостоятельно
определяет численность работников по
функциям управления, их профессиональному
составу. При этом могут использоваться
следующие методы [14]:
· на основе многофакторного
анализа функционального разделения управленческого
труда; выбирается 1-2 существенных фактора,
а затем с помощью корреляционного анализа
выводится математическая формула, выражающая
зависимость между численностью персонала
данной функциональной группы и действующими
факторами;
· экономико-математические
методы на основе построения экономических
моделей, которые выводятся из действия
реального механизма явлений и тем самым
обеспечивает адекватное отражение содержательного
процесса. Применение пока ограничено;
· сравнительный метод,
при котором на базе состава кадров специалистов
в развитой хозяйственной системе составляются
планы потребности в специалистах для
менее развитой системы. Предпринимаются
попытки использования этого метода на
основе формирования однородных групп
организаций и выделение в них типовых
или передовых организаций;
· штатно-номенклатурный
метод основан на обязательном учёте таких
факторов, как намеченное развитие производства,
типовые штаты, структура подразделений
и т.п.;
· метод расчёта по
насыщенности. Насыщенность специалистами
по кадрам определяется с помощью коэффициента
насыщенности. Он исчисляется путём деления
числа специалистов по УП на каждые 100 или
1000 рабочих и служащих, занятых в организации;
· экспертный метод
основан на учёте мнений группы специалистов,
суждения которых базируются на их профессиональной
· метод прямого расчёта
- определение численности исходя из расчёта
необходимых затрат на реализацию управленческих
функций;
· наиболее распространён
расчёт через трудоёмкость (затраты труда
или времени).
В настоящее время разработаны
типовые нормы на подготовку и оформление
документов по делопроизводству. Зная
трудоёмкость можно определить численность
отдела (Ч):
,
где Ч – численность
отдела;
Т - общая трудоёмкость
всех работ, выполняемых за год в отделе
кадров, чел-часов;
К - коэффициент, учитывающий затраты
времени на выполнение работы, не предусмотренных
в общей трудоёмкости;
Фп - полезный фонд рабочего
времени одного работника за год, час (равен
1910 часов).
Для определения численности
персонала кадровой службы целесообразно
использовать в качестве примерных нормативы
времени на работы по комплектованию и
учёту кадров, которые были разработаны
Министерством труда СССР в 1991 г. Они, безусловно,
устарели, но, тем не менее, их можно использовать
как ориентиры и как образец одной из методик,
которую можно использовать с обязательной
корректировкой, с учётом реальных поставленных
задач и функций кадровой службы.
За рубежом численность
работников определяется исходя из норм
обслуживания, которые характеризуют
количество объектов (т.е. работников организации)
обслуживаемых одним работником службы
УП. В разных странах сложилось следующее
соотношение [2, с.17]:
· в США на 100 работающих
в организации приходится 1 работник кадровой
службы;
· в Германии на каждых
130-150 работающих – 1 работник;
· во Франции на каждых
130 работающих – 1 работник;
· в Японии на каждых
100 работающих – 2.7 работника.
Указанные соотношения
являются средними и могут существенно
отличаться по отраслям, секторам и сферам
деятельности.
В заключение первого
параграфа сделаем следующие выводы.
Управление человеческими
ресурсами является главной функцией
любой фирмы и рассматривается как система
организации и управления процессами
отбора, обучения и оценки кадров, являясь
подсистемой в обще корпорационной структуре.
Данная система состоит из совокупности
элементов (целей, функций, кадров, технических
средств, информации, методов организации
деятельности и управления), формирующих
кадровый комплекс организации. Субъектами
системы управления персоналом выступают
директор организации, его заместитель,
а также различные отделы и входящие в
них специалисты службы управления персоналом.
1.2 Нормативно-методическое и
Нормативно-методическое
обеспечение системы управления
персоналом — это совокупность документов
организационного, организационно-методического,
организационно-
Нормативно-методическое
обеспечение создает условия для эффективного
процесса подготовки, принятия и реализации
решений по вопросам управления персоналом.
Оно состоит в организации разработки
и применения методических документов,
а также ведении нормативного хозяйства
в системе управления персоналом.
Нормативно-методические
материалы группируются по их содержанию.
Различают нормативно-справочные документы;
документы организационного, организационно-
Документы второй группы
регламентируют задачи, функции, права,
обязанности подразделений и отдельных
работников системы управления персоналом;
содержат методы и правила выполнения
работ по управлению персоналом. Например,
Гражданский кодекс, КЗоТ, руководящие
документы (положения, инструкции, правила)
Минтруда и других государственных органов,
приказы, положения, инструкции, издаваемые
руководителем организации или соответствующим
подразделением по вопросам труда, численности и
оплаты труда и т.п.
