Физическое воспитание детей в летнем оздоровительном лагере школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 21:31, курсовая работа

Краткое описание

Основными задачами физического воспитания большинство авторов считают: укрепление здоровья и закаливание детей, развитие у них жизненно важных физических качеств, формированию умений и навыков, выработка интереса и устойчивой привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, формирование санитарно-гигиенических и организаторских навыков.

Содержание

Введение---------------------------------------------------------------------------------------2
1. Роль физического воспитания школьников в летних
оздоровительных лагерях-----------------------------------------------------------3
2. Формы и содержание работы-----------------------------------------------------4
3. Методика работы-------------------------------------------------------------6
3.1Методика проведения утренней гигиенической гимнастики------7
3.2 Примерные комплексы упражнений утренней
гигиенической гимнастики----------------------------------------------------10
3.3 Методика проведения отрядных физкультурных занятий--------13
Заключение------------------------------------------------------------------------------------15

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 152.99 Кб (Скачать файл)

НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВСИТЕТ

РЕФЕРАТ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ (спец. группа «Б»)

Тема: ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ В ЛЕТНЕМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ ШКОЛЬНИКОВ.

ВЫПОЛНИЛА: студентка 3-го курса

ППФ 535 гр.

Москаленко Р.Н.

ПРОВЕРИЛ: Лемаев С.В.

Н.Новгород

2010

СОДЕРЖАНИЕ

Введение---------------------------------------------------------------------------------------2

  1. Роль физического воспитания школьников в летних

оздоровительных лагерях-----------------------------------------------------------3

2. Формы и содержание работы-----------------------------------------------------4

3. Методика работы-------------------------------------------------------------6

3.1Методика проведения утренней  гигиенической гимнастики------7

3.2 Примерные комплексы упражнений  утренней

гигиенической гимнастики----------------------------------------------------10

3.3 Методика проведения отрядных  физкультурных занятий--------13

Заключение------------------------------------------------------------------------------------15

Список литературы--------------------------------------------------------------------------16

ВВЕДЕНИЕ

Тема данного реферата «Физическое воспитание в летнем оздоровительном лагере школьников». Для написания своей работы я использовала издания следующих авторов: Холодова М.К., Кузнецова В.С., Железняк Ю.Д., Мурсалимова P.M. Б. А. Ашмарина и др. Все авторы указывают на то, что физическое воспитание составляет важную, неотъемлемую часть всей воспитательной работы со школьниками в летнем оздоровительном лагере. Р.М. Мурсалимов например, пишет: «физическое воспитание органически сочетается с различными формами воспитательной работы, содействует военно-патриотическому и интернациональному воспитанию детей и подростков».

Основными задачами физического воспитания большинство авторов считают: укрепление здоровья и закаливание детей, развитие у них жизненно важных физических качеств, формированию умений и навыков, выработка интереса и устойчивой привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, формирование санитарно-гигиенических и организаторских навыков. (Р.М. Мурсалимов - 2003, Холодов М.К., Кузнецов В.С – 2000, Б. А. Ашмарин – 1990 и др)

Многие авторы говорят также о том, что физическое воспитание в оздоровительном лагере имеют специфические особенности, связанные с коротким периодом пребывания детей в лагере, разнообразием контингента детей по возрасту и т.д. Их необходимо учитывать при организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях. Кроме того, условия лагеря способны обеспечить правильный двигательный режим для детей во время каникул, т.к. только в условиях лагеря возможно проведение организованной, ежедневной утренней гигиенической гимнастики, наиболее эффективное использование естественных сил природы для закаливания детей, а это является мощным оздоровительным средством.

Согласно материалам ряда авторов, указанных выше, физическая культура и спорт по значимости стоят на первом месте среди других видов деятельности школьников в лагере.

В своей работе мне бы хотелось более подробно раскрыть ряд вопросов, касающихся физического воспитания школьников в летних оздоровительных лагерях.

  1. РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

В ЛЕТНИХ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ ЛАГЕРЯХ

Летний оздоровительный лагерь — основной тип внешкольных воспитательно-оздоровительных учреждений, организующих отдых школьников в период летних каникул. Физическое воспитание детей в лагерях - это очень сложный и многогранный вопрос. Одним из основных направлений деятельности детских лагерей является активный отдых с использованием физических упражнений, игр, соревнований. (Теория и методики физического воспитания, под ред. Б. А. Ашмарина - 1990 с240.)

