Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 21:31, курсовая работа
Основными задачами физического воспитания большинство авторов считают: укрепление здоровья и закаливание детей, развитие у них жизненно важных физических качеств, формированию умений и навыков, выработка интереса и устойчивой привычки к ежедневным занятиям физическими упражнениями, формирование санитарно-гигиенических и организаторских навыков.
Введение---------------------------------------------------------------------------------------2
1. Роль физического воспитания школьников в летних
оздоровительных лагерях-----------------------------------------------------------3
2. Формы и содержание работы-----------------------------------------------------4
3. Методика работы-------------------------------------------------------------6
3.1Методика проведения утренней гигиенической гимнастики------7
3.2 Примерные комплексы упражнений утренней
гигиенической гимнастики----------------------------------------------------10
3.3 Методика проведения отрядных физкультурных занятий--------13
Заключение------------------------------------------------------------------------------------15
- предолимпийская неделя (за это время дети знакомятся со спортивными площадками лагеря, создают свои команды, выбирают страну, честь которой они будут защищать на Играх, готовятся к церемонии открытия Игр);
- неделя легкой атлетики. Это самый популярный, доступный и любимый детьми вид спорта. За эту неделю дети соревнуются в беге, прыжках и метании. Отдельные соревнования можно выделить как «День прыгуна», «День спринтера», «День марафонца», «День метателя», «День эстафет», «День многоборца» и т. д.;
- неделя игровых видов спорта. Турниры по различным подвижным и спортивным играм можно проводить на протяжении всей лагерной олимпиады (в зависимости от числа участвующих команд-отрядов), а финалы назначать на определенный день. Сохраняя вышеизложенный принцип, это будут так называемые «Дни пионербола», мини-футбола, волейбола, баскетбола, стритбола, настольного тенниса. Можно также проводить соревнования по этим видам спорта и в один день (если число команд невелико);
- неделя интеллектуальных видов спорта. В нее входят состязания, где на первый план выходит не физическая подготовка, а способность грамотно и быстро мыслить. Это - спортивное ориентирование, шашечный турнир, а также шахматный, который обычно проводится 20 июля, в Международный день шахмат; в этот же день проводится олимпийская викторина.
Обязательно нужно включить в план соревнований по подвижным играм «Веселые старты». Не стоит забывать и о том, что большинство соревнований проводится на свежем воздухе, а в случае ненастной погоды у организаторов Игр всегда должен быть запасной вариант. Поэтому изменения в программе всегда возможны...(8)
Таким образом, вожатые придумывают разные виды соревнований. Суть заключается не в этом, а в том чтобы развить у ребят волевые качества, способствовать улучшению отношений между ребятами. А также привлечь их к увлечению спортом.
Плавание в детском лагере отдыха
Особенно велико оздоровляющее укрепляющее воздействие на детский организм оказывает плавание. Занятия плаванием укрепляют опорно-двигательный аппарат ребенка, развивают также физические качества, как выносливость, сила, быстрота, подвижность в суставах, координация движений; они также своевременно формируют «мышечный корсет», способствует выработке хорошей осанки, предупреждая искривления позвоночника, устраняют возбудимость и раздражительность. Дети, регулярно занимающиеся плаванием, заметно отличаются от сверстников, не занимающихся спортом: они выше ростом, имеют более высокие показатели ЖЕЛ, гибкости, силы, меньше подвержены простудным заболеваниям.
Планировать занятия следует на теплые дни, так как при более высокой температуре воды и воздуха юные пловцы могут находиться в воде продолжительное время и быстрее осваивают технику плавания. К занятиям допускаются дети только по разрешению врача.
Умеющие плавать могут научиться проплывать в среднем 25м после 10--12 занятий и 50--100м после 15-20 занятий. Занятия рекомендуется проводить регулярно, с перерывами не более 1--2 дней. Продолжительность занятия для детей 7--10 лет -- до 30 мин, для детей 11 лет и старше -- 45 мин (в зависимости от погодных условий и температуры воды).
Продолжительность пребывания в воде на первых занятиях не должна превышать 5--10 мин. В дальнейшем по мере прогревания воды в водоеме и закаливания организма длительность «водной» части урока постепенно увеличивается.(3)
В летних лагерях купание, обучение детей плаванию, а так же совершенствование техники рекомендуется проводить ежедневно, с 10 до 12 и с 17 до 19
С первых дней в утреннюю гимнастику в лагере включаются общеразвивающие и специальные физические упражнения, подводящие к освоению техники плавания. Затем комплексы этих упражнений дети выполняют на уроках плавания перед занятиями в воде.
