Управление персоналом

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 16:16, курсовая работа

Краткое описание

Для повышения качества управления персоналом необходимо решить ряд проблем, связанных с изменением в системе управления персоналом. В силу этого особую важность и практическую значимость приобретает повышение эффективности управления персоналом. До недавнего времени это понятие практически отсутствовало в управленческой практике, хотя в каждой организации существовала подсистема управления персоналом (отдел кадров), в обязанности, которой входили прием и увольнение работников, обучение и переподготовка кадров и т.д.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Введение.doc

— 712.50 Кб (Скачать файл)

3.3 Совершенствование процедуры  аттестации персонала

В проведении аттестации персонала принимают  участие не только сотрудники кадровых службы, ни и руководители (начальники) отделов. Важным аспектом организации  персоналом и требованием при  проведении аттестации является необходимость хорошего знания прямым начальником не только своих непосредственных подчиненных, но и работников, занимающих в организационной иерархии должности несколькими уровнями ниже. Целесообразно, чтобы руководитель, стоящий на два уровня выше, рассматривал выставленные непосредственным руководителем оценки и с учетом проявленной реакции работника перепроверял и утверждал их. В тех случаях, когда результаты труда и потенциал работника превосходят стандарты, может потребоваться еще одно утверждение на более высоком уровне. 
Эффективному сбору информации, особенно по оценке труда, может способствовать привлечение в качестве экспертов всех работников подразделения, в котором проходит аттестация, и работников, непосредственно взаимодействующих с данным подразделением. 
С учетом целей аттестации, а именно: оценки уровня эффективности труда и соответствия работников занимаемым должностям, а также выявления перспективных сотрудников для их подготовки и продвижения можно выделить две составных части аттестации: 
·         оценка труда; 
·         оценка персонала. 
Оценка туда имеет своей целью сопоставить содержание, качество и затраты труда с планируемыми. Планируемый результат труда представлен в картах, планах и программах работы организации. Оценка труда дает возможность оценить: количество, качество, интенсивность труда. 
При аттестации руководителей имеет смысл проводить не только оценку труда каждого из них, но и организовывать особые процедуры оценки труда руководимого им отдела (для этого целесообразно привлекать информацию от смежных подразделений организации, а также внешних партнеров и клиентов, с которыми данное подразделение взаимодействует, например, налогоплательщиков). 
Оценка персонала имеет своей целью изучить степень подготовленности работника к выполнению именного того вида деятельности, которым он занимается, а также выявить уровень его потенциальных возможностей для определения перспектив роста (ротации). 
Особенно полезно использование одновременно обоих видов оценки деятельности работников, влияющих на достижение результатов, т.е. по результатом труда и оценке качества. 
Процедуру оценки в таком случае можно рекомендовать следующую (табл.3.3.1). 
 
Таблица 3.3.1 Оценка персонала в государственной налоговой службе 
 

Составляющая  характеристики

Показатель

1

2

Профессиональная  характеристика

П·

1. Профессиональные  знания

П1

2. Профессиональные  умения и навыки

П2

3. Знание  документов, регламентирующих служебную  деятельность

 
П3

4. Способность  к накоплению и обновлению  профессионального опыта

 
П4

5. Степень  реализации опыта на занимаемой  должности

П5

6. Способность  к творческому применению профессионального  опыта

 
П6

П· = f (П1, …, П6)

Деловая характеристика

Д·

1. Организованность  и собранность в практической  деятельности

 
Д1

2. Ответственность и исполнительность

Д2

3. Инициатива  и предприимчивость

Д3

4. Самостоятельность  решений и действий

Д4

5. Руководство  подчиненными и результативность  деятельности

 
Д5

6. Качество  конечного результата деятельности

Д6

Д· = f (Д1, …, Д6)

Морально-психологическая  характеристика

М·

1. Гуманность

М1

2. Способность  к самооценке

М2

1

2

3. Этика  поведения, стиль общения

М3

4. Дисциплинированность

М4

5. Справедливость  и честность

М5

6. Способность  адаптироваться к новым условиям

М6

7. Лидерство

М7

М· = f (М1, …, М7)

Интегральная  характеристика

И·

1. Авторитетность

И1

2. Интенсивность  труда (работоспособность)

И2

3. Культура  мышления и речи

И3

4. Коммуникативность

И4

5. Общая  культура

И5

6. Культура  работы с документами

И6

И· = f (И1, …, И6)


 
 

Оценка  персонала

1. Сравнение  значений П·, Д·, М· и И· с  частными критериями.