Документы технического,
технико-экономического и экономического
характера содержат правила, нормы, требования,
регламентирующие стандарты всех категорий
и видов. Нормы планировки помещений и
рабочих мест, стандарты, технические
установки, тарифные ставки, коэффициенты
доплаты; бизнес-план, смета затрат на
производство, типовые нормы времени,
различные отчёты, система стандартов
по технике безопасности и прочее.
Важнейшим внутренним
организационно-
Рис. 1.4 Структура положения
об отделе, службе
На основе типовых документов
с учётом особенностей организации работники
службы управления персоналом разрабатывают
документы для внутреннего пользования.
Так, важными организационно-
В распоряжении кадровой
службы также находятся все нормативные
акты, на основании которых составляются
документы внутреннего пользования:
· коллективный договор;
· правила внутреннего
трудового распорядка;
· положения о подразделениях
(отделах, службах, группах);
· и др.
Важнейшим организационным
документом является Коллективный договор,
разрабатываемый при непосредственном
участии подразделения службы управления
персоналом. Коллективный договор - это
соглашение, заключаемое трудовым коллективом
и администрацией по урегулированию их
взаимоотношений в процессе производственно-хозяйственной
деятельности на календарный год.
К документам организационно-методического
характера относятся те, которые регламентируют
выполнение функций по управлению персоналом.
Сюда входят:
1. Положение по формирования
кадрового резерва в организации;
2. Положение по организации
адаптации работников;
3. Рекомендации по организации
подбора и отбор персонала;
4. Положение по урегулирования
взаимоотношений в коллективе;
5. Положение по оплате
и стимулированию труда;
6. Инструкция по соблюдению
правил техники безопасности и др.
Основополагающим документом
в кадровой службе является должностная
инструкция – документ, регламентирующий
деятельность в рамках каждой управленческой
должности и содержащий требования к работнику,
занимающему эту должность. Она может
быть составлена на основе типовых требований
к должности, содержащихся в Квалификационном
справочнике должностей руководителей,
специалистов, служащих, но с учётом особенностей
организации и социально-экономических
условий.
Правовое обеспечение
состоит в использовании средств и форм
юридического воздействия на персонал
с целью достижения эффективной деятельности
организации.
Основные задачи правового
обеспечения:
- правовое регулирование
трудовых отношений, складывающихся между
работодателем и наёмным работником;
- защита прав и законных
интересов работников, вытекающих из трудовых
отношений;
- соблюдение, исполнение
и применение норм действующего законодательства
в области труда, трудовых отношений;
- разработка и утверждение
локальных нормативных актов организационного,
организационно - распорядительного и
экономического характера;
- подготовка предложений
об изменении действующих или отмена устаревших
и фактически утративших силу нормативных
актов, изданных в организации по трудовым,
кадровым вопросам.
Осуществление правового
обеспечения в организации возлагается
на её руководителей и других должностных
лиц (в пределах предоставляемых им прав
и полномочий при осуществлении ими организационно-
Головным подразделением
по ведению правовой работы является юридический
отдел (если размеры организации позволяют
создать такой отдел). Однако специфика
кадровых служб включат в себя повседневное
осуществление работ, связанных с приёмом,
увольнение и переводом работников. Всё
это требует определённых юридических
знаний, чтобы обеспечить чёткое урегулирование
прав и обязанностей всех участников трудовых
отношений.
Устанавливаются правовые
нормы централизованного или локального
характера. К актам централизованного
характера относится КЗоТ РФ, постановления
правительства, акты Минтруда РФ, Законы
РФ: «О коллективных договорах и соглашениях»,
«О занятости населения», «О порядке разрешения
коллективных споров» и др. К актам локального
регулирования правоотношений относятся
приказы руководителя, положения о подразделениях,
должностные инструкции прочие внутренние
документы.
Основные задачи юридического
отдела в этой области таковы:
а) разработка проектов
нормативных актов организации;
б) правовая экспертиза
нормативных актов, разработанных в системе
управления персоналом, на соответствие
требованиям законодательства и их визирование;
в) организация систематического
учёта и хранения законодательных и нормативных
актов, поступающих в организацию и издаваемых
ею;
г) информирование подразделений
и служб о действующем законодательстве
о труде;
д) разъяснение действующего
трудового законодательства и порядок
его применения.
В систему нормативных
актов о труде входят соглашения генеральные,
отраслевые (тарифные), специальные (региональные),
коллективные договоры и другие правовые
акты, применяемые непосредственно в организации.
Правовые акты ненормативного
характера - это распоряжения и указания,
которые могут издавать руководители
службы управления персоналом и всех её
подразделений.