Физическое воспитание в оздоровительном лагере имеют специфические особенности, которые необходимо учитывать при организации физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях. Эти особенности обусловлены сравнительно коротким периодом пребывания детей в лагере, разнообразием контингента детей по возрасту, состоянию здоровья, уровню физического развития и физической подготовленности, более широкими возможностями, чем в школе, для занятий плаванием, туризмом, подвижными играми и играми на местности. Только в условиях лагеря возможно проведение организованной, ежедневной утренней гигиенической гимнастики, наиболее эффективное использование естественных сил природы для закаливания детей, организация и проведение крупных комплексных спортивных соревнований и спартакиад. (Мурсалимов P.M. – 2003 с.2)

Физическое воспитание в лагере направлено на решение следующих

задач:

а) укрепление здоровья, содействие разностороннему физическому развитию и закаливанию детей;

б) совершенствование у школьников умений и навыков в естественных видах движений (особенно в плавании) и жизненно важных физических качеств;

в) содействие формированию санитарно-гигиенических и организаторских навыков, привычки к систематическому использованию средств физического воспитания в целях собственного оздоровления и физического совершенствования, рационализации режимов труда и отдыха.

(Теория и методики физического  воспитания, под ред. Б. А. Ашмарина - 1990 с240.)

Условия лагеря отдыха могут обеспечить правильный двигательный режим для детей во время каникул, что является мощным оздоровительным средством. (Мурсалимов P.M. – 2003 с.2)

Все физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия проводятся с учетом возраста детей (7-9 лет - младшая возрастная группа: 10-12 лет - средняя возрастная группа: 13-15 лет - старшая возрастная группа), состояния здоровья, уровня физического развития и физической подготовленности. Они являются составной частью режима для летнего оздоровительного лагеря школьников. Эти мероприятия должны отвечать запросам и интересам детей, способствовать всестороннему развитию у них инициативы и самостоятельности. Как указывает Р. М. Мурсалимов, Физическое воспитание составляет важную, неотъемлемую часть всей воспитательной работы со школьниками в летнем оздоровительном лагере

2. ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

1.Утренняя гигиеническая гимнастика—  ежедневное выполнение непосредственно после пробуждения (через 5—7 мин) комплекса специально подобранных 7—10 физических упражнений в течение 10—15 мин. Являясь неотъемлемым элементом режима дня, она обязательна для каждого школьника.

Задачи УГГ: содействовать активизации функций всех систем организма и сокращению «периода врабатывания» в предстоящую деятельность (перехода от сна к бодрствованию); укреплению здоровья, закаливанию и правильному физическому развитию школьников; формированию привычки к систематическому использованию доступных средств физического воспитания в режиме дня, навыков самостоятельных занятий физическими упражнениями; организованному началу дня. (Теория и методики физического воспитания, под ред. Б. А. Ашмарина - 1990 с 240-241.)

Содержание комплекса и последовательность расположения в нем упражнений определяются с учетом оздоровительных задач, общих методических требований и обеспечения разносторонних воздействий на организм. (Мурсалимов P.M. – 2003 с. 3)

Для обеспечения эффективности занятий целесообразно организовать предварительное разучивание упражнений, например, на физкультурных занятиях, а введение новых упражнений в комплекс осуществлять постепенно, с таким расчетом, чтобы полностью он менялся раз в 10-12 дней. С целью формирования у занимающихся навыков самостоятельной работы следует чаще поручать проведение утренней гимнастики самим школьникам, обеспечивая при этом организационно-методическую помощь. (Мурсалимов P.M. – 2003 с. 3)

2. Отрядные физкультурные занятия. Эти занятия организуются отрядными  воспитателями и строятся на  основе широкой самодеятельности  школьников. Они могут проводиться  со всем отрядом или с отдельными  группами, сформированными по интересам  выделенными в отрядные команды (по подвижным играм, футболу, лапте  и т. д.). Составы команд, как правило, определяются с учетом уровня  физической подготовленности. В  занятиях должны быть широко  представлены строевые и легкоатлетические  упражнения, подвижные игры, элементы  игры «Зарница», прогулки с играми  на местности, туристские походы, соревнования и пр. (Холодов Ж.К. Кузнецов В.С. – 2000 с.208)

3. Занятия в общелагерных кружках (секциях), командах и группах, которые создаются в первую очередь по легкой атлетике, туризму и некоторым спортивным играм для наиболее подготовленных и желающих совершенствоваться в избранном виде спорта школьников, а также с целью подготовки команд лагеря к межлагерньтм соревнованиям. Работа строится на базе разносторонней физической подготовки с учетом специфики вида спорта. Занятия проводятся педагогом по физическому воспитанию. (Теория и методики физического воспитания, под ред. Б. А. Ашмарина - 1990 с 240.)

4. Занятия по плаванию проводятся  ежедневно как составная часть  режима дня. Организуются в следующих  формах: купания(по отрядам), учебно-тренировочные занятия в кружках (секциях), занятия по обучению неумеющих плавать. Соответственно конкретным задачам определяется содержание занятий. Непосредственное проведение учебно-воспитательного процесса осуществляет инструктор лагеря по плаванию, в помощь которому могут быть привлечены работники лагеря и школьники старшего возраста, прошедшие соответствующую подготовку. При этом обязательно присутствие медицинского работника. Занятия должны проводиться только в специально отведенных и оборудованных местах с соблюдением всех мер безопасности, определенных специальными инструкциями. Особое внимание следует уделить обучению не умеющнх плавать. (Теория и методики физического воспитания, под ред. Б. А. Ашмарина - 1990 с. 240- 241.)