2. Определение  обобщающего показателя: 
О· = f (П·, Д·, М·, И·)

3. Сравнение  значения О· с обобщенным критерием.

4. Общие  и частные выводы на основе  проведенной оценки.


 
  
В УМНС, как мы уже  отмечали, используют чаще всего только шесть признаков для оценки персонала: квалификация, личные качества, образование, профессиональные навыки, опыт работы и совместимость с окружающими. А предлагаемая форма оценочного листа является более расширенной и полной, на основе которой оценка работника будет более объективной, а значит, справедливой. 
Аттестацию целесообразно проводить не реже одного раза в год. В УМНС она и проводится ежегодно. Однако для мониторинга эффективности деятельности персонала, особенно если применяются упрощенные процедуры оценки, - каждые полгода. Опять же необходимо отметить, что наряду с информатизацией технологических процессов по управлению персоналом в налоговой службе будет возможным проведение аттестационных процедур каждое полугодие. И не только. Если процедуры оценки труда хорошо формализованы, можно проводить оценочные мероприятия чаще, например, в конце каждой недели, месяца, квартала. Данные мероприятия сами по себе не являются аттестационными, но могут использоваться в ходе проведения аттестации и давать существенную информацию о динамике эффективности труда работников и подразделений в целом. 
Целесообразно проводить промежуточные оценки эффективности труда в период окончания испытательного срока (после 2-3 месяцев работы), после 6 и 12 месяцев работы. 
Тщательный контроль во время вхождения работника в должность призван ускорить процесс адаптации. Жесткий контроль и оценка сильных и слабых сторон деятельности работника позволяют оказать ему необходимую помощь, быстрее исправить недостатки. Одновременно проверяется правильность решения о назначении. В отношении рядовых исполнителей, управляющих низового звена такой ответ должен быть получен уже через несколько месяцев, в отношении руководителей среднего и высшего звеньев – не позднее года. 
Другая цель сокращения сроков формальной оценки в этот период состоит в навязывании работнику высоких стандартов трудовой деятельности. Именно в первые месяцы социальной адаптации работника закладываются нормы поведения и основы его будущей деятельности. В дальнейшем привитые работнику стандарты трудовой деятельности стремятся закрепить и поддерживать с использованием уже регулярной процедуры ежегодной оценки. 
Разрабатывая принципы аттестации, необходимо руководствоваться основными целями в области работы с персоналом. Если организация ориентирована на выделение и поощрение людей, способных точно выполнять заданную деятельность, то в рамках аттестации важно проанализировать, насколько полно и в соответствии с правилами выполнялась работа, были ли нарекания, в каких областях наиболее часты ошибки. Если организация ориентирована на выделение людей, способных к профессиональному и должностному росту, то необходимо разработать процедуры оценки деловых и личностных качеств потенциала роста сотрудников. 
Для совершенствования работы по формированию кадрового резерва в государственной налоговой службе необходимо учитывать следующие важнейшие моменты при составлении списков резерва: 
·         должны быть определены категории должностей, которые являются базовыми для создания резерва руководителя конкретного подразделения (отдела), учтена дифференциация резерва в зависимости от особенностей организации и технологии деятельности; 
·         должна быть предусмотрена возможность подбора заместителей руководителей (начальников). При подборе кандидатов в резерв заместителей руководителей определяющим фактором должно быть мнение об их перспективности для дальнейшего роста по служебной лестнице по всем оцениваемым качествам; 
·         должна быть определена персональная ответственность руководителей за рациональную расстановку определенной категории кадров. 
Итак, аттестация должна представлять собой широкомасштабный процесс, охватывающий всю организацию, ведение которой осуществляют работники не только кадровой службы, но и начальники отделов (руководители среднего звена). 
Аттестация должна проводиться не реже одного раза в год, а намечающийся процесс информатизации технологических процессов по управлению персоналом позволит проводить оценку персонала не только раз в полугодие, но ежеквартально или ежемесячно. Эти данные можно будет использовать при проведении непосредственно самой аттестации, а также при формировании кадрового резерва. 
При проведении оценки персонала рекомендуется разделять оценку результатов труда и оценку качеств работника, при этом использовать более широкий спектр оцениваемых показателей. В настоящем разделе была приведена рекомендательная процедура оценки персонала в налоговом органе. 
 