Задачи обучения в лагёре зависят от продолжительности смены, возраста ребят и степени их подготовленности. Детей младшего школьного возраста (до 10 лет), не умеющих плавать, можно научить держаться на поверхности воды, среднего возраста (11 --14 лет)- плавать кролем на груди и спине
В лагере обязательно проводится проверка плавательной подготовленности детей. При этом в воду входят (no пояс или по грудь)не более двух человек одновременно, которые плывут вдоль берега. По результатам проверки комплектуют учебные группы в зависимости от возраста и подготовленности ребят.
В первую группу зачисляются дети, не умеющие плавать (10 чел.) и умеющие держаться на поверхности воды (не более 15 чел.). В группе последовательно изучаются подготовительные упражнения для освоения с водой и спортивные способы кроль на груди и на спине.
Вторая группа объединяет детей, сумевших проплыть от 10 до 25 м любым способом. Они изучают спортивные способы кроль на груди и на спине. (9)
На первом занятии инструктор должен рассказать о целях, задачах и порядке проведения занятий, о гигиене пловца и правилах закаливания, а также о мерах предупреждения травм и несчастных случаев на воде До начала занятий в водоеме составляется график движения отрядов на занятия и обратно, а также расписание занятий на суше и в воде которое вывешивается на доске объявлений лагеря.
Основной формой организации и проведения учебных занятий по плаванию является групповой ypoк Он делится условно на три части: подготовительную, ; основную и заключительную. Подготовительная и заключительная части проводятся на суше, основная -- в воде
Подготовительная часть урока (продолжительностью 5--10 мин) включает построение группы, расчет, перекличку, объяснение задач и порядка проведения урока, выполнение комплекса общеразвивающих и специальных физических упражнений, краткое повторение пройденного материала с разбором ошибок и ознакомление с новыми, упражнениями. 1
В прохладную погоду время проведения подготовительной части возрастает. В нее включаются разогревающие и подводящие упражнения. В жаркую погоду время проведения подготовительной части сокращается
Основная часть урока (30--45 мин) направлена на решение главных его задач: освоение с водой, изучение техники плавания, стартов, поворотов, прыжков в воду
Заключительная часть урока (5--10 мин) строится, таким образом, чтобы постепенно снизить физическую нагрузку и повысить эмоциональность занятия. Поэтому в нее включают игры, эстафеты, развлечения на воде, а также подведение итогов занятия. После выхода из воды детей должны тщательно вытереться полотенцем. Инструктор. обязан так организовать занятия в воде, чтобы занимающиеся почти все время находились в движении. Чем больше времени они будут находиться в воде и чем большее расстояние проплывут* в течение занятия, тем успешнее они освоят технику: плавания. При этом следует постоянно уделять внимание освоению правильной техники плавания, так как учить легче, чем переучивать. Особо внимательно нужно относиться к слабо подготовленным дётям и в случае необходимости выполнять с ними дополнительные упражнения. Bo время первых занятий с не умеющими плавать инструктор должен находиться в воде в целях помощи и страховки. Для поддержания порядка и дисциплины рекомендуется выполнять упражнений в воде одновременно всей группой. Для этого упражнения регламентируются количеством повторений, или длиной дистанции, или временем выполнения. Затем нужно собрать занимающихся, дать им указание на выполнение следующего упражнения и приступить к его освоению.(10)
Таким образом, при обучении плаванию в летнем оздоровительном лагере решаются следующие основные задачи:
-- укрепление здоровья, закаливание организма человека, привитие стойких гигиенических навыков;
-- изучение техники плавания
и овладение жизненно
-- всестороннее физическое развитие и совершенствование таких физических качеств, как сила, гибкость, выносливость, быстрота, ловкость;
-- ознакомление с правилами безопасности на воде
Быстрее всех учатся - плавать дети 10-13 лет. Составление программы обучения плаванию в летнем оздоровительном лагере зависит от количества занятий в неделю и продолжительности каждого занятия, от контингента занимающихся от их физической подготовленности и возраста. Наиболее оптимальными способами обучения плаванию является кроль на спине и груди. Праздники на воде являются неотъемлемой частью обучения плаванию. Они создают условия для творческого проявления умений детей в веселых играх и соревнованиях, для укрепления дружеских взаимоотношений в детском коллективе. Участие в праздниках объединяет детей и взрослых общими радостями и переживаниями, приносит большое эмоциональное и эстетическое удовлетворение.