Основные законодательные
акты, регулирующие трудовые отношения:
1. Гражданский кодекс;
2. Кодекс законов о
труде (в редакции от 25 сентября 1992г.);
3. Закон РФ «О коллективных
договорах и соглашениях»;
4. Закон РФ «О занятости
населения в РФ»;
5. Закон РФ «О порядке
разрешения коллективных трудовых споров
(конфликтов)»;
6. Указ президента РФ
«О социальном партнёрстве и разрешении
трудовых споров (конфликтов)» и др.
Под технологическим обеспечением
системы управления персоналом понимается
разработка принципов и методов управления
персоналом.
Принципы управления
- основополагающие идеи, закономерности
и правила поведения руководителей по
осуществлению управленческих функций.
Можно выделить три фактора,
оказывающих воздействие на построение системы
УП:
1) иерархическая структура
организации - отношения власти подчинения,
давление на человека сверху с помощью
принуждения, контроля над распределением
материальных благ;
2) культура, т.е. вырабатываемые
обществом, коллективом совместные ценности,
социальные нормы, установки поведения,
которые регламентируют действия личности,
заставляя индивида вести себя так, а не
иначе без видимого принуждения;
3) рынок, т.е. сеть равноправных
отношений, основанных на купле - продаже
трудовых ресурсов, отношениях собственности
и прочего.
В современном менеджменте
различают две группы принципов построения
системы УП.
- принципы, характеризующие
требования к формированию системы управления
персоналом;
- принципы, определяющие
направление развития системы УП, которые
представлены в приложении № 2.
Наука и практика управления
разработали инструментарий (методы) изучения
состояния действующей системы УП организации,
обоснования и реализация новой системы.
Рассмотрим эти методы.
Системный анализ служит
методическим средством подхода к решению
проблем совершенствования порядка управления
персоналом. Системный подход ориентирует
исследователя на раскрытие такого порядка
управления персоналом в целом и составляющих
его компонентов: целей, функции, организационной
структуры, кадров, технических средств
управления, информацией, методов управления
людьми, управленческих решений; на выявление
различных типов связей этих компонентов
между собой и внешней средой и сведение
их в целостную единую картину. Системный
подход подчёркивает целостность и интеграцию
различных элементов организации, обеспечивает
основу для достижения взаимопонимания
между руководителями и подчинёнными.
Системный анализ позволяет
руководителю понять ситуацию и внести
соответствующие изменения для достижения
наивысшей эффективности. Системный подход
даёт лучшую основу для чёткого распределения
власти и ответственности при выполнении
различных работ.
Метод декомпозиции позволяет
Метод последовательной
подстановки позволяет изучить влияние
на формирование системы управления персоналом
каждого фактора в отдельности, под действием
которых сложилось её состояние, исключая
действия других факторов.
Метод сравнений позволяет
сопоставить существующую систему управления
персоналом с подобной же - передовой организации,
с нормативным состоянием или с состоянием
в прошлом периоде.
Динамический метод предусматривает
расположение данных в динамическом ряду
и исключение из него случайных отклонений.
Тогда ряд отражает устойчивые тенденции.
Этот метод используется при исследовании
количественных показателей, характеризующих
систему управления персоналом.
Метод структуризации предусматривает
количественное и качественное обоснование
целей организации в целом и системы управления
персоналом с точки зрения соответствия
задачам организации.
Экспертно - аналитический
метод совершенствования систему управления
персоналом основывается на привлечении
высококвалифицированных специалистов
по управлению персоналом, управленческого
персонала предприятия к процессу совершенствования.
Нормативный метод
предусматривает применение системы принципов,
которые определяют состав и содержание
функций по управлению персоналом, численность
работников по функциям, тип организационной
структуры, критерии построения структуры
аппарата управления организацией в целом
и системы управления персоналом (норма
управляемости, степень централизации
функций, количество ступеней управления,
число звеньев, размеры подразделения,
порядок подчинённости и взаимосвязи
подразделений), разделение и кооперацию
труда управления персоналом организации.
Параметрический метод.
Задача этого метода - установление функциональных
зависимостей между параметрами элементов
производственной системы и системы управления
персоналом для выявления степени их соответствия.
В последнее время при
совершенствовании системы управления
персоналом начали применять метод функционально
- стоимостного анализа. Он позволяет выбрать
такой вариант построения системы управления
персоналом или выполнение той или иной
функции управления персоналом, который
требует наименьших затрат и является
наиболее эффективным с точки зрения конечных
результатов. Такой метод способствует
выявлению лишних или дублирующих функций
управления, функций, которые по тем или
иным причинам не выполняются, определению
степени централизации и децентрализации
функций управления персоналом.
Метод творческих совещаний предполагает
коллективное обсуждение направлений
развития системы управления персоналом
группой специалистов и руководителей.
Метод коллективного
блокнота («банка» идей) позволяет сочетать
независимое выдвижение идей каждым экспертом
с последующей их коллективной оценкой
на совещании по поиску путей совершенствования
системы управления персоналом.