 

3.4 Управление карьерой персонала

 
При анализе управления персоналом в органе Управления Министерства РФ по налогам и сборам было обнаружено, что управление карьерой персонала  осуществляется недостаточно эффективно. Этот процесс начал осуществляться сравнительно недавно и требует  совершенствования. 
Для повышения эффективности данного процесса, прежде всего, необходимо определить цели управления карьерой. 
Со стороны кадровой службы государственного органа целями управления карьерой являются: 
·         рациональное использование профессиональных способностей сотрудника в интересах достижения целей государственной службы; 
·         своевременное обеспечение потребностей государственного органа в персонале в необходимом количестве, в нужном месте, с требуемым уровнем квалификации, жизненным и профессиональным опытом; 
·         создание эффективных стимулов для трудовой отдачи персонала; 
·         обеспечение относительно стабильного состава персонала, способного аккумулировать профессиональный опыт и корпоративную культуру государственной службы. 
Управление карьерой можно рассматривать и со стороны самого человека, но в данном случае речь уже идет о реализации им своих жизненных целей и планов, о совпадении его ожиданий и ожиданий государственного органа. Поэтому управление карьерой призвано побуждать такие ожидания у государственного служащего. 
Со стороны персонала в числе основных ожиданий от процесса управления карьерой могут быть: 
·         обеспечение возможностей самореализации в сфере государственного управления; 
·         достижение более высокого должностного статуса в иерархии государственных должностей, возможность получения более высокой оплаты труда; 
·         получение более содержательной и адекватной профессиональным интересами и склонностям работы; 
·         развитие профессиональных способностей за счет организации и др.; 
·         формирование структуры неформальных отношений в сфере государственной службы и в системе власти и др. 
В качестве условий управления карьерой являются: наличие нормативно-правовой базы системы и механизмов управления карьерой; совпадение интересов и ожиданий сотрудника и интересов и ожиданий организации; признание профессионального опыта, способностей государственных служащих важнейшей ценностью на всех уровнях государственного управления; адекватность профессионального потенциала личности условиям его реализации в организации; наличие высокого статуса кадровых служб и наличие специалистов по управлению карьерой персонала; относительная стабильность организационной и должностной структуры органов государственной власти, наличие обоснованного карьерного пространства. 
Управление карьерой следует рассматривать всего лишь как организованную и продуманную помощь персоналу государственной службы в достижении его целей, профессиональном развитии, стремлении сделать карьеру и реализовать его способности. 
Содержание процесса управления персоналом должно включать: 
·         выявление потребностей государственной налоговой службы в персонале и возможностей персонала (модель потребностей и возможностей); 
·         принятие решения о стратегии управления карьерой в государственном органе власти; 
·         выполнение принятых решений. 
На рисунке 3.4.1 представлены основные этапы управления карьерой. 
При планировании карьеры важно учитывать сроки пребывания в должности. План карьеры составляется в учетом того, что оптимальное нахождение специалиста на одной должности может быть в пределах 4-5 лет. Планомерное, постоянное перемещение (ротация) персонала благоприятно влияет на повышение его трудовой отдачи. За 4-5-летний период пребывания в должности человек проходит несколько стадий (рис.3.4.2). 
На государственной службе, в силу ее специфики, темпы развития карьеры персонала значительно ниже, чем в предпринимательских структурах. Анализ должностного продвижения государственных служащих свидетельствует и о стихийности процесса карьерного роста, неравномерности стажа пребывания в должности, образовании так называемых карьерных «тупиков», карьерных «свалок», скоростных и десантных карьер. Это отрицательно сказывается как на возможности приобретения государственным служащим требуемого профессионального опыта для занятия последующей должности, так и для рационального его использования при несвоевременно перемещении на вышестоящие должности (карьерные «тупики, карьерные «свалки»). Эти карьерные аномалии негативно влияют на стимулирование трудовой и профессиональной отдачи человека, поддержание благоприятного социально-психологического климата среди государственных служащих. 
Рисунок 3.4.1 – Основные этапы управления карьерой в УМНС 
   