Вывод
К настоящему времени в нашей стране под влиянием многочисленных факторов социально-экономического и экологического характера происходит снижение уровня физического развития, физической подготовленности и здоровья у детей школьного возраста. Отрицательно влияет на здоровье детей снижение двигательной активности, гиподинамия, гипокинезия, обусловленные интенсификацией современного школьного образования, недостаточностью самостоятельных занятий физической культурой, нарушение норм здорового образа жизни.(7)
Поэтому компенсировать недостаточную оздоровительную эффективность школьной системы физического воспитания, призваны в той или иной мере детские оздоровительные лагеря. Основным направлением деятельности которых является активный отдых с использованием физических упражнений, игр, соревнований.
На наш взгляд, физическое воспитание как организованный процесс воздействия, включая в себя физические упражнения, гигиенические мероприятия и использование естественных сил природы для обеспечения необходимого уровня физического развития, физической подготовленности, призвано занять ведущее место в деятельности учреждений, организуемых в период школьных каникул.
Программно-методические основы физического воспитания детей 8-10 лет в школьном оздоровительном лагереПоследние записи deti - Лента друзей - Архив
|
Содержание к диссертации
Введение
ГЛАВА 1. Состояние вопроса по теме исследования 11
1.1. Общие основы оздоровительной
направленности физического
1.2. Физическое воспитание школьников в системе летних оздоровительных лагерей 24
1.3. Анализ нормативной
базы оздоровления, организации
и проведения физического
ГЛАВА 2. Задачи, методы и организация исследования 40
2.1. Методы исследования 40
2.2.1. Анализ и обобщение научно-методической литературы 41
2.2.2. Изучение нормативных документов 41
2.2.3. Педагогические наблюдения 41
2.2.4. Соматоскопия и антропометрия 42
2.2.5. Контрольно-педагогические испытания 42
2.2.6. Констатирующий и
формирующий педагогические
2.2.7. Методы математической статистики 45
2.3. Организация исследования 46
ГЛАВА 3. Организация и содержание занятий по физическому воспитанию детей 8-10 лет в школьных оздоровительных лагерях 52
3.1. Требования к организации
и методике физического
3.2. Экспресс-методика оценки
уровня физического развития
и физической подготовленности
по группам для занятий
ГЛАВА 4. Экспериментальное обоснование эффективности занятий физическими упражнениями детей 8-10 лет в школьном оздоровительном лагере на основе модели учебной программы физического воспитания оздоровительной направленности 70
4.1. Экспериментальная модель
учебной программы физического
воспитания оздоровительной
4.2. Специальный комплекс
оздоровительных учебных
4.3. Методические рекомендации
и современные требования к
учебным программам
Выводы 98
Практические рекомендации 102
Литература 110
Приложения 134
Введение к работе
Актуальность исследования. К настоящему времени в нашей стране под влиянием многочисленных факторов социально-экономического и экологического характера происходит снижение уровня физического развития, физической подготовленности и здоровья у детей школьного возраста(1 8, 20, 63, 1 09).
По данным Минздравмедпрома и Госкомсанэпиднадзора России на 1999г. лишь 10-12% школьников младших классов практически здоровы, 50% имеют функциональные отклонения, 35-40% хронические заболевания(164). Естественно, что на фоне ухудшения состояния здоровья меняется и динамика групп здоровья, увеличивается количество детей со второй и третьей группами здоровья. Так, к первой группе здоровья отнесено только 15, 4% детей, третья группа составляет 15, 1%, четвертая группа (дети инвалиды) - 1, 9%, остальные (67, 6%) относятся ко второй группе здоровья (49).
Отрицательно влияет на здоровье детей снижение двигательной активности, гиподинамия, гипокинезия, обусловленные интенсификацией современного школьного образования, недостаточностью самостоятельных занятий физической культурой, нарушение норм здорового образа жизни(17, 110, 111).
Основная масса школьников занимается физической культурой в рамках утвержденной основной школьной программой (2 часа в неделю), остальные по программе специальных медицинских групп или полностью освобождены от занятий физической культурой (124). Многочисленными исследованиями доказано, что существующая система школьного физического воспитания не преду сматривает в полной мере индивидуального подхода к выбору физической нагрузки, в соответствии с уровнем физического развития, физической подготовленности и биологического возраста занимающихся, а также по содержанию, объему и интенсивности нагрузок урок физического воспитания не полностью отвечает запросам растущего организма (8, 16, 18, 37, 76, 109, 127).
Информация о работе Физическое воспитание детей в летнем оздоровительном лагере школьников