5. Спортивные соревнования проводятся прежде всего по видам упражнений, составляющим содержание президентских тестов; соревнования могут проводиться по отдельным упражнениям (день бегуна, день прыгунаи т. п.) или по многоборьям. Традиционными являются соревнования по подвижным и спортивным играм, спартакиады. Общелагерная спартакиада проводится в конце смены, что дает возможность подготовиться всем участникам. Ее результаты могут выступать в качестве объективной оценки работы по физическому воспитанию. Всем общелагерным соревнованиям предшествуют отрядные. (Мурсалимов P.M. – 2003 с. 4)

6. Физкультурные мероприятия на  празднике, посвященном открытию  лагеря (смены). В них включаются  массовые подвижныеигры и простейшие соревнования по отдельным видам известныхи доступных школьникам упражнении. Соревнования проводятся обычно в форме аттракционов. В программу праздника при закрытии лагеря включаются показательные массовые и индивидуальные выступления, соревнования по спортивным играм и по некоторым отдельным упражнениям. (Теория и методики физического воспитания, под ред. Б. А. Ашмарина - 1990 с. 242.)

7. Инструктивные занятия с вожатыми  и активом учащихся проводятся  не реже одного раза в неделю. На них раскрываются вопросы  планирования и содержания работы, методики проведения конкретных  мероприятий в отрядах и звеньях. Кроме того, целесообразно создать  постоянно действующий семинар юных инструкторов и судей по спорту. (Мурсалимов P.M. – 2003 с.5)

3. МЕТОДИКА РАБОТЫ

К методике работы по физическому воспитанию предъявляются следующие требования:

во-первых, необходимо сделать занятия физическими упражнениями неотъемлемой частью режима летнего оздоровительного лагеря, обеспечив участие в них всех школьников;

во-вторых, содержание, методы и формы организации занятий должны дифференцироваться в соответствии с возрастным делением школьников, состоянием здоровья и уровнем физической подготовленности;

в-третьих, следует обеспечить разнообразие занятий на основе широкого варьирования их содержания, форм и условий проведения;

в-четвертых, вся работа по физическому воспитанию должна строиться на принципе самодеятельности детей и сочетаться с общественно полезным трудом (работа по благоустройству летнего пионерского загородного лагеря, подготовка и оформление мест занятий, ремонт и изготовление простейшего инвентаря и пр.). (Теория и методики физического воспитания, под ред. Б. А. Ашмарина - 1990 с240.)

3.1 МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УТРЕННЕЙ ГИГИЕНИЧЕСКОЙ

ГИМНАСТИКИ

Зарядку проводят ежедневно, спустя 5 мин после общего подъема, в течении 15 мин. Для детей 13-15 лет и 12 мин для детей 7-9 лет. В хорошую погоду зарядку проводят на специально оборудованной открытой площадке или лагерном стадионе одновременно со всеми отрядами, однако отряды младших школьников выстраиваются отдельно. В ненастную погоду зарядку проводят поотрядно в хорошо проветренных помещениях (в том числе и спальнях), на верандах, крытых игровых и танцевальных площадках. (Мурсалимов P.M. – 2003 с.12)

Форму одежды на зардяке (в зависимости от погоды) устанавливают специальной инструкцией, составленной педагогом по физическому воспитанию и врачом, и утвержденной начальником оздоровительного лагеря. При теплой, безветренной погоде дети выходят на зарядку в такой форме: для мальчиков -трусы и майка, для девочек - трусы, футболка (майка-полурукавка) или купальный костюм. В прохладную погоду все дети надевают трикотажные тренировочные костюмы. Для того, чтобы форма одежды на зарядке была единой, дежурный по лагерю или педагог по физическому воспитанию за несколько минут до общего подъема, пользуясь инструкцией, дает соответствующие указания воспитателям отрядов. (Мурсалимов P.M. – 2003 с.12)

http://one_vision.jofo.ru/252092.html

 

Физическое воспитание детей в лагерях

Последние записи one_vision - Лента друзей - Архив

   



19

План

1. Введение.

2. Физические упражнения

3. Игровой метод

4. Спортивный метод

5. Плавание в детском лагере  отдыха

6. Вывод

7. Список литературы

Введение

Физическое воспитание детей в лагерях - это очень сложный и многогранный вопрос. Одним из основных направлений деятельности детских лагерей является активный отдых с использованием физических упражнений, игр, соревнований.

Информация о работе Физическое воспитание детей в летнем оздоровительном лагере школьников