Рисунок 3.4.2 – Стадии пребывания в должности 
  
Весьма негативным явлением, но вполне типичным для государственной службы стала такая карьерная практика, как скоростная карьера. Смысл ее состоит в стремительном продвижении по должностной иерархии или просто занятие («десантирование») государственной должности, причем весьма высокого уровня, без всякой практики государственной службы и соответствующего профессионального опыта. Для управления карьерой в государственной службе это, скорее, должно быть исключением, чем правилом. В практике управления карьерой государственный служащий должен пройти все должности перед назначением на вышестоящую. Это диктуется прежде всего интересами общества, исходит из требований поддержания высокого авторитета государства и уважения к законам. 
Таким образом, для повышения эффективности управления карьерой, данный процесс необходимо сделать управляемым. Для этого, прежде всего, необходимо определить цели, методы и основные этапы управления карьерой персонала. Эффективное управление карьерой персонала будет способствовать поддержанию благоприятного социально-психологического климата среди государственных служащих налогового органа, а значит и получению более высоких результатов деятельности УМНС в целом. 
 
 

Заключение

 
В результате выполнения дипломной работы был проведен анализ системы управления персоналом Органа управления Министерства РФ по налогам и сборам по Новосибирской области и определены мероприятия по ее совершенствованию. 
В процессе выполнения работы были решены поставленные задачи, в частности: 
·         были рассмотрены теоретические и методологические основы системы управления персоналом организации; 
·         был проведён анализ системы управления персоналом УМНС по Новосибирской области; 
·         был предложен ряд рекомендаций по совершенствованию системы управления персоналом в УМНС по Новосибирской области. 
В результате анализа системы управления персоналом государственной налоговой службы и ее оценки был выявлен ряд недостатков: 
·         технологические процессы управления персоналом в налоговой службе недостаточно информатизированы; 
·         недостаточно эффективен процесс подбора и отбора кадров; 
·         процесс карьерного развития персонала является неуправляемым; 
·         аттестация персонала и формирование кадрового резерва недостаточно эффективны и не в полном объеме удовлетворяют потребностям современной налоговой службы. 
Специфика деятельности по управлению персоналом в Министерстве, обусловленная значительной штатной численностью его центрального аппарата и налоговых органов в целом, требует качественного учета и оперативной обработки огромных массивов разрозненных данных. 
Свод, обобщение информации о персонале и подготовка отчётов на различных уровнях единой системы налоговых органов требуют значительного количества рабочего времени. При этом в силу как объективных, так и субъективных причин далеко не всегда обеспечивается единообразное понимание задач, а соответственно, корректность и сопоставимость представляемых данных. Кроме того, возникает объективная необходимость максимально освободить работников от технической и рутинной работы в процессе кадрового учёта. 
Исследования и наблюдения, проведённые в территориальных налоговых органах, показали, что, несмотря на компьютеризацию отдельных направлений «кадровой» деятельности, рутинная техническая работа с документами работников и кандидатов занимает до настоящего времени подавляющую часть рабочего времени «кадровиков». Такая ситуация не может быть признана приемлемой, в первую очередь потому, что у работников кадровых подразделений не остаётся достаточного количества времени на решение концептуальных задач, на работу непосредственно с людьми. 
Поэтому внедрению современных информационных технологий в деятельность по управлению персоналом Руководство Департамента кадровой политики должно придавать первостепенное значение. Соответственно, для перестройки, информатизации налоговых органов потребуется подбор новых работников – специалистов, следовательно, требуется также улучшить процесс подбора кадров. 
Повышение эффективности управления любой организацией, в том числе и государственной, всецело зависит от того, насколько разумно используется то богатство, та ценность, которую составляют профессиональные возможности людей. Анализ практики процесса управления профессионально-должностным развитием персонала государственной службы свидетельствует о том, что его нет в том виде, в каком он должен быть. 
С целью устранения данных недостатков и совершенствования системы управления персоналом были предложены следующие мероприятия. 
1. Информатизация и компьютеризация технологических процессов управления персоналом. Она позволит значительно повысить эффективность деятельности государственной налоговой службы на уровне целого государства. 
2. Совершенствование процесса подбора и отбора персонала в государственную налоговую службу. Для этого было рекомендовано использование конкурсного приема, который дает лучшие результаты подбора кадров в профессиональном и эмоционально-психологическом отношении. Прежде всего, он будет способствовать повышению престижа органов государственной налоговой инспекции, формированию особого сегмента рынка труда специалистов в налоговой сфере, а также будет способствовать повышению объективности оценки кандидатов на вакантные должности. При этом обязательно нужно создать кадровую комиссию, которая будет планировать и организовывать проведение конкурса. Важность создания комиссии обусловлено тем, что она является залогом объективной оценки кандидатов. Процедуры выборов и подбора персонала должны быть более тщательными, предварительно систематизированными. Этому будет способствовать реализация ранее описанных мероприятий по информатизации налоговых органов. 
3. Совершенствование процедуры аттестации персонала. Она должна представлять собой широкомасштабный процесс, охватывающий всю организацию, ведение которой осуществляют работники не только кадровой службы, но и начальники отделов (руководители среднего звена). Аттестация должна проводиться не реже одного раза в год, а намечающийся процесс информатизации технологических процессов по управлению персоналом позволит проводить оценку персонала не только раз в полугодие, но ежеквартально или ежемесячно. Эти данные можно будет использовать при проведении непосредственно самой аттестации, а также при формировании кадрового резерва. 
При проведении оценки персонала рекомендуется разделять оценку результатов труда и оценку качеств работника, при этом использовать более широкий спектр оцениваемых показателей. В дипломной работе была приведена рекомендательная процедура оценки персонала в налоговом органе. 
4. Совершенствование управления карьерой персонала. 
Для повышения эффективности управления карьерой, данный процесс необходимо сделать управляемым. Для этого, прежде всего, необходимо определить цели, методы и основные этапы управления карьерой персонала. Эффективное управление карьерой персонала будет способствовать поддержанию благоприятного социально-психологического климата среди государственных служащих налогового органа, а значит и получению более высоких результатов деятельности УМНС в целом. 
Следуя данным рекомендациям, руководители государственной налоговой службы смогут достигнуть большей эффективности в управлении персоналом. 
 
 

Библиографический список

 
1.    Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2002. 
2.    Акберин Р.З., Кибанов А.Я. Совершенствование структуры, функций и экономических взаимоотношений управленческих подразделений предприятий при разных формах хозяйствования. Учебное пособие - М.: ГАУ, 1993. 
3.    Бавыкин В. Новый менеджмент. Управление предприятием на уровне высших стандартов. – М.: Экономика,1997. 
4.    Беляцкий Н.П. и др. Управление персоналом: Уч. пос. / Беляцкий Н.П., Велесько С.Е., Ройш П. – Мн.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2002. 
5.    Блинов А.О., Василевская О.В. Искусство управления персоналом: Учеб. пос. – М.: ГЕЛАН, 2001. 
6.    В лабиринтах рынка. Под ред. Фельдмана Г.И. - М.: Транспорт, 1993. 
7.    Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для студентов и аспирантов вузов по специальности «Менеджмент». – М.: МГУ, 1998. 
8.    Гончаров В.В. В поисках совершенства управления: руководство для высшего управленческого персонала. - М.: МНИИПУ, 1997. 
9.    Государственная служба Российской Федерации: основы управления персоналом / Под общей ред. В.П. Иванова. – М.: Известия, 2003. 
10.Джонсон Р., Каст Ф., Розенцвейг Д. Системы и руководство. - М.: Советское радио, 1971. 
11.Егоршин А.П. Управление персоналом – Н. Новгород: НИМБ, 1997. 
12.Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета экономики и финансов, 1992. 
13.Ивановская Л.В., Свистунов В.М. Обеспечение системы управления персоналом на предприятии. –М.: МИУ,1989. 
14.Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. Основы управления персоналом. - М.: Дело ,1993. 
15.Кибанов А.Я. Комплексное проектирование системы управления в машиностроении. – М.: МИУ,1987. 
16.Кибанов А.Я. Оценка экономической эффективности совершенствования управления машиностроительным предприятием. – М.: МИУ, 1990. 
17.Кибанов А.Я., Захаров Д.К. Формирование системы управления персоналом. - М.: ГАУ, 1993.      
18.Кричевский Р.А. Если вы - руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. - М.: Дело,1993. 
19.Лагина, Шакирова Организация работы с кадрами и её совершенствовании. - М.: ВНИИЭгазпром , 1990. 
20.Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М.: Дело, 1992. 
21.Основы управления персоналом. Под ред. Генкина Б.М. - М.: Высшая школа, 1996. 
22.Основы управления персоналом. Под ред. Розарёновой Т.В.- М.:ГАСБУ, 1996. 
23.Питерс Т., Уотерман Р. В поисках эффективного управления. – М.: Прогресс, 1986. 
24.Самыгин С.И., Столяренко Л.Д. Менеджмент персонала. - М.: Зевс, 1997. 
25.Санталайнен Т., Воутилайнен Э. и др. Управление по результатам. – М.: Издательская группа «Прогресс»,1993. 
26.Система работы с кадрами управления. Под ред. Шаховой В.А. – М.: Мысль,1984. 
27.Система управления персоналом на предприятии. – М.: Всероссийский центр производительности, 1993. 
28.Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. – СПб.: Изд-во Смольного ун-та, 2000. 
29.Смирнов Б.М. Кадровые нововведения в системе управления персоналом. – М.: ГАУ, 1996. 
30.Сотникова С.И. Управление карьерой: Уч. пос. – М.: ИНФРА-М, 2001. 
31.Старобинский Э.Е. Как управлять персоналом? - М.: Бизнес- школа « Интел- синтез», 1995. 
32.Стэнли Янг. Системное управление организацией. - М.: Советское радио, 1972. 
33.Травин В.В. , Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. - М.: Дело ЛТД, 1995. 
34.Трейси Диана. Менеджмент с точки зрения здравого смысла. Настольная книга. - М.: Автор, 1993. 
35.Управленческое консультирование. Под ред. Куба М. - М.: Интерэксперт, 1992. 
36.Управление персоналом организации: учебник для Вузов. Под ред. Кибанова А. Я. - М.: Инфра - М, 1997. 
37.Управление персоналом / Общ. ред. А.И. Тургинова – М.: РАГС, 2002. 
38.Уткин Э.А., Кочеткова А. И. Управление персоналом в малом и среднем бизнесе. - М.: Акалис, 1996. 
39.Цыпкин Ю.А. Управление персоналом: Учеб. для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. 
40.Шекшня С.В. Управление персоналом. Учебно-практическое пособие. - М.: Бизнес - школа «Интел- Синте

Информация о работе Управление персоналом