Метод 6-5-3 предназначен
для систематизации процесса нахождения
идей по развитию системы управления персоналом.
Суть этого метода заключается в том, что
каждый из 6 членов экспертной группы излагает
на бумаге по три идеи и передаёт их остальным
членам группы, те, в свою очередь, на основе
уже предложенных вариантов пишут ещё
по три и т. д. По окончанию этой процедуры
на каждом из 6 листов будет записано по
18 вариантов решений, а всего будет 108.
Наибольший эффект
и качество системы управления персоналом
достигаются в том случае, когда применяется
система методов в комплексе. Это позволяет
взглянуть на объект совершенствования
со всех сторон, что помогает избежать
просчётов.
Методы управления
- это совокупность приёмов и способов
воздействия на объект управления для
достижения поставленных целей, т.е. способы
воздействия на коллектив и отдельных
работников с целью осуществления координации
их деятельности в производственном процессе.
Методы подразделяются
на три группы [35, с.76] (рис.1.5):
· организационно-
· экономические, обусловленные
экономическим стимулами;
· социально-психологические,
применяемые с целью повышения социальной
активности работников.
Административные -
возможны три формы проявления этого метода:
· обязательное предписание
(приказы, запрет);
· согласительные (консультация,
разрешение компромисса);
· рекомендации, пожелания
(совет, разъяснение, пожелание).
Организационное воздействие
на структуру управления осуществляется
путём организационного регламентирования,
нормирования, инструктирования.
Распорядительное воздействие
на коллектив или личность предполагает
подчинение, которое бывает трёх типов:
- вынужденное или внешне
навязанное (сопровождается чувством
зависимости и принимается как нажим сверху);
- пассивное (удовлетворение,
вызванное освобождением от принятия самостоятельных
решений);
- осознанное, внутренне
обоснованное подчинение.
Рис.1.5 Система методов управления
персоналом
Прямые воздействия
могут усилить пассивность персонала
и или привести к скрытому неповиновению.
Поэтому наиболее эффективны косвенные
методы воздействия, которые осуществляются
посредством постановки задач и создания
стимулирующих условий.
Экономические методы
выступают в следующих формах: планирование,
анализ, предоставление экономической
самостоятельности. Это вызывает материальную
заинтересованность работников результатами
своего труда.
Социально-психологические
методы - совокупность специфических способов
воздействия на личностные отношения
и связи, возникающие в трудовых коллективах.
Для наибольшей эффективности воздействия
необходимо знать психологические особенности исполнителей,
социально - психологические характеристики
коллективов; использовать приёмы, которые
носят личностный характер (личный пример,
авторитет, убеждение, соревнование, ритуалы,
культура и прочее). Приёмы и способы социально
- психологического воздействия определяются
компетентностью и способностью руководителя.
Все методы связаны
между собой.
Технологическое обеспечение
системы управления персоналом включает
проектирование системы управления персоналом,
к которому необходимо подходить с позиции
системного подхода.
Системный подход при
проектировании системы УП всех уровней
иерархии позволяет комплексно подойти
к решению этой проблемы. Проектируются
все функциональные и целевые подсистемы,
подсистемы обеспечения управления, подсистема
линейного руководства. Проектируются
взаимосвязи всех компонентов целостной
системы между собой и внутри системы,
а также с внешней средой.
Таким образом, методологической
основой построения системы управления
персоналом должен стать системный подход
к внутрифирменному использованию человеческого
фактора. Он подразумевает, что подсистема
управления персоналом тесно взаимодействует
с другими подсистемами – финансовой,
инновационной, инвестиционной, стратегического
планирования, производственной, сбытовой.
Процесс разработки
и внедрения проекта системы управления
персоналом состоит из трёх стадий: предпроектная
подготовка, проектирование и внедрение
[35, с.82].
Структурное местоположение
кадровой службы различно в зависимости
от степени развития и особенностей организации.
Выделяют несколько вариантов [35, с.99-101].
Более подробно структурное проектирование
службы управления персоналом рассмотрим
в главе предложений по совершенствованию
системы управления персоналом настоящей
работы.
Изменяющиеся условия
хозяйствования увеличивают потребность
в совершенствовании системы управления
персоналом. Как уже отмечалось ранее,
в России назрела необходимость совершенствования
и развития системы управления персоналом.
С этой целью необходимо глубже изучать
зарубежный опыт, адаптируя его к национальным
особенностям.
Прежде чем перейти
к конкретным рекомендациям необходимо чётко
определить принципы управления организацией.
При этом приведём сравнительный анализ
устаревших и современных принципов управления
в табл.1.2.
Таблица 1.2. Принципы
управления организацией [8, с